Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный потенциал / региональные социально-экономические системы / механизм / управление / инновации / структурные сдвиги / innovation potential / regional socio-economic systems / mechanism / management / innovation / structural shifts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврикова Наталия Игоревна, Азарова Наталья Анатольевна

Современная экономическая парадигма раскрывает инновационные сферы сотрудничества различных субъектов в региональном пространстве, особенности функционирования государственно-частного партнерства, совместной ответственности на местном и региональном уровнях. Эти процессы сопровождаются новыми способами координации и регулирования экономических субъектов, что является новой философией управления и сосуществования государственного и частного секторов. Статья посвящена исследованию функционирования механизма управления инновационным потенциалом. В качестве методов научного исследования использовался анализ причинно-следственных связей, приемы систематизации и ранжирования, традиционные методы экономических исследований. Осуществлена разработка механизма управления инновационным потенциалом в региональных социально-экономических системах. Представленный механизм позволяет обеспечить новый взгляд на смену парадигм региональной инновационной политики, усовершенствовать стратегические инструменты, создающие управленческие системные решения на региональном уровне. В результате создания и определения специфики управления инновационного потенциала региональных социально-экономических систем функционирование механизма определяется исходя из принципов уникальности и специализации каждого элемента с учетом научно-технического, инновационного и производственного потенциала, а также приоритетных для региона потребностей развития. На основе проведенного анализа выявлено, что изучение специфики построения механизма инновационного потенциала позволяет исследовать особенности формирования и развития региональных социально-экономических систем в едином территориальном пространстве. Стимулирование процессов создания, внедрения, распространения инновационных разработок, знаний, технологий, компетенций, форм и методов логистической и управленческой деятельности является источником регионального развития и способствует достижению целевых показателей развития не только региона, но и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврикова Наталия Игоревна, Азарова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF BUILDING A MECHANISM FOR MANAGING THE INNOVATION POTENTIAL OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The modern economic paradigm reveals innovative areas of cooperation of various subjects in the regional space, the peculiarities of the functioning of public-private partnership, joint responsibility at the local and regional levels. These processes are accompanied by new ways of coordination and regulation of economic entities, which is a new philosophy of management and coexistence of the public and private sectors. The article is devoted to the study of the functioning of the innovation potential management mechanism. The analysis of cause-and-effect relationships, methods of systematization and ranking, traditional methods of economic research were used as methods of scientific research. A mechanism for managing innovation potential in regional socio-economic systems has been developed. The presented mechanism allows us to provide a new perspective on the change of paradigms of regional innovation policy, to improve strategic tools that create managerial system solutions at the regional level. As a result of creating and defining the specifics of management of the innovative potential of regional socio-economic systems, the functioning of the mechanism is determined based on the principles of uniqueness and specialization of each element, taking into account scientific, technical, innovative and production potential, as well as priority development needs for the region. Based on the analysis carried out, it was revealed that the study of the specifics of the construction of the mechanism of innovation potential allows us to explore the features of the formation and development of regional socio-economic systems in a single territorial space. Stimulating the processes of creation, implementation, dissemination of innovative developments, knowledge, technologies, competencies, forms and methods of logistics and management activities is a source of regional development and contributes to the achievement of development targets not only for the region, but also for the country as a whole.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

УДК 338.22:001.895(045) Н.И. Лаврикова, Н.А. Азарова

СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Современная экономическая парадигма раскрывает инновационные сферы сотрудничества различных субъектов в региональном пространстве, особенности функционирования государственно-частного партнерства, совместной ответственности на местном и региональном уровнях. Эти процессы сопровождаются новыми способами координации и регулирования экономических субъектов, что является новой философией управления и сосуществования государственного и частного секторов. Статья посвящена исследованию функционирования механизма управления инновационным потенциалом. В качестве методов научного исследования использовался анализ причинно-следственных связей, приемы систематизации и ранжирования, традиционные методы экономических исследований. Осуществлена разработка механизма управления инновационным потенциалом в региональных социально-экономических системах. Представленный механизм позволяет обеспечить новый взгляд на смену парадигм региональной инновационной политики, усовершенствовать стратегические инструменты, создающие управленческие системные решения на региональном уровне. В результате создания и определения специфики управления инновационного потенциала региональных социально-экономических систем функционирование механизма определяется исходя из принципов уникальности и специализации каждого элемента с учетом научно-технического, инновационного и производственного потенциала, а также приоритетных для региона потребностей развития. На основе проведенного анализа выявлено, что изучение специфики построения механизма инновационного потенциала позволяет исследовать особенности формирования и развития региональных социально-экономических систем в едином территориальном пространстве. Стимулирование процессов создания, внедрения, распространения инновационных разработок, знаний, технологий, компетенций, форм и методов логистической и управленческой деятельности является источником регионального развития и способствует достижению целевых показателей развития не только региона, но и страны в целом.

Ключевые слова: инновационный потенциал, региональные социально-экономические системы, механизм, управление, инновации, структурные сдвиги.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-34-40

Прогрессирующая экономическая и политическая регионализация изменила функции государства и реорганизовала полномочия между различными уровнями управления, что характеризуется децентрализацией и масштабированием государственного вмешательства в региональную и отраслевую экономику. Управление как новация, основанная на координации деятельности и поведения субъектов в региональной среде, задает новую парадигму формирования региональной политики, особенно в измерении инновационной политики. Эти процессы сопровождаются изменением факторов и характера экономических процессов, повышением значения знаний и инноваций как носителей процессов развития, что приводит к переориентации экономической политики и повышению значения инновационной политики, которая становится главной плоскостью укрепления конкурентоспособности экономики.

Инновационная политика стала центральным элементом современной экономической политики. Растущее значение инновационной политики вытекает из двух основных предпосылок. Во-первых, это следствие возрастающего значения инноваций в социально-экономическом развитии. Экономисты сходятся во мнении, что инновации по отношению к традиционным факторам экономического роста становятся основным фактором процессов развития, определяющих уровень конкурентоспособности отдельных субъектов, экономики страны или регионов на международном рынке. Во-вторых, несовершенство рыночных механизмов и рыночного саморегулирования в этой сфере вынуждает государственную власть вмешиваться в инновационные процессы. Участие государственного сектора в стимулировании инновационности экономики заметно на европейском, национальном и региональном уровнях.

В настоящее время дуализм проблематики развития экономических процессов заключается в процессах отсутствия единой инновационной политики и ее оторванности от вовлеченности в активное решение проблем социально-экономического развития страны, а также невозможность полноценного раскрытия инновационного потенциала региона с учетом потребности в инновациях и конгруэнтных структурных сдвигов в экономике [1]. Конкурентная инновационная стратегия национальной эконо-

Специфика построения механизма управления инновационным потенциалом.

35

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

мики, включающая функционирование отдельных субъектов хозяйственной деятельности, предполагает управление развитием инновационного потенциала в региональных социально-экономических системах, где инновационные процессы становятся определёнными «точками роста» и обеспечивают постоянный источник инновационного развития в регионах. Международный опыт подтверждает, что грамотно выстроенный механизм управления инновационным потенциалом более эффективен, чем разовая и точечная государственная поддержка инноваций в регионах [2].

Целью работы является систематизация научных знаний в целях построения оптимального механизма управления инновационным потенциалом, который в дальнейшем сможет стать основой развития региональных социально-экономических систем.

В связи с мировой экономической ситуацией переход на инновационную парадигму является основанием для совершенствования импортозамещения в рамках экономического роста и развития человеческого капитала. Объективной основой структурных сдвигов в инновационном экономическом развитии является сама структура экономики, включающая инновационные структурные элементы и связи между ними, функции, свойства и структурно-организующие свою деятельность экономические факторы. Все эти составляющие можно сформировать в механизм управления данным процессом. Анализ научного подхода к исследованию процессов управления инновационным потенциалом как экономической категории и способа познания особенностей регионального развития необходим для системного прогнозирования развития и регулирования экономики региональных социально-экономических систем в условиях высокой энтропии рыночных процессов на национальном уровне. «Региональная социально-экономическая система» - это сообщество элементов и подсистем, объединенных функциональными горизонтальными связями» [3]. Поэтому объектом исследования в данном исследовании будет не регион, а региональная социально-экономическая система, включающая в себя ограниченную территориальным принципом совокупность связанных субъектов и ресурсов, которые объединены в определенные экономические институты под воздействием синергетического процесса эффективного взаимодействия. Рассмотрение инновационного потенциала с точки зрения управления и использования является основанием для изучения региональных инновационных систем на уровне субъектов.

Выделим ряд факторов, способствующих данному процессному изменению. Во-первых, сокращение экспортных возможностей российской нефтегазовой, горнодобывающей и тяжелой промышленности из-за мировой ситуации и западных санкций. Геополитическими причинами являются разрыв традиционных логистических цепочек, попытки замены российских углеводородов альтернативными поставками из других стран, ограничение экспорта оборудования и технологий, и запрет международного финансирования. На поставки топливно-энергетических товаров в 2019 г. приходилось почти 2/3 российского экспорта и порядка 40 % доходов федерального бюджета [4].

Во-вторых, технологическое отставание России от обеспечения собственных нужд конкурентоспособным оборудованием. Например, санкции коснулись в первую очередь поставок нефтегазового глубинного оборудования и поставки технологий, где в течение достаточно длительного времени не развивалось производство собственного оборудования для нефтедобычи [5]. Статистические данные российского производства персональных компьютеров, электронных и оптических изделий до 2020 года составляли только 3 %, станки и инструменты - 2,8 % [6].

В-третьих, уменьшение качества человеческого капитала за счет работы в массовых низкоквалифицированных рабочих местах, уменьшение инновационных и технологических навыков населения, сокращение градообразующих предприятий. При сокращении в малых населенных пунктах градообразующего предприятия, нового инновационного и высокотехнологичного на данном месте не возникло. Это является феноменом в проектной региональной политике, а качество населения данного региона ухудшается, то есть потенциально активные и молодые жители региона его покидают, оставляя пожилых на выживание на данной территории. Данными демографическими процессами активно пользуются криминальные элементы, деятельность которых на данной территории начинает активизироваться.

Эти процессы в настоящее время вызывают необходимость расширения рынков сбыта, внедрение инновационных импортозамещающих технологий и расширение производства отечественного оборудования, выстраивание новых логистических и технологических связей, наличие возможностей получения высшего образования по месту проживания молодежи с помощью бюджетного финансирования. Поэтому в данной экономической ситуации в целях увеличения экономического и социально-политического потенциала развития российской экономики станут следующие «точки роста»: наращи-

вание инфраструктурных проектов обеспечения российского нефтегазового комплекса, диверсификация логистики и рынков сбыта, производство конкурентоспособного оборудования и отечественных технологий, увеличение количества высокотехнологичных рабочих мест в регионе.

Создание, внедрение и распространение инновационных разработок, знаний, технологий, процессов, форм и методов логистической и управленческой деятельности, благодаря эффективной государственной политике является источником регионального развития, способствует достижению высоких показателей развития не только региона, но и страны. Эффективность управления инновационным потенциалом региональных социально-экономических систем как объекта исследования будет осуществляться в полной мере, если в качестве основы методологического исследования управления будут применяться информационный, синергетический, системный подходы и предложен эффективный механизм управления деятельностью инновационных организаций и бизнес-образовательных структур с учетом инновационного потенциала [7]. Проведем анализ международного опыта, который показывает, что в странах-лидерах инновационного развития выделяется значительный тренд - усиление роли инноваторов-регионов, которые становятся так называемым «ядром» - активными субъектами социально-экономической и политической деятельности в стране [8].

Регионы активно участвуют в определении приоритетов инновационного развития, производственно-технологической специализации территорий, формировании инновационной инфраструктуры, привлечении зарубежных партнеров, разработке и реализации масштабных региональных программ [1; 9]. На основе предыдущего предположения можно утверждать, что роль региональных социально-экономических систем в территориальном развитии заключается в том, что можно выделить основное сосредоточение в крупных центрах источников формирования и реализации инновационного потенциала. Данные процессы обеспечиваются за счет согласованности федеральной и региональной экономической политики, с учетом интересов всех муниципальных образований, входящих в состав региона, в том числе научных (кластеров) и градообразующих территорий, что способствует единству в формировании государственной инновационной политики и разработке управленческой стратегии по ее реализации.

На основе проведенного анализа можно предположить, что изучение специфики построения механизма инновационного потенциала позволяет изучить особенности формирования и развития региональных социально-экономических систем в едином территориальном развитии, которые уникальны в каждом субъекте Российской Федерации. Результативность реализации инновационного потенциала будет способствовать выявлению возможностей функционирования национальной инновационной системы в целом.

Поэтому целесообразность выделения региональных социально-экономических систем и выделение их в виде якорных так называемых «подсистем» как ключевых элементов национальных интересов обеспечивается согласованностью действий всех структурных элементов механизма управления, позволяющих оценивать не только количественные, но и качественные показатели, а также обеспечивающие оптимизацию оценивания всех технико-экономических показателей, в том числе создающих предпосылки для выявления возможных путей и инструментов развития инновационной системы страны, выстраивающих тесную взаимосвязь инновационных стратегий с учетом специфики развития социально-экономической стратегии и рисков в регионе [10].

Важными предпосылками развития региональных социально-экономических систем обуславливается решением конкретных экономических региональных задач, которые решаются в процессе управленческих мероприятий. Примером данных технологических решений будут первые в мире технополисы, которые дали старт развитию депрессивных регионов в США в конце 50-х годов XX века. Предпосылками, обуславливающими развитие региональных социально-экономических систем, можно выделить инновационно-технологическую специализацию, которая зависит от особенностей доминирования традиционной производственной структуры в регионе и профиля имеющихся научных наработок. Примером этих процессов могут служить японские традиции разработки инноваций с учетом требований конкретных муниципалитетов или префектур [1].

Глубокая переориентация инновационной политики была вызвана новой парадигмой экономического развития, в которой инновационные процессы приобретают многомерный характер и во многом обусловлены территорией, создающей ресурсы и сетевые отношения, социальный капитал, экономическую культуру, близкую к пространственным формам координации экономической деятельности (управление). Регион начинает восприниматься, с одной стороны, как инкубатор инноваций, а с другой - как наиболее эффективная площадка для организации инновационной политики (таблица).

_Специфика построения механизма управления инновационным потенциалом..._37

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2024. Т. 34, вып. 1

Эволюция региональной инновационной политики

Признак Старая парадигма Новая парадигма

Методическая база политики Основы отраслевого подхода Основы территориального подхода

Инструментарий и способы влияния Доминирование инструмента «жесткой» политики: прямое воздействие через перераспределение финансовых ресурсов Доминирование инструмента «мягкой» политики и косвенных методов, направленных на стимулирование поведения сектора

Территориальная единица Регион понимается как административная единица Регион понимается как функциональная единица

Главные политические субъекты Государственные и местные органы власти Все региональные субъекты: органы государственной власти, бизнес-инкубаторы, институты поддержки и бизнес-среда, социальные акторы

Региональная инновационная политика за несколько десятков лет превратилась из маргинальной области экономической политики в центральный элемент деятельности государственных структур. Это изменение, произошедшее в последние два десятилетия, привело к радикальному изменению целей и инструментов инновационной политики. Инструменты, типичные для инновационной модели, «подталкиваемой наукой» или модели «вытягиваемой рынком» сменились новым инструментарием, характерным для моделей интерактивного формирования инновационных процессов. Таким образом, формирование технополисов, разработка и применение механизма управления инновационным потенциалом региональных социально-экономических систем с учетом зарубежного опыта будет являться источником преобразования в российской экономике, обеспечивая ее высокотехнологичную структурную направленность, софтизацию и цифровизацию [10].

Несомненно, правительство Российской Федерации оценивает региональные потребности в инновационных преобразованиях на перспективу, с точки зрения выбора приоритетного финансирования отраслей и производств, которые будут входить в технопарки и кластеры, которые в перспективе смогут стать «ядром» модернизации и перспективного развития «отсталых» регионов или территорий, которые позволяют обеспечить реализацию управленческих решений каждого региона в точки зрения развития, его возможностей, потенциала и потребностей [11].

Формирование инновационного потенциала региональных социально-экономических систем должно обеспечиваться наличием инвестиций, которые с помощью комплекса мероприятий будут обеспечивать финансирование инновационной деятельности и стимулирование развития инновационного потенциала (рис. 1).

Стимулирование научно-ориентированного творчества

Стимулирование инновационных решений

Развитие и коммерциализация инноваций

Идеи Культура Сетевые управленческие решения

Институциональная среда Городская среда Финансовые потоки

Научные исследования Технические разработки Корпоративные решения

Рис. 1. Инновационные предпосылки, обеспечивающие формирование и развитие региональной

социально-экономической системы (РСЭС)

Выделим в региональных социально-экономических системах (РСЭС) два научных подхода к их дифференциации [12]. Это подход, учитывающий в составе РСЭС перечень экономических показателей

и ключевых элементов, включает в себя: активность образовательной и научной деятельности; наличие инновационной инфраструктуры; инновационную активность субъектов экономики региона; оценку результативности и эффективности инновационного потенциала и инновационной деятельности региона.

Рассмотрение в рамках другого научного подхода данных составляющих позволяет выделить следующие элементы, характеризующие уровень развития РСЭС: региональная инновационная инфраструктура; региональный инновационный потенциал; результативность региональной инновационной деятельности.

В региональный инновационный потенциал социально-экономических систем включаются следующие элементы:

- образовательный потенциал РСЭС, характеризующийся наличием экономически активного населения, имеющих возможность совершенствования существующих компетенций в образовательных организациях региона;

- научный потенциал РСЭС, характеризующийся наличием в регионе высших учебных заведений, способных генерировать научные разработки и инновации;

- исследовательский потенциал РСЭС характеризуется способностью научных организаций высшего образования к генерации исследовательской деятельности;

- патентный потенциал РСЭС характеризуется минимальным количеством временных затрат на регистрацию инновационных разработок научно-технического характера и возможностей их правовой защиты [12].

Рассмотрим специфику построения механизма управления инновационным потенциалом региональных социально-экономических систем (рис. 2).

Субъекты РСЭС

Нормативно-правовые, оценочные, стратегические

>

Инструменты формирования и инновационного развития РСЭС

Институциональный потенциал развития РСЭС

Технологические, информационные, кадровые, цифровые, финансовые

У

Организационный потенциал развития РСЭС

Образовательный потенциал развития РСЭС

Инновационный потенциал развития РСЭС

Патентный потенциал р азвития РСЭС

Научный потенциал развития РСЭС

Исследовательский потенциал р азвития РСЭС

Рис. 2. Механизм управления инновационным потенциалом региональных социально-экономических

систем (РСЭС)

Механизм управления инновационным потенциалом региональных социально-экономических систем иллюстрирует смену парадигм региональной инновационной политики, что заключается в следующем:

- смещение акцента с секторального подхода (например, проблемные сектора, техническая инфраструктура, наука и техника) в пользу горизонтального подхода;

- ориентация на долгосрочные процессы, предвидение потребностей и вызовов с расширением временного горизонта;

Специфика построения механизма управления инновационным потенциалом.

39

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- адресная поддержка инновационных процессов согласно специфике региональных потребностей экономики;

- изменение методов воздействия - уход от прямого участия на рынке государственного сектора (для координации и стимулирования поведения субъектов инновационных процессов в регионе);

- доминирование «мягкого» воздействия, включая поддержку сервисов консультирования, обучение, информирование и продвижение, создание сетевых связей, создание инновационной среды и т. д.;

- переход от иерархического управления инновационными процессами в регионе к децентрализованной сетевой системе поддержки инноваций;

- ориентация на малые инновационные компании в контексте оплаты труда;

- перенос акцента с государственного вмешательства на использование конкурентных преимуществ и эндогенный потенциал развития;

- воздействие интернационализации и глобальной перспективы для развития инновационного потенциала регионов.

Таким образом, двойственность инновационной политики проявляется, прежде всего, в различиях целей и инструментов ее реализации. Национальное измерение этой политики заключается в устранении рыночных барьеров и структурно-системных ограничений, ослабляющих инновационный потенциал хозяйствующих субъектов. Региональный уровень влияния сосредоточен на создании среды, способствующей созданию, распространению и освоению инноваций, что остается в значительной степени областью региональной политики. Основными задачами и направлениями поддержки в рамках региональной инновационной политики являются:

- оживление партнерских отношений в региональной среде;

- укрепление сотрудничества между экономикой, наукой и органами государственной власти;

- укрепление инновационного потенциала субъектов хозяйствования, особенно в секторе МСП;

- укрепление социального капитала в регионе;

- формирование современного человеческого капитала в регионе, укрепление предприимчивости и креативности, мобильности и гибкости регионального сообщества;

- укрепление институциональной инфраструктуры, такой как научные и технологические парки, инновационные и академические инкубаторы, центры передачи технологий для поддержки инноваций и передачи технологий в регион;

- поддержка развития бизнес-среды и проинновационных сервисов - финансовый, консалтинг, обучение, информация и продвижение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суховей А.Ф., Голова И.М. Дифференциация стратегий инновационного развития регионов как условие повышения эффективности социально-экономической политики в РФ // Экономика региона. 2020. Т. 16, № 4. С. 1302-1317. DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-20.

2. Лаврикова Н.И. Особенности формирования инновационного потенциала экономических систем: зарубежный опыт // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 4. С. 115-121. DOI 10.21209/2227-9245-2021-27-4-115-121.

3. Прокофьева Т.Ю. Особенности функционирования экономических систем // Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Феодосия, 04-06 мая 2016 года. Феодосия: Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2016. С. 62-67.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».

5. Ларченко Л.В., Яковлева Т.В. Нефтегазовый комплекс России в новых условиях: геополитическая ситуация, диверсификация, формирование новых рынков сбыта // Деловой журнал Neftegaz.RU. 2023. № 1(133). С. 88-91.

6. Товарная структура экспорта за январь - декабрь 2019 г. // Федеральная таможенная служба. URL: http://customs.ru/ folder/519 (дата обращения 18.07.2023).

7. Зикунова И.В. Совершенствование механизма управления инновационным развитием территорий: монография / Хабаровская государственная академия экономики и права. СПб.: НОУ ВПО Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2014. 166 с.

8. Азарова Н.А. Детерминанты когнитивного управления инновационным потенциалом социально-экономических систем: международный опыт // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2023. № 1. С. 3-12. - DOI 10.18101/2304-4446-2023-1-3-12.

9. Fischer C., Newell R. Environmental and Technology Policies for Climate Mitigation. Journal of Environmental Economics and Management. 2008. Vol. 55, iss. 2. Р. 142-162.

10. Серебрякова Н.А., Дорохова Н.В., Исаенко М.И. Механизм формирования региональной инновационной подсистемы // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81, № 4 (82). С. 268-273. DOI 10.20914/2310-1202-2019-4-268-273.

11. Степанова Ю.Н. Совокупность системообразующих компонентов концепции развития инновационного потенциала хозяйствующих субъектов // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 1 (52). С. 224-230. DOI 10.22394/1997-4469-2021-52-1-224-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Москвитина Е.И. Новая модель региональной инновационной подсистемы и механизм ее реализации // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 2 (66).

Поступила в редакцию 20.09.2023

Лаврикова Наталия Игоревна, доктор экономических наук, доцент

ФГКВОУ ВО «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации» (Академия ФСО России) 302020, Россия, г. Орел, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: nalavrikova@yandex.ru

Азарова Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова» 394087, Россия, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8 E-mail: azarovarsd@rambler.ru

N.I. Lavrikova, N.A. Azarova

SPECIFICS OF BUILDING A MECHANISM FOR MANAGING THE INNOVATION POTENTIAL OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-1-34-40

The modern economic paradigm reveals innovative areas of cooperation of various subjects in the regional space, the peculiarities of the functioning of public-private partnership, joint responsibility at the local and regional levels. These processes are accompanied by new ways of coordination and regulation of economic entities, which is a new philosophy of management and coexistence of the public and private sectors. The article is devoted to the study of the functioning of the innovation potential management mechanism. The analysis of cause-and-effect relationships, methods of systemati-zation and ranking, traditional methods of economic research were used as methods of scientific research. A mechanism for managing innovation potential in regional socio-economic systems has been developed. The presented mechanism allows us to provide a new perspective on the change of paradigms of regional innovation policy, to improve strategic tools that create managerial system solutions at the regional level. As a result of creating and defining the specifics of management of the innovative potential of regional socio-economic systems, the functioning of the mechanism is determined based on the principles of uniqueness and specialization of each element, taking into account scientific, technical, innovative and production potential, as well as priority development needs for the region. Based on the analysis carried out, it was revealed that the study of the specifics of the construction of the mechanism of innovation potential allows us to explore the features of the formation and development of regional socio-economic systems in a single territorial space. Stimulating the processes of creation, implementation, dissemination of innovative developments, knowledge, technologies, competencies, forms and methods of logistics and management activities is a source of regional development and contributes to the achievement of development targets not only for the region, but also for the country as a whole.

Keywords: innovation potential, regional socio-economic systems, mechanism, management, innovation, structural shifts.

Received 20.09.2023

Lavrikova N.I., Doctor of Economics, Associate Professor

The Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation

Priborostroitelnaya st., 35, Orel, Russia, 302020

E-mail: nalavrikova@yandex.ru

Azarova N.A., Candidate of Economics, Associate Professor Voronezh State Forestry University named after G.F.Morozov, Timiryazeva st., 8, Voronezh, Russia, 394087 E-mail: azarovarsd@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.