Научная статья на тему 'Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы'

Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы»

Музыкальная культура финно-угорских народов

325

С. В. Колесникова,

доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Специфика народно-певческого исполнительского искусства мордвы

В традиционной мордовской музыкальной культуре сложились устойчивые и высокоразвитые формы вокального исполнительского искусства, характерного в основном для женщин, и инструментального, характерного для мужчин. Вокальное искусство мордвы развивалось в двух основных исполнительских формах одиночной и совместной. Одиночно исполнялись причитания (свадебные, похоронные, рекрутские), колыбельные, детские потешки, а также некоторые эпические и лирические песни как сольный вариант многоголосной вокальной партитуры. Песни земледельческого календаря и свадебной обрядности, неприуроченные долгие, плясовые, круговые песни интонировали в форме развитого многоголосия. Голоса в хоровой (ансамблевой) партитуре песни выполняли определенную функцию в разработке многоголосия и по народной терминологии имели определенное подразделение: основной голос песни, который исполняют средние голоса; подголоски: высокие, низкие; бурдон на основном и квинтовом тоне лада, исполняющийся остинато или мелодически развивающийся.

Для певческих голосов одиночного и коллективного творчества мордвы характерно насыщенное, в основном грудное звучание женских голосов в низких и средних тесситурных условиях (от фа — соль малой октавы до ля — си первой); мягкое, осветленное или напряженное и яркое звучание высоких женских голосов (от си первой октавы до ре — ми второй); темброво-насыщенное звучание у низких мужских голосов, ярко-выразительное — у высоких (баритонально-теноровый характер).

Темброво-динамическая выразительность и голосо-рече-вой характер исполнения определялись местом звучания и жанровой принадлежностью песни. На открытом пространстве (в лесу, поле, у родника) пели зычно, проголосно, динамично, насыщенно; в помещении — более мягко, певуче, динамически сдержанно, собранно и округло. В результате

326

Круглый стол

взаимодействия вокальной и инструментальной традиций в творчестве мордвы возникла и функционирует совместная исполнительская форма — вокально-инструментальная.

Таким образом, при всем многообразии характерных особенностей народно-певческого исполнительского искусства мордвы вокальная и инструментальная музыка сопровождала различные жизненно-бытовые ситуации, традиционные обряды и ритуалы. Это озксы, свадьба, молодежные весенне-летние гуляния, календарные праздники, детские игры и др. При этом пение в сопровождении традиционных музыкальных инструментов могло быть статичным или сопровождать круговые пляски, пляски на месте, хороводы.

Т. В. Тюрина,

доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

К проблеме сценического воплощения фольклора

Различные жанры фольклора допускают разную степень их сценического претворения и зависят от субъективного видения интерпретатора. Диалектная фонетика и особенности жанра песни рождают неповторимую окраску тембрально-го звучания, которое создает «звукоидеал» национальных особенностей музыкального интонирования каждой этнической культуры.

Сегодня наряду с аутентичным фольклором получило распространение его вторичное «репродуктивное» звучание, воссоздаваемое на основе аудиозаписей и нотированных образцов. Возможность иного «прочтения» фольклора дал Д. В. Покровский в 60—70-е гг. XX в. Он объединил фольклор и джаз, сотрудничая с такими известными музыкантами, как А. Козлов, В. Резицкий, П. Гэбриэл, П. Уинтер. Это явление следует трактовать как разновидность «фольклоризма», имеющую место на современной концертной эстраде, в том числе и в Мордовии.

Смелые эксперименты ставились в фольклорном ансамбле «Торама». Они были задуманы В. И. Ромашкиным для реконструкции традиционного мужского многоголосия мордвы. Ансамбль представлял аранжировки мордовских песен в различной интерпретации и разнообразных стилях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.