Научная статья на тему 'Специфика построения эффективной системы управления персоналом современного предприятия'

Специфика построения эффективной системы управления персоналом современного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONNEL MANAGEMENT / ENTERPRISE / EFFICIENCY / TRAINING / TRAINING METHODS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епинина Вероника Сергеевна, Епинин Алексей Васильевич

Успешная бизнес-деятельность современного предприятия определяется рядом многих факторов, и в первую очередь рациональным построением системы управления персоналом. Для того, чтобы показывать высокие результаты и лидировать на рынке персонал предприятия необходимо развивать. Одним из направлений развития персонала выступает обучение, позволяет предприятию проанализировать, оценить, и предложить способы для более эффективного управления персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Епинина Вероника Сергеевна, Епинин Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF BUILDING AN EFFECTIVE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM

The successful business activity of a modern enterprise is determined by a number of factors, and first of all, by the rational construction of a personnel management system. In order to show high results and lead the market, the company's personnel must be developed. One of the areas of personnel development is training, which allows the company to analyze, evaluate, and suggest ways for more effective personnel management.

Текст научной работы на тему «Специфика построения эффективной системы управления персоналом современного предприятия»

СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Епинина Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: v.epinina@rambler.ru) Волгоградский государственный университет, г.Волгоград, Россия Епинин Алексей Васильевич, магистрант (e-mail: epinin1@yandex.ru) Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г.Волгоград, Россия

Успешная бизнес-деятельность современного предприятия определяется рядом многих факторов, и в первую очередь - рациональным построением системы управления персоналом. Для того, чтобы показывать высокие результаты и лидировать на рынке персонал предприятия необходимо развивать. Одним из направлений развития персонала выступает обучение, позволяет предприятию проанализировать, оценить, и предложить способы для более эффективного управления персоналом.

Ключевые слова: управление персоналом, предприятие, эффективность, обучение, методы обучения, развитие

Современное управление персоналом ориентировано на достижение эффективности деятельности и справедливости во взаимодействиях между работниками. Алгоритм (этапы) построения системы управления персоналом представлен на рис. 1.

На первом этапе формирования системы управления персоналом необходимо разработать и построить «дерево целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия, а также разработать стратегию обеспечивающая выживаемость предприятия и достижение ею целей деятельности в долгосрочном периоде [2, с.103]. При этом стратегия управления персоналом представляет собой часть общей стратегии развития организации, сфокусированную на долгосрочной успешной реализации функций управления человеческими ресурсами в соответствии с миссией организации.

На втором этапе необходимо сформировать и организовать подсистемы управления персоналом. Под постановкой подсистем управления персоналом понимается комплекс целенаправленных действий по созданию эффективной системы работы с персоналом, включающий создание правил, основных положений и норм, определяющих принципы кадрового планирования, набора и увольнения, обучения и развития, мотивации и вознаграждения, организации деятельности, оценки и аттестации кадров.

Обеспечение нормальных условий труда необходимо для того чтобы организация начала осуществлять свою деятельность. Это касается, прежде всего, обеспечения охрана труда и соблюдения требований психофизиоло-

гии и эргономики труда [6, с.52]. Чтобы эффективно регулировать охрану труда необходимо разработать соответствующие правила и инструкции.

Рис. 1. Этапы построения системы управления персоналом Источник: сост. авт. по: [5, с.576; 7, с.50].

После того, как на предприятии обеспечиваются нормальные условия труда, сформирована устойчивая организационная структура, в которой налажено информационное и правовое обеспечение, предстоит непосредственная работа с персоналом.

В современных условиях одну из главных ролей в построении эффективной системы управления персоналом играет результативное обучение сотрудников, представляющее собой важнейший инструмент развития персонала.

Обучение персонала организации объединяет в себе множество направлений и разновидностей процессов обучения с соответствующими характеристиками. Рассмотрим основные виды обучения персонала:

1. Профессиональная подготовка кадров, которая включает в себя профессиональную начальную подготовку (развитие умений, навыков и знаний на начальном этапе - подготовка бакалавров) и профессиональную специализированную подготовку [3, с.217] (получение специфической квалификации посредством углубления имеющихся знаний, умений и навыков - подготовка специалистов, магистров).

2. Повышение квалификации - расширение имеющихся у сотрудников знаний, навыков, умений в целях приведения их соответствия требованиям.

3. Переквалификация - получение знаний, навыков и умений с целью освоения новой профессии [4, с.390].

Направления обучения персонала раскрывают суть того, на чем сделан акцент в обучении. Так, продуктовое направление обучения сосредоточивает внимание на предмете бизнеса организации. Как правило, данный вид

обучения проводится для ознакомления сотрудника со спецификой деятельности организации и характеристиками продукта, производимого организацией. Навыковое обучение призвано развить деловые навыки у сотрудников: деловое общение, управление временем, проведение презентаций и т.д. Функционально-производственное обучение способствует расширению уровня знаний в области функционирования и совершенствованию существующих знаний и навыков. Развитие лидерских качеств организации в основном применяют к сотрудникам с лидерскими задатками и высоким управленческим потенциалом [1, с.37].

Помимо видов и направлений обучения существуют также и методы обучения персонала. Методы обучения персонала - способы, с помощью которых развитие персонала реализуется на практике. Их можно классифицировать по различным признакам. Например, их можно разделить по:

1. Степени активности. Выделяют активные и пассивные методы относительно участия персонала в процессе обучения. Активные методы предполагают участие обучаемых в дискуссиях, возможность задавать вопросы, общаться с другими участниками и учителем.

2. Охвату персонала. Существуют индивидуальные и групповые методы обучения. Плюс индивидуальных методов состоит в том, что у сотрудника присутствует возможность полностью сосредоточиться на материалах и заданиях, однако индивидуально обучение сотрудника будет стоить организации достаточно дорого. Групповые методы обучения, разумеется, дешевле.

3. Соприкосновению с рабочим местом. Существуют методы развития персонала с отрывом от производства и без отрыва. Последние подразумевают немедленное использование обретенных навыков и знаний на практике и происходят в самой организации.

4. Длительности: краткосрочное и долгосрочное обучение.

Рассмотрим более детально классификацию методов обучения персонала по признаку соприкосновения с рабочим местом.

Обучение на рабочем месте предполагает обучение сотрудника в организации, на своем рабочем месте, с использованием действующих рабочих инструментов и материалов. К методам обучения персонала на рабочем месте относятся:

1. Производственный инструктаж, который предполагает введение в специальность и общее ознакомление сотрудника с требованиями к его трудовой деятельности.

2. Ротация кадров. Предполагает получение новых знаний и опыта за счет смены рабочего места.

3. Наставничество. При данном методе к обучаемому приставляют человека, как правило, отличающегося особым профессионализмом и доверием руководителя. Наставник помогает сотруднику освоить наиболее эффективные методы работы и избежать популярных ошибок, и т.д.

Обучение вне рабочего места предполагает отрыв обучения от основной

работы, и чаще всего проводится в центрах обучения или специализированных учреждениях. К данным методам относятся:

1. Лекционный. Пассивный метод. В основном предполагает односторонний контакт, лектор излагает новый материал, который сотрудники фиксируют на бумажных или электронных носителях, впоследствии применяя полученную теорию на практике;

2. Деловые игры. Каждому обучающемуся выпадает определенная роль, которой он должен соответствовать. В результате получается несколько альтернативных решений ситуации. Плюс данного метода в том, что все участники игры полностью отдаются процессу, стараясь вникнуть во все аспекты ситуации, что является очень действенным.

3. Видеообучение - представляет собой процесс обучения персонала посредством показа готовых видеозаписей.

3. Тренинги, семинары и конференции. Активный метод обучения, который призван развить логическое мышление обучаемых. Происходит посредством объяснения инструктором основных аспектов деятельности, которые приведут к повышению рабочей эффективности.

4. Дистанционное обучение. Дистанционный режим позволяет довольно легко совмещать работу с обучением: ученик сам выбирает удобное для него время занятий. Однако больше подходит для получения чисто теоретических знаний.

5. Самообучение. Вид обучения, при котором сотрудник сам выбирает удобное для себя время и предпочтительную литературу.

6. Кружки качества. При использовании данного метода сотрудники объединяются в рабочие группы и разрабатывают конкретные решения по проблемам, после чего передают их руководству, которое принимает решение об их принятии или отклонении, информируя об этом рабочие группы, и др.

В настоящее время очень популярны методы, заимствованные с Запада. Например, такие, как:

1. Обучение по методу shadowing - когда молодому сотруднику предоставляют возможность в течение нескольких дней пребывать в роли «тени» руководителя, что позволяет обучаемому зафиксировать основные моменты и особенности работы, получить важные знания и навыки.

2. Обучение по методу Secondment, при котором сотрудника отправляют на другое место работы. Очень схож с ротацией персонала, отличие лишь в масштабности: при ротации сотрудник перемещается на другое рабочее место, при обучении по методу Secondment сотрудник отправляется в другой филиал или подразделение.

3. Обучение методом Buddying - за обучаемым закрепляется другой сотрудник, целью которого является осуществление обратной связи по действиям обучаемого с руководством. Участники данного процесса (а именно обучаемый и закрепленный сотрудник) равноправны, субординация отсутствует.

4. Модульное обучение, которое состоит из отдельных тематических блоков. Как правило, учебный курс состоит из трех модулей; Метафорическая игра. Целью игры является нахождение нового способа решения заданной проблемы. Особенность заключается в том, что для решения проблемы берется метафора - такой метод позволяет активизировать творческие способности сотрудников и пресечь сложившиеся стереотипы [1, с.38].

5. Обучение действием. При использовании данного метода обучения на регулярной основе собирается группа менеджеров (как правило, их не больше шести) для решения не искусственно созданных ситуаций, а реальных проблем организации.

Таким образом, специфика построения эффективной системы управления персоналом позволяет предприятию проанализировать, оценить, и предложить способы для более эффективного управления персоналом. Основной задачей является обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству. Чтобы предприятие смогло обеспечить себя необходимым количественным и качественным составом персонала, а также добиться высоких показателей эффективности его деятельности осуществляется деятельность по планированию и поиску персонала, разрабатываются программы адаптации и обучения, мотивации и социального развития.

Список литературы

1. Жигаленкова Г.С. Теоретический подход к оценке эффективности инвестиций в систему переподготовки и повышения квалификации кадров // Экономические и гуманитарные науки. - 2018. - №10. - С. 35-40.

2. Иванова В.В., Кортунова В.С. Человеческий потенциал в инновационном развитии экономики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2010. - № 8-1. - С. 102-105.

3. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Манякин А.А. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и пути их решения // Региональная экономика. Юг России. - 2013. -№2. - С. 216-224.

4. Куатпекова А. К. Планирование, обучение и развитие персонала // Молодой ученый. -2016. - №1. - С. 389-392.

5. Курбанова Л.С. Особенности управления персоналом на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса города Иваново // Экономика и социум. - 2017. - №2. - С. 575-578.

6. Кучковская Н.В. Роль социальных инвестиций в укреплении экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - Т.6. - №2. -С. 51-57.

7. Чиркова Т.В. Управление человеческими ресурсами. - СПб.: ИЭО СПбУТУиЭ, 2017. -263 с.

Epinina Veronica Sergeevna, PhD. in Economics, associate professor Epinin Alexey Vasilievich, undergraduate

SPECIFICITY OF BUILDING AN EFFECTIVE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT SYSTEM

Abstract. The successful business activity of a modern enterprise is determined by a number offactors, and first of all, by the rational construction of a personnel management system. In order to show high results and lead the market, the company's personnel must be developed. One of the areas of personnel development is training, which allows the company to analyze, evaluate, and suggest ways for more effective personnel management. Keywords: personnel management, enterprise, efficiency, training, training methods, development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.