Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ'

СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гирко А. А., Слинько А. А.

П р е д м е т. Сравнительный анализ политического управления в Российской Федерации и в странах СНГ. Т е м а . Специфика политического управления в РФ и в странах СНГ. Ц е л и . Проанализировать трансформацию политических подходов на евразийском пространстве в контексте осмысления кризисных трендов развития экономических и политических процессов. М е т о д о л о г и я . Исследование на основе применения статистического и сравнительного анализа. Р е з у л ь т а т ы . Исследование подтвердило, что политическое управление в Российской Федерации и в странах СНГ является эффективным, если осуществляется на основе консолидации региональной политики на прочной конституционной основе. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты исследования могут применяться специалистами в области международных и региональных связей, преподавателями и студентами высших учебных заведений. В ы в о д ы . На процесс политического управления оказывает влияние глобализация, международные организации и транснациональные корпорации, а также институты гражданского общества и общественное мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF POLITICAL GOVERNANCE IN RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES

S u b j e c t. Comparative analysis of political governance in the Russian Federation and in the CIS countries.T o p i c . The specifics of political governance in the Russian Federation and in the CIS countries. G o a l s . To analyze the transformation of political approaches in the Eurasian space in line with the understanding of crisis trends in the development of economic and political processes. M e t h o d o l o g y. A study based on the application of statistical and comparative analysis. R e s u l t s . The conducted research has shown that political governance in the Russian Federation and in the CIS countries is effective if it is carried out on the basis of consolidation of regional policy on a solid constitutional basis. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The results of the study can be applied by specialists in the field of international and regional relations, teachers and students of higher educational institutions. C o n c l u s i o n s . The process of political governance is influenced by globalization, international organizations and transnational corporations, as well as civil society institutions and public opinion.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ»

УДК 323.2

СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ

КОДЫ JEL: Z18, R59

Гирко А. А., аспирантка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru SPIN-код: отсутствует

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru SPIN-код: 1118-2860

Поступила в редакцию 13.09.2022. Принята к публикации 21.09.2022 Аннотация

Предмет. Сравнительный анализ политического управления в Российской Федерации и в странах СНГ.

Тема. Специфика политического управления в РФ и в странах СНГ.

Цели. Проанализировать трансформацию политических подходов на евразийском пространстве в контексте осмысления кризисных трендов развития экономических и политических процессов.

Методология. Исследование на основе применения статистического и сравнительного анализа.

Результаты. Исследование подтвердило, что политическое управление в Российской Федерации и в странах СНГ является эффективным, если осуществляется на основе консолидации региональной политики на прочной конституционной основе.

Область применения. Результаты исследования могут применяться специалистами в области международных и региональных связей, преподавателями и студентами высших учебных заведений.

Выводы. На процесс политического управления оказывает влияние глобализация, международные организации и транснациональные корпорации, а также институты гражданского общества и общественное мнение.

Ключевые слова: политическое управление, гражданское общество, субъекты политического управления, механизм политического управления.

UDC 323.2

THE SPECIFICS OF POLITICAL GOVERNANCE IN RUSSIA AND THE

CIS COUNTRIES

JEL CODES: Z18, R59

Girko A. A., postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru SPIN code: none

Slinko A. A., Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Political Science and Political Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru SPIN code: 1118-2860

Annotation

Subject. Comparative analysis of political governance in the Russian Federation and in the CIS countries.

Topic. The specifics of political governance in the Russian Federation and in the CIS countries.

Goals. To analyze the transformation of political approaches in the Eurasian space in line with the understanding of crisis trends in the development of economic and political processes.

Methodology. A study based on the application of statistical and comparative analysis.

Results. The conducted research has shown that political governance in the Russian Federation and in the CIS countries is effective if it is carried out on the basis of consolidation of regional policy on a solid constitutional basis.

Scope of application. The results of the study can be applied by specialists in the field of international and regional relations, teachers and students of higher educational institutions.

Conclusions. The process of political governance is influenced by globalization, international organizations and transnational corporations, as well as civil society institutions and public opinion.

Keywords: political governance, civil society, subjects of political governance, mechanism of political governance.

Введение

Современная парадигма политического управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Политическое управление представляет собой непосредственное влияние политических институтов на граждан и организации. Каждое политическое изменение, каждый новый закон или ситуация на международной арене, несомненно, сказываются на деятельности людей и организаций. В современном демократическом государстве эффективное управление общественными отношениями предполагает активное участие в управлении большинства граждан, общественных организаций и других субъектов политического процесса. Потребность изменить традиционное соотношение между политическими акторами, обеспечить поддержку и участие граждан в процессах управления, поиска наиболее эффективных путей и методов решения глобальных проблем, волнующих общество и государство, должна быть удовлетворена путем активного привлечения общественных структур и граждан к процессам управления общественными делами [1].

Глобальный экономический кризис, климатические проблемы, тенденции хаотизации политической и социальной жизни вызвали всемирный поворот к созданию мощной государ -ственности, отвечающей основным вызовам XXI века. В России этот поворот отражает реальную консолидацию региональной политики на прочной конституционной основе [2].

Проблема политического управления в научном дискурсе

В современной политической науке определения понятия «политическое управление»

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-154-159

акцентируют внимание на различных сторонах данного явления, отмечая, что это непрерывный и целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект, это политико-властный процесс, это процесс достижения конкретных политических целей. Изучая феномен власти, политическая наука использует два принципиальных подхода: атрибутивный (субстанциональный), в рамках которого власть рассматривается как неотъемлемое свойство человека, заложенное в его природе, и социологический (реляционистский), представляющий власть, как особый вид отношений, в основе которых — господство и подчинение, возникающие между субъектом и объектом власти [3].

Политическое управление так же рассматривается и как механизм, который обеспечивает достижение поставленных целей. Под политическим механизмом понимают как систему отношений между акторами политики, посредством которых реализуется тот или иной политический процесс, так и совокупность состояний политических субъектов и политических процессов, протекающих между ними. Так, одними из наиболее глубоких и всесторонних являются управленческие отношения, возникающие между государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и гражданами страны или отдельными их представителями, группами — с другой (государственное управление) [4].

Политическое управление осуществляется посредством политического механизма, то есть через «совокупность инструментов реализации политической власти» и включает в себя различные политические институты, как государственные (законодательные, исполнительные и судебные органы власти),

так и институты, обеспечивающие политическую артикуляцию интересов граждан (политические партии, движения, группы давления, лоббистские структуры, различные слои политической элиты, политических лидеров). Наибольшее развитие механизм политического управления достигает там, где сформировано сильное гражданское общество, которое посредством своих институтов может постоянно и эффективно влиять на государство, на выработку и реализацию политических решений в стране.

Система современного государственного управления, отвечающая на вызовы глобального мира, становится все более активной и подвижной через включение в этот процесс более широкого спектра акторов, условий и ресуров [5].

Специфика политического управления в России

Россия является демократическим федеративным правовым государством, имеющим республиканскую форму правления. Государственное управление в России основано на классическом принципе разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную, судебную. Предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях с друг с другом и наличие собственного персонала, не имеющего отношения к работе двух других ветвей власти. Во главе России находится президент, законодательная власть представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат, в российском парламенте представлены различные политические партии. Исполнительная власть возложена на Правительство Российской Федерации и президента страны.

Особое внимание в политическом управлении уделяется легитимным электоральным процессам. Такие успехи российского политического управления как установление в соответствии с решением Государственной Думы трехдневного голосования, использование практики праймериз, проведение электронного голосования в ряде регионов создали атмосферу диалога власти и общества и позволяют реализовывать механизм тонкой подстройки общественных настроений к потребностям государства. [6]

Опросы общественного мнения, проведенные своевременно и по острым и актуальным проблемам, так же способствуют взаимопониманию государства и народа, позволяют быстро и эффективно разрешать противоречия, возникающие в политическом поле регионов. Ре-

гиональная власть в процессе политического управления серьезно взаимодействует с лидерами политических партий, способствует формированию идеологии национально-государственного единства. При этом представители всех национальностей, проживающих в регионах, должны быть включены в политическую жизнь[7].

Политическое управление включает определение реперных точек экономического роста в той или иной части России, способствует привлечению инвесторов и созданию благоприятного климата для развития региона. В процесс политического управления должны быть привлечены как старые СМИ — газеты, радио и телевидение, так и новые — Интернет-ресурсы, блоги, социальные сети и другие, что способствует институализации динамичного развития региона. Политическое управление должно повсеместно способствовать экологической ориентации государственных органов, проведению конкретных мер по защите природы, предотвращению незаконных действий местных властей в этой области.

Проблемы в политическом управлении государств — членов СНГ

Союз Независимых Государств (СНГ) — это межгосударственная организация, в которую входит часть союзных республик бывшего СССР. В 2022 году членами и ассоциированными членами СНГ являются 11 государств. Соглашение о создании СНГ и протокол к нему были ратифицированы 26 декабря 1991 года.

После приобретения независимости страны СНГ унаследовали черты советского строя. Основной формой государственного устройства этих стран стал унитаризм. Унитарная система правления представляет собой форму государственного устройства, при которой власть сконцентрирована в руках национального правительства, однако оно не должно игнорировать особенности отдельных регионов, население которых может не полностью поддерживать проводимую центром политику.

Президентство стало политическим атрибутом республик бывшего СССР. В президентскую форму были упакованы традиционные отношения и структуры. Становление президентства в странах СНГ уникально и неповторимо [8]. Во многом это связано с тем, что страны СНГ вынуждены были в ускоренном режиме проводить модернизацию политической системы. Зачастую это означает фактический переход к режиму личной власти, что связано с неразвитостью и слабостью многих политических и социальных институтов. Политический вакуум заполняет сильная президентская власть, нередко с авторитарными тенденциями.

Таблица

Динамика присоединения стран к СНГ и выхода из Содружества

Действующие члены СНГ:

Государство Столица Дата ратификации «Соглашения о создании СНГ» и протокола к нему Дата ратификации Устава СНГ Государство-основатель

Азербайджан Баку 24 сентября 1993 24 сентября 1993 да

Армения Ереван 18 февраля 1992 (26 декабря 1991) 16 марта 1994 (9 ноября 1993) да

Белоруссия Минск 10 декабря 1991 18 января 1994 да

Казахстан Нур-Султан 23 декабря 1991 31 марта 1993 да

Киргизия Бишкек 6 марта 1992 18 декабря 1993 да

Молдавия Кишинев 8 апреля 1994 26 апреля 1994 да

Россия Москва 12 декабря 1991 15 апреля 1993 да

Таджикистан Душанбе 25 декабря 1991 и 26 июня 1993 26 июня 1993 да

Туркмения Ашхабад 26 декабря 1991 не ратифицирован Государство-основатель. Ассоциированный член-наблюдатель с 2005 года

Узбекистан Ташкент 4 января 1992 6 мая 1993 да

Бывшие страны СНГ

Государство Дата выхода из СНГ

Грузия 18 августа 2009 года

Украина Процесс выхода из соглашений СНГ продолжается. В 2019 МВФ убрал страну из списка членов Содружества.

Безусловно, на политические системы стран СНГ огромный отпечаток накладывает исторический фактор, традиции и культура народа, который населяет каждую из бывших советских республик. Показательно, что в тех странах, где реформы проводят лидеры, которые выступают за демократические ценности и игнорируют национальные традиции и культуру (Киргизия) — там экономика доведена до крайне тяжелого состояния. Там же, где руководители действуют авторитарными методами (Казахстан) — там можно отметить определенную социальную стабильность. Однако вряд ли в этом случае можно говорить стабильности политической системы. Одним из подтверждений служит огромное количество русского и русскоязычного населения, которое фактически (не юридически, не конституционно) ущемлено в правах, а национально мыслящая элита из числа представителей «титульной нации» доминирует в реальной политической жизни [9].

И даже в том случае, когда нельзя говорить об этнократии в полном смысле этого слова, эт-нократические тенденции отмечаются все же повсеместно. Различия между ними — это различия в мировоззрении. Победа одного из них

может означать не только кардинальные изменения, например, в положении правящей элиты, но и модернизацию политического управления. Именно поэтому в странах СНГ борьба за власть ведется с таким ожесточением [10]. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т. е. признания ее законного характера обществом, без чего невозможно эффективное политическое управление.

Заключение

В целом, политическое управление рассматривается как реализация политико-властных отношений, как процесс реализации субъектом политики своих интересов в ходе политического процесса. При этом нельзя недооценивать влияние глобализации на развитие государства и гражданского общества, систему государственного управления, методы решения внутренних и внешних проблем, а также усиление роли международных организаций и транснациональных корпораций. Институты гражданского общества зачастую в повседневной жизни остро критикуют деятельность государства, властвующей политической эли-

ты. Особое воздействие на политические процессы оказывает общественное мнение, выраженное через опросы, средства массовой информации и различные формы политического участия. Политические руководители и правительства должны быть готовы постоянно переоценивать то, что они делают сейчас для реализации политики, направленной на решение приоритетных задач, смотреть в будущее и опережать события.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безвиконная Е. В. Политические сети в системе публичного управления: теоретический аспект / Е. В. Безвиконная // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2009. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/politicheskie-seti-v-sisteme-publichnogo-upravleniya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 09.09.2022).

2. Слинько А. А. Сильное государство, сильные регионы и консолидация политического опыта / А. А. Слинько, В. С. Брылев // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 1 (52). — С. 212—217.

3. Харичкин И. К. О понятии «Политическое управление» / И. К. Харичкин // Вестник ГУУ. — 2012. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-ponyatii-politicheskoe-upravlenie (дата обращения: 09.09.2022).

4. Левченко А. А. Механизмы в системе политических отношений / А. А. Левченко // Информационная безопасность регионов. — 2014. — № 4 (17). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mehanizmy-v-sisteme-politicheskih-otnosheniy (дата обращения: 09.09.2022).

5. Сморгунов Л. В. Управляемость и сетевое политическое управление / Л. В. Сморгунов // Власть. — 2014. — № 6. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/upravlyaemost-i-setevoe-politicheskoe-upravlenie (дата обращения: 09.09.2022).

6. Слинько А. А. Конституционный процесс в России и особенности региональной политики / А. А. Слинько, В. А. Гвоздев // Регион: системы, экономика, управление. — 2020. — № 1 (48). — С. 147—151.

7. Слинько А. А. Поиски новой модели политического участия в регионах: праймериз «Еди-

ной России» и политические процессы в Европе l А. А. Слинько, Е. О. Дякина II Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 2 (53). — С. 87—92.

8. Куликова Ю. А. Причины возникновения института президентства в странах СНГ (на примере Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Азербайджан) l Ю. А. Куликова ll Юриспруденция. — 2010. — № 2. — URL: https:llcyberleninka.rularticlelnl prichiny-vozniknoveniya-instituta-prezidentstva-v-stranah-sng-na-primere-rossiyskoy-federatsii-respubliki-belarus-respubliki-kazahstan (дата обращения: 09.09.2022).

9. Летняков Д. Э. Создавая нацию: политика идентичности в постсоветских государствах l Д. Э. Летняков ll Мир России. Социология. Этнология. — 2016. — № 2. — URL: https:llcyberleninka.rularticlelnlsozdavaya-natsiyu-politika-identichnosti-v-postsovetskih-gosudarstvah (дата обращения: 09.09.2022).

10. Жильцов С. С. Политические системы стран СНГ: сравнительный анализ: 1991— 1999 гг. : автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 I С. С. Жильцов II Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана. — Москва, 2000. — 20 с.

LIST OF LITERATURE

1. Bezvikonnaya E. V. Political networks in the system of public administration: theoretical aspect l E. V. Bezvikonnaya ll Human Science: Humanities Research. — 2009. — No. 3. — URL: https:llcyberleninka.rularticlelnlpoliticheskie-seti-v-sisteme-publichnogo-upravleniya-teoreticheskiy-aspekt (Date of access: 09.09.2022).

2. Slinko A. A. Strong state, strong regions and consolidation of political experience l A. A. Slinko, V. S. Brylev ll Region: systems, economics, management. — 2021. — No. 1 (52). — S. 212—217.

3. Kharichkin I. K. On the concept of «Political management» l I. K. Kharichkin ll Vestnik GUU. — 2012. — No. 4. — URL: https:llcyberleninka.rul articlelnlo-ponyatii-politicheskoe-upravlenie (date of access: 09.09.2022).

4. Levchenko A. A. Mechanisms in the system of political relations l A. A. Levchenko ll Information security of regions. — 2014. — No. 4 (17). — URL: https:llcyberleninka.rularticlelnlmehanizmy-v-sisteme-politicheskih-otnosheniy (date of access: 09l09l2022).

5. Smorgunov L. V. Manageability and network political management l L. V. Smorgunov ll Power. 2014. — No. 6. — URL: https:llcyberleninka.rul articlelnlupravlyaemost-i-setevoe-politicheskoe-upravlenie (date of access: 09l09l2022).

6. Slinko A. A. The constitutional process in Russia and the peculiarities of regional policy / A. A. Slinko, V. A. Gvozdev // Region: systems, economics, management. — 2020. — No. 1 (48). — Pp. 147—151.

7. Slinko A. A. Searching for a new model of political participation in the regions: United Russia primaries and political processes in Europe / A. A. Slinko, E. O. Dyakina // Region: systems, economics, management. — 2021. — No. 2 (53). — S. 87—92.

8. Kulikova Yu. A. Reasons for the emergence of the institution of presidency in the CIS countries (on the example of the Russian Federation, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Republic of Azerbaijan) / Yu. A. Kulikova // Jurisprudence. — 2010. —

No. 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prichiny-vozniknoveniya-instituta-prezidentstva-v-stranah-sng-na-primere-rossiyskoy-federatsii-respubliki-belarus-respubliki-kazahstan (Date of access: 09/09/2022 ).

9. Letnyakov D. E. Creating a Nation: Identity Politics in the Post-Soviet States / D. E. Letnyakov // World of Russia. Sociology. Ethnology. — 2016. — No. 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sozdavaya-natsiyu-politika-identichnosti-v-postsovetskih-gosudarstvah (date of access: 09.09.2022).

10. Zhiltsov S. S. Political systems of the CIS countries: a comparative analysis: 1991—1999. : abstract dis. ... candidate of philosophical sciences: 09.00.11 / S. S. Zhiltsov // Mosk. state tech. un-t im. N. E. Bauman. — Moscow, 2000. — 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.