Научная статья на тему 'Специфика поликультурного воспитания малочисленных народов Северного Кавказа'

Специфика поликультурного воспитания малочисленных народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNIC CULTURE / INTERCULTURAL DIALOG / MULTICULTURAL EDUCATION / INDIGENOUS PEOPLES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хаджиев С.М.

A huge spiritual and moral potential of the unique ethnic culture and traditional life style of indigenous peoples comes into conflict with the rules of living which expounded by mass culture for young people. It happens in modern conditions of expansion of intercultural relationship and globalization of public relation. This contradiction can be positively solved by the organizing of multicultural education, taking into account the specifics of the output of indigenous people to intercultural dialogue with other cultures. The specificity of multicultural education, which allows to use the spiritually moral potential of culture and traditional lifestyle of indigenous peoples as a mean of protecting young people from moral decay, which is promoted by mass culture has been shown is this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF MULTICULTURAL EDUCATION OF THE INDIGENOUS PEOPLE OF THE NORTH CAUCASUS

A huge spiritual and moral potential of the unique ethnic culture and traditional life style of indigenous peoples comes into conflict with the rules of living which expounded by mass culture for young people. It happens in modern conditions of expansion of intercultural relationship and globalization of public relation. This contradiction can be positively solved by the organizing of multicultural education, taking into account the specifics of the output of indigenous people to intercultural dialogue with other cultures. The specificity of multicultural education, which allows to use the spiritually moral potential of culture and traditional lifestyle of indigenous peoples as a mean of protecting young people from moral decay, which is promoted by mass culture has been shown is this article.

Текст научной работы на тему «Специфика поликультурного воспитания малочисленных народов Северного Кавказа»

DOI: 10.18522/2070-1403-2017-60-1-191-198

ПЕДАГОГИКА

УДК 37 С.М. Хаджиев

Чеченский институт повышения квалификации работников образования

г. Грозный, Россия

khadzhiev76@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

[Khadzhiev S. The specificity of multicultural education of the indigenous people of the North Caucasus]

A huge spiritual and moral potential of the unique ethnic culture and traditional life style of indigenous peoples comes into conflict with the rules of living which expounded by mass culture for young people. It happens in modern conditions of expansion of intercultural relationship and globalization of public relation. This contradiction can be positively solved by the organizing of multicultural education, taking into account the specifics of the output of indigenous people to intercultural dialogue with other cultures. The specificity of multicultural education, which allows to use the spiritually moral potential of culture and traditional lifestyle of indigenous peoples as a mean of protecting young people from moral decay, which is promoted by mass culture has been shown is this article.

Key words: ethnic culture, intercultural dialog, multicultural education, indigenous peoples.

В современных условиях глобальных экономических и социокультурных преобразований особую актуальность приобретают проблемы формирования этнической идентичности и интеграции этнических культур в поликультурной среде. Срабатывает закономерность обусловленности межкультурных связей и отношений от того, насколько человек приобщен к своей этнической культуре, нормам и ценностям как изначальным чертам идентичности. Объективно в процессе поликультурных связей разных народов наблюдается как рост национального самосознания, так и необратимые изменения ценностей этнических культур под влиянием глобализации культуры.

Оба этих направления ярко и обостренно наблюдаются в Северо-Кавказском регионе, где на небольшой территории исторически проживает большое количество малочисленных народов с уникальной культурой и самобытным образом жизни. Исторически сложилось так, что мирное существование на-

родов обеспечивало уважение к культурным различиям, которые в силу этого сохранились до сих пор даже у малочисленных бесписьменных народов. В современных условиях развития общества уже не осталось людей, жестко принадлежащих к одной этнической группе, все мы являемся членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «замыкаются» друг на друга в самых различных комбинациях[1].

В исследовании выявлены специфические особенности организации межкультурных диалогов представителей народов в Северо-Кавказском регионе для формирования поликультурной идентичности молодежи. Северо-Кавказский феномен согласованной жизни многочисленных народов постоянно становился предметом исследований, поисков и дискуссий в научном сообществе. В научном мире известна позиция (Ш.М.-Х Арсалиев, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, В.В. Зеньковский, Т.Н. Петрова, В.А. Тишков,Э. Эриксон), в которой утверждается, закономерность плавного вхождения ребенка в этнически определенное пространство духовной жизни народа, становления его частью новой «несущей конструкции» [2]. Еще более радикальной, но вынужденной защитной позицией относительно этнической идентификации малочисленных народов, ценности традиционной жизни и культуры которых не фиксированы в письменных средствах, придерживаются А.К. Абдуллаев, М.А. Аб-дулхабиров, А. Агаларов, М.Х. Ахмеднабиев, Б.Б. Джамалова, Х.А. Ибрагимов, М. Мусаев, А.Н. Нюдюрмагомедов, А. Саркаров и др.

Анализ научных исследований и практика межнационального общения народов Северного Кавказа показывает, что основные движущие силы любого процесса обусловлены внутренними противоречиями или в области стыковки с внешними факторами. Такая тенденция наблюдается и в динамике становления и развития поликультурных связей этнических культур малочисленных народов между собой, с культурой титульного народа или с национальной и общечеловеческой культурой. Специфической особенностью межкультурных связей малочисленных народов является их вынужденное стремление к сохранению уникальных норм традиционной жизни, от чего зависит возможность сохранения самого народа в условиях глобализации культур. Такому беспокойству малочисленных народов есть несколько веских оснований, выраженных в позиции представителей, поддерживающих неизбежность глобализации культур и уплотнение поликультурных связей:

• человек в современном мире более не принадлежит жестко к одной этнической группе;

• любой человек в современном мире находится под влиянием разных культур и должен быть поликультурным;

• социализация молодежи в современном мире вынуждена быть ориентированной на формирование вариативного поведения в разных культурных средах;

• вариативность поведения требует от человека быть поликультурным, полиидентичным и толерантным в отношении к разным культурам;

• поликультурное воспитание должно быть направлено на «сохранение равновесия между задачами обретения коллективной идентичности и сохранением свободы личностного выбора» [3].

На фоне влияния таких объективных факторов, в динамике межкультурных отношений народов Северного Кавказа все еще сохраняются специфические особенности развития. Так бесспорным остается начало культурной идентичности ребенка как первичное приобщение природного существа к нормам жизни семьи, которое начинается с общения с матерью, отцом и другими членами семьи. На Всероссийском конкурсе «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» учителя русского языка описывали здоровый духовно-нравственный климат в регионах проживания малых народов. В их проектах описано, что народный менталитет направлен на воспитание в молодежи таких качеств как трудолюбие, честность, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, забота о стариках, бережное отношение к родительскому дому и окружающей его природе. Они составляют основу честного, порядочного и благородного человека, достойного гражданина России, ответственного за судьбу своей Родины и за судьбы своих близких людей [4]. Однако в условиях навязчивого влияния массовой культуры и антинародных ценностей - пропаганды свободных половых отношений, легких способов обогащения, вседозволенности без оглядки на социальные принципы благопристойной жизни, истинные ценности народного менталитета и образа жизни, к сожалению, претерпевают негативные изменения.В таких условиях основной задачей межкультурного общения и поликультурного воспитания должен стать поиск путей сохранения образцов традиционного образа жизни малых народов, их распространение и на образ жизни других народов.

Однако во многих городских семьях представителей малых народов у родителей уже не сохранились или не сформировались нормы традиционного образа жизни своего этноса. Соответственно на следующем этапе поликультурного воспитания возникает необходимость восприятия норм жизни и культуры близких людей на социальном уровне. В этих целях можно использовать народные фестивали, национальные свадьбы и поездки семьи с детьми в села малой родины, где еще сохранилась социокультурная атмосфера этнического менталитета и образа жизни. Продуктивно можно использовать потенциал социализации молодежи в форме общенияна «годекане», типичной форме воспитания для народов Дагестана.Семья, джамаат и годекан у народов Северного Кавказа призваны наставлять детей, подростков и юношей как соблюдать этикет, кого и как приветствовать, выражать пожелание, благодарность, сочувствие, соболезнование, как приглашать в гости, как выражать внимание к старшим, слушать беседу, уступать место, демонстрировать свои умственные, трудовые и физические знания, умения и навыки [5]. В традиционных чеченских семьях принято соблюдать правила этикета, беспрекословное послушание детьми родителей, уважение к труду и хлебу, ряд запретов в семейных отношениях, позволяющих сохранять духовно-нравственное здоровье семьи и ее членов [6]. В таких условиях происходит поликультурный процесс диалога внутренней культуры молодежи с социальной культурой и начинается осознание своей принадлежности к культуре своего народа.

Сравнение городской и сельской жизни позволит детям, даже испытывающим негативное влияние массовой культуры, понять и объективно оценить преимущества благопристойной жизни, которая пока сохранилась в сельской местности. Так они поймут принятый за основу достоинства призыв «будь человеком», который у горцев означает образцовое соблюдени человеком установленного в вековом опыте кодекса морали и этики поведения в обществе.

Организованные формы поликультурного воспитания детей в условиях республик Северного Кавказа начинаются в образовательных организациях, содержание и способы взаимодействия в которых построены на ценностях общечеловеческой культуры. Но эти процессы имеют свою специфику и вариативность реализации. В национальных школах (хотя, к сожалению, такой термин в последние годы исчез из категорий образования в России) официально разрешено изучать родной язык, культуру и традиции народа. Однако родной язык является

только одним из компонентов культуры, а школьные учебники на родных языках построены аналогично типовым для школ России. К тому же многие малочисленные народы, например, в Дагестане (андийцы, ахвахцы, багалалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршинцы, цезы, чамалалы) еще не имеют письменности, а в школах изучают аварский (не свой) язык как родной. Но именно отсутствие письменного языка у этих народов позволяет вынужденно начинать поликультурное воспитание детей этих народов еще с начальных классов, в форме приобщения к языку и культуре титульного народа в данном регионе [7]. А межкультурные связи в таких условиях происходят на уровне обыденного этнического сознания, формируемого у детей в семье и в спонтанной социализации. Если в других республиках преимущественно проживает один народ и изучается его культура, то для всех (около 30) народов Дагестана предложен одинаковый для всех народов курс «Культура и традиции народов Дагестана», на изучение которого выделены по одному часу в 4,8-11 классах. Но в содержании и технологиях изучения не предусмотрено межкультурное общение и поликультурное воспитание детей разных народов. А в поликультурном воспитании предусмотрено знание разных культур, признание их различия и возможности взаимопонимания на основе диалога.

Наблюдения за практикой поликультурного воспитания в образовательной практике в республиках Северного Кавказа показывает, что оно получает сложное переплетение связей и диалога разных культур. В семье и социальном окружении ребенок приобщается к этнической культуре и там формируется этническое сознание. Параллельно с этим в современных условиях общедоступности информации дети испытывают влияние массовой культуры, к оценке которой они еще не готовы. Малочисленные народы без письменности вынуждены приобщаться к культуре и общению через язык титульного народа. В образовательных организациях происходит целенаправленное приобщение детей к ценностям мировой и национальной культуры, сохраняя возможность развития этнической культуры. Вроде, этот опыт имеет достаточно богатый потенциал для формирования поликультурного сознания молодежи. Однако в реальном состоянии эти разные сферы влияния на сознание молодежи часто приходят в противоречие между собой и должным образом не срабатывают. Причиной этому, на наш взгляд, является отсутствие условий диалога разных культур и традиционных образов жизни разных народов.

Теоретический анализ педагогических исследований и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволяют выделить ряд специфических особенностей в поликультурном воспитании молодежи в многокультурной среде малочисленных народов.

1. Этническая культура и традиционный образ жизни каждого малочисленного народа позволили им сохранить себя как самостоятельный народ, а уникальные элементы огромного духовно-нравственного потенциала опыта традиционной жизни сегодня актуальны в воспитании молодежи.

2. Традиционный образ жизни и культура этносов претерпевает существенные закономерные изменения под влиянием мировой, национальной и массовой культуры, специфика и характер которых должны стать предметом научных исследований.

3. В процессах взаимодействия этнических культур с иными культурами и в поликультурном воспитании уникальные элементы этнической культуры должны сохранять свою автономию и получить признания как культурные различия.

4. Поликультурное воспитание молодежи на этническом уровне у малочисленных народов должно учитывать особенности культуры бесписьменных народов, релятивистские процессы в этнической культуре, происходящие под влиянием мировой культуры через образование и влияние массовой культуры через электронные средства информации.

5. Поликультурное воспитание на региональном уровне проходит как утверждение культурных отношений между малочисленными народами, культурой титульного народа и интегративной культурой, синтезирующей единую культуру региона.

6. Поликультурное воспитание малочисленных народов проходит по логике и динамике межкультурного взаимодействия, признанными у всех народов, и включает: этническую инкультурацию, знакомство с иными культурами, признание культурных различий, межкультурные диалоги при сохранении и распространении уникальных элементов этнической культуры в многокультурную социальную среду.

7. Уникальные ценности этнической культуры устойчивы к разлагающему влиянию массовой культуры и могут стать средством воспитания здоровых духовно-нравственных ориентиров молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка [Электронный ресурс] // http://nashaucheba.ru/v28887/ (дата обращения 14.11.2016)

2. Ганищева У. Х. Воспитание детей методами народной педагогики [Электронный ресурс] //http:// festival.1september.ru/articles/506465/ (дата обращения 18.11.2016)

3. Джамалова Б.Б., Нюдюрмагомедов А.Н. Взаимодействие общечеловеческой и этнической культуры в национально ориентированном образовании // Европейский журнал социальных наук, 2013. Т. 1, № 11 (38).

4. Лебедева Е. П. Культурная целостность народов северного Кавказа [Электронный ресурс] //http://1piar.ru/folio/folio-79711.php(дата обращения 16.11.2016)

5. Обучение и воспитание в поликультурном обществе [Электронный ресурс] //http://do. gendocs.ru/docs/index-168461.html (дата обращения 15.11.2016)

6. Семейное воспитание: идеалы и традиции "малых" народов [Электронный ресурс] //http://www. 6yket.ru/ pedagogika/semejnoe_vospitanie_idealy_i_ tradicii. ^Ыт^дата обращения 18. 11. 2016)

7. Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Теоретико-методологические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.

REFERENCES

1. Belinskaya E. P., Stefanenko T. G. Ethnic socialization of a teenager [Electronic resource] // http://nashaucheba.ru/v28887/ (accessed 14.11.2016)

2. Ganisheva W. H. Parenting methods of folk pedagogy [Electronic re-source] /http: // festival.1september.ru/articles/506465/ (accessed 18.11.2016)

3. Dzhamalov B. B., Nyudyurbegov A. N. The interaction of universal and eth-nic-tion of culture in national oriented education // European journal of social Sciences, 2013. Vol. 1, No. 11 (38).

4. Lebedeva E. P. Cultural integrity of the peoples of the North Caucasus [Electronic resource] //http://1piar.ru/folio/folio-79711.php (accessed 16.11.2016)

5. Training and education in a multicultural society [Electronic resource] //http://do. gendocs.ru/docs/index-168461.html (accessed 15.11.2016)

6. Family education: the ideals and traditions of "small" peoples [Electronic resource] //http://www. 6yket.ru/ pedagogika/semejnoe_vospitanie_idealy_i_ tradicii. html(accessed 18. 11. 2016)

7. Yarychiv N.U., Sarakayeva A. H. Theoretical and methodological foundations of the traditional system of education of the peoples of the North Caucasus // Modern problems of science and education. 2012. No. 3.

_28 февраля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.