Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КРИЗИС НЕОЛИБЕРАЛИЗМА / НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Луков А. К., Слинько А. А.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Формирование новых принципов государственного управления и особенности политического устройства современного российского государства определяются трансформацией на ключевых этапах развития его политического устройства, начиная от постсоветского периода до конституционной реформы 2020 года. Ц е л ь . Проанализировать этапы становления политического управления, формирование новых принципов государственного управления на разных этапах развития российского государства.М е т о д о л о г и я . Использованы такие методы научного исследования как сравнительный (сравнительно - исторический) метод как способ познания сущности исторического явления и процесса при их сопоставлении, исторический (историко - логический) метод исследования при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах, метод анализа источников и нормативных актов. Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . В статье отмечается, что на первоначальном этапе развитие современного российского государства проходило под знаком преобладания неолиберальной модели. Но по мере нарастания кризиса неолиберализма возникла необходимость формирования новых принципов государственного управления. Система современного государственного управления, отвечающая на вызовы глобального мира, становится более активной и подвижной через включение в этот процесс более широкого спектра акторов, условий и ресурсов. В ходе конституционной реформы в 2020 году в Российской Федерации формируется единая система публичной власти, что способствует росту управляемости как в центре, так и на местах, достижению консолидации общества на основе новых ценностных ориентиров и социальных требований.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты исследования могут быть использованы при формировании программ регионального развития в субъектах федерации, муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NEW PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN MODERN RUSSIA

S u b j e c t. The relevance of the topic devoted to the formation of new principles of public administration, the peculiarities of the political structure of the modern Russian state, is determined by the transformation at key stages of the development of the political structure of the Russian Federation, from the post - Soviet period to the constitutional reform of 2020. G o a l . To analyze the stages of the formation of political governance, the formation of new principles of public administration at different stages of the development of the Russian state. M e t h o d o l o g y. Such methods of scientific research as the comparative (comparative - historical) method as a way of knowing the essence of a historical phenomenon and process in their comparison, the historical (historical - logical) method of research in the construction of theoretical knowledge about complex historically developing objects, the method of analyzing sources and regulations are used. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . The article notes that at the initial stage, the development of the modern Russian state was marked by the predominance of the neoliberal model. But as the crisis of neoliberalism escalated, it became necessary to form new principles of public administration. The system of modern public administration, responding to the challenges of the global world, becomes more active and mobile through the inclusion of a wider range of actors, conditions and resources in this process. During the constitutional reform in 2020, a unified system of public power is being formed in the Russian Federation, which contributes to the growth of manageability both in the center and in the field, and the consolidation of society based on new values and social requirements.S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The results of the study can be used in the formation of regional development programs in the subjects of the federation, municipalities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&ts=RIz0nPTkVb9Eps051&cacheid=223DF5C 2418BECE6C66BEBC3FFF24FD5&mode=splus& rnd=xMacdg&base=OTN&n=10621#fll3nPTxtwq RylN6 (date of access: 11/18/2022).

10. Mikhail Mishustin gave instructions on the results of a working trip to Udmurtia // Official websit e of the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. —URL: http://government.ru/ news/46147/ (date of access: 11/18/2022).

11. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state

y^K 321.02

and municipal needs : Federal Law of the Russian Federation of April 5, 2013 No. 44-FZ // Consultant Plus [Electronic resource]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (date of access: 11/18/2022).

12. On the Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities : Federal Law of the Russian Federation No. 223-FZ dated July 18, 2011 // ConsultantPlus [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_l 16964/ (date of access: 11/18/2022).

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Коды JEL: Z18, R59

Луков А. К., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: kafppiMvrn.ranepa,ru

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: kafppiMvrn.ranepa,ru

Поступила в редакцию 25.05.2023. Принята к публикации 26.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Формирование новых принципов государственного управления и особенности политического устройст ва современного российского государст ва определяются трансформацией на кл ючевых этапах развития его п олитического устройст ва, начиная от п ост совет ского периода до конституционной реформы 2020 года,

Цель. Проанализировать этапы становления политического управления, формирование новых принцип ов государст венного управл ения на разных этапах развития российского государст ва,

Методология. Использованы такие методы научного исследования как сравнительный (сравнительно-исторический) метод как сп особ познания сущности исторического явления и процесса при их сопоставлении, исторический (историко-логический) метод исследования при построении теоретических знаний о сложных ист орически развивающихся объект ах, метод анализа ист очников и нормативных актов.

Результаты и выводы. В статье отмечается, что на первоначальном этапе развитие современного российского государства проходило под знаком преобладания неолиберальной модели, Но по мере нарастания кризиса неолиберализма возникла необходимость формирования новых принципов государственного управления, Система современного государственного управления, отвечающая на вызовы глобального мира, становится более активной и подвижной через включение в этот процесс более широкого сп ектра акторов, условий и ресурсов.

В ходе конституционной реформы в 2020 году в Российской Федерации формируется единая система публичной власти, что способствует росту управляемости как в центре, так и на местах, достижению консолидации общества на основе новых ценностных ориентиров и социальных требований,

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при формировании программ регионального развития в субъектах федерации, муниципальных образованиях.

Ключевые слова: политическое управление, кризис неолиберализма, новые принципы государственного управления, публичная власть, конституционная реформа,

UDC 321.02

FORMATION OF NEW PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION

IN MODERN RUSSIA

JEL Codes: Z18, R59

Lukov A. K., Postgradua te student, Russian Presiden tial Academy of Na tion al Econ omy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: kafppiMvrn,ranepa,ru

Slinko A. A., Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Departmen t of Political Science and Political Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: kafppiMvrn.ranepa,ru

Annotation.

Subject. The relevance of the topic devoted to the formation of new principles of public administration, the peculiarities of the political structure of the m odern Russian state, is determined by the transformation at key stages of the developmen t of the political structure of the Russian Federation, from the post-Soviet period to the constitutional reform of 2020.

Goal. To analyze the stages of the formation of political governance, the formation of new principles of public administration at differen t stages of the developmen t of the Russian state.

Methodology. Such methods of scientific research as the comparative (comparative-historical) method as a way of kn owing the essence of a historical phen om en on and process in their comparison, the historical (historical-logical'.) method of research in the construction of theoretical knowledge about complex historically developing objects, the method of analyzing sources and regulations are used,

Results and conclusions. The article notes that at the initial stage, the development of the modern Russian state was marked by the predom inance of the neoliberal model. But as the crisis of neoliberalism escalated, it became necessary to form new principles of public administration, The system of modern public administration, responding to the challenges of the global world, becomes more active and mobile through the in clusion of a wider range of actors, con dition s and resources in this process.

During the constitutional reform in 2020, a unified system of public power is being formed in the Russian Federation, which con tributes to the growth of manageability both in the cen ter and in the field, and the con solidation of society based on new values and social requirem en ts.

Scope of application. The results of the study can be used in the formation of regional development programs in the subjects of the federation, municipalities.

Keywords: political governance, crisis of neoliberalism, new principles of public administration, public authority, constitutional reform.

Введение

Глобальный экономический кризис, климатические проблемы, тенденции хаотизации политической и социальной жизни вызвали всемирный поворот к созданию мощной государственности, отвечающей основным вызовам XXI века. В России этот поворот отражает реальную консолидацию политики на прочной конституционной основе. [1]

Вопрос об особенностях политического устройства интересен для исследователей в любой исторический период и выступает актуальным с точки зрения существования любого государства мира. Учитывая то положение, которое Российская Федерация занимает на геополитической арене, вопросы ее внутренней полнтнче-

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-108-112

ской структуры представляются крайне значительными.

Политическое устройство характеризуется многоаспектностью, поскольку включает как государственные, так и общественные структуры, обладает определенной иерархичностью н функциональностью, а также политическим характером деятельности его субъектов. Ученые исследуют политическое устройство с разных сторон, указывают на его неоднозначность, сложность, повсеместную прямую или косвенную относнмость к реализации власти. По сути, власть, ее осуществление или участие в ней в полной мере выступают главной целью действия любого субъекта, входящего в политическую систему государства. [2]

Формирование новых принципов государственного управления в современных условиях

Политическая система России на рубеже веков формировалась параллельно и под влиянием рыночных преобразований. Кроме того, реформы происходили на основе разрушения существовавшей ранее советской политической структуры, н стали действительно радикальными для периода первой половины 1990-х годов. Эксперты называют политическую систему того времени авторитарной демократией или даже режимной системой, отмечая в качестве ее ключевых отличительных характеристик незрелость гражданского общества и наличие значительного ряда слабых мест государства. [3]

Политическая система российского государства на момент ее становления в постсоветский период характеризовалась следующими чертами. Прежде всего, основой формирования современного политического устройства стал резкий переход от социалистического типа к капиталистическому Это повлекло возникновение новых категорий общественных отношений и новых политических институтов, также не имеющих аналогов до данного периода [4, с. 98].

Вторая характерная черта — в соответствии с положениями Конституции, высшей ценностью государства выступают права, законные интересы, достоинство и благополучие граждан страны. Третьим важным фактором является многопартийная политическая система, а также отсутствие единой государственной идеологии и развитие принципа идеологического многообразия. Также отметим такую характеристику как наличие различных форм собственности, на основе которой сформировалась современная экономическая система государства [5].

В начале 2000-х годов политическое устройство российского государства вновь претерпело изменения. На этот раз реформы определялись не во внешнем выражении, а в переменах внутреннего содержания. В частности, к ннм относились усилен не роли государства и властной вертикали, смена приоритетов в региональной политике, реформирование аппарата управления н т. д. Интересно, что именно в это время происходит значительная централизация президентской власти, что после радикальных 1990-х казалось практически невозможным. Единственный минус подобного метода — это невольный уклон государственной власти к авторитаризму однако этого не произошло, поскольку был удачно найден оптимальный баланс между саморазвитием общественных отношений и непосредственно государственным регулированием. Государство продолжало занимать главенствующую позицию, обеспечивающую стабильность и устойчивость существующей конструкции общества.

Политическое развитие России в постсоветский период проходило под знаком преобладания неолиберальной модели, основанной на «шоковой» терапии, господстве ТНК и резком социальном расслоении общества. При этом социальная ответственность бизнеса и регулирующая роль государства оставались на периферии политической жизни. По мере нарастания кризиса неолиберализма в начале 21 веке возникла необходимость формирования новых принципов государственного управления. При этом основной задачей стало ослабление дерегулирования экономики, повышение роли государства, формирование национальной идеологии России. При этом идеологии необходимо было «вобрать в себя» необходимые для развития глобальные тренды.

Еще один важный и крайне актуальных в современных реалиях вопрос — это состояние институтов гражданского общества, ведь именно формирование правового государства и самого по себе гражданского общества — это ключевые цели развития демократической политической системы [6; с. 128].

К настоящему времени ситуация с институтами гражданского общества в российском государстве положительно изменилась, запрос на дальнейшее усиление развития общественных институтов сохраняется как у населения, так и у самого государства. Этому способствует реальное существование н конституционная гарантнрован-ность идеологического и политического плюрализма. Наибольшая эффективность механизма политического управления достигается там, где сформировано сильное гражданское общество, которое посредством своих институтов может постоянно влиять на государство, на выработку и реализацию политических решений в стране. [7]

Обозначим также необходимость усиления взаимосвязи элементов политического устройства непосредственно с проблемами социально-экономического толка. Уровень социально-экономического развития государства в значительной степени зависит от скорости и эффективности реагирования политических институтов на возникающие в обществе запросы.

Развитие демократического государства, его отдельных элементов и институтов — это по-прежнему актуальная для современного российского политического устройства цель и главная задача на обозримый период времени. Необходимо продолжать поступательную системную работу по совершенствованию деятельности уже имеющихся институтов политической системы, а также по созданию и развитию новых элементов. Система современного государственного управления, отвечающая на вызовы глобального мира, становится все более активной и подвижной через включение в этот процесс более широкого спектра акторов, условий и ресурсов. [8]

В соответствии с Конституцией РФ, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти н осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ч. 3 ст. 132). Принцип единства системы публичной власти был закреплен в Конституции в 2020 году впервые. «А государство предстает в своей истинной, глубинной сути как форма политической консолидации н организации сообщества на основе разграничения контроля н террнториалнзацин тех пространств, к которым получает доступ». [9]

Тенденцию усиления контроля центральных властей над региональной политикой отражает Закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который совершенствует механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти (федеральных, региональных, муниципальных), действующих на территории субъектов РФ. Продолжает выстраиваться модель единой системы публичной власти — на территории каждого региона закрепляются принципы деятельности указанных органов. [10]

По мнению современного исследователя, «доверие к власти во многом зависит от восприятия населением успешности политической и экономической деятельности органов государственного управления», «важный показатель эффективности региональной власти, присутствовавший в прежней системе оценки и напрямую связанный с проблемой доверия власти, — доля жителей субъекта РФ, столкнувшихся с проявлениями коррупции», «никакие серьезные социально-экономические преобразования в регионе не могут быть осуществлены без доверия и активного участия граждан. Вот почему важна подотчетность н регулярная оценка эффективности деятельности органов регионального управления». [11]

Законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». совершенствуются механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти (федеральных, региональных, муниципальных), действующих на территории субъектов РФ. Продолжает выстраиваться модель единой системы публичной власти — на территории каждого региона закрепляются принципы деятельности указанных органов. В частности, обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях.

Современный этап развития России характеризуется необходимостью выстраивания системы публичного управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие публичной власти (органов государственной власти и мест-

ного самоуправления) и гражданского общества. Ключевой целью формирования и функционирования системы публичного управления является разработка и реализация социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения. [12]

Выводы

В ходе конституционной реформы и мер по упорядочению, оптимизации и цифровизации экономики и управления была достигнута определенная консолидация, повысилась управляемость как в центре, так и на местах. Удалось избежать политико-идеологического раскола общества, характерного для Запада, и диверсифицировать экономические связи государства путем развития взаимоотношений с Китаем н Индией. При этом ушло прямое воздействие Запада на правовую и судебную системы российского государства, что заведомо снижало эффективность управления. Заметно снизилось в результате санкций влияние транснациональных корпораций на внутреннюю и внешнюю политику страны, идет формирование национальной системы взаимодействия государства н бизнеса. Произошло повышение регулирующей роли государства, именно благодаря усилению позиций государства удалось быстро переориентировать поставки нефти и газа на незападных партнеров. Характерно, что усиление роли государства происходит так же в основных субъектах мировой политики — Китае, Индии и США, Россия не является здесь исключением. Перемены «политического ветра» в XXI веке требовали резкого возрастания этатизма в государственном управлении, и Россия не осталась в стороне от общемирового тренда.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Слинько А. А. Сильное государство, сильные регионы и консолидация политического опыта / А. А. Слинько, В. С. Брылев // Регион: системы, экономика, управление. —2021. — № 1 (52).— С. 212—217.

2. Саркисьян И. И. Политическая система России на современном этапе: пути модернизации / И. И. Саркисьян // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3 (22). — URL: https://research-journal.org/ archive/3-22-2014-march/politicheskaya-sistema-

rossii-na-sovremennom-etape-puti-modernizacii (дата обращения: 20.01.2023).

3. Колесников В. А. Политический режим в современной России: аспектный потенциал исследования / В. А. Колесников // Теории и проблемы политических исследований. — 2019. — Т. 8. № 1А. — С. 175—185.

4. Особенности публичного управления в современной России : монография / [О. Г. Александров, Р. Р. Вафин, В. В. Запарий, Я. М. Злоченко и др.] : под общ. ред. проф. Т. М. Резер. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2018. — 154 с.

5. Югов А. А. О форме государственного устройства России в широком и узком смысле / А. А. Югов // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 483—489.

6. Мокшим В. К Социально-политический процесс в условиях модернизации современного российского общества : монография / В. К. Мокший, О. В. Шипелик. —Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2014. — 162 с.

7. Гирко А. А. Специфика политического управления в России и странах СНГ //А.А.Гирко, А. А. Слинько // Регион: системы, экономика, управление. —2022. — № 3 (58). — С. 154—159.

8. Сморгунов JL В. Управляемость и сетевое политическое управление / JI. В. Сморгунов. — Власть. —2014. —№ 6. —URL: https://cyberleninka. ru/article/n/upravlyaemost-i-setevoe-politicheskoe-upravlenie (дата обращения: 09.02.2023).

9. Лапкин В. В. Государство во временах н пространствах: многообразие и изменчивость / В. В. Лапкнн // Полис. Политические исследования. — 2020. — № 6. — С. 148—162.

10. Деревянко В. .4. Новые реалии региональной политики / В. А. Деревянко, С. В. Василенко, А. А. Слннько // Регион: системы, экономика, управление. — 2022. — № 1 (56). — С. 36—40.

11. Литвинова Т. Н. Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере Республик Северо-Кавказского федерального округа) / Т. Н. Литвинова // Полис, Политические исследования. —2020. — № 2. — С. 137—152.

12. ВоскановМ[ Э. Особенности публичного управления в России / М. Э. Восканов, Ф. А. Байра-мукова //Kant. —2022. — № 1 (42). — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-publichnogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 15.06.2023).

LITERATURE

1. Slinko A. A. Strong state, strong regions and consolidation of political experience / A. A. Slinko,

V. S. Brylev //Region: systems, economics, management. —2021. — No. 1 (52). — Pp. 212—217.

2. Sarkisyan 1.1. The political system of Russia at the present stage: ways of modernization / 1.1. Sarkisyan // International Research Journal. — 2014. —№ 3 (22). — URL: https://research-journal. org/archive/3-22-2014-march/politicheskaya-sis tema -ros sii-na-sovr emennom-et ape-puti-modernizacii (accessed: 20.01.2023).

3. Kolesnikov \'. A. The political regime in modern Russia: the aspect potential of research / V. A. Kolesnikov //Theories and problems of political research. —2019. — Vol. 8. No. 1A. — Pp. 175—185.

4. Features of public administration in modern Russia: monograph / [O. G. Alexandrov, R. R. Vaf-in, V. V. Zapariy, Ya. M. Zlochenko, etc.] ; under the general editorship of prof. T. M. Reser. —Yekaterinburg : Ural Publishing House, un-ta, 2018. — 154 p.

5. Yugov A. A. On the form of the state structure of Russia in a broad and narrow sense / A. A. Yugov // Young scientist. — 2017. — № 3 (137). — Pp. 483—489.

6. Mokshin \.' K Socio-political process in the conditions of modernization of modern Russian society : monograph / V. K. Mokshin, O. V. Shipelik. — Rostov-on-Don : Publishing House of the Southern Federal University, 2014. — 162 p.

7. Gi.rko A. A. Specifics of political governance in Russia and CIS countries / A. A. Girko, A. A. Slinko // Region: systems, economics, management. — 2022. — No. 3 (58). — Pp. 154—159.

8. Smorgunov L. \.' Controllability and network political management / L. V. Smorgunov // Power. — 2014. — No. 6. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/upravlyaemost-i-setevoe-politicheskoe-upravlenie (accessed: 09.02.2023).

9. Lapkin \.' V. The state in times and spaces: diversity and variability // Policy. Political studies. — 2020. — No. 6. — Pp. 148—162.

10. Derevyanko \.' A. New realities of regional policy / V. A. Derevyanko, S. V. Vasilenko, A. A. Slinko // Region: systems, economics, management. —2022. — No. 1 (56). — Pp. 36—40.

11. Litvinova, T. N. The effectiveness of regional power: from theory to measurement (on the example of the Republics of the North Caucasus Federal District) / T. N. Litvinova // Polis, Political Studies. —2020. — No. 2. — Pp. 137—152.

12. Voskanov Mi E. Features of public administration in Russia / M. E. Voskanov, F. A. Bayra-mukova // Kant, — 2022. — No. 1 (42). — URL: http s://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-pub-lichnogo-upravleniya-v-rossii (accessed: 06/15/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.