Научная статья на тему 'Специфика организации летнего отдыха детей в лагере интеграционного типа'

Специфика организации летнего отдыха детей в лагере интеграционного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации летнего отдыха детей в лагере интеграционного типа»

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ТИПА

ЧАГИНА Н.С.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время [1]. Здоровье детей призвано основополагающей ценностью российского общества, что нашло свое отражение в Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года, в федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы и в других нормативных документах.

С увеличением количества детей, имеющих серьезные нарушения здоровья (инвалидность) возникает необходимость создания для них специфических условий отдыха. Целью, возникающих интеграционных лагерей становится развитие, социальная адаптация и социализация детей-инвалидов, здоровых детей, детей из детских домов, многодетных, полных и неполных семей России и других стран в процессе их совместной деятельности.

Этическая норма взаимодействия взрослых и детей в условиях интеграции - внимательное и бережное отношение вожатого к каждому ребенку, изучение его проблем, оказание помощи. Процесс интеграции обеспечивается постепенным расширением сфер взаимодействия больных и здоровых детей. Главным средством интеграции и одновременно ее результатом является «интеграционная среда» - среда совместного обитания детей; воспитывающая, развивающая, защищающая, помогающая. Основной результат специальных усилий по интеграции здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - создание новой целостности - коллектива детей и взрослых, воодушевленного идеями организации радостной и творческой совместной жизни. Эту новую целостность характеризует внимание детей к проблемам других людей, опыт диалогического общения, взаимопомощь. С другой стороны, в этих условиях обеспечивается процесс самопознания детей, поиск каждым из них ответа на вопрос о том, кто он, какой он, каковы его ценности. В ответах на эти вопросы каждый ребенок ориентируется на ценности, открыто и четко заявленные педагогическим сообществом.

Главным результатом нахождения детей-инвалидов в интеграционном воспитательном пространстве является приобретение ими позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, для здоровых детей - приобретение опыта сопереживания, сочувствия и помощи товарищам. Но для того, чтобы данные процессы протекали благополучно, вожатые должны быть подготовлены к социально-педагогической деятельности в лагере, обладать высоким уровнем социальнопедагогической компетентности.

Опыт подготовки вожатых к работе в лагерях подобного типа существует не только в России, но и за рубежом. Так, в Голландии ребятам семнадцати, восемнадцати лет, прежде чем доверить управление группой детей в лагере, предлагается пройти стажировку, целью которой становится возможность приобрести педагогические навыки в работе с разными категориями детей (сироты, дети-инвалиды и т.д.) под контролем старших и опытных коллег. Это позволяет уменьшить риск неправильных действий со стороны вожатого в первые годы работы.

В стажерских группах будущие вожатые изучают, прежде всего, себя: возможные реакции на действия со стороны детей, ломают стереотипы, избавляются от предубеждений, узнают свои сильные и слабые стороны.

Обучение в действии приносит свои результаты. Наблюдая за детьми и работой groupleaders, включаясь в ролевые игры и занося в дневник свои впечатления и размышления, стажер получает не только опыт и теоретические знания, но и самосовершенствуется, развивается творчески.

По вечерам коллектив лагеря собирается на обсуждение возникших вопросов («вечерние свечи»). На них устраивается обсуждение сильных и слабых сторонах в работе стажеров, высказываются сомнения по работе с детьми. Предлагаются варианты решения различных ситуаций, ведется обучение поведению с различными категориями детей и созданию доверительной атмосферы в отряде (семье).

Результатами такого обучения является то, что стажер становиться более уверенным в себе и своих действиях, может управлять коллективом ребят, знает, как организовать и руководить действиями группы, умеет приобрести доверие детей, видит и понимает различные отношения в группе (отряде, семье).

Жизнь в оздоровительном лагере интеграционного типа в условиях временного коллектива предоставляет детям следующие возможности:

• познания способа совместного проживания в группе сверстников;

• приобретения навыков организации отдыха;

• участия в различных образовательных и дополнительных программах по своему выбору и желанию (от предметных олимпиад до вокальных и танцевальных конкурсов, спортивных состязаний);

• раскрытия своих собственных потенциальных возможностей,

• проявить личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение;

• приобретения новых навыков и интересов и усовершенствование прежних;

• отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения;

• оздоровления;

• приобретения новых друзей и т.д.

Специфическими возможностями детского оздоровительного лагеря интеграционного типа как воспитательной организации является:

• организации ценностно-ориентационной деятельности, предоставляющей право выбора позиции через досуг как средство формирования принадлежности к социуму;

• расширения числа сфер деятельности, с которыми могут познакомиться дети;

• организации практической деятельности и смены видов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей;

• расширения круга общения личности, соответствующего ее интересам и др.

В оздоровительном лагере интеграционного типа организуется и действует временный коллектив - это такой коллектив, который создается с определенной целью и существует, действует в течение обычно небольшого срока. Отсюда и его особенности [2].

1. «Разнородность контингента»

В одном отряде собираются ребята разного возраста (хотя и разница невелика: 1-2 года); с различным уровнем знаний, умений, опыта общественной жизни; и, наконец, с разными характерами, склонностями, привычками. А значит, к каждому необходимо найти свой подход, принимая его целиком, какой есть, помня, что каждый маленький человек - неповторимая личность. Это достаточно сложно, особенно если маловато опыта, ведь педагог на 20-25 дней становится для ребенка не только воспитателем, но и самым близким взрослым человеком. И самочувствие ребенка в большей степени зависит от заботливости, внимания педагога.

В этой первой особенности временного детского коллектива таятся и немалые преимущества. Ребята сменили свое окружение, а значит, нет и прежней оценки их действий, они оставили дома те ярлычки «хороший», «умненький», «задира», «непоседа», которыми их наградили, и теперь каждый ребенок может себя проявить с новой, другой стороны, самоутвердиться, стать лучше - все зависит от условий.

2. Кратковременность

Коллектив существует лишь 20-25 дней. Ну что, казалось бы, можно сделать за такой срок, как воспитать, ведь за это время обычно не происходит значительных возрастных и психологических изменений...

Но это только на первый взгляд. Дело в том, что в лагере детский коллектив живет очень напряженной жизнью, кажется, что в сутках не 24 часа, а 48 часов, и «каждый день - с год». Все процессы как бы сжимаются во времени, но именно это «сжатие», ускоренный темп позволяют (и стимулируют) ярче высветить личностные качества каждого члена коллектива (и педагога тоже!). В летнем оздоровительном лагере каждый на виду у всех, и те качества, которые дома (в семье, в школе) могут долго не проявляться, но формироваться, здесь и реализуются и воспитываются очень быстро.

3. Автономность

Известная изолированность от семьи, школы, микроокружения (улицы, двора, секции и т. п.).

В отряде новый качественный характер приобретают взаимоотношения ребят друг с другом: ведь они сутками вместе, уйти, спрятаться негде, у многих нарастает эмоциональное напряжение («усталость» от общения) - усиливаются все эмоциональные переживания, как положительные, так и отрицательные, особенно ярко проявляется закон психического заражения.

Все это, в свою очередь, ведет к тому, что многократно увеличивается влияние вожатого, воспитателя, всего педагогического коллектива - ведь это самые близкие взрослые люди. А детям совсем без взрослых жить очень трудно, хоть почти каждый ребенок и хочет «пожить самостоятельно». Но всем им (и совсем маленьким, и подросткам) нужно внимание, сочувствие, понимание взрослого человека, помощь в разрешении проблем и конфликтов.

Все это говорит о важности эмоционального климата детского коллектива для успешной организации летнего отдыха и оздоровления детей. Многое здесь зависит от поведения взрослого. Часто вожатому хочется, чтобы каждый день в лагере был прожит ребятами на подъеме, его тревожит, если они просыпаются в плохом настроении, какие-то усталые, инертные, а ведь он каждый день придумывает и проводит очень интересные, веселые дела.

Но ведь все это естественно. И лучше не огорчаться, а вспомнить об эмоциональном «маятнике». Дело в том, что эмоциональные состояния способны в определенные моменты самопроизвольно, стихийно менять свою «тональность». Эмоциональный «маятник» не может долго находиться в каком-либо одном положении, он постоянно раскачивается: от подъема настроения до спада и обратно. А можно ли создавать нужный эмоциональный настрой у детей (возбуждение, покой, задумчивость, радость и т.п.)? Оказывается, можно. А.Н. Лутошкин предлагает несколько таких ситуаций [1].

1. Ситуация совместного переживания - увеличивает силу эмоциональных реакций у каждого члена группы. Здесь срабатывает закон психического взаимовлияния и заражения.

2. Ситуация соревнования. Заметим, что соревновательная активность возможна лишь в коллективе, где люди интересны друг другу. Если же ребята равнодушны, никакое соревнование не получится: всем все равно. С другой стороны, в конфликтной группе соревнование может лишь «подлить масла в огонь». Но удачно проведенное соревнование, к месту и ко времени, может сплотить группу, вызвать эмоции соучастия, сопереживания, сочувствия и добра.

3. Ситуация успеха-неуспеха - служит своеобразной лакмусовой бумажкой для определения и сплоченности коллектива и психологического климата. Одновременно создание таких ситуаций позволяет воспитателю формировать определенный характер взаимоотношений членов коллектива. Как ребята переживают успех и неудачу: ищут виновника или после анализа определяют пути к совершенствованию, радуются все вместе или процветает зависть... Осмысление этих проявлений дает возможность педагогу строить свою воспитательную деятельность.

4. Ситуации эмоциональной привлекательности. Для создания таких ситуаций очень важно помнить о воздействии на эмоциональное состояние человека музыки, цвета (наглядного оформления), света и использовать их. Так, известно, что возбуждение, хорошее настроение, подъем обычно охватывает людей, если они находятся в ярко освещенном помещении, где звучит веселая, бодрая музыка, а интерьер выполнен в сочетании красного, желтого, оранжевого тонов.

5. Ситуации новизны и неожиданности. Обычно появление новой информации вызывает активную работу всего психического аппарата человека. Ситуация новизны играет роль стартового механизма в актуализации нужного эмоционального состояния. Часто случается, что положительные эмоции, связанные с новым интересным делом, «уходят» из-за бесконечного его обсуждения, репетиций. Ребята бывают гораздо активнее в ситуациях сюрприза. Но важно помнить и то, что здесь существует опасность дезорганизации деятельности коллектива, если у ребят нет опыта взаимодействия. Все описанные ситуации нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и часто взаимообусловлены, важно постоянно помнить об их возможностях актуализировать нужное эмоциональное состояние, способствующее успеху воспитательной работы с временным детским коллективом.

4. Коллективный характер деятельности

Всегда ли из объединенных в один отряд детей создается действительно коллектив? Не остаются ли в течение всей смены дети каждый сам по себе? Случается и такое. Но это уже зависит от работы педагога и всего лагеря. Почти все ребята по своей сути коллективисты, они любят что-то делать вместе. А чтобы дело было действительно общим, каждому ребенку необходимо внести в его организацию и осуществление свой вклад. Тогда и будет дело детей, а не для детей. Тогда и будет соучастие, сотрудничество, личностное переживание успеха или неудачи, а значит, и воспитывающее влияние всей жизни в лагере.

Возможности временных детских объединений, с одной стороны, создают условия для конструктивного, творческого взаимодействия, сотрудничества, интенсивного общения участников процесса, способствующих их взаимному обогащению, формированию у них новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки общественными нормами, ценностями, социальными программами. При этом за детьми остается право выбора форм жизнедеятельности в лагере, свободного перехода из одной группы в другую, из одного микроколлектива в другой, возможность осуществления собственных программ.

Таким образом, временные детские объединения являются одной из важнейших форм организации жизнедеятельности детей и подростков в летнее время, которые реализуют принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаются на все изменения общества и потребности самого ребенка. Являясь воспитательной организацией, временное детское объединение имеет ряд специфических возможностей, позволяющих объединить воспитательное воздействие на личность ребенка со стороны социального окружения, педагогов, природной и предметной среды.

Особенности существования временного детского коллектива позволяют говорить не столько о руководстве и управлении, сколько об установлении взаимоотношений сотрудничества между старшими и младшими.

К сожалению, во многих летних оздоровительных лагерях взрослые остаются теми же учителями, воспитателями с теми же способами воздействия на детей, что и в школе. А ребенку нужен не учитель и руководитель, а старший товарищ. Следовательно, самое важное - создать такие взаимоотношения, при которых каждый ребенок чувствует себя равноценной личностью. Он равен педагогу и так же ценен, только опыта у него поменьше. Отношения нравственного равенства - это взаимное уважение; взаимная требовательность и ответственность (педагогу важно осознать, что и ребята предъявляют определенные требования к нему, что и он ответственен перед детьми за свой характер, проявления эмоций, действия); взаимная доброжелательность; взаимопонимание (научить ребят понимать своего воспитателя и вожатого, подавать им пример).

В основе организации жизнедеятельности детского временного коллектива должна лежать система субъект - субъектных отношений. Если процесс взаимодействия во временном детском коллективе основан на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностях, то это помогает создать положительную модель поведения, межличностного общения ребенка, как с взрослыми, так и со сверстниками. Ведь временное детское объединение располагает богатством и разнообразием контактов, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.

Во-первых, для временных детских объединений характерна организация всех ведущих видов деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая и т.д.).

Во-вторых, взаимодействие самих участников временных детских объединений носит нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения участников в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы, социальной активности.

В-третьих, во временном детском объединении высоко представлено самоуправление, где каждый может стать участником сводных групп, что позволяет ребенку максимально проявлять себя разносторонне и творчески.

В-четвертых, во временном детским объединении нормой является постоянный самоанализ всего, что делается, в том числе и участие каждого в жизни временного коллектива.

В-пятых, старший подросток наиболее полно может проявить отношение к своей жизнедеятельности на уровне рефлексивного сознания, проявить субъектность во временном детском объединении, которое может стать для него событийной общностью в реализации лидерского потенциала.

Подчеркнем, что временное детское объединение, возникающее в условиях летнего оздоровительного лагеря - это «добровольное объединение самостоятельных личностей, заинтересованных в самовоспитании, объединение активного социокультурного воспитания личности» [3]. Оно представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, ибо, с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей детей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, в нем происходит корректировка индивидуальных установок в соответствии с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Специфика организации летнего отдыха и оздоровления детей характеризуется интенсивностью процессов общения, многообразием и вариативностью взаимодействия подростка с другими людьми в разнообразных видах деятельности, высокой эмоциональностью, автономностью существования, сборностью состава членов сообщества детей и взрослых, кратковременностью его существования и пр.

Список литературы

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005

2. Психолого-педагогические основы летнего отдыха детей в школьном и загородном лагере // Методист. - №2, 2004. - С. 53-61

3. Психологопедагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (Авторсоставитель В. А. Ми-жериков) /Под ред. П. И. Пидкасистого. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс>, 1998.- С. 84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.