Научная статья на тему 'Специфика платежеспособного спроса населения Республики Мордовия в контексте реализации принципов здорового питания'

Специфика платежеспособного спроса населения Республики Мордовия в контексте реализации принципов здорового питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика платежеспособного спроса населения Республики Мордовия в контексте реализации принципов здорового питания»

ванием уровня региональной дифференциации потребления продовольствия.

Источники

1. Гаврилова. И.Н. Западные трактовки социальной справедливости (Обзор концепций) // Социс, 2009.- №3. С.36-44.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики, М., ГУ ВШЭ, 2000.- 495с.

3. Мореханова М.Ю. Культура потребления продуктов питания как фактор обеспечения продовольственной безопасности на микроуровне //Региональ-

ные агросистемы: экономика и социология. (Электронное периодическое издание) Саратов: ИАгП РАН, 2013. № 2. URL. http://www. iagpran.ru/datas/ users/2dc8ab14655a6f10828a42ea42f0dc37.pdf

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб./Росстат - М:2012, 320 с.

5. Решетникова Е.Г. Развитие институтов преодоления продовольственной бедности // Региональные агросистемы: экономика и социология (электронное периодическое издание). - Саратов: ИАгП РАН, 2013. № 1. URL- http://www.iagpran.ru/datas/ usersZ7f49c1a2d178546520fd19c358576ced.pdf

СПЕЦИФИКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Киселева К.Г., мл. науч. сотр. НИИ гуманитарных наук при Правительстве

Республики Мордовия

Формирование и развитие платежеспособного спроса населения в продуктах питания на региональном уровне находится под влиянием системы разнонаправленных и противоречивых внешних и внутренних факторов и условий, а именно: развития и дифференциации производственной деятельности, расширения культурных потребностей и интересов людей, трансформации в социально-демографическом составе и структуре занятости жителей Республики Мордовия, что влечет за собой качественные преобразования уровня жизни всего населения и изменения их покупательских предпочтений в сторону здорового питания.

Анализируя особенности платежеспособного спроса населения Республики Мордовия в рамках реализации здорового питания следует учитывать, что с 2008 г. происходит постоянное увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения республики при достаточно нестабильных темпах роста реальных располагаемых денежных доходов. При этом региональный уровень среднедушевых доходов потребителей в настоящее время в 2 раза ниже федеральных показателей, что, безусловно, сдерживает рост платежеспособного спроса и способствует концентрации низкокачественных товаров. В связи с этим под эгидой Правительства республики была инициирована разработка программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 гг., в которую входила также подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи». Одной из ее основных задач стало повышение информированности населения Мордовии о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска, составе продуктов питания,

реализуемых через торговую сеть, побуждении к замене «нездоровых» продуктов питания или их ингредиентов на «здоровые». Именно поэтому исследование платежеспособности населения и уровень их информированности о продуктах питания, потребление которых качественно отражается на здоровье и образе жизни жителей региона, представляет особую актуальность.

Большую роль в обеспечении потребителей качественным продовольствием играет сельское хозяйство. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, в 2012 г. в структуре ВРП Республики Мордовия оно занимает 2-е место (12,4%). При изучении специфики платежеспособного спроса населения в контексте реализации принципов здорового питания в регионе, выделяются проблемы, связанные с отсутствием массового спроса (в виду слабой информированности населения о необходимости и пользе потребления качественных продуктов питания); низкой физической и экономической доступностью здорового питания для населения (прежде всего в образовательных учреждениях); необоснованностью посреднических звеньев (по причине затрудненного доступа отечественной сельхозпродукции, высокой доли импортного продовольствия - до 50%); существенным износом материально-технической базы для организации питания в учреждениях (до 85%); слабым контролем за качеством сырья и готовой продукции, низкой квалификацией и мотивацией персонала; низкой инвестиционной привлекательностью для частного бизнеса.

Рассмотрим основные продовольственные подгруппы, которые обеспечивают сбалансированность полезных веществ и микроэлементов, необходимых для нормального функционирования любого организма, а также формируют по-

требительскую корзину каждого человека: мясной и молочный подкомплексы, птицеводство и овощеводство.

Мясной подкомплекс по своему значению является одной из составляющих АПК Республики Мордовия, ускоренное развитие которого в перспективе позволит удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства. Сегодня мясным скотоводством в республике занимаются 84 хозяйства, в том числе 65 сельхозпредприятий и 19 крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2009-2012 гг. численность поголовья специализированного мясного и помесного скота увеличилась с 2,7 тыс. до 26,2 тыс. гол., а маточного поголовья специализированного мясного и помесного скота - в 7,2 раза, составив на начало 2013 г. 9,8 тыс. гол. Для удовлетворения потребности населения в качественном и безопасном мясе и мясных продуктах в контексте разработки и реализации государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 г. № 404) была предложена ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Республике Мордовия на 2013 - 2015 годы».

Маркетинговое исследование, проведенное на базе ЗАО «Талина» и посвященное выявлению предпочтений среди мясных продуктов у жителей столицы Мордовии, позволило установить стремление населения к здоровому питанию и диетическим продуктам у 30 %респон-дентов, которые предпочитают докторскую колбасу (диетический продукт с пониженным содержанием жиров). Особая популярность мясной продукции товарной марки «Атяшево» в республике объясняется высоким качеством изделий этой компании, завоевавшей высшие награды в дегустационных конкурсах. В 2012 г. «Колбаски детские» бренда «Атяшево» заняли 1-е место в номинации «Детская и диетическая продукция» конкурса «Производство высококачественной биологически безопасной продукции», прошедшего в рамках XIV Российской агропромышленной выставки «Золотая осень».

Тенденция к приготовлению мясопродуктов из индейки, наметившаяся в последние годы в семьях с малолетними детьми и пожилыми людьми, а также у стремящихся к похудению или имеющих отклонения по здоровью, связана с легкой усвояемостью и гипоаллергенностью мяса этой птицы. По мнению одного из ведущих специалистов России в этой области А. И. Шевченко, только для обеспечения населения Респуб-

лики Мордовия мясом этой птицы необходимо ежегодно производить до 15 тыс. т. Такой объем (с перспективой до 60 тыс. т) предусматривает проект строительства индейкокомплекса в с. Ар-шиновка Нижнеломовского района Пензенской области на базе ООО «Русская молочная компания». Однако современный продовольственный рынок Республики Мордовия не характеризуется высоким спросом на индюшатину в виду отсутствия объективной информации у населения на данный вид продукта и его высокой стоимости (товар будет конкурентоспособным в случае, если цена на него не будет превышать ценовой уровень курятины более чем на 20-25%).

Стабилизация потребления молока и молочной продукции населением Республики Мордовия не гарантирует ее полное обеспечение по нормам рационального питания, так как ее среднестатистический житель в среднем за год потребляет их значительно меньше, чем предусмотрено. Фактическое потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) жителями Мордовии в 2010 г. составило 237 кг (установленный норматив - 365 кг).

При исследовании процессов формирования спроса на продукцию птицеводства у жителей республики стоит отметить популярность продукции ЗАО «Агро-Атяшево», которая отличается высоким содержанием витамина А и ка-ротиноидов, характерных для домашних деревенских яиц, защищающих организм человека от многих заболеваний. Оснащенность имеющейся материально-технической базы в совокупности с увеличением платежеспособного спроса на данную группу продуктов питания позволяют довести производственные мощности до 100 млн шт. яиц в год по товарной группе Яйцо «Деревенское» (в 2012 г. - не более 53 млн яиц в год).

В структуре диетического и детского питания не последнее место отводится продукции овощеводства - важной составляющей рациона здорового питания в вопросах удовлетворения потребностей населения в свежих и консервированных овощах в течение всего года, а также в предоставлении сырья для перерабатывающей промышленности. Отличительной особенностью предложения овощей на продовольственном рынке является его зависимость от природно-климатических факторов, что обеспечивает соответствующие преимущества зарубежным конкурентам перед региональными компаниями, обуславливая, в первую очередь, глобализацию рынка овощей как угрозу продовольственной безопасности любого региона. Общеизвестно, что колоссальный объем овощей в РФ завозится из-за рубежа. По данным Федеральной таможенной службы, только в 2010 г. Россией было

закуплено у иностранных поставщиков и производителей около 3 млн т свежих овощей (за 9 месяцев 2011 г. - 3,4 млн т): томаты импортируются в основном из Турции, лук и чеснок - из Китая и Нидерландов, капуста - из Польши и Китая, морковь и репа - из Израиля, огурцы - из Турции и Ирана. Однако количество минеральных и органических удобрений, используемых в нашей стране, в десятки раз меньше, чем во многих развитых странах (например, в 11 раз ниже уровня США и в 23 раза - Китая). Также отечественными сельхозпроизводителями применяется гораздо меньше средств химической защиты от различных вредителей и болезней на полях по сравнению с зарубежными поставщиками овощной продукции. Но это не означает, что Республика Мордовия не может обеспечить собственные потребности в овощах закрытого и открытого грунта. Крупным производителем такой продукции в регионе является ГУП РМ «Тепличное», которое постоянно поставляет в торговую сеть Мордовии и других регионов России овощи и грибы. Предприятие имеет консервный цех, оборудование для сушки плодов и овощей.

Обобщая вышеизложенное, необходимо также учитывать отсутствие коммуникационных средств продвижения продукции, ограниченность ассортимента продукции местных товаропроизводителей, пригодной к доставке на дальние расстояния, обеспечивающих свободный доступ на внутренний продовольственный рынок для зарубежных компаний. Это требует изучения складывающейся конъюнктуры рынка, платежеспособности покупателей и их предпочтений от мордовских аграриев, повышения общих стандартов потребления с помощью применения методов логистики высококачественных и экологически чистых продуктов питания. Динамичное и эффективное развитие конкуренции в сельском хозяйстве как способ системного согласования установок на повышение продовольственной безопасности Республики Мордовия и выработку тенденций популяризации качественных продовольственных товаров в контексте реализации принципов здорового образа жизни будут способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития республики в долгосрочной перспективе.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рыбикова А.А, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики

имени А.А. Никонова

В потребительских расходах населения основную долю составляют затраты на питание. Потребление продуктов питания в первую очередь зависит от платежеспособного спроса населения. Общие затраты на питание состоят из расходов на продукты питания для домашнего потребления, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений, в том числе поступлений от производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве и дачных садово-огородных участков.

Энергетическая ценность суточного рациона в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в динамике с 2007 по 2012 гг. увеличивается незначительно - на 0,3%. Следует отметить, что на селе энергетическая ценность суточного рациона выше, чем в городах на 6,8 и 7,0% соответственно в 2007 и 2012 гг., что обусловлено другой структурой питания на селе. Так в сельской местности, по сравнению с городской в 2007 г. больше потребляют хлеба, картофеля, овощей, молока и сахара, при меньшем потреблении фруктов и ягод, яиц, рыбы и масла растительного. Более значительное отклонения при-

ходится на картофель - 57,5%, что обусловлено культурой питания и наличием данного продукта в личном подсобном хозяйстве в достаточном количестве. Фрукты и ягоды в 2007 г. на селе потребляют на 22,3% меньше, чем в сельской местности.

К 2012 г. состав потребления основных видов продукции существенно изменяется, так меньше стали потреблять более дешевые виды продукции - хлеб, картофель и масло растительное, причем картофеля стали потреблять меньше на 20,8%, хлеб - на 1,3%, масло растительное на 10,4%. При этом больше стали потреблять овощей (6,0%), фруктов и ягод (51,4), мяса и мясопродуктов (20,5%), яиц (5,2%), молока и молокопродуктов ( 10,2%), рыбы (19,8%) и сахара (4,0%).

Как следствие в результате изменения количества и структуры питания происходит увеличение потребления белков на 9,1% и жиров соответственно на 3,2%, так как больше стали потреблять белково- и жиросодержащих видов продукции, при снижении такого углеводсо-держащего вида продукции как картофель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.