Научная статья на тему 'Специфика подготовки выпускников специальности «Проектирование зданий»'

Специфика подготовки выпускников специальности «Проектирование зданий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ РЫНОК / MULTI-LEVEL TRAINING SYSTEM / THE FORMATION OF THE CREATIVE PERSON / THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM / THE SYSTEM OF CONTINUOUS ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION OF EDUCATION / HUMAN RESOURCE MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакмарова Лариса Алексеевна

Рассмотрены проблемы специфики подготовки, формирования основной образовательной программы по специальности «Проектирование зданий» в соответствии с потребностями общества и рынка труда в условиях модернизации высшего образования. Проанализирован процесс становления творческой личности в системе непрерывного архитектурно-строительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сакмарова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PREPARATION OF GRADUATES OF THE SPECIALITY «DESIGNING OF BUILDINGS»1

In article specificity of preparation, a problem of formation of the basic educational program on a speciality «Designing of buildings» in conformity to requirements of a society and a labor market in the conditions of higher education modernization is considered. Process of formation of the creative person in system of continuous architecturally-building formation is analyzed.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки выпускников специальности «Проектирование зданий»»

7.Каташе, В.Г, Сопомко Л.И., Матушанский ГУ., Захарова О.В. Тарарина Л.И. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / под общ. ред. В.Г. Каташева. 2-е изд., без изм. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2005. 395 с.

8. Климонтович Н. Воздушные замки синергетики? [Электронный ресурс] // Знание - сила. № 7. 1983. URL: http://sins.xaoc.ru/articles/articles_r010.html (дата обращения: 27.02.2011).

9. Клир И. Исследования по общей теории систем. М., 1997. 290 с.

10. Малинецкий Г.Г. Воплощение одной мечты [Электронный ресурс]. URL: http://www.keldysh.ru/departments/ dpt_17/vom.htm (дата обращения: 27.02.2011).

11. Матвеева Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. И. Новгород, 2008. 46 с.

12.Ноговицын P.P. Региональная политика в области высшего образования в Республике Саха (Якутия) // Наука и образование. 1999. № 3. С. 33-36.

13. Ольнева А.Б. Современные подходы формирования математического образования в высшей технической школе [Электронный ресурс]. URL: /http://spkurdyumov.narod.ru (дата обращения: 27.02.2011).

14. Петрова С.М. Формирование ИКТ-компетентности будущего учителя в современных условиях // Естественнонаучное образование в вузе: проблемы и перспективы: сб. трудов Всерос. науч. метод, конф. / СГАСУ. Самара, 2006. С. 333-336.

15. Поздняков А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тамбов, 2007. 40 с.

16. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989.

200 с.

17. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2007. 36 с.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1989.256 с.

19. Солодова Е.А. Эволюционный подход к проблеме управления научными проектами в вузе. [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru (дата обращения: 27.02.2011).

20. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2009. 40 с.

ОРЛОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (san-04@rambler.ru).

ORLOV ANDREY IVANOVICH - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of department of physical education, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

МАРКИЯНОВ ОРЕСТ АЛЕКСАНДРОВИЧ. См. с. 264.

УДК 721:378

Л .А. САКМАРОВА

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ»

Ключевые слова: многоуровневая система подготовки, формирование творческой личности, основная образовательная программа, система непрерывного архитектурно-строительного образования, кадровый рынок.

Рассмотрены проблемы специфики подготовки, формирования основной образовательной программы по специальности «Проектирование зданий» в соответствии с потребностями общества и рынка труда в условиях модернизации высшего образования. Проанализирован процесс становления творческой личности в системе непрерывного архитектурно-строительного образования.

L.A. SAKMAROVA

SPECIFICITY OF PREPARATION OF GRADUATES OF THE SPECIALITY «DESIGNING OF BUILDINGS»

Keywords: multi-level training system, the formation of the creative person, the main educational program, the system of continuous architectural and construction of education, human resource market.

In article specificity of preparation, a problem of formation of the basic educational program on a speciality «Designing of buildings» in conformity to requirements of a society and a labor market in the conditions of higher education modernization is considered. Process of formation of the creative person in system of continuous architecturally-building formation is analyzed.

Архитектура как материальный слепок с духовной жизни общества довольно точно отражает его приоритеты. В последние два десятилетия появилось большое количество новых типов зданий как по назначению, так по конструкциям и материалам. Созданы новые стандарты и технологии безопасной жизнедеятельности людей, комфорта, энергоэффективности, экономии материалов и труда.

Для этого потребовался значительный объем новых знаний и умений в области функциональных и физико-технических проблем проектирования зданий.

В строительстве, как в одной из базовых отраслей экономики, происходят кардинальные структурные изменения. Реализация программ строительства жилья, дорог, создания новых энергетических объектов, реконструкции зданий, сооружений, городских микрорайонов, обеспечения экологической и инженерной безопасности существующих объектов и территорий требуют кадрового обеспечения на основе развития системы подготовки современных и компетентных кадров - специалистов-строителей всех уровней. В наше время без архитектора не строится ни одно сооружение.

По оценкам Ассоциации строительных высших учебных заведений России, потребность в ежегодном выпуске инженерных кадров для строительных организаций страны в 2010 г. составила 32-35 тыс. специалистов. В настоящее время подготовка специалистов строительного профиля в России ведется в 136 вузах, факультетах и филиалах, из которых 15 - специализированные строительные и архитектурно-строительные университеты, более 100 - технические и технологические университеты. За последние 15 лет число вузов со строительными специальностями выросло почти в два раза. Это связано как со значительным развитием строительной отрасли, так и с тем, что практически во всех субъектах РФ стараются обеспечить отрасль собственными кадрами.

Для восполнения недостатка специалистов, обладающих достаточными знаниями в области функциональных и физико-технических вопросов проектирования, способных обеспечить в проектах современные требования к зданиям и взаимодействие со смежными специалистами по инженерному оснащению, в 1996 г. в МГСУ была открыта новая специальность «Проектирование зданий» по подготовке инженеров-архитекторов.

Поскольку архитектурные и инженерные вопросы при проектировании зданий взаимосвязаны, учебный план новой специальности создавался на основе учебных планов подготовки архитекторов и инженеров-строителей с включением нового блока дисциплин, посвященных углубленному изучению функциональных и физико-технических вопросов. Срок обучения «сдвоенной» специальности получился 5,5 года.

Меняющиеся условия требуют реализации творческих идей, замыслов индивидуальных проектов, отступления от обезличенного проектирования, порождая огромный спрос на высококвалифицированных творческих выпускников инженеров-архитекторов специальности «Проектирование зданий».

За прошедшие 15 лет произошло становление специальности. Проектными организациями она оказалась настолько востребованной, что в 30 вузах России начали подготовку студентов, обучающихся по новой специальности.

Приоритетным направлением развития жилищного строительства Чувашской Республики является внедрение ресурсо- и энергосберегающих архитектурноконструктивных систем с использованием современных инновационных методик и технологий в области технического оснащения жилых зданий и широким применением местных строительных материалов и изделий. Важным направлением в совершенствовании архитектурно-строительных систем является переход на прогрессивные методы строительства, внедрение новых конструктивных решений, эффективных утеплителей, улучшенных отделочных материалов. В республике развита производственная база сборно-монолитного каркасного домостроения.

Стратегическими приоритетами экономического развития Чувашии в сфере кадровой политики являются формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям реального сектора экономики и непроизводственной сферы; привлечение квалифицированных кадров руководителей, специалистов, рабочих и служащих; создание мотивационной среды и соответствую-

щей инфраструктуры для постоянного повышения квалификации специалистов в соответствии с современными требованиями, удовлетворяющих потребности российского и общеевропейского кадрового рынка, обеспечивающих инновационное развитие экономики региона [5].

В Чувашии специалистов-архитекторов никогда не готовили. Из крупных городов со сложившейся архитектурной школой - таких, как Казань, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург - в силу ряда причин приток выпускников почти иссяк. Вопрос старения кадров вышел на первый план. Поэтому решением учёного совета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в 2003 г. была образована кафедра «Архитектура», которая в настоящее время готовит специалистов инженеров-архитекторов.

Основная нагрузка по общему воспитанию и образованию учащихся лежит на общеобразовательных школах. В XX в., «веке промышленной цивилизации», нужны были, в первую очередь, грамотные исполнители, разработчики. Поэтому формирование образовательных программ основывалось на изучении «базовых» предметов, в связи с чем творческие предметы, такие как архитектура, не вошли в школьные планы как ненужные. Вследствие этого выпускники остаются несориентированными на архитектуру как профессию. Жесткая стандартизация и унификация образования как ведущее направление в настоящее время не только не актуально, но и является тормозом в развитии образования.

Готовых специалистов нет, поэтому заниматься их подготовкой необходимо начинать с детского сада.

Различают три уровня становления творческой личности. Период их смены 7 лет - принимается в соответствии с результатами специальных исследований (Л.С. Выгодский, Я.А. Коменский, Р. Штайнер и др.).

Первый уровень (от 0 до 7 лет) - это уровень непосредственного освоения и творения физического пространства, когда активно формируется тело ребенка. Здесь социальное пространство понимается как реальное физическое пространство, специально созданное из материально-конструктивных частей (стен, окон, дверей, крыши).

Второй уровень (от 7 до 14 лет) - это уровень эстетического освоения пространства. Развитие психических свойств, душевных качеств, эмоционального мира и художественных представлений.

Третий уровень (от 14 лет) - уровень интеллектуального освоения пространства. Становление духовных качеств, интеллекта, научных представлений.

Структура допрофессионального архитектурно-строительного образования включает общеобразовательные учреждения: 1) учебно-воспитательные комплексы (детские сады с начальными классами), где в основном ведется практическая работа с детьми; 2) общеобразовательные школы или гимназии, где предмет «Архитектура» вводится в расписание занятий, а также может осваиваться и как предмет дополнительного образования для детей с углубленным изучением архитектуры.

Довузовская система непрерывного архитектурно-строительного образования включает просветительское образование - это рассказы об архитектуре, архитектурной профессии, преподносимые детям в виде лекционных курсов в рамках школьных факультативов, или внешкольных учебных заведений. Здесь у детей складываются пока отдаленные представления об архитектуре и архитектурном творчестве.

Далее идет практическое освоение различных видов и средств художественной деятельности (живописи, графики, рисунка, скульптуры) на архитектурном материале.

Вузовская система непрерывного архитектурно-строительного образования включает практическое освоение некоторых средств архитектурного про-

ектирования (моделирования, конструирования, макетирования) - ступень практического освоения элементов проектного метода архитектора [3].

Инженер-архитектор - это уникальная профессия. Это специалист, с одной стороны, знающий теорию архитектуры, базовые элементы, архитектурные приёмы, а с другой - тесно связанный с профессиями конструктора, строителя, т.е. сугубо техническими специальностями, что очень важно для согласования архитектурных и конструкторских разделов проекта. Выпускники после окончания вуза могут выбрать несколько направлений своей дальнейшей трудовой деятельности: деятельность в проектных организациях, архитектурных фирмах и творческих мастерских научно-исследовательских организациях.

В результате сложившихся политических и экономических обстоятельств в Европе в рамках «Болонского процесса» университеты Германии, Польши и других европейских стран начали работу по формированию новых учебнометодических подходов для двухступенчатой образовательной системы бака-лавр-магистр. Однако среди разработчиков этой системы до настоящего времени не сложилось окончательной ясности, каким образом бакалавр войдет в рынок труда и как рынок его воспримет.

С введением этой системы в отечественном образовании создалась новая ситуация со своими сложностями, что вызывает много вопросов. Так, например, если человек может за 4,5 года сделать дипломный проект и функционировать как инженер-архитектор, то тогда и не надо учить его дальше. Но существует опасность, что этот специалист с «квалификацией чертежник» не будет востребован практически. Или он будет востребован так, что заменит традиционного специалиста. С такой ситуацией столкнулись несколько раньше Германия и Польша и с трудом от нее ушли, так как это реальное понижение профессионального уровня [3].

Сравнивая традиционную и многоуровневую системы подготовки инженеров, можно заметить, что положительными сторонами традиционной подготовки инженерных специалистов являются: сохранение привычной схемы подготовки и контроля обучающихся, обеспечение унифицированного среднего качества образования, удовлетворение потребностей части общества к получению образования в более длительные сроки. Отрицательными сторонами являются: экономическая нецелесообразность подготовки специалистов по единой программе и усложнение подготовки. Что касается многоуровневой подготовки специалистов, положительными моментами являются, во-первых, то, что на каждой ступени возможна подготовка специалистов, способных решать разные задачи (массовые и элитные инженеры), во-вторых, удовлетворение потребностей части общества в получении образования в более короткие сроки. Однако отрицательной стороной данного вида образования является то, что рынок труда не готов к использованию специалистов с 4-летним сроком обучения [2]. Большинство работодателей полагают, что при обучении по программе бакалавриата выпускники снижают свои шансы на рынке труда, считают их «недоучками», не имеющими никакой практической подготовки («знают понемногу обо всем, а толком ничего не умеют»).

Главное, на чем остановили свое внимание создатели новой системы - формирование у учащегося умения самостоятельно учиться и, как следствие, «учеба через всю жизнь». Иными словами человек может постоянно повышать свою квалификацию или при необходимости в соответствии с меняющимися запросами рынка труда поменять направление своей трудовой деятельности, не оказавшись в ловушке жестких знаний, полученных по традиционной системе обучения. Такой человек должен уметь учиться и уметь находить необходимые ему знания.

Концепцией предусмотрено создание механизма устойчивого повышения качества подготовки специалистов. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе, путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его

фундаментальности. Модернизированное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, дальнейшем развитии на ее основе прикладных технических наук, необходимых для динамичного развития российского общества [1].

В настоящее время приоритетным направлением развития системы образования государства является переход к новой парадигме - компетентностный подход, который выступает одним из ценностных ориентиров национальной системы образования многих развитых стран мира. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность) выступает ведущим направлением модернизации национальной системы многоуровневого образования в России на период до 2025 г. [6].

В этой связи социальная значимость основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) направления подготовки «Строительство» состоит в эффективной подготовке специалистов первого уровня - бакалавров по профилю «Проектирование зданий», способных создавать безопасную и комфортную среду для проживания и деятельности человека с использованием новейших достижений науки и производства.

Основными целями ООП ВПО являются развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных и др.), а также профессиональных (общепрофессиональных и специальных) компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, удовлетворяющих потребности российского и общеевропейского кадрового рынка.

Целью ООП вуза является формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия, проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре всех народов и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом, методически и психологически готовой к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

Значительна роль образования в судьбе стран и народов. Именно совершенствованием системы образования, по большому счету, были предопределены успехи и неудачи многих стран мира на исходе века, включая Россию и США: в одних странах «чему-то учили, что принесло им успех, в нашей стране чему-то не учили, что и определило наши неудачи» [4].

Поэтому в процессе постоянного совершенствования должны находиться и сеть учебных заведений, и состав, и содержание архитектурных дисциплин, и типология образовательных программ, включая создание условий для построения личностных образовательных траекторий самими студентами.

Многообразие форм обучения и повышения квалификации должно удовлетворить потребности рынка труда и предложить ему профессионалов высокого качества в любую нишу.

Для решения этих задач в рамках учебного процесса студенту предлагается выполнить максимально самостоятельно ряд исследовательских задач, в работе над которыми он опирается на консультативную помощь преподавателя. Преподаватель, в свою очередь, отказавшись от традиционного подхода в обучении путем постоянного «вливания» знаний в студента, читает комплекс установочных лекций и отсылает студента к соответствующей литературе, ставя перед ним ряд промежуточных задач, продвигающих его к окончательному достижению цели. Параллельно осуществляется непосредственная связь с производством в виде практик или других форм сотрудничества.

Такой подход в рамках данной специальности дает студенту возможность получить знания и умения через исследовательский процесс. Овладев таким подходом к образованию, выпускник-бакалавр легче войдет в рынок труда и приспособиться к любым новым требованиям, которые предъявит ему его профессиональная практика, сможет продолжить образование на другом уровне или пройти повышение квалификации, свободно применяя вариативные исследовательские подходы в обучении.

Литература

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод, пособие. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2005.114 с.

2. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опыт,-эксперим. работы в рамках Концепции модернизации росийского образования на период до 2010 г. М., 2002.

3. Кудрявцев А.П., Степанов А.В. Архитектурное образование: проблемы развития. М.: Эдиториал УРСС, 2002.152 с.

4. Мязина Е. Пять рублей за один. Чиновники собрались писать историю успеха инновационной экономики // Известия. 2002. 8 июля.

5. О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: указ президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2008. № 3. С. 149.

6. Теличенко В.И. Как наполнить уровни высшего строительного образования инновационным содержанием // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. Информационный журнал. 2008. №5 (112). С.70-73.

CAKMAPOBA ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sakmarov70@mail.ru).

SAKMAROVA LARISA ALEKSEEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 37. 033 (-512. 111) : 37 (092)

О.П. ТЕРЕХОВА

РОЛЬ И.Н. УЛЬЯНОВА В ПРОСВЕЩЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Ключевые слова: пришкольные десятины, экологическое просвещение, ознакомление с лучшими способами обработки земли, развитие садоводства, огородничества, природоведческие экскурсии, открытие школ, подготовка учителей.

Установлено, что деятельность великого просветителя И.Н. Ульянова, 180-летие со дня рождения которого готовится отметить Чувашская Республика и Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, способствовала зарождению, развитию и становлению чувашской национальной школы, имела большое значение в развитии просвещения и экологической культуры среди чувашского народа, в подготовке преданных своему народу учителей, распространении экологических знаний. Подчеркнута целесообразность творческого использования идей и опыта И.Н. Ульянова по экологическому воспитанию учащихся в современной образовательной системе.

О.Р. TEREHOVA

I.N. ULYANOV'S ROLE IN EDUCATION AND FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE CHUVASH PEOPLE

Key words: school dessiatinas, ecological education, acquaintance., with the best ways of processing, the earths, development of gardening, truck farming, naturalists'excursions, opening of schools, preparation of teachers.

It is established that from the date of which birth the Chuvash Republic and the Chuvash state university of a name of I.N. Uljanova is going to note activity of great educator I.N. Ulyanov, the 180 anniversary, promoted origin, development and formation of the Chuvash national school; was of great importance in development of education and ecological culture among the Chuvash people, in preparation of the teachers betrayed to the people, distribution of ecological knowledge. The expediency of creative use of ideas and I.N. Ulyanov's experience on ecological education of pupils in modern educational system is underlined.

Одним из важнейших аспектов теоретической разработки путей совершенствования системы образования является осмысление исторического опыта, накопленного школьным образованием. Многие исследователи отмечают, что любые преобразования могут быть успешными лишь при условии использования поло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.