Научная статья на тему 'Специфика музыкальной терапии для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями'

Специфика музыкальной терапии для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
580
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / MUSIC THERAPY / INTELLECTUAL DISABILITIES / PSYCHOSOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Георгиев Н., Балканска П.

В статье рассматриваются некоторые особенности и возможности для использования музыкальной терапии для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MUSIC THERAPY FOR MENTALLY CHALLENGED PEOPLE

The article discusses some features and possibilities for using music therapy for the mentally challenged people.

Текст научной работы на тему «Специфика музыкальной терапии для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями»

Психологические науки

№ 2. - 2017

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Н. Георгиев, Медицинский университет Софии (София, Болгария).

П. Балканска, Медицинский университет Софии (София, Болгария).

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности и возможности для использования музыкальной терапии для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Ключевые слова: музыкальная терапия, интеллектуальные возможности, психосоциальная реабилитация.

SPECIFICS OF MUSIC THERAPY FOR MENTALLY CHALLENGED PEOPLE

Abstract. The article discusses some features and possibilities for using music therapy for the mentally challenged people.

Keywords: music therapy, intellectual disabilities, psychosocial rehabilitation.

Введение

В последние десятилетия, во всем мире музыкальная терапия развивается как клинически применимое лечение, выполняемое квалифицированными специалистами, а дисциплина признана наряду с психотерапией и психологией. Широкое применение и множество различных методов музыкальной терапии варьируются от модели клинических импровизаций до техник восприимчивой музыкальной терапии. Во всех случаях практики музыкальной терапии первостепенное значение имеет активное использование музыки как средства реализации музыкального общения с клиентом [1]. Это требует наличия профессионального музыкального обучения со стороны терапевта как важного условия для оказания квалифицированной терапевтической помощи пациенту. Наряду с терапевтической подготовкой специалисту требуется всеобъемлющее понимание и применение потенциала музыки в терапевтической работе в качестве стимулятора, релаксатора или вознаграждения.

Различные аспекты и элементы музыки успешно применяются для развития или улучшения состояния пациентов из разных областей. Доказана эффективность музыкальной терапии у пациентов с аутизмом и коммуникативными нарушениями развития, улучшая их способность общаться и строить отношения [3]. Методы музыкальной терапии, использующие различные методы движения, положительно влияют на целевые группы, такие, как пациенты с болезнью Альцгеймера или Паркинсона. В целом процесс музыкальной терапии предполагает динамичное и отзывчивое общение с пациентом, помогая ему преодолеть эмоциональные, умственные или физические проблемы.

Глядя на людей, как на био-психо-социальные существа, важно учитывать широкомасштабное влияние музыки на каждый из этих уровней - тело, ум и душа. В этом смысле, музыкальная терапия рассматривается как опыт использования музыки в клинических, об-

разовательных и социальных ситуациях, нацеленных на клиентов или пациентов с медицинскими, образовательными, социальными или психологическими потребностями. Музыка может быть переживаема, понятна и проанализирована многими различными способами. Соответственно, определение музыкальной терапии может изменяться в зависимости от

V V п

целевой группы, в которой проводится музыкальная терапия. В тех случаях, когда процесс терапии является реабилитационным, восстановление навыков и улучшение функциональных способностей становится одной из главных задач музыкальной терапии.

Специфика музыкальной терапии для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Термин «интеллектуальные затруднения» в последние годы вытеснил старый термин «умственная отсталость» как категория, включающая в себя умственные нарушения различного характера, вызванные различными факторами, такими как генетические заболевания, пороки развития центральной нервной системы, инфекции во время беременности и после рождения. Тенденция ввода новой терминологии отражает отношение к уходу за пострадавшими людьми и преследует их освобождение от своеобразного клейма, которое им ставит диагноз, указывая на идею возможности улучшения состояния пациентов.

За термином «интеллектуальные затруднения» или «психические расстройства» нельзя понимать одну определенную болезнь и поэтому нельзя говорить о единой причине или универсальном прогнозировании прогрессирования заболевания. Это динамически протекающее состояние с индивидуальным развитием, в зависимости от этиологии и условий окружающей среды [2].

Музыкальная терапия для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями ставит перед терапевтом серьезные задачи. Возможность применения более сложных методов и использования абстрактных понятий существенно ограничена и, в некоторой степени, характеристики процесса приближаются к работе с маленькими детьми. Пониженный уровень концентрации и ограниченные способности удержания внимания делают необходимым применение методов, которые обеспечивают возможность создания ярких эмоциональных ассоциаций, которые будут воздействовать и оставят ясное и запоминающееся послание. [4]

Специфика целевой группы предполагает реализацию немузыкальных целей, включающие в основном работу над умением вступать в контакт, развивая навыки общения и сенсорную стимуляцию. Некоторые традиции в музыкальной терапии основаны на раннем взаимодействии между матерью и младенцем, и терапевтические взаимоотношения включают в себя элементы музыкального взаимодействия на этой стадии человеческого развития. Эта формулировка особенно актуально при работе с людьми с ограниченными умственными способностями, так как уровень их интеллектуального развития часто находится на дошкольном или даже невербальном этапе. Поэтому, важно, чтобы музыкальный терапевт адаптировал свои ожидания и требования с точки зрения навыков и способностей пациентов воспроизвести или создать мелодию или ритм.

Существует ошибочное мнение, что музыкальная терапия с детьми и взрослыми с физическими или умственными недостатками на самом деле является формой музыкального обучения. Музыка является средством, с помощью которого вызывается выражение чувств и эмоций со стороны людей с психическими расстройствами. Эта группа пациентов часто характеризуется значительно ограниченным использованием словесного выражения и по-

ниженным потенциалом развития навыков общения. В более тяжелых случаях возможно и полное отсутствие речевого общения. В этом случае необходимо использовать другие средства выражения. Музыка является отличным инструментом для этой цели и не случайно ее часто сравнивают с своеобразным «языком». Освоение способности установить контакт с другим человеком имеет важное значение для развития человеческого потенциала. Язык является основным инструментом для общения. Цель музыкального терапевта в значительной степени состоит в стимулировании словесного выражения с помощью различных методов работы с языком и самовыражения. Музыкальная фраза или ритмические хлопки позволяют пациенту выразить себя в контакте с группой, общаясь и «говоря» через музыку. Процесс развития осуществляется в направлении улучшения эмоционального самовыражения через поощрение и расширение словесного выражения. Создание спонтанной музыкальной импровизации играет ключевую роль в стимулировании удовольствия, мотивации и чувства радости.

Особое значение для эффективности музыкальной терапии имеет создание определенных отношений между пациентом и терапевтом на основе сопереживания и доверия. Музыкальная терапия помогает людям с ограниченными умственными способностями преодолеть барьеры неадекватности и жесткости, а используемая терапевтом музыка может

/— V V V г—ч V

быть классической, популярной или народной. В то время как участие в клинической импровизации дает возможность для творческого развития, слушание музыкального исполнения стимулирует выражение эмоций и общение. Чрезвычайно эффективно применяются методы, провоцирующие сознательную реакцию со стороны пациента, например, музыкальная имитация, чередование и изменение ролей, неожиданное прерывание музыкальной фразы, изменение темпа, неожиданные мелодические скачки. Основным моментом в разработке методов провоцирования реакций является ознакомление пациента с элементом «сюрприза» и ожидания его, что способствует повышению сознания о его личном вкладе и ощущению удовлетворения.

Роль музыкальных инструментов в музыкальной терапии

Специфические характеристики целевой группы предполагают стимулирующие творческую деятельность занятия, позволяющие развивать и совершенствовать навыки пациентов. Музыкальный терапевт фокусируется на конкретных областях, таких как способность к сознательному восприятию, физическая и умственная стимуляции, навыки общения, эмоциональное выражение, социальное поведение, развитие индивидуальных способностей и возможностей. Музыка используется в качестве стимула для сознательного восприятия собственного тела и его роли в производстве звука, понимания взаимосвязи между действием, которое производит звук и самим звуком, который пациент слышит.

Использование музыкальных инструментов в групповых занятиях музыкальной терапии не только активизируют пациентов с ограниченными возможностями, но и углубляют их взаимодействие с музыкой, поощряя их к активному участию в музыкальных переживаниях. По этой причине, живая музыка, которая позволяет гибко адаптироваться к ситуации, имеет более богатый терапевтический потенциал, чем музыкальные записи. Элементы записанной музыки не могут меняться в соответствии с музыкальными и ритмическими навыками пациентов, нельзя скорректировать темп в соответствии с их возможностями, а музыкальная интерпретация каждый раз одна и та же, что приводит к привыканию к музыкальным переживаниям. Запись музыки не может быть смоделирована в соответствии с индивидуальными

потребностями пациентов, а также не может быть адресована непосредственно к ним, стимулируя непосредственную реакцию. Пациенты не могут испытать чувство живого, изменяющегося взаимодействия с музыкой так же, как это возможно при использовании живой музыки. Вот, что говорят о влиянии живой музыки на детей с ограниченными возможностями Пол Нордоф и Клайв Роббинс в своей книге «Музыкальная терапия в специальном образовании» («Music Therapy in Special Education") [5, s.78]: «Когда вы играете, музыка между вами и вашим ребенком может создать рабочие взаимоотношения, которые связывают вас в тесном сотрудничестве с его развитием. Ваши усилия, ваше восприятие, ваши проблемы, в сочетании с его усилиями, его опытом и его достижениями. Чем больше вы отдаете себя с вашим живым теплом и положительным направлением в работе, тем богаче и более стимулирующими будут переживания ребенка».

Осознание вибрации как источника, который производит звук, обеспечивает направление внимания и стимулирует чувственное восприятие. Для того, чтобы музыка была психологически интригующей, музыкальный терапевт совершает вариации звука, скорости, ритма и динамики и таким образом вступает в контакт с пациентом. Для людей с психическими расстройствами очень эффективным и полезным является участия в переживании, которое, создавая музыку, одновременно стимулирует их и дает им мотивацию. Это развивает их потенциал и влияет на их принадлежность к окружающей их среде. Наряду с эмоциональным воздействием, развивающим визуальное мышление и воображение, создающим эмоциональный интеллект и сознательную восприимчивость, использование музыкальной метафоры помогает чисто физиологическим потребностям целевой группы, не сосредотачиваясь на конкретных ограничениях и недостатках, предоставляя позитивную атмосферу и почти незаметно включая в себя физику наравне с эмоциями и умом, стимулируя тем самым общее развитие личности. В результате, использованные методы помогают повышению самооценки и осознанию собственной важности каждым пользователем, что имеет важное значение для максимально полной интеграции в среде, где конкуренция является одним из важнейших элементов личной мотивации.

Заключение

В последние годы, применение музыки для медицинских целей становится все более конкретным и точным. Способность музыки влиять на физическое, умственное или эмоциональное состояние пациентов до, во время и после лечения, отводит музыке достойное место в области терапевтической практики. Применение музыки варьируется от поддержки в медицинском лечении, до роли равного компонента лечения, а также непосредственно как важнейшего элемента терапевтического вмешательства. Музыка обеспечивает возможность различных терапевтических подходов, как например, прослушивание музыки во время почечного диализа; пение в сочетании с лекарственными препаратами при респираторных заболеваниях или даже использование музыки для непосредственного подавления боли.

Музыкальные терапевты расположились в уникальном рабочем пространстве, где наука встречает искусство.

Литература:

1. Балканска П. Приложна психология в медицинската практика. София: Бувест 2000,

2013.

2. Международная статистическая классификация болезней. Десятый пересмотр. Женева, 2003.

3. Alvin J. Music Therapy for the Autistics Child. Oxford: New York, Oxford University Press,

1991.

4. Harris J. Intellectual disability: understanding it's development, causes, classification, evaluation and treatment. Oxford, New York: Oxford University Press, 2006.

5. Nordoff P.C. Robbins. Music Therapy in Special Education Second Edition / Revised by Clive Robbins. Gilsum, Barcelona Publishers, 2006.

6. Wigram T., Pedersen I.N., Bonde L.O. A Comprehensive Guide to Music Therapy Theory, Clinical Practice, Research and Training. London, Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2002.

References:

1. Balkanska P. Prilozhna psikhologiya v meditsinskata praktika. Sofiya: Buvest 2000, 2013.

2. Mezhdunarodnaya statisticheskaya klassifikatsiya boleznei. Desyataya reviziya. Zheneva,

2003.

3. Alvin J. Music Therapy for the Autistics Child. Oxford: New York, Oxford University Press,

1991.

4. Harris J. Intellectual disability: understanding it's development, causes, classification, evaluation and treatment. Oxford, New York: Oxford University Press, 2006.

5. Nordoff P.C. Robbins. Music Therapy in Special Education Second Edition / Revised by Clive Robbins. Gilsum, Barcelona Publishers, 2006.

6. Wigram T., Pedersen I.N., Bonde L.O. A Comprehensive Guide to Music Therapy Theo-ry,

Clinical Practice, Research and Training. London, Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2002.

— • —

Сведения об авторах

Никола Руменов Георгиев, ассистент кафедры медицинского образования, Медицинский университет Софии (София, Болгария).

Полина Ангелова Балканска, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинского образования, Медицинский университет Софии (София, Болгария).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.