УДК 159.99 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-49-61
ББК 88.9
СПЕЦИФИКА ОБРАЩЕНИЯ И ДИНАМИКИ ЗАПРОСА У КЛИЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
PSYCHOLOGICAL SERVICE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY: SPECIFICS OF THE INITIAL PRESENTATION AND ITS CHANGES
Киселева Татьяна Борисовна
Доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук E-mail: tb.kiseleva@mpgu.su
Kiseleva Tatiana B.
Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology
E-mail: tb.kiseleva@mpgu.su
Филиппов Сергей Петрович
Доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук, доцент E-mail: sp.filippov@mpgu.su
Filippov Sergey P.
Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology, Associate Professor E-mail: sp.filippov@mpgu.su
Горбенко Ирина Александровна
Доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук, доцент E-mail: ia.gorbenko@mpgu.su
Gorbenko Irina A.
Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology, Assistant Professor E-mail: ia.gorbenko@mpgu.su
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Киселева Т. Б., Филиппов С. П., Горбенко И. А., Катенко С. В., 2021
Катенко Сергей Владимирович
Врач-психиатр Консультативно-диагностической поликлиники, 9-й лечебно-диагностический центр Министерства обороны Российской Федерации
E-mail: kasv.2012@yandex.ru
Katenko Sergey V.
Psychiatrist, Consultative and Diagnostic Polyclinic, 9th Treatment and Diagnostic Center of the Ministry of Defense of the Russian Federation E-mail: kasv.2012@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу запросов студентов, обратившихся в Психологическую службу Московского педагогического государственного университета в 2018-2019 гг. Рассматривается классификация причин обращений студентов, а также специфика изменения первичных запросов студентов в процессе их консультирования.
Abstract. The article examines the help-seeking inquiry of students who referred to the Psychological Service of Moscow Pedagogical State University in 2018-2019. The article considers the classification of the reasons for students' visits, as well as the specifics of changes in the initial presentation of students in the process of their counseling.
Ключевые слова: психологическая служба вуза, психологическое консультирование, первичный запрос, динамика запроса.
Keywords: the university psychological service, psychological counseling, initial presentation, presentation change.
Для цитирования: Киселева Т. Б., Филиппов С. П., Горбенко И. А., Катенко С. В. Специфика обращения и динамики запроса у клиентов психологической службы педагогического университета // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 49-61. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-49-61.
Cite as: Kiseleva T. B., Filippov S. P., Gorbenko I. A., Katenko S. V. Psychological service of a pedagogical university: specifics of the initial presentation and its changes. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 49-61. DOI: 10.31862/2218-87112021-5-49-61.
Одним из факторов, определяющих состояние здоровья человека в целом, является состояние его психического здоровья [1-3], что имеет особенно важное значение в условиях учебного труда с возрастающими потребностями в усвоении больших объемов информации при увеличении ее потока и ограничениями времени для ее переработки.
Студенческая молодежь представляет собой особую группу, объединенную как определенными возрастными границами (17-25 лет), так и особенностями образа жизни и профессионального обучения [1; 3]. Изучение состояния психического здоровья студентов представляется весьма актуальным, так как позволяет выявлять тенденции, способствующие лучшей адаптации обучающихся к учебному процессу, и определять необходимые меры профилактики дезадаптаций и психических нарушений [1-5].
Данные проведенных в последнее двадцатилетие исследований свидетельствуют о значительном росте числа пограничных психических нарушений невротического
круга, прежде всего за счет невротических реакций и неврозов, что может указывать на преобладание среди внешних воздействий среды психогенных факторов, способных вызывать стойкие состояния психической и учебной дезадаптации у студентов [3; 6-8]. В ряду таких психогенных факторов на первый план выходит критический рост информационной нагрузки у данного контингента обследованных.
Современное общество реально столкнулось с тем, что профессиональная подготовка специалиста не может ограничиться только профессиографическими компонентами и недооценивать создание условий для полноценного личностного развития профессионалов. Как одно из средств для решения этой задачи можно рассматривать повсеместно создаваемые психологические службы, где обратившийся может получить квалифицированную психологическую помощь в решении своих эмоциональных, личностных, межличностных затруднений [9].
Изучение литературы по проблеме оказания консультативной психологической помощи показало, что имеет место рост нервно-психических расстройств среди учащейся молодежи, который обусловлен наличием стрессогенных факторов: большими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, необходимостью адаптации к новому социальному окружению, вынужденное проживание вдали от родных и близких людей. Все это приводит к большой распространенности нервно-психических расстройств среди студентов [10-12].
Психологическая служба вуза (ПС) - относительно новое явление по сравнению с психологическими службами в других социальных сферах и системах образования. Поэтому изучение и анализ проблем в этой сфере является насущной потребностью как в теоретическом, так и практическом плане. В качестве методологической основы деятельности психологической службы в сфере высшего образования лежит в первую очередь теория психологии развития и учебной деятельности, описывающая особенности задачи развития и мотивацию жизнедеятельности студенческой молодежи, а также методологические основания процесса оказания психологической помощи представителям этой молодежной когорты [11; 13; 14].
Теоретический анализ и различные экспериментальные исследования показывают, что студенческий возраст - это период реализации не только учебно-профессиональных задач. Для студенческого возраста не менее актуальными являются также задачи личностного развития: самоопределение, самореализация, общение с противоположным полом, расширение коммуникативных связей в учебной, бытовой, социальной сферах. Этот возраст связан с осознанием новых задач взрослости, связанных с автономным существованием за пределами родительской семьи и необходимостью самостоятельно решать многие свои эмоциональные, финансовые и бытовые проблемы [9].
Студенческий возраст имеет противоречия, в разрешении которых свою важную роль и призвана реализовать Психологическая служба вуза. С одной стороны, это возраст, когда идет бурное развитие эмоциональной сферы, с другой - недостаточный опыт в решении эмоциональных проблем и недостаточные навыки саморегуляции. С одной стороны, это возраст вершины развития логического мышления, творческого воображения, интуиции, а с другой - наличия явных пробелов и диспропорциональности в
развитии этих когнитивных функций, сформированных у разных студентов по-разному в силу обстоятельств предшествующего школьного обучения.
Достижения цифровой индустрии также принесли свои плюсы и минусы в особенности развития молодого поколения [15]. С одной стороны, свободная доступность знаний и появление различных социальных сетей позволяет молодежи самостоятельно находить интересующую информацию и принимать решения в своих личностных и межличностных вопросах без обращения к взрослым или специалистам. А с другой -подобная уверенность может быть иллюзорной и приводить к нежелательным последствиям, так как не может заменить консультации профессионального психолога.
Студенческий период - это особый период в развитии качественно новых коммуникативных возможностей не только в своей возрастной когорте, но необходимость осознанного установления деловых отношений с людьми более старшего возраста и более высокой социальной иерархией. Следующее противоречие лежит в сфере реально действующих учебных мотивов студентов и ожиданиями преподавателей. Поступление в высшее профессиональное заведение еще не гарантирует наличие у студента профессионального мотива. Как показывают исследования, у студентов чаще доминирует мотив самопознания и саморазвития, что характерно для более раннего подросткового возраста. Непонимание этого факта может лишь обострять данное противоречие между мотивационным настроем молодежи и требованиями преподавателей [16].
В работе анализируются возрастной и гендерный состав обратившихся, описаны наиболее типичные поводы обращения за психологической помощью, сделан сравнительный анализ изменения первичных запросов в процессе психологической консультации. Выявлены категории запросов, которые чаще всего изменяются в процессе консультирования, что позволяет более эффективно выявлять реальные психологические проблемы студентов. Установлены частые ситуации расхождения запроса, заявленного при обращении в психологическую службу, с реальными психологическими проблемами молодых людей, что обусловлено особенностями возраста и ограниченностью жизненного опыта.
Довольно частой оказывалась ситуация, когда студенты пытаются сначала найти ответы на свои проблемы в Интернете, в различных социальных сетях или чатах и лишь затем идут к специалисту-психологу. Эта особенность современного поколения часто отражается на том, какие именно проблемы и запросы студенты предъявляют на первой встрече со специалистом.
Методы исследования. Анализ индивидуальных анкетных данных и протоколов психологических консультаций.
Результаты исследования. С 2018 г. в Московском педагогическом государственном университете начала работу Психологическая служба, основной задачей которой являлась оказание консультативной психологической помощи студентам в разрешении их учебных, возрастных, личностных и межличностных затруднений. Анализ результатов работы психологической службы за 2018-2019 учебный год позволил нам выявить специфику обращений студентов за психологической помощью, а также особенности динамики изменения первичного запроса клиента в процессе консультирования.
Рис. 1. Распределение студентов, обратившихся за психологической помощью,
по половому признаку
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
52%
28%
15%
4%
13%
студенты студенты студенты студенты студенты 1 курса 2 курса 3 курса 4 курса 5 курса
Рис. 2. Распределение студентов, обратившихся за психологической помощью
по ступеням обучения
Всего за психологической помощью в период 2018-2019 учебного года обратилось 124 студента 1-5-го курсов. Из них 87% - студенты женского пола, 13% - студенты мужского пола (рис. 1).
Основную долю обратившихся за психологической помощью составили студенты первого (28%) и второго курса (52 %) (рис. 2).
Для изучения динамики первичных обращений в Психологическую службу были проанализированы 58 индивидуальных анкет и протоколов консультаций студентов, с которыми работали консультанты Т. Б. Киселева и С. П. Филиппов. Из них 90% - девушки, 10% - юноши.
Анализ выборки первичных обращений студентов за психологической помощью позволил выделить 12 типов запросов:
1. Неудовлетворительные отношения с родителями, в том числе проблемы сепарации от родительской семьи.
2. Тревожность, связанная с процессом обучения.
3. Потребность в самопознании и саморазвитии.
4. Проблема самооценки и неуверенности в себе.
5. Неумение общаться и строить отношения со сверстниками и людьми старшего возраста.
6. Запрос на построение профессиональной и карьерной траектории и неудовлетворенность выбранным профессиональным направлением.
7. Взаимоотношения с противоположным полом.
8. Потребность в психологической поддержке и доброжелательном внимании.
9. Неудовлетворенность успехами в обучении и поиск более эффективных приемов организации своей учебной деятельности.
10. «Клинические» жалобы: панические атаки, депрессия, навязчивые состояния, аутоагрессия в форме селфхарм (от self-harm), суицидальные мысли.
11. Неумение справляться со стрессом. Формирование копинг-стратегий, развитие стрессоустойчивости.
12. Плохое настроение, угнетенное состояние, эмоциональное выгорание.
Для изучения динамики первичных обращений в Психологическую службу были проанализированы 58 индивидуальных анкет и протоколов консультаций студентов (90% - девушки, 10% - юноши), с которыми работали консультанты Т. Б. Киселева и С. П. Филиппов
Анализ первичных запросов студентов позволил распределить их по 12 вышеописанным типам. На рис. 3 представлено распределение запросов по этим 12 типам запросов в процентах.
Как можно видеть из рис. 3, чаще всего студенты обращаются по поводу плохого настроения, угнетенного состояния (22% обращений). На втором месте проблемы, связанные с семейными отношениями (13%), неумение общаться и строить отношения с
0%
5%
10%
15%
20%
25%
1. Проблемы отношений с родителями, сепарации 2. Тревожность, связанная с процессом обучения.
3. Потребность в самопознании и саморазвитии.
4. Проблема самооценки и неуверенности в себе
5. Неумение общаться и строить отношения 6. Построение профессиональной и карьерной ... 7. Взаимоотношения с противоположным полом 8. Потребность в психологической поддержке и ... 9. Неудовлетворенность успехами в обучении
10. «Клинические» жалобы 11. Формирование коппинг стратегий, развитие ... 12. Плохое настроение, угнетенное состояние .
Рис. 3. Распределение студентов по типам запросов
другими людьми (14%) и запросы на развитие стрессоустойчивости (13%). На третьем месте частоте обращений находятся запросы на помощь в самопознании и саморазвитии (10%) и разнообразные «клинические» жалобы (10%). В своих запросах студенты называют клинические диагнозы: депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство личности, панические атаки, суицидальные мысли, аутоагрессию в форме self-harm, навязчивые состояния. В первичных запросах не представлена потребность в психологической поддержке и доброжелательном внимании. Запрос «Потребность в психологической поддержке и доброжелательном внимании» не встречался. Остальные 5 типов запросов представлены единичными обращениями (3-6%).
В процессе консультирования, в течение первой, реже второй сессии, первичный запрос уточняется, и мы получаем другое распределение клиентских запросов.
На рис. 4 можно видеть, что изменяется (уточняется) большая часть (72%) клиентских запросов.
Мы проанализировали, как изменялись запросы студентов в процессе консультирования. В табл. 1 показано, что изменяется и уточняется в процессе консультирования.
Анализ данных табл. 1 показал, что неизменными остались запросы на построение профессиональной и карьерной траектории. Остальные запросы изменялись с различной степенью интенсивности. Запросы, которые мы назвали «клинические жалобы», включавшие обращения по поводу панических атак, депрессии, обсессивно-компуль-сивного расстройства и даже аутизма, чаще других изменялись в процессе консультирования. Только один клинический запрос из шести обращений был подтвержден врачом-психиатром, к которому студентка была перенаправлена для консультации. На вопрос консультанта, как был поставлен диагноз, студенты сообщают, что они прочитали об этом заболевании в Интернете, часто на форумах или в социальных сетях, и нашли у себя описанные симптомы. Это свидетельствует о том, что первоначально молодые люди пытаются решить возникшие психологические проблемы самостоятельно, используя в первую очередь Интернет, социальные сети и советы ровесников, и лишь
28%
■ запрос сохранился
■ запрос изменился
Рис. 4. Изменение первичных запросов студентов в процессе консультирования
Таблица 1
Динамика первичных запросов
№ Тип запроса Количество запросов
первичных подтвердившихся
1 Неудовлетворительные отношения с родителями, проблемы сепарации 8 2
2 Тревожность, связанная с процессом обучения 2 0
3 Потребность в самопознании и саморазвитии 6 3
4 Проблема самооценки и неуверенности в себе 3 1
5 Проблемы в общении, научиться строить отношения с окружающими 9 4
6 Построение профессиональной и карьерной траектории 2 2
7 Взаимоотношения с противоположным полом 4 2
8 Неудовлетворенность успехами в обучении и поиск более эффективных приемов организации своей учебной деятельности 2 0
9 «Клинические» жалобы 6 1
10 Формирование копинг-стратегий, развитие стрессоустой-чивости 8 3
11 Плохое настроение, угнетенное состояние, эмоциональное выгорание 14 2
потом обращаются за помощью к специалистам. Это свидетельствует о необходимости организации широкой просветительской работы в вузе по вопросам психического здоровья и психогигиены.
Однако, как показано на рис. 5, среди уточненных запросов «клинические проблемы» составляют 9%. Эти цифры получены после консультации с врачом-психиатром, к которому некоторые обратившиеся были направлены психологом-консультантом, предположившим у них наличие проблем, выходящих за круг компетенции специалиста психологической службы. В изначальном запросе серьезные проблемы маскировались жалобами на лень, усталость, экзаменационную тревожность, плохое настроение.
Данные факты являются сигналом о том, что за рамками консультативной помощи университетской психологической службы остаются студенты, переживающие стойкую дезадаптацию и психические нарушения. Это еще раз подтверждает наш тезис о необходимости систематической просветительской работы по вопросам психического здоровья. Мы также предположили, что необходимо обследование студентов, построенное на принципах добровольности и конфиденциальности, для получения статистических данных о количестве и специфике случаев психического неблагополучия и состояния предболезни. Это позволит организовать просветительскую и консультативную работу не только среди студентов, но и среди преподавателей, которые с ними взаимодействуют.
1. Проблемы отношений с родителями, сепарации
2. Тревожность, связанная с процессом обучения. 3. Потребность в самопознании и саморазвитии.
4. Проблема самооценки и неуверенности в себе 5. Неумение общаться и строить отношения 6. Построение профессиональной и карьерной. 7. Взаимоотношения с противоположным полом 8. Потребность в психологической поддержке и . 9. Неудовлетворенность успехами в обучении 10. «Клинические» жалобы
11. Формирование копинг-стратегий, развитие .
12. Плохое настроение, угнетенное состояние .
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% 18% 20%
2% = 7 % 16% 18%
2% 1 2 I ; 9 9 % % 1% 16%
0% = ■ 2 9 1 1 %
2%
Рис. 5. Распределение уточненных запросов студентов по типам
На рис. 5 показано, как распределяются по типам уточненные запросы в процентном отношении. Как можно видеть, в процессе психологической работы возникли запросы по следующим проблемам: «отношения с родителями и сепарация», «низкая самооценка и неуверенность в себе», «формирование копинг-стратегий, развитие стрессоустой-чивости».
После уточнения запросов была выявлена такая категория обращений как «потребность в психологической поддержке и доброжелательном внимании», которая не была обозначена ни в одном первичном запросе. Мы считаем эти обращения особенно значимыми. Молодые люди, впервые оказавшиеся далеко от дома и не имеющие возможности регулярно получать эмоциональную поддержку от родных и близких, становятся особенно уязвимыми в психологическом плане. Доброжелательное внимание психолога-консультанта, недирективное обсуждение возникающих проблем позволяет им более эффективно адаптироваться в новой для них среде, повышает стрессоустойчивость и общий уровень психологического комфорта, что положительно сказывается как на здоровье в целом, так и на их успеваемости.
Как уже было сказано, «клинические» жалобы составляют 9% уточненных запросов, что свидетельствует о том, что студенты склонны маскировать «тяжелые» симптомы менее значительными проблемами, неадекватно оценивая тяжесть своего состояния и часто испытывая стыд из-за «лени», «отсутствия воли».
На рис. 6 показано сопоставление распределения по типам первичных и уточненных запросов. Это позволяет выявить, какие проблемы действительно являются значимыми для студентов, а какие запросы нуждались в уточнении и переформулировании по тем или иным причинам.
После уточнения запроса как значимые проявились такие проблемы, как «низкая самооценка», «неудовлетворительные отношения в семье», «взаимоотношения с противоположным полом», «потребность в психологической поддержке» и «развитие
1. Проблемы отношений с родителями
2. Тревожность, связанная с процессом 3. Потребность в самопознании и саморазвитии
4. Проблемасамооценки и неуверенности в себе 5. Неумение общаться и строить отношения
6. Построение профессиональной и карьерной 7. Взаимоотношения с противоположным полом
8. Потребность в психологической поддержке
9. Неудовлетворенность успехами в обучении
10. «Клинические» жалобы 11. Формирование копинг-стратегий 12. Плохое настроение, угнетенное состояние
Первичные запросы ¡й Уточненные запросы Рис. 6. Динамика клиентских запросов в процессе консультирования
стрессоустойчивости». А число запросов на работу с «плохим настроением, подавленностью» значительно снизилось. Можно предположить, что на «подавленность, плохое настроение, эмоциональное выгорание» субъективно легче пожаловаться консультанту, это не требует анализа своих переживания. Среди «клинических» запросов преобладают новые, выявленные в беседе с консультантом.
Таким образом, в результате проведенного исследования:
1. Выявлены наиболее распространенные причины обращений студентов в психологическую службу.
2. Показано, что первичный запрос меняется в процессе консультирования в большинстве случаев (72%).
3. Сопоставление первичного запроса и его изменения в процессе консультирования позволило уточнить реальные психологические проблемы студентов, побуждающие их обратиться за психологической помощью.
4. Установлено, что использование социальных сетей и информации, почерпнутой из Интернета, для самостоятельного решения своих психологических проблем искажает запрос к специалисту в сторону приписывания себе психических заболевания и обнаружения у себя несуществующих симптомов.
5. Установлено, что студенты, действительно имеющие психические нарушения, в первую очередь депрессивное расстройство, не предъявляют их симптомы на консультации, маскируя его проявления менее значительными проблемами.
0% 5% 10% 15% 20% 25%
6. Анализ уточненных запросов студентов показал высокую значимость для них проблем, связанных с самооценкой, отношениями с противоположным полом и значительно выраженную потребность в эмоциональной поддержке и доброжелательном внимании.
7. Показано, что первичный запрос студентов, обратившихся за психологической помощью, нуждается в уточнении и переформулировании.
Список литературы
1. Катенко С. В. Особенности динамики показателей психического здоровья у студентов юношеского возраста по данным ретроспективного исследования // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5. С. 36-38.
2. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины / Т. Ш. Миннибаев, И. К. Рапопорт, В. В. Чубаровский [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 16-20.
3. Чубаровский В. В. Пограничные психические расстройства у учащихся - подростков и их прогностическое значение: дис. ... канд. мед. наук. М., 1989.
4. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (Руководство для врачей) / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др. М., 2004. 168 с.
5. Смирнов М. М. Динамика и распространенность пограничных психических расстройств у студентов юношеского возраста: дис. ... канд. мед. наук. М., 1995.
6. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
7. Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.
8. Чубаровский В. В. Клинико-эпидемиологическая характеристика и профилактика пограничной психической патологии у лиц подросткового и юношеского возраста: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2006.
9. Чиркова Т. И. Психологическая служба вуза: иллюзия или стратегическая возможность решения проблем профессиональной подготовки студентов? // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 82-93. URL: http://pmedu.ru/res/2011_1_9.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
10. Александровский Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтерра, 2010.
11. Состояние и проблемы студенческой молодежи / Л. В. Нефедовская [и др.]; под ред. В. Ю. Альбицкого. М.: Литтерра, 2007.
12. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования / Л. М. Сухарева, Л. С. Намазова-Баранова, И. К. Рапопорт, И. В. Звезди-на // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 18-26.
13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
14. Ягнюк К. В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий // Журнал практической психологии и психоанализа.
2017. № 1. URL: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-i-psihoterapevticheskuyu-pomoshch-opredelenie (дата обращения: 11.04.2021).
15. Рапопорт И. К., Соколова С. Б., Чубаровский В. В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.
16. Рыбакова И. М., Гарифуллина Г. Х. Анализ первичной обращаемости студентов за психологической помощью // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: (дата обращения: 11.04.2021).
References
1. Katenko S. V. Osobennosti dinamiki pokazateley psikhicheskogo zdorovya u studentov yunosheskogo vozrasta po dannym retrospektivnogo issledovaniya. Zdorovye naseleniya i sreda obitaniya. 2016, No. 5, pp. 36-38.
2. Sostoyanie zdorovya studentov i osnovnye zadachi universitetskoy meditsiny / T. Sh. Minnibaev, I. K. Rapoport, V. V. Chubarovskiy [i dr.]. Zdorovye naseleniya i sreda obitaniya. 2012, No. 3, pp. 16-20.
3. Chubarovskiy V. V. Pogranichnye psikhicheskie rasstroystva u uchashchikhsya - podrostkov i ikh prognosticheskoe znachenie. PhD dissertation (Medicine). Moscow, 1989.
4. Baranov A. A., Kuchma V. R., Sukhareva L. M. et al. Otsenka zdorovya detey i podrostkov pri profilakticheskikh meditsinskikh osmotrakh (Rukovodstvo dlya vrachey). Moscow, 2004. 168 p.
5. Smirnov M. M. Dinamika i rasprostranennost pogranichnykh psikhicheskikh rasstroystv u studentov yunosheskogo vozrasta. PhD dissertation (Medicine). Moscow, 1995.
6. Aleshina Yu. E. Semeynoe i individualnoe psikhologicheskoe konsultirovanie. Moscow: Red.-izd. tsentr Konsortsiuma "Sotsialnoe zdorove Rossii", 1993.
7. Semichov S. B. Predboleznennye psikhicheskie rasstroystva. Leningrad: Meditsina, 1987.
8. Chubarovskiy V. V. Kliniko-epidemiologicheskaya kharakteristika i profilaktika pogranichnoy psikhicheskoy patologii u lits podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. ScD dissertation (Medicine). Moscow, 2006.
9. Chirkova T. I. Psikhologicheskaya sluzhba vuza: illyuziya ili strategicheskaya vozmozhnost resheniya problem professionalnoy podgotovki studentov? Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2011, No. 1, pp. 82-93. Available at: http://pmedu.ru/res/2011_1_9.pdf (accessed: 10.04.2021).
10. Aleksandrovskiy Yu. A. Predboleznennye sostoyaniya i pogranichnye psikhicheskie rasstroystva. Moscow: Litterra, 2010.
11. Nefedovskaya L. V. et al. Sostoyanie i problemy studencheskoy molodezhi. Ed. by V. Yu. Albitskiy. Moscow: Litterra, 2007.
12. Sukhareva L. M., Namazova-Baranova L. S., Rapoport I. K., Zvezdina I. V. Dinamika zabolevaemosti moskovskikh shkolnikov v protsesse polucheniya osnovnogo obshchego obrazovaniya. Voprosy shkolnoy i universitetskoy meditsiny i zdorovya. 2013, No. 3, pp. 18-26.
13. Bodalev A. A., Stolin V. V. (ed.) Semya v psikhologicheskoy konsultatsii: Opyt i problemy psikhologicheskogo konsultirovaniya. Moscow: Pedagogika, 1989.
14. Yagnyuk K. V. Kontseptsiya zaprosa na psikhologicheskuyu i psikhoterapevticheskuyu pomoshch: opredelenie ponyatiy. Zhurnal prakticheskoy psikhologii i psikhoanaliza. 2017, No. 1. Available at: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-i-psihoterapevticheskuyu-pomoshch-opredelenie (accessed: 11.04.2021).
15. Rapoport I. K., Sokolova S. B., Chubarovskiy V. V. Zabolevaemost shkolnikov i problemy sozdaniya profilakticheskoy sredy v obshcheobrazovatelnykh organizatsiyakh. Voprosy shkolnoy i universitetskoy meditsiny i zdorovya. 2014, No. 3, pp. 10-16.
16. Rybakova I. M., Garifullina G. Kh. Analiz pervichnoy obrashchaemosti studentov za psikhologicheskoy pomoshchyu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016, No. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25299 (accessed: 11.04.2021).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5
Статья поступила в редакцию 12.04.2021 The article was received on 12.04.2021