326
Круглый стол
взаимодействия вокальной и инструментальной традиций в творчестве мордвы возникла и функционирует совместная исполнительская форма — вокально-инструментальная.
Таким образом, при всем многообразии характерных особенностей народно-певческого исполнительского искусства мордвы вокальная и инструментальная музыка сопровождала различные жизненно-бытовые ситуации, традиционные обряды и ритуалы. Это озксы, свадьба, молодежные весенне-летние гуляния, календарные праздники, детские игры и др. При этом пение в сопровождении традиционных музыкальных инструментов могло быть статичным или сопровождать круговые пляски, пляски на месте, хороводы.
Т. В. Тюрина,
доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
К проблеме сценического воплощения фольклора
Различные жанры фольклора допускают разную степень их сценического претворения и зависят от субъективного видения интерпретатора. Диалектная фонетика и особенности жанра песни рождают неповторимую окраску тембрально-го звучания, которое создает «звукоидеал» национальных особенностей музыкального интонирования каждой этнической культуры.
Сегодня наряду с аутентичным фольклором получило распространение его вторичное «репродуктивное» звучание, воссоздаваемое на основе аудиозаписей и нотированных образцов. Возможность иного «прочтения» фольклора дал Д. В. Покровский в 60—70-е гг. XX в. Он объединил фольклор и джаз, сотрудничая с такими известными музыкантами, как А. Козлов, В. Резицкий, П. Гэбриэл, П. Уинтер. Это явление следует трактовать как разновидность «фольклоризма», имеющую место на современной концертной эстраде, в том числе и в Мордовии.
Смелые эксперименты ставились в фольклорном ансамбле «Торама». Они были задуманы В. И. Ромашкиным для реконструкции традиционного мужского многоголосия мордвы. Ансамбль представлял аранжировки мордовских песен в различной интерпретации и разнообразных стилях
Музыкальная культура финно-угорских народов
327
современной музыки. Так, совместно с Саранским городским оркестром русских народных инструментов исполнялись вариации на тему мокшанской народной песни «Сюре кштирде» («Пряха»). В 2003 г. совместно с А. Куриным в Эстонской музыкальной академии (г. Таллин) записан диск этнофутуристической музыки, где посредством применения разработанной системы гармонических замен, джазовых импровизаций и бурдонного бассо-остинато традиционная мордовская песня получила новое звучание.
Арт-фолк оркестр «Морданс» дает иное прочтение народного фольклора, акцентируя внимание на одновременное соединение различных исполнительских стилей: традиционного народно-певческого звучания, академического вокала, элементов эстрадного пения, разнопланового инструментального сопровождения.
Фольклорный ансамбль «Мерема» реализовал ряд интереснейших работ по сценическому воплощению фольклора с использованием широких возможностей киноискусства.
Степень точности воспроизведения фольклора на сцене связана с творческой позицией интерпретаторов, что вносит изменения в облик первоисточника. Сценическое воплощение фольклора — вопрос дискуссионный. Для одних сохранить первозданное репродуктивное звучание — обязательное требование, а для других — это принципиально немыслимо. «Фольклоризм» в современной сценической практике способствует пропаганде народного искусства в адаптированном виде и возрождению интереса к этнической музыке у широких слоев населения.
Фольклорные истоки в композиторском творчестве: проблема интерпретации
М. В. Медведева,
заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат педагогических наук, профессор (г. Москва)
Претворение фольклорных интонаций в кантате А. Г. Шнитке «Песни войны и мира»
Для осознания взаимосвязи творчества выдающегося композитора современности А. Г. Шнитке с истоками на-