Научная статья на тему 'Специфика новостных выпусков на региональном радио'

Специфика новостных выпусков на региональном радио Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2261
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ / ВЫПУСК НОВОСТЕЙ / ФОРМАТ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ / ВЕРСТКА / ДИЗАЙН ЭФИРА / КОНТЕНТ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / REGIONAL RADIO STATIONS / NEWS RELEASE / FORMAT / MUSICAL-INFORMATIONAL BROADCASTING / LAYOUT / AIR DESIGN / CONTENT / PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина Мария Валерьевна

В статье проводится формально-содержательный анализ новостных выпусков на региональных радиостанциях, заявленных в качестве номинантов национальных профессиональных премий в 2010 году. Рассмотрены роль и место информационных выпусков в сетке вещания, специфика организации новостного вещания в регионах, отмечен конфликт между заявленным музыкальным форматом и реальным форматом новостных выпусков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика новостных выпусков на региональном радио»

ученые, писатели. Конкурсы чтецов «Урал-батыр» по праву ныне могут называться кузницей молодых мастеров Слова, преданных заветам предков патриотов своей Отчизны. Эта школа уралсы (как манасчи у киргизов, джангарчи у калмыков, дастанчи у узбеков, таджиков и т.д.), с каждым годом обнаруживая качественно новый уровень, становится школой воспитания крепкого характера и оригинальной моделью укрепления памяти, мысли, языка, утверждения гражданских позиций. На этом майдане воочию подтверждается истина о том, что народ, имеющий, сохраняющий и исполняющий свой эпос, устойчив в мире, в своем пространстве и месте обитания. Эпос «Урал-батыр» и его чтение наизусть - значимый и действенный урок патриотизма, человеколюбия и нравственности, трепетное и клятвенное прикосновение к великому учению, которое завещали, доверили предки, чтобы знать и свято сохранять как закон жизни часть своей родословной, передавая ее из поколения в поколение.

Конкурсы изустного исполнения эпоса ныне стали исторически знаковыми форумами по освоению и практическому использованию сакрального текста, причащением к прекрасному творению человечества, содержание и духовные ценности которого современны и сегодня. Республике стали известны имена десятков молодых уралсы, талантливо исполняющих полный текст эпоса (4556 строк!), а также мастеров среди учащихся и взрослых, таких как Х. Аубакирова, В. Баймухаметова, А. Гайнуллина, Ф. Хасанов, Р. Тимиршаихова, С. Щуплов, А. Хат-лыкова, Я. Намазбаев и т.д.

Казахские акыны пели о великом Касыме, Абы-лай хане, киргизские бахши оживляли в голосах своих героизм Манаса, каракалпакские, узбекские жырау воспевали Алпамыша, алтайские кайсы восславляли Маадай-кара, клялись именами героев-батырлар. Азербайджанские и дагестанские ашуги, олонхосуты у якутов, бояне у славян, сочиняя эпические сказания, несли народу правду о жизни, праведности и зле, о добре и красоте, великие истины о бытии и значимости Человека. «Вспоминайте, пойте и восславляйте своих батыров - вернутся к вам и

силы, и дух», - гласит народная мудрость. Скази-тельская, словесно-импровизаторская школа, уходящая корнями в глубь веков, располагает могучим потенциалом, способствующим духовно-нравственному обновлению и укреплению статуса родного языка и культуры каждого народа, у которого она имелась. В этой связи следует указать на огромную важность и эффективность возрождения сказитель-ских, поэтико-импровизаторских начинаний. Народ создал свой эпос и сам рождается заново от своего творения, исполняя эпос. В период разгула бездуховности, обесценивания нравственных устоев народов подвижничество по поддержке доброго народного словотворчества актуально и современно, характеризует линию жизни передового общества.

Литература

1. Баимов, Р.Н. Восточная литература: Материалы по истории индийской, иранской, арабской литератур с древнейших времен до XVIII века / Р.Н. Баимов. - Уфа, 1999.

2. Башкирское народное творчество. Эпос. Т. I / под ред. А. Харисова и Б. Бикбая (на башк. яз.); предисл. М.М. Сагитова, пер. Г.Г. Шафикова. - Уфа, 1976.

3. Башкирское народное творчество. Эпос. Т. III / под ред. и науч. коммент. А. Сулейманова и Р. Рязапова. - Уфа, 1998 (на башк. яз.).

4. Башкирский народный эпос «Урал батыр» / предисл., коммент., подгот. текста Ф.А. Надршиной. - Уфа, 2003.

5. Башкирский народный эпос / под ред. А. Петрося-на; сост. А. Мирбадалева, М. Сагитов и А. Харисов. - М., 1977.

6. Башкирское народное творчество. Предания и легенды / сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ф.А. Надршина. -Уфа, 1987.

7. Идельбаев, М.Х. Завещание из древности / М.Х. Идельбаев. - Уфа, 2007 (на башк. яз.).

8. Киреев, А. Башкирское народное творчество / А. Киреев. - Уфа, 1981 (на башк. яз.).

9. Сагитов, М.М. Древние башкирские кубаиры / М.М. Сагитов. - Уфа, 1987 (на башк. яз.).

10. Словарь башкирского языка: в 2 т. - М., 1993 (на башк. яз.).

УДК 070

М.В. Фомина

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.В. Чернов СПЕЦИФИКА НОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РАДИО

В статье проводится формально-содержательный анализ новостных выпусков на региональных радиостанциях, заявленных в качестве номинантов национальных профессиональных премий в 2010 году. Рассмотрены роль и место информационных выпусков в сетке вещания, специфика организации новостного вещания в регионах, отмечен конфликт между заявленным музыкальным форматом и реальным форматом новостных выпусков.

Региональные радиостанции, выпуск новостей, формат, музыкально-информационное вещание, верстка, дизайн эфира, контент, программирование.

The article is devoted to the formal content analysis of news distribution on regional radio stations that were nominated for national professional awards in 2010. The role and meaning of news releases in net broadcast, specifics of news broadcasting in the regions are considered, the conflict between the stated and real musical format of news releases is being pointed out in the article.

Regional radio stations, news release, format, musical-informational broadcasting, layout, air design, content, programming.

Новостные выпуски традиционно считаются центральным моментом эфирного вещания региональных радиостанций. Именно в них станции могут реализовать свое основное конкурентное преимущество: транслировать эксклюзивную, актуальную, востребованную региональными аудиториями информацию. Новостные выпуски строятся, как правило, на местном материале, что обеспечивает интерес к ним слушателей. Но при всей очевидности высокой конкурентоспособности новостного контента на региональных волнах, существует и целый ряд серьезных проблем, связанных с ним. Подавляющее большинство региональных радиостанций позиционируют себя как музыкальные или музыкально-информационные. Стремясь соответствовать требованиям преимущественно музыкальных форматов, радиостанции в процессе формирования программной стратегии зачастую, очевидно, недооценивают роль новостного вещания. Неслучайно эта проблема специально комментируется в ежегодном отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2010 год: «Оценивая объем новостной информации в рамках музыкального и музыкально-информационного вещания, радиостанции все еще придерживаются старой поговорки о том, что новости - это «переключатель» на другую волну. По этой причине информационные выпуски на современных радиостанциях выглядят как сводки кратких сообщений хронометражем не более 3-4 минут» [7, с. 98].

Другой крайностью является «перенасыщение» новостной составляющей эфира, причем информацией, которая зачастую к новостной, строго говоря, отнесена быть не может. Это вызвано тем, что вещатели и учредители радиостанций (особенно если таковыми выступают местные власти либо другие активные игроки на политическом пространстве региона) понимают, что по степени интереса, по степени важности именно новости - стержень эфира. Поэтому региональные станции стремятся максимально наполнить новостные выпуски местной спецификой, представляющейся важной учредителям. Безусловно, это стремление понятно, тем более что степень влиятельности именно новостных выпусков радиостанций возрастает, кроме того именно новостные выпуски, в отличие от музыкальных составляющих, в случае региональных редакций становятся основным способом идентификации станции в медиапростран-стве: «... новости ...<...>... являются элементом привлечения аудитории радиостанции, связующим звеном между станцией и обществом, представляя собой мощнейший инструмент создания имиджа, индивидуального облика станции, в то время как музыкальная составляющая эфира радиостанции может быть в какой-то степени похожа на эфир коллег» [7, с. 98].

Такой подход к новостным выпускам, при всей его логичности, также имеет определенные, небесспорные для целостности вещания, последствия. Прежде всего это разрушение логики программирования. Перенос акцента на новостные выпуски, увеличение хронометража при появлении «важных новостей» и т. д. ведет к нарушению шага программирования, выбранного станцией на основании форма-

та. То есть, расширяя пространство присутствия в эфире новостей, станции разрушают заявленный формат. Такая практика становится общим местом в региональных выпусках. Казалось бы, в превышении хронометража новостных выпусков нет ничего страшного, но это сбивает сетку вещания, а зачастую и приходит в противоречия с партнерскими договорами или с заявленной собственной концепцией вещания.

Изучение специфики организации новостного вещания региональных радиостанций требует учета значительного числа таких факторов, как степень самостоятельности в выборе формата, статус редакции, заявленная программная концепция и реальные условия работы коллектива журналистов.

Серьезнейшей проблемой для исследования регионального медиапространства становится отсутствие какой-то единой базы данных, дающей достаточный эмпирический материал для медиаисследова-ний. Современные информационно-аналитические системы, в принципе, обладают технологическими вариантами решения такого рода проблем, но региональная журналистика, по понятным причинам, не становится предметом их исследования [1]. К тому же такого рода инструменты очень дорогие.

Пытаясь решить данную проблему, в качестве рабочей гипотезы исследования мы приняли следующую: наиболее серьезным и принципиальным материалом для изучения специфики региональных радиостанций являются программы, заявленные редакциями в качестве номинантов национальных профессиональных премий. В рамках данной работы мы остановились на следующих материалах: четыре выпуска новостей на региональных радиостанциях, вещающих в FM-диапазоне, которые были представлены в 2010 году на профессиональные конкурсы «Радиомания» и «Премия Попова» в номинациях «Выпуск новостей» и «Информационная программа» соответственно.

Предметом нашего исследования стали выпуски новостей радиостанции «Мария FM» (г. Киров), радиостанции «Премьер» (г. Вологда), радиостанции «Первое радио» (г. Краснодар) и радиостанции «Сфера» («Радио5») (г. Канск).

Согласно классификации, предложенной А. Бу-букиным [3], по форме собственности эти станции представляют собой сектор коммерческого местного вещания, являются станциями со 100 %-ным собственным программированием; по типу радиовещания относятся к музыкально-информационным: большую часть эфирного времени (60-70 %) занимает музыка и меньшую (30-40 %) - информация. По музыкальному формату радио «Премьер» [4] работает АС (современная музыка для взрослых). Формат рассчитан на слушателей 25-45 лет. Радио «Сфера» [2] CHR/RHYTHMIC (Ритмичное Хит Радио). Основная целевая аудитория данного формата - люди в возрасте от 12 до 25 лет. Радио «Мария FM» [5] позиционирует себя сразу в двух форматах: CHR и Hot AC. «Первое радио» идентифицирует себя с форматом CHR [6].

Рассмотрим верстку эфиров этих станций, представленную в таблице.

Характеристика выпуска новостей Радио «Сфера» «Первое радио Кубани» Радиостанция «Мария БМ» Радио «Премьер»

Хронометраж выпуска 4 мин 11 с 4 мин 18 с 6 мин 5 с 6 мин 49 с

Джингл, открывающий час - + - +

Джингл, открывающий выпуск + - + +

Краткий анонс + +

Материал № 1 Текст ведущего с комментарием с места событий Текст ведущего с телефонным комментарием Репортаж Озвученное сообщение корреспондента

Материал № 2 Устная информация без ссылки на источник Устная информация со ссылкой на источник Устная информация без ссылки на источник Текст ведущего с комментариями

Материал № 3 Текст ведущего со ссылкой на источник + опрос Устная информация без ссылки на источник Текст ведущего + опрос Устная информация со ссылкой на источник

Материал № 4 Устная информация без ссылки на источник Репортаж - Устная информация со ссылкой на косвенный источник

Джингл, закрывающий выпуск + +

Сопоставительный анализ выпусков показывает практически полную идентичность в верстке новостных выпусков. Станции используют одинаковые способы подачи информационных материалов: «устная информация» с прямой ссылкой на источник, с косвенной ссылкой и без ссылки; «информация с комментарием» (телефонный комментарий или полученный непосредственно при встрече); стрит-ток (опросы на улицах); озвученное сообщение.

Дизайн эфира информационных выпусков практически однотипен: джингл, открывающий час; джингл, открывающий и закрывающий выпуск новостей; краткий анонс; отбивки (лайнеры и свиперы) между новостями.

Структурно-содержательные особенности контента:

- отсутствие федеральных событий в эфире;

- исключительно местное, региональное содержание;

- композиция новостных сюжетов: первый сюжет - происшествия (коммунальные аварии или ДТП);

- «бант» - последний сюжет выпуска «облегченного» содержания;

Таким образом, можно сделать следующие выводы: региональные радиостанции тяготеют к типичным способам организации новостных выпусков. При этом к их характерным особенностям можно отнести:

- нарушение шага программирования практически всеми станциями;

- использование исключительно местного материала, как представляющего наибольший интерес для слушателей с точки зрения редакции;

- постановка в сильную позицию происшествий (первый сюжет эфира), даже если происшествие случилось не в день выхода сюжета в эфир;

- практическое отсутствие репортажности в классическом виде.

Выделенные особенности региональных станций показывают низкую степень оперативности подачи информации в эфир, что, казалось бы, противоречит самой природе канала. Оперативность передачи информации всегда рассматривалась в качестве базового преимущества радио как медиа. Материалы тяготеют к газетным жанрам, появляются постфактум; опросы, присутствующие в эфирах, не носят характера новизны и используются, скорее всего, «по формальным основаниям», имитируя обратную связь.

Вымывание журналистики даже из ее ядерной зоны - новостного вещания на региональных станциях - тревожный тренд последних лет. Он проявляется при оценке работ, поступающих на национальные конкурсы, и вызывает серьезное беспокойство в профессиональной среде. Генеральный директор Фонда независимого Радиовещания, председатель экспертного совета фестиваля информационных программ «Вместе - радио» Наталья Власова констатирует: «Мы проводим фестиваль 9-й год. Вначале наиболее профессионально звучали программы с Дальнего Востока, Северо-Запада, Сибири. Сейчас есть отдельные радиостанции, где журналисты отличаются самостоятельностью суждений, например, радио «Абакан» в Сибири. Но подавляющее большинство остальных станций звучат одинаково. Причем одинаково неинтересно. И это нас беспокоит. Хорошая журналистская работа на радио практи-

чески отсутствует. Мало качественных репортажей. Ток-шоу откровенно слабые» [6].

Исследование причин тяготения к таким способам организации вещания и к устойчивому присутствию в региональных эфирах выделенных особенностей - задача специального исследования. На данном этапе можно предположить, что здесь проявляется отсутствие разноплановых источников информации, ограниченный круг ньюсмейкеров и нехватка профессиональных кадров (не по причине их отсутствия в регионе, а по причине существенного удорожания производства новостных программ с использованием репортеров).

Вот как, например, оценивает ситуацию независимый продюсер, в прошлом сотрудник «Русского радио в Сыктывкаре», Максим Поляков: «У нас в городе нет локальной станции, только „сетевики". Руководство на местах не видит смысла содержать, например, хорошую службу информации или начинать какие-то оригинальные проекты. Зачем? Реклама идет, деньги приносит. И такая картина во всех радиокомпаниях города» [6].

Наконец, на данном этапе анализа очевидно, что «формат» не стал реальным маркетинговым инструментом, позволяющим станциям эффективно и всерьез конкурировать на медиа-рынке за четко тар-гетированные аудитории. Отсюда зачастую возникает конфликт заявленного музыкального формата и реального формата новостных выпусков. Новости существуют сами по себе, не связаны с идеологией формата и декларируемыми редакцией эфирными

установками. В итоге попытка охватить всех слушателей традиционно завершается малоинтересной «всеядностью». Как метко оценила такое явление еще в 2001 году во время визита в Череповец известный специалист в сфере современного радиовещания, преподаватель МГУ В. Сухарева: «Музыка -для пионеров, новости - для пенсионеров».

Литература

1. Бубукин, А.В. Эфирные тайны / А.В. Бубукин. - Новосибирск, 2003.

2. Официальный сайт радиостанции «Мария FM». -URL: http://www.mariafm.ru/

3. Официальный сайт радиостанции «Премьер». -URL: http://www.radiopremier.ru/

4. Официальный сайт ООО «Телекомпании «Канск 5 канал». - URL: http://www.5kanal.info/index.php?option=com_ content&view=article&id=14:-q&catid=6:2009-04-02-00-32-30&Itemid=5

5. Официальный сайт ООО телерадиокомпании «НТК». - URL: http://ntktv.ru/pervoeradio/index.1.html

6. Патрина, Д. Охота на поколение «СИ» / Д. Патрина // МедиаПрофи. - 2011. - № 4 [38]. - С. 26-28.

7. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2010 год: Отраслевой аналитический доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. - М., 2011.

8. Чернов, А.В. Информационно-аналитические системы и медиаобразы: от мониторинга к конструированию / А.В. Чернов // Медиаобразы в социальных коммуникациях: сб. науч. работ / ред.-сост. А.В. Чернов. - Череповец, 2010. - С. 19.

УДК 811.111

А.Н. Цветкова

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор М.Я. Блох

КОНТРАСТ КАК ОСНОВА СТРОЯ ТЕКСТА СКАЗКИ

В данной статье рассматриваются особенности информационной структуры текста народной сказки, разрабатывается понятие структурного типа контраста. Текст исследуется на основе теории диктемного строения, разработанной М.Я. Бло-хом. В основу ритмической организации текста положено два критерия - тема-рематическое членение предложения и синтаксические повторы предложений, формирующих диктемы. Текст сказки рассматривается как жесткое структурное противопоставление двух типов прозаического ритма - ассимилятивного и диссимилятивного.

Диктема, контраст, структура, ритм, сказка.

The article is devoted to the structural peculiarities of a fairy-tale text organization. The notion of the structural contrast is being developed. The text is studied on the basis of M.Y. Blokh's theory of the elementary text unit dicteme. The rhythm organization of the text is based on two criteria - the theme-rema segmentation of the sentence and the syntactic repetitions of the sentence forming dictemes. The text of a fairy-tale is considered as a rigid structure of interchanging assimilative and dissimilative parts of the text that are rhythmically contrasted to each other.

Dicteme, contrast, structure, rhythm, fairy-tale.

Контраст есть инструмент формирования эстетического аспекта информации в условиях художественного текста. Контраст является эстетической категорией, охватывающей все виды искусства (литературу, театр, кино, живопись, музыку, архитектуру и т. д.) и вместе с ними весь спектр художественно-прикладной деятельности [1, с. 7]. В художественном

тексте контраст есть выразительное противопоставление, его реализация в художественных текстах различной направленности максимально увеличивает импрессивную силу текста, воздействуя на чувственную сферу читателя. Импрессивность создается в речетворении каждый раз на данный случай посредством выбора выразительных средств, стоящего в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.