Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 8
Ю: 2021-08-81-Т-19514 Тезис
Селиванова Е.А.
Специфика общения врача с пациентами подросткового возраста
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: к.ф.н. Ремпель Е.А.
Большинство специалистов-медиков, имея хорошую коммуникативную подготовку, быстро распознают психотипы пациентов, владеют обширным арсеналом навыков работы с маленькими детьми, но сталкиваются с трудностями при взаимодействии с подростками. Необходимо отметить значимость обучения медицинского персонала специфике общения с этой «трудной» возрастной категорией.
Основной особенностью характера подростков является преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней ранимости, пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.
Врачу необходимо выделять значимость подростка как отдельного от родителей индивида, неоднократно подчеркивать его самостоятельность. До установления доверительных отношений следует обращаться к подросткам на «вы», называть их полным именем, приветствовать словами «здравствуйте», «добрый день» и т.д.
Короткие и четкие вопросы должны касаться факторов риска при нарушениях поведения, социальных проблемах. Кроме того, важно учитывать наличие у подростков тайн от родителей, поэтому вести совместный с ними прием не всегда рационально. Необходимо создать в кабинете соответствующую обстановку - по возможности убрать игрушки, добавить в приемную книги и журналы для подростков.
Центральное место в общении с пациентами этой возрастной категории занимает слушание и полная концентрация на разговоре, поэтому лучше отказаться от письменной фиксации слов больного, так как это может отвлечь от понимания общей ситуации.
При ведении диалога с пациентами-подростками, на наш взгляд, следует использовать следующие фразы:
• «Постарайтесь мне рассказать все, как есть. Не переживайте, эта информация останется только между нами.»
• «Принимайте лекарство 2 раза в сутки, *имя пациента*, полагаюсь на вашу ответственность.»
• «Мы обязательно разберемся с вашей проблемой вместе, не волнуйтесь.»
Таким образом, необходимым условием эффективного взаимодействия с подростками является понимание их личных проблем и страхов; умение помогать, избегая критику и осуждение, подчеркивая самостоятельность таких пациентов.
Ключевые слова: общение, врач, подростки
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021
www.medconfer.com