Научная статья на тему 'Специфика подготовки кадров творческих индустрий в контексте их цифровой трансформации'

Специфика подготовки кадров творческих индустрий в контексте их цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
425
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIG ITAL ECONOMY / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIG ITAL TRANSFORMATION / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES SECTOR / МЕДИАСФЕРА / MEDIA SPHERE / DIG ITALIZ ATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Светлана Николаевна

Сегодня устойчивое словосочетание «образование через всю жизнь» прочнообосновалось на страницах средств массовой информации, в тематикеразличных общественных обсуждений и научных мероприятий. Это недань времени, это уже ответ на все возрастающие требования как к от-дельным работникам предприятий, организаций, так и организационно-экономическим системам, социально-экономическому развитию обществаи развивающейся глобальной экономики в целом. Тенденции последних де-сятилетий цифровая трансформация, охватившая без исключения всесферы национальной и глобальной экономики. В статье рассматриваютсяперспективы формирования компетенций работников в соответствии стребованиями цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF TRAINING THE PERSONNEL OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF THEIR DIGITAL TRANSFORMATION

Today the set phrase «education through all life» was strongly proved on pages ofmass media, in scope of various public discussions and scientific actions. It is not atribute to the time, it is already the answer to escalating requirements as to certain employees of the enterprises, organizations, and organizational and economic systems, social and economic development of society and the developing global economy in general. Tendencies of the last decades are the digital transformations which have captured all spheres of national and global economy without exception. In article the prospects of formation of competences of workers according to requirements of digital economy are considered.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки кадров творческих индустрий в контексте их цифровой трансформации»

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

SPECIFICITY OF TRAINING THE PERSONNEL OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF THEIR DIGITAL TRANSFORMATION

УДК 338.24

КУЗЬМИНА Светлана Николаевна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения», доктор экономических наук, профессор, [email protected]

KUZMINA, Svetlana Nikolaevna

Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in Film and Television Industry, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, [email protected]

Аннотация.

Сегодня устойчивое словосочетание «образование через всю жизнь» прочно обосновалось на страницах средств массовой информации, в тематике различных общественных обсуждений и научных мероприятий. Это не дань времени, это уже ответ на все возрастающие требования как к отдельным работникам предприятий, организаций, так и организационно-экономическим системам, социально-экономическому развитию общества и развивающейся глобальной экономики в целом. Тенденции последних десятилетий - цифровая трансформация, охватившая без исключения все сферы национальной и глобальной экономики. В статье рассматриваются перспективы формирования компетенций работников в соответствии с требованиями цифровой экономики.

Ключевые слова: подготовка кадров, компетенции, цифровизация, цифровая экономика, цифровая трансформация, сфера услуг, медиасфера.

Absrtact.

Today the set phrase «education through all life» was strongly proved on pages of mass media, in scope of various public discussions and scientific actions. It is not a tribute to the time, it is already the answer to escalating requirements as to certain

© Кузьмина С. H., 2018.

employees of the enterprises, organizations, and organizational and economic systems, social and economic development of society and the developing global economy in general. Tendencies of the last decades are the digital transformations which have captured all spheres of national and global economy without exception. In article the prospects of formation of competences of workers according to requirements of digital economy are considered.

Key words: Training, competences, digitalization, digital economy, digital transformation, services sector, media sphere.

Прежде чем обратиться к анализу специфических особенностей основных направлений подготовки кадров для творческих индустрий, обратимся к цифрам и статистическим данным, характеризующим ситуацию в данной сфере и в сфере подготовки кадров в целом.

Сегодня во всем мире признается тот факт, что в сфере подготовки кадров должны учитываться такие тенденции современной экономики, как:

• сокращение доступных рабочих мест (приблизительно на 50% в следующие 20 лет);

• появление «лишних» людей, тотальное переучивание персонала под требования цифровой экономики;

• разрушение привычных механизмов «гарантий будущего» (профориентация, долгосрочный найм , пенсия).

Все это можно считать последствиями более общих существующих тенденций развития мировой экономики, которые были освещены в докладе «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [1]. Схематично эти изменения представлены на рисунке 1.

По оценкам авторов доклада, в среднесрочной перспективе произойдут существенные изменения на рынке труда и в сфере профессиональной подготовки кадров. Прогнозиру-

ются такие тенденции, как рост занятости в нескольких трансформирующихся сферах экономики: креативной экономике, цифровой и виртуальной экономике, секторе восстановления экологии, человекоориентированных сервисах и новом технологическом секторе.

В этих сферах ожидается рост занятости в ближайшем будущем, соответственно требуется подготовка специалистов, обладающих необходимыми навыками и компетенциями, будут возникать новые сферы деятельности, ориентированные на реализацию творческого потенциала человека. Эти сферы потребуют навыков, которые не были нужны при выполнении рутинных физических или интеллектуальных задач, что характерно для сферы подготовки кадров творческих профессий.

Среди базовых навыков, которые будут необходимы практически вне зависимости от вида деятельности, следует отметить такие навыки, как цифровая грамотность, концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, креативность, экологическое мышление, крос-скультурность и способность к переобучению.

Все эти новые навыки требуют внесения изменений в образовательные программы профессионального обучения. В рамках инициативы FutureSkills1 государство и бизнес-

1 FutureSkills - это одна из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), направленная на опережающую подготовку кадров. Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке. URL: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/futureskills.html (дата обращения: 30.01.2018).

Рисунок 1

Новый сложный мир

сообщество стремятся сформировать новые образовательные программы для подготовки востребованных кадров будущего, организуют чемпионаты, внедряют мировые стандарты в национальную систему среднеспециального и высшего образования и занимаются повышением квалификации преподавателей.

Продолжая анализ указанных тенденций, следует отметить основные тренды, определяющие образ рабочего места в XXI в.

1. Технологические: цифровизация всех сфер жизни. Это определяется тем, что оцифрованных данных становится все больше, Интернет становится доступнее, а технологии цифровизации осваивают все новые области человеческой деятельности. Также здесь присутствует еще один аспект - это автоматизация и роботизация, которые связаны с развитием автономных систем, способных на сложные физические и когнитивные действия, а также

на трансформирование роли человеческого труда во всех секторах экономики.

2. Техносоциальные: сюда относятся процессы глобализации и экологизации. Глобализация экономическая, технологическая и культурная влияет на производственные цепочки, потребительские товары, научные знания и культурные коды, которые возникают и существуют в сверхсвязанном мире с все возрастающей ролью транснационального сотрудничества. Экологизация связана со всевозрастающим вниманием к экологии как у потребителей, так и у производителей, что в конечном итоге сопровождается преобразованием самого понятия экологичности и широким распространением экологических видов деятельности в бизнесе.

3. Социальные: сюда относятся демографические изменения и становление сетевого общества. Демографические изменения свя-

заны с ростом продолжительности жизни, продолжающейся урбанизацией, растущей ролью женщин в экономике и изменением модели детства, что определяет в целом новый социальный ландшафт.

4. Метатренд: основан на тенденции ускорения, поскольку все перечисленные изменения происходят под влиянием одного общего ме-татренда - возрастающей скорости изменений. Новые технологические решения и социальные практики возникают все быстрее. Этот метатренд не только воздействует на обозначенные изменения, но и задает темпы обновления окружающего мира - темпы, к которым не готовы большинство ныне существующих социальных институтов.

Влияние этих трендов будет проявляться на различных уровнях (рисунок 2), когда меняются не только инструменты или материалы, меняется вся система логистики, в том числе логистика управления производственным процессом, что влияет на систему рабочих мест, требования к навыкам, умениям, знаниям персонала и в конечном итоге на систему подготовки кадров.

Уже сегодня появляются новые сферы деятельности, такие как креативная экономика, экологическая сфера, человекоориентирован-ные сервисы, новый технологический сектор -все они ориентированы на реализацию творческого потенциала человека, причем здесь уже требуются новые навыки, которые ранее не нужны были при выполнении рутинных физических или интеллектуальных задач (рисунок 3).

Это серьезный вызов для системы образования в целом, поскольку это не только набор новых навыков и умений, это обновление логики всей образовательной модели. Нужно учить креативности не на стандартных задачах, сотрудничеству и командной работе в условиях конкуренции друг с другом нужны эмоции в образовательном процессе, нужно уметь использовать информационные технологии уже в школе, учить жить в балансе с природой, не относиться к ней как к некоему «ресурсу».

Такой спектр проблем сегодня стоит перед системой образования в целом и в частности перед системой подготовки кадров творческих индустрий. Творческие или креативные инду-

ЭУЙЖНЬ внЕинейСЯДы

пйфебиг*л*н

/' К \ ■ *

■ Л_L Щ

л Смет» *

V p^fle«« чс /

5. УРОВЕНЬ СИСТЕМЫ №№«« МЕСТ

Э4фмллмг Щгмсича

1,УКЖ£Ча ПРОЧЕГО МЕСТА

* ж *

■ &

2 Mir с£н*ы *

:* IÄ ® \

! Pafcr**Й Продукт ■ * *

» •

% Ийогруиеит

Рисунок 2

Влияние трендов на различные уровни жизнедеятельности человека

Рисунок 3

Новые сферы экономики

стрии (Creative Industries) - виды деятельности, в основе которых которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант. Они могут создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [2]. Характерной особенностью и спецификой творческой индустрии является то, что они взаимоувязаны с деятельностью в различных областях. С одной стороны, они связаны с интеллектуальным продуктом, создаваемым в рамках создания культурных ценностей и творчества, а с другой - желанием коммерциализировать полученные результаты или извлечь прибыль (доход). Интеллектуальный продукт, который будет создан, - это может быть книга, дизайн-проект, фильм, картина. Следует отметить, что творческие или креативные индустрии имеют место тогда, когда работает команда по созданию товаров или услуг, включающая тех, кто генерирует идеи -имеет креативные способности, а также создает или воплощает - специалисты-технологи и в конечном счете тех, кто управляет этим процессом - менеджеры.

В то же время термин «творческие или креативные индустрии» употребляется во множественном числе и причина этому в том,

что исследователи сюда относят различные отрасли, у каждой из которых имеется своя динамика развития, специфика или характерная особенность.

К этим отраслям чаще всего относят: индустрию моды; дизайн, декоративные искусства и ремесла; деятельность в области рекламы; архитектуру; визуальное изобразительное искусство; исполнительское искусство, сферу развлечений, создание музыкальных произведений и звукозаписи; культурный туризм и музейную деятельность; издательское дело; создание кино- и видеопродукции; создание теле-, радиопрограмм, в том числе в сети Интернет; создание компьютерных игр и мультимедиа.

На развитие креативной или творческой индустрии влияют многие факторы. Если рассматривать возможности России в данной сфере, то, с одной стороны, страна обладает мощными культурными ресурсами, а с другой, к сожалению, в России практически не реализуются возможности создания новых творческих продуктов.

Согласно статистическим данным, доля основных отраслей, базирующихся на авторском праве, то есть ядра творческих индустрий, в экспорте России составляет всего 0,49% (по

сравнению с 18,29% в Китае; 8,35% в Италии; 7,61% в США; 5,67% в Великобритании). По данному показателю Россия уступает даже Индонезии (0,89%) [3]. На рисунке 4 представлены виды деятельности, которые возможно отнести к креативным и творческим индустриям.

Сегодня креативные и творческие индустрии развиваются не так быстро как хотелось бы, но в то же время отдельные регионы, опережающие по развитию другие области, в том числе и в области творческих креативных индустрий, имеют уже неплохие наработки - и это также влияние всепоглощающей и всепроникающей цифровизации.

Так, например, появилась кластерная культура, которая включает творческие кластеры. Существует определенная поддержка им со стороны различных организаций. Это, прежде всего, и органы исполнительной власти, малый бизнес и предприниматели, а также различные субъекты инфраструктуры. В России творческие креативные индустрии имеют элементы новаторства и риска, в то же время цели коммерциализации неявно выражены. Достаточно активно идет развитие таких креативных творческих кластеров в крупных городах: Москве и Санкт-Петербурге, которые можно представить как крупные арт-центры современного искусства и сохранения культурного наследия.

Рисунок 4

Виды деятельности в творческих и креативных индустриях

Таким образом, сегодня в России можно говорить о тенденциях развития творческих и креативных индустрий с присутствием проблем в области создания благоприятных условий, инфраструктуры, коммерческого взаимодействия институтов культуры и бизнеса [4]. Рассматривая специфику и особенности творческих индустрий, тенденции, которые существуют, перспективы и имеющиеся трудности, следует учитывать особые требования к компетенциям, умениям, навыкам, знаниям соответствующего персонала, что и будет составлять основу подготовки кадров творческих индустрий с учетом имеющихся основных направлений и требований цифровой экономики.

Национальная доктрина развития образования Российской Федерации на период до 2025 г. четко указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей и формирования умений ее самореализации. Реализация обозначенных задач актуальна в процессе подготовки специалистов в сфере творческих индустрий. Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации» [5]. Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного креативного, творческого образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики нашего государства.

Содержание современного образования в области творческих индустрий характеризуется тенденциями к интеграции знаний, умений и навыков в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, гуманистической и эстетической направленностью, развитием творческих способностей. Также следует отметить и необходимость формирования навыков в области коммерциализации идей, знаний нормативно-правового поля, экономических особенностей

сферы культуры, компетенции в области использования и применения цифровых и информационно-коммуникационных технологий.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать основную проблему, которая заключается в необходимости разработки теоретической, методологической базы и методической системы развития творческих способностей студентов, будущих работников сферы творческих индустрий с учетом глобальных тенденций цифровизации [7; 8].

Проблема оценки уровня развития компетенций возникает на всех этапах жизни сотрудника в компании новой сферы экономики- при приеме на работу, продвижении по карьерной лестнице и увольнении [9; 10; 11]. На каждом из этапов руководителям компании важно иметь измеримые показатели уровня компетентности сотрудников и руководителей для принятия эффективных управленческих решений, а также оценки их профессиональной деятельности. Трудно ответить, какая из профессий самая творческая. Ведь в каждой сфере (см. рисунок 3), чтобы удивить, а затем коммерциализировать и получить прибыль, необходимо создавать нечто новое. При этом следует так выразить собственный взгляд на мир, чтобы окружающие поняли и приняли этот результат. Со своей стороны СМИ также вносят вклад в создание имиджа творческой профессии - формируют рейтинги самых креативных и творческих специальностей.

По версии информационного агентства РБК [12] вершину подобных рейтингов в последние годы неизменно занимала специальность веб-дизайнера. Следующие места разделили аниматоры, флористы, артисты, визажисты и т. д. Составители этих рейтингов говорят, что существует 630 креативных профессий, каждая из которых способна занять первую позицию в рейтинге. В то же время, поскольку нам ближе тематика, связанная с медиаиндустрией, остановимся более подробно на требованиях к профессиям этой сферы, к требованиям к их умениям, навыкам и компетенциям, а также возможностям для формирования этих компетенций и повышения квалификации в сфере этих компетенций.

Компетенции - это знания, умения, навыки, способности, т. е. функциональные характеристики индивида, которые позволяют определить требования к должностным обязанностям, например, в области телевизионной журналистики или медиаиндустрии. На основе этих требований может быть сформирована «модель компетенций» для конкретной профессии, что в дальнейшем позволит создать профессиограмму работника и определить его основной функционал [8; 9]. Таким образом, следует отметить, что имеется достаточное количество требований к знаниям, навыкам и умениям работников творческих индустрий, которые должны быть определены на законодательном уровне. Это важно с точки зрения определения требуемых компетенций к работнику творческой индустрии и формирует перечень соответствующих навыков, умений и знаний [15; 16; 17].

Например, профессия продюсера широка и профессионально многогранна. Действительно, продюсер - это всегда компромисс между творчеством и коммерцией. Он отвечает на сложные вопросы и решает, казалось бы, нерешаемые задачи. Например, как мо-нетизировать творчество или как получить прибыль при реализации этого креативного культурного проекта? Чтобы быть успешным продюсером, нужно стать успешным режиссером, успешным маркетологом и успешным управленцем, при этом уметь пользоваться и современными информационными, цифровыми технологиями. Это основные области, которые нужны для выполнения успешной и эффективной профессиональной деятельности продюсера. На наш взгляд, сюда еще можно было бы отнести изучение таких сфер, как управление проектами, основы культурной политики и знания о национальном достоянии, вопросы коммерциализации и управления нематериальными активами, использования информационно-коммуникационных технологий.

Можно разделить компании, использующие цифровые технологии, на несколько групп. Во-первых, это те организации, которые пока находятся на начальном этапе своего «цифрового развития». Другие - движущиеся с различной скоростью внедрения цифровых технологий - испытывают те или иные трудности при реализации своих преобразований. И можно выделить такие компании, чаще всего это крупные компании, с годовым оборотом $1 млрд и более, представляющие 16 стран. Они являются своего рода лидерами, лучшими, кто смог сочетать активность как в сфере цифровых технологий, так и сильный менеджмент, смог перейти от стадии обыденного использования информационных технологий к полной трансформации своего бизнеса. Можно сказать, что это компании, которые являются элитой цифровых трансформаций (Digirati1), которые демонстрируют признаки цифровой зрелости и имеют неоспоримые конкурентные преимущества в бизнесе, в своем сегменте за счет этого.

С точки зрения выстраивания ключевых бизнес-процессов, цифровая трансформация бизнеса позволяет так преобразовать операционные процессы, что организация получает значительные конкурентные преимущества в управлении процессами, производительностью и мотивацией сотрудников. Это позволяет переориентировать бизнес на решение стратегических задач, вовлекая в этот процесс сотрудников, предоставляя им возможность сконцентрироваться на исследованиях, а не на выполнении рутинных операций.

Таким образом, рассмотрев специфические особенности подготовки кадров творческих индустрий, а также основные направления их развития с учетом мировых аспектов цифро-визации, следует отметить определенные тенденции. Они указывают на то, что творческие индустрии требуют устанавливать приоритет тех проектов, которые будут способствовать достижению системного эффекта в следую-

1 Дигерати - (от англ. digerati) - это элита компьютерной индустрии и онлайн-сообществ, объединяющая известных учёных в области вычислительной техники, авторов техноизданий и блогеров. URL: http://www.malkova.com/training-and-consulting/terminological-dictionary/14-digerati. (дата обращения: 30.01.2018).

щих областях: цифровая экономика, цифровая трансформация бизнеса, развитие и продвижение туристских услуг, ярмарочно-выставочной и конгрессной деятельности, цифровизация и создание «умной» городской, общественной среды, а также возможность коммерциализации культурного наследия. Это связано с тем, что в обществе культура ассоциируется со сферой благотворительности, а креатив и творчество нуждаются в спонсорской поддержке. Следует иметь в виду, что потенциал культурного наследия, развитие творческих индустрий, сферы медиа может выступать аттрактором, который в состоянии придать мощный импульс в развитии конкретной территории или области. И тому немало известно подтверждающих примеров в мировой и национальной экономике. Это связано, прежде всего, с тем, что глобальные процессы затрагивают все сферы общества и социокуль-

турная сфера не может оставаться в стороне. Развитие творческих индустрий, сферы культуры, медиасферы, с одной стороны, возможно на основе кластерного подхода, а с другой -использования цифровой трансформации деятельности, когда применение современных информационных технологий позволяет осуществлять непрерывно процесс воспроизводства культурного наследия, традиций, с использованием современных цифровых технологий и инструментов. Поэтому сегодня использование достижений цифровой экономики позволяет формировать саму социокультурную сферу, развивая ее как кластер, формируя требования к навыкам, умениям и знаниям индивидов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в данной сфере и в целом рассматривать это понятие с учетом интегративных процессов, которые пронизывают все современное общество.

Список литературы

1. Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс, Россия)». URL: http://xn—btb1bbcge2a. xn--p1ai/board/21-1-0-1621. (дата обращения: 30.01.2018).

2. Федотова Н. Г. Культурный капитал как фактор региональной модернизации // Культурное обозрение. Информационно-аналитический сборник. № 2. Великий Новгород, 2009. С. 23-33.

3. Теоретические и методологические основы формирования творческих кластеров на территории Санкт-Петербурга: монография / Е. А. Байков, И. Ю. Благова, П. А. Булочников и др. СПб.: СПбГУКиТ, 2014.

4. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурные кластеры и развитие туризма в дести-нации // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Петрозаводск. 8-10 июня 2010 г. URL:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/83829237 (дата обращения: 30.01.2018).

5. Концепции художественного образования Российской Федерации. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/e47bd4b9dd345228bd925724074 cfdc60c3123d0/ (дата обращения: 30.01.2018).

6. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. С. 48.

7. Лука А. Н. Психология творчества. URL: https://sunmag.me/sovety/29-03-2014-tvorcheskie-professii.html (дата обращения: 30.01.2018).

8. Баканов Р. П. Критерии оценки качества освоения профессиональных компетенций студентами отделения журналистики при изучении ими дисциплины «Медийная критика» // Теория и методика современного журналистского образования:

проблемы диагностики знаний: сборник научно-методических статей и материалов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. С. 51-61.

9. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2003.

10. Майстер Д. Истинный профессионализм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

11. Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе: практическое руководство для менеджеров. М.: HIPPO, 2003. С. 22.

12. Маркетинговое исследование рынка разработки сайтов в России 2012-2016 гг., прогноз до 2021 г. (с обновлением). URL:https://marketing.rbc.ru/research/30164/ (дата обращения: 30.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/923 (дата обращения: 30.01.2018).

14. «Об утверждении перечня показателей стандарта качества бюджетных услуг в области культуры». URL: http://docs.cntd.ru/document/473800064 (дата обращения: 30.01.2018).

15. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. Программы повышения квалификации 2017. URL:http://fgosvo.ru/pages/view/id/23 (дата обращения: 30.01.2018).

16. Кузьмина С. Н. К вопросу применения требований профессиональных стандартов для организаций сферы услуг//Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 145-153. URL: http://www.gukit.ru/sites/default/files/ogpage_files/2016/12/PEZh_no4-2016.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.