Научная статья на тему 'Специфика отражения истории Средневолжского села в религиозных манускриптах (на примере церковной летописи С. Белый Яр)'

Специфика отражения истории Средневолжского села в религиозных манускриптах (на примере церковной летописи С. Белый Яр) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ / CHURCH CHRONICLE / БЕЛЫЙ ЯР / XIX ВЕК / XIX CENTURY / BELYJ YAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбакова Александра Васильевна

Анализируется и впервые вводится в научный оборот текст церковной летописи с. Белый Яр Ульяновской области. Раскрывается характер манускрипта, его основные структурные элементы, проводятся параллели с историей развития летописания XIX в., выявляются ранее неизвестные данные по истории села и храма. Также поднимается проблема изучения редких исторических источников как важного направления изучения истории и культуры родного края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of reflexion of Middle Volga’s village history in religious manuscripts (based on church manuscript of Belyj Yar village)

The text of the church chronicle of page is analyzed and is for the first time introduced into scientific circulation of Belyj Yar village of the Ulyanovsk region. Opens character of the manuscript, its basic structural elements, parallels with history of development of annals of the XIX century are drawn, earlier unknown data on history of the village and the temple come to light. Also the problem of studying of rare historical sources as important direction of studying of history and culture of the native land rises

Текст научной работы на тему «Специфика отражения истории Средневолжского села в религиозных манускриптах (на примере церковной летописи С. Белый Яр)»

УДК 39:930.2 А. В. РЫБАКОВА

СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕВОЛЖСКОГО

СЕЛА В РЕЛИГИОЗНЫХ МАНУСКРИПТАХ

(НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКОВНОЙ ЛЕТОПИСИ с. БЕЛЫЙ ЯР)

Анализируется и впервые вводится в научный оборот текст церковной летописи с. Белый Яр Ульяновской области. Раскрывается характер манускрипта, его основные структурные элементы, проводятся параллели с историей развития летописания XIX в., выявляются ранее неизвестные данные по истории села и храма. Также поднимается проблема изучения редких исторических источников как важного направления изучения истории и культуры родного края.

Ключевые слова: церковная летопись, Белый Яр, XIX век.

Летопись, вопреки общепринятому мнению, не является полностью средневековым явлением. Конечно, наследие «Повести временных лет», Ипатьевской, Лаврентьевской и других источников неоценимо как для специалистов, так и для обывателей, но на этом история летописания в России не кончается. В середине XIX в. летописание получает новый толчок к развитию, на этот раз государственный. Синод указом от 19 января 1868 г. обязывает епархии составлять исторические и статистические описания жизни прихода [2, с. 53]. Прецеденты ведения церковных летописей были и в предшествующие десятилетия, но они являлись локальными (известны тобольские и владимирские летописи) и носили любительский характер, поэтому не стоит относить их в общую категорию церковных летописей середины и конца XIX в.

Значительный вклад в выявление и освоение сельского летописания внесли диссертация и статьи о вологодских и симбирских летописях исследователя из РГГУ С.И. Добренького [1]. Проведённый им комплексный анализ летописных источников выявляет периоды становления и развития церковно-приходских летописей как исторического источника, однако вопрос детального рассмотрения летописей Ульяновской области автор оставил открытым.

Ульяновская область сейчас - рекордсмен по количеству сохранившихся церковных летописей. По словам научных сотрудников, в архивах Государственного архива Ульяновской области (ГАУО) сейчас находится около 70 их наименований - больше, чем в любом другом российском регионе. Однако в связи с частыми адми-

© Рыбакова А. В., 2015

нистративными изменениями документы многих симбирских сёл оказались в самарских и казанских архивах. Например, рассматриваемая летопись с. Белый Яр хранится в фондах Центрального государственного Самарского областного архива (ЦГАСО).

Известно, что сохранилось только две летописи храмов левобережных сёл - летописи сёл Белый Яр и Тургенево. Их история всё ещё недостаточно разработана и описана в исторических трудах: подробные данные об истории бе-лоярского храма публикуются в данной статье впервые. Изучение истории села усложняется и тем, что на данный момент сравнительно подробно изучены только документы по истории села за XVII и XX вв., в отличие от ХУШ-Х1Х вв. Этот факт подчёркивает важность данного исследования, ведь рассматриваемая летопись относится именно к XIX в.

Белоярская летопись - очень ранний отклик на призыв Синода к летописанию; её первая запись сделана уже в 1868 г., то есть практически сразу же после издания указа. Инструкции и указания к ведению летописей в то время только составлялись, ещё не было единой, установленной структуры их написания, поэтому белояр-ского летописца можно по праву считать одним из первопроходцев в этой области. Имя его неизвестно; сама летопись не содержит ни подписи летописца, ни косвенных данных о нём. Наиболее вероятно, что летопись составил священник местного прихода. В 1868 г. им был Дмитрий Цареградский, состоящий в приходе с 1850 г. и награждённый в 1864 г. за «доброе житие и от-личноревностное служение» набедренником [4, л. 10]. Однако авторство ничем, кроме моего логического вывода, не подтверждено, и нуждается в дополнительном изучении.

Следуя заведённой традиции написания летописей, летописец начинает свой рассказ с исторического очерка. В первую очередь его интересует история создания храма и его внутреннее убранство, детальное описание расположения икон и украшений на иконостасе. По данным летописца, деревянный храм построен в 1854 г. усердием прихожан, предшествовал ему сгоревший при пожаре 1848 г. такой же деревянный храм, выстроенный уже в 1790 г. [4, л. 2 - л. 2 об.]. По данным сводной клировой ведомости по некоторым сёлам Ставропольского уезда, точная дата уничтожения церкви - 13 сентября 1848 г [3, л. 81]. А до постройки храма в 1790 г. существовал ещё один, но никаких документальных подтверждений летописец здесь привести не может и утверждает лишь, «что несомненно существовал такой храм, свидетельствует надпись на одном Евангелии, подаренным царём Алексеем Михайловичем, которое до сих пор хранится в церковной ризнице. Надпись эта читается так: «лето 7160 февраля 21, Государь Царь и Великий Князь всея России Самодержец пожаловал в сию книгу Евангелию на престольное в Казань на Белый Яр, Церковь Живоначальной Троицы, тогда в предании святого праведного Алексия человека Божия, да в предание Марии Египетской» [4, л. 2 об. - л. 3].

При храме состояли две часовни, кладбище и открытое в 1860 г. училище: «Со времени открытия училища до настоящего времени обучалось в нем 52 мальчика, детям преподают следующие предметы: закон Божий, Крестный ка-тихизис Пресвященного Филарета, митрополита Московского и краткая священная история Ветхого и Нового завета, потом 4 первые правила арифметики, чтение церковной и гражданской печати, начисление на счетах, письмо с прописей и под диктовку» [4, л. 3 об.]. В библиотеке, помимо богослужебных, хранились 23 книги религиозного толка.

Рассказ летописца о причте краток, он не сообщает ни семейного положения, ни возраста священнослужителей. По данным летописи, приход «В настоящее время состоит из следующих лиц: а) старший священник Дмитрий Алексеев Цареградский, состоит в должности при настоящем храме с 13 июля с 1850 года, обучался и окончил курс Симбирской Духовной Семинарии, уроженец Симбирской Губернии, за доброе житие и отличноревностное служение церкви Божьей 4 августа 1864 года награжден набедренником^) младший священник Петр Федоров Листов, уроженец Симбирской Губернии, состоит на должности в настоящем приходе с 27 июля 1861 года, обучался и кончил курс Богослов-

ских наук в Симбирской Духовной Семинарии; в) дьякон Иоанн Зефиров, обучался в Симбирской Д. Семинарии до среднего отделения, состоит в настоящем приходе с 1 апреля 1860 года, родился в Симбирской Губернии; г) дьячок Михаил Яковлев Яковлев, обучался в Симбирском Д. Училище, исключен из второго класса, состоит на должности в настоящем приходе с 12 марта 1859, родился в Симбирской Губернии, д) пономарь Тихон Матвеев Острогривов уроженец Симбирской Губернии, обучался в Симбирском Д. училище до среднего отделения, состоит на должности в настоящем приходе с 10 сентября 1861 года.» [4, л. 10 - л. 10 об.].Такая сухость в рассказе о причте не обусловлена, кажется, ничем, кроме личностных свойств летописца: в аналогичных летописях других церквей информация о причте гораздо более детальна.

Описание церковного прихода начинается с изучения происхождения названия села. «Название свое Белый Яр получил от местности и почвы, на которых расположено селение. Слово Яр на местном наречии означает крутизну, обвал, обрыв - какой вид и отличается тот берег потока Волги, на котором стоит село, а Белый добавлено от песчаного беловатого грунта» [4, л. 6], - объясняет летописец. Нужно особо отметить, что, изучая историю прихода, автор применял для подтверждения своих слов архивные документы. Он использует указы Петра I, направленные в Белый Яр на имя воеводы Алексея Ивановича Поздеева, говоря о времени основания села, а также для подтверждения достоверности информации о прихожанах былых времён [4, л. 6 об.].

Продолжая описывать историю прихода, летописец указывает первоначальный состав населения. «Первоначальные жители белоярские были пешие и конные стрельцы, которые поселены были вероятно по распоряжению правительства для водворения спокойствия края от набегов ор-динцов и татар, после покорения царства Казанского... В первой четверти минувшего столетия в числе поселенцев были так называемые пахотные солдаты» [4, л. 7 - л. 7 об.]. Приводятся и статистические данные: «Все это народонаселение в 1726 г. простиралось до 421 души (указ февраля 15) и состояло из 126 дворов (указ 1720, май 22)» [4, л. 8].Клировые ведомости по IV благочинному округу от 1910 г. сообщают, что за вторую половину XIX в. количество дворов увеличилось до 954, соответственное число мужских и женских душ - 2571 и 2578 [5, л. 19].

Упоминаются также предрассудки и обычаи, но только в наиболее общем смысле. «В народе существует много разных предрассудков и суеверий на разные случаи их обыденной жизни,

например, что есть лешие, домовые, ведьмы, оборотни, ворожба на картах, на бобах, разные заклинания, нашептывания на воск, на воду, имеют место тоже в соверованиях народа. Впрочем, подобного рода ворожбой занимаются исключительно только женщины, и женщины же исключительно им только и верят. Впрочем, относительно предрассудков и суеверий, хоть и много их осталось в ходе своем, справедливость требует сказать, что большая часть их многими совершенно отвергается, а если что и принимается, то по какому темному преданию потому только, что верили тому деды их, без сердечного личного убеждения в их истинности» [4, л. 8 об.], сообщает он. Летописец не удостаивает читателя описанием заклинаний и нашёптываний, вероятно, по причине личного к ним отношения.

Исторический очерк заканчивается кратким рассказом о национальном составе приходской деревни Таборной (мордва из племени мокши и семь домов чуваш). Летописец отмечает, что они практикуют языческие обряды, но «справедливость требует сказать, что все они исключительно осмыслены христианством и совершенно потеряли свое первоначальное значение» [4, л. 9 -л. 9 об.].

Ежегодное описание жизни прихода, то есть непосредственно летопись, на всём её протяжении производилось совершенно одинаково. Записывался процесс изменений в самой церкви (ремонт, приобретения, улучшения, которые происходили практически каждый год, а в 1870 г. построен был и новый тёплый каменный храм), в причте (поступление и уход со службы священнослужителей), в конце года подводился итог количеству родившихся, умерших, исповедовавшихся прихожан, а также указывалось движение церковных сумм (откуда поступили деньги, сколько было потрачено, сколько осталось на следующий год) [4, л. 10 об]. Нужно отметить, что в епархиальном распоряжении от 31.01.1868 г. о начале церковно-приходского летописания во Владимире, содержащее и некоторые общие правила для его составителей, именно эта схема ведения летописи позиционировалась как предпочитаемая синодальным начальством. Знал ли об этом белоярский автор или его записи случайно совпали с указаниями начальства, неизвестно.

Такой схеме летописец следует до 1880 г., однако потом круг интересующих его тем значительно расширился: он начал записывать изменения в общественной жизни, статистические данные по училищу (количество учеников, смену учителей), а также метеорологические на-

блюдения и сводные данные о годовом урожае [4, л. 29].

Знаменательные события рассматривались летописцем отдельно, вне вышеуказанных разделов. В 1868 г. он рассказывает об ударе молнии в храм и последующем пожаре, растопившем колокола и уничтожившем 121 обывательский дом, в 1872 г. - об эпидемии холеры, в 1874 г. - о крушении плота на Волге [4, л. 11, л. 13 об., л. 18]. Описывал он и астрономические явления - рассказ 1881 г. о пролетающей по небу комете и о связанными с этим событием предрассудками летописец ведёт в своей неизменной лаконичной манере, не увлекаясь деталями и дополнительной информацией. «Сия комета, хотя появлялась и исчезала без всяких последствий, но в начале своего появления породила, особенно между сельскими жителями, множество толков; одни предсказывают кровопролитную войну, - другие особенно раскольники кончину века, определяя оную днем 18 Ноября, и даже приготовлялись к оной» [4, л. 34].

Летописные записи обрываются на 1884 г. Однако и те данные, что дошли до наших дней сравнительно хорошо сохранившимися, являются крайне ценным источником по локальной истории Ульяновской области. Белоярская летопись - редкий источник по приходской истории ульяновского левобережья Волги, и его изучение может привести к важным открытиям в исторической науке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добренький С. И. Церковно-приходские летописи как исторический источник: середина XIX - начало XX в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. - М., 2006. - 230 с.

2. Завъялов А. А. Циркулярные указы Святейшего правительствующего Синода 1867 -1895 гг. - СПб.,1896. - 282 с.

3. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 32. Оп. 16. Д. 1.

4. ЦГАСО. Ф. 32. О. 29. Д. 230. - 49 л.

5. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 192.

Рыбакова Александра Васильевна, студентка 5-го курса Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. (Научный руководитель - доктор исторических наук Е. А. Бурдин).

Поступила 27.07.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.