Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТАМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТАМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВРАЧ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Селиванова Е.А.

Большинство специалистов-медиков, имея хорошую коммуникативную подготовку, быстро распознают психотипы пациентов, владеют обширным арсеналом навыков работы с маленькими детьми, но сталкиваются с трудностями при взаимодействии с подростками. Необходимо отметить значимость обучения медицинского персонала специфике общения с этой «трудной» возрастной категорией. Основной особенностью характера подростков является преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней ранимости, пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска. Врачу необходимо выделять значимость подростка как отдельного от родителей индивида, неоднократно подчеркивать его самостоятельность. До установления доверительных отношений следует обращаться к подросткам на «вы», называть их полным именем, приветствовать словами «здравствуйте», «добрый день» и т.д. Короткие и четкие вопросы должны касаться факторов риска при нарушениях поведения, социальных проблемах. Кроме того, важно учитывать наличие у подростков тайн от родителей, поэтому вести совместный с ними прием не всегда рационально. Необходимо создать в кабинете соответствующую обстановку - по возможности убрать игрушки, добавить в приемную книги и журналы для подростков. Центральное место в общении с пациентами этой возрастной категории занимает слушание и полная концентрация на разговоре, поэтому лучше отказаться от письменной фиксации слов больного, так как это может отвлечь от понимания общей ситуации. При ведении диалога с пациентами-подростками, на наш взгляд, следует использовать следующие фразы: Постарайтесь мне рассказать все, как есть. Не переживайте, эта информация останется только между нами. Принимайте лекарство 2 раза в сутки, имя пациента, полагаюсь на вашу ответственность. Мы обязательно разберемся с вашей проблемой вместе, не волнуйтесь. Таким образом, необходимым условием эффективного взаимодействия с подростками является понимание их личных проблем и страхов; умение помогать, избегая критику и осуждение, подчеркивая самостоятельность таких пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТАМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 8

Ю: 2021-08-81-Т-19514 Тезис

Селиванова Е.А.

Специфика общения врача с пациентами подросткового возраста

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: к.ф.н. Ремпель Е.А.

Большинство специалистов-медиков, имея хорошую коммуникативную подготовку, быстро распознают психотипы пациентов, владеют обширным арсеналом навыков работы с маленькими детьми, но сталкиваются с трудностями при взаимодействии с подростками. Необходимо отметить значимость обучения медицинского персонала специфике общения с этой «трудной» возрастной категорией.

Основной особенностью характера подростков является преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней ранимости, пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.

Врачу необходимо выделять значимость подростка как отдельного от родителей индивида, неоднократно подчеркивать его самостоятельность. До установления доверительных отношений следует обращаться к подросткам на «вы», называть их полным именем, приветствовать словами «здравствуйте», «добрый день» и т.д.

Короткие и четкие вопросы должны касаться факторов риска при нарушениях поведения, социальных проблемах. Кроме того, важно учитывать наличие у подростков тайн от родителей, поэтому вести совместный с ними прием не всегда рационально. Необходимо создать в кабинете соответствующую обстановку - по возможности убрать игрушки, добавить в приемную книги и журналы для подростков.

Центральное место в общении с пациентами этой возрастной категории занимает слушание и полная концентрация на разговоре, поэтому лучше отказаться от письменной фиксации слов больного, так как это может отвлечь от понимания общей ситуации.

При ведении диалога с пациентами-подростками, на наш взгляд, следует использовать следующие фразы:

• «Постарайтесь мне рассказать все, как есть. Не переживайте, эта информация останется только между нами.»

• «Принимайте лекарство 2 раза в сутки, *имя пациента*, полагаюсь на вашу ответственность.»

• «Мы обязательно разберемся с вашей проблемой вместе, не волнуйтесь.»

Таким образом, необходимым условием эффективного взаимодействия с подростками является понимание их личных проблем и страхов; умение помогать, избегая критику и осуждение, подчеркивая самостоятельность таких пациентов.

Ключевые слова: общение, врач, подростки

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.