УДК 1:281.9(476)
Н. М. Кожич, ст. преподаватель
СПЕЦИФИКА МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
In article presented the evolution of orthodox missionary from Baptism of the ancient Russia till present time. The specificity of modern missionary work is highlighted, its main feature considered by author as consisting briefly in follow: modern church leaders do not formulate the main task as a turning all of the people into the Orthodoxy. They bring to a focus a propagation of traditional religious values with the purpose to resist to the phenomena of spiritual crisis and to solve the actual problems of a social life.
Введение. В настоящее время религия, несмотря на бурное развитие науки и техники, продолжает играть заметную роль в жизни современного общества. Это обстоятельство во многом связано со стремлением религиозных организаций всячески расширить и сделать более совершенной пропаганду своего вероучения. В данном случае православная церковь не является исключением. Следует отметить, что миссионерство всегда было одним из приоритетных направлений деятельности православия. В традиционном понимании оно представляет собой «деятельность церковных организаций по распространению религии среди иноверцев в своей стране и за ее пределами» [1, с. 274]. Однако его конкретное содержание в различные периоды отечественной истории имело свою специфику.
Основная часть. На Руси миссионеры появились сразу же после введения христианства. Следует отметить, что миссионерство не являлось только инициативой церкви. Оно во многом поощрялось и направлялось государством. Территориальный рост России, особенно в течение ХУШ-Х1Х вв., способствовал тому, что страна превращалась в многонациональную и поликонфессиональную державу. В число новых подданных вливались католики, униаты, протестанты, язычники и мусульмане. В этом случае важной составляющей государственной политики была русификация, которая практически полностью возлагалась на православное духовенство. В XIX в. миссионерская деятельность приобрела системный и организующий характер. Церковь создала широкую сеть внутренних и внешних миссий. Внешняя миссия осуществлялась среди неправославного населения внутри и за пределами государства, внутренняя была направлена на тех, кто отделился от официального православия - старообрядцев и сектантов. В 1870 г. в Москве было открыто Православное Миссионерское общество, которое издавало специальную литературу, занималось сбором денежных средств для развития миссионерского дела. В начале XX в. общество финансировало 8 миссий в Сибири, 13 - в Европейской части России и 1 - в Японии [2, с. 26]. Традиционными формами миссионерской дея-
тельности являлись проповедничество, богослужебная деятельность, просветительство, благотворительность, беседы и обличение религиозных взглядов иноверцев. Государство предоставляло православию монополию в данной области. Именно за православной церковью закреплялся статус «первенствующей и господствующей», другие конфессии не имели права заниматься религиозной пропагандой.
На рубеже XIX-XX вв. в стране получили широкое распространение идеи свободомыслия и атеизма, наблюдалось освобождение из-под влияния церкви широких сфер государственной и общественной жизни, что приводило к ослаблению позиций христианства и религиозному индифферентизму. Кроме того, в 1905 г. вышли царские манифесты о свободе совести и вероисповедания. Старообрядцы и неправославные конфессии получили возможность расширить свою деятельность, заниматься религиозной пропагандой. Все это привело к межконфессиональной конфронтации, к массовым переходам из православия в другие исповедания. Особенно это было характерно для белорусских епархий. Здесь наблюдался отток верующих главным образом в католицизм и протестантизм. Православная церковь утратила свои привилегии в области миссионерства. Безусловно, это влекло за собой необходимость активизации деятельности церкви, ее адаптации к новым социокультурным условиям. В 1908 г. были изданы новые правила для устройства внутренней миссии. В них содержалось предписание привлекать к миссионерству мирян через организацию церковно-приходских попе-чительств, кружков ревнителей православия и миссионерских братств [3, с. 26]. Одновременно выявилась необходимость реформирования богословской системы с целью привести его в соответствие с духом времени. Церковь неоднократно организовывала циклы богословских чтений для интеллигентной публики. Слушателям рассказывалось о смысле христианских догматов, подчеркивалось несостоятельность атеистического мировоззрения, неспособность науки доказать небытие Бога. Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. цель миссионерской деятельности заключалась, с одной стороны,
в организации противодействия католической и сектантской пропаганде, с другой стороны, в повышении религиозно-нравственного уровня православного населения, оживлении приходской жизни. Тем самым выявилась тенденция к объединению собственно миссионерства и просветительной, образовательной работы среди народных масс.
В настоящее время для православия также является актуальной проблема расширения религиозной пропаганды. Однако следует иметь в виду, что современные идейные установки церкви во многом основываются на исторических традициях православного миссионерства.
В своем докладе на торжественном акте в Тбилисской Духовной академии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выделил два аспекта современного миссионерства. Первый связан с особенностями духовно-нравственного состояния нынешнего общества, которое переживает переход «от прежней идеологической и социально-политической системы к нормальному укладу жизни». Второй аспект - «прозе-литическая деятельность инославных Церквей и религиозных объединений, нехристианских религий, а также различных сект, среди которых есть и так называемые тоталитарные, разрушающие психическое здоровье общества» [4, с. 15]. В качестве первоочередной задачи православного миссионерства Алексий П выдвигает «приближение... литургической культуры Православия к пониманию наших современников». Причем «проблема непонятности богослужения не исчерпывается только вопросами языка... Перед нами более глобальная, поистине миссионерская задача - научить людей понимать смысл богослужения» [4, с. 17]. Далее патриарх подчеркивает, что церковь должна учитывать интересы, профессиональную ориентацию, социальное положение людей; особое внимание уделять работе с молодежью, оказывать воздействие «на сферу культуры в сложных условиях доминирования секулярных и агностических настроений постсоветского общества и засилья пришедших из-за рубежа чуждых и враждебных Православию воззрений» [4, с. 18]. Приоритетным направлением миссионерской деятельности Русской православной церкви оказывается стремление разрешить актуальные проблемы современного мира. Это вопросы экологии, экономики, социальной справедливости, миротворчества, благотворительности и т. д.
Православная церковь в Беларуси играет ведущую роль в религиозной жизни страны. Ее статус в конфессиональном пространстве имеет свои особенности. Во-первых, церковь нейтрально относится к другим конфессиям, во-вторых, она осознает свое превосходство в отношении других религиозных организаций.
Последнее обстоятельство связано с авторитетом православия в обществе и поддержкой государства. Церковь утверждает традиционную для восточных славян систему ценностей, «в которой нет места западным индивидуалистическим идеям приоритетности личного преуспевания, накопительства, культа потребительства и материального успеха, но в которой приоритетны идеи справедливости, любви к ближнему, готовности помочь слабому, верховенство нравственных норм» [5, с. 128].
12 июня 2003 г. между церковью и государством было подписано соглашение о сотрудничестве в различных сферах общественной жизни. Главными направлениями сотрудничества становятся воспитание и образование подрастающего поколения, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, охрана окружающей среды и др.
Важно отметить, что церковь всегда видела свое предназначение во врачевании душ и спасении человечества. Однако в настоящее время, «не ставя прямой задачи обращения всех в православие в качестве условия сотрудничества, церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание» [6, с. 6].
Как известно, в последние два десятилетия в белорусском обществе наблюдается рост религиозности, что связано главным образом с компенсаторной, или восполнительной, функцией религии. Многие люди усматривают в религии гарантию стабильности общественной жизни и незыблемости традиционных ценностей белорусского народа. В научной литературе фигурирует мнение о том, что «...светская педагогика самостоятельно не справляется с поставленными задачами и интуитивно верно полагается на содействие веры отцов, которая признается определяющей в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. В связи с этим очевидным является осмысление православной культурообразующей религии как доминанты целостной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» [7, с. 82]. Сами религиозные идеологи подчеркивают, что фактически единственным способом решить социальные проблемы являются вера в Бога, самовоспитание личности и, по словам Митрополита Минского и
Слуцкого Филарета, «...деятельное воспоминание о своем достоинстве хранителя образа и подобия Божия» [8, с. 55]; «производными от этого правильного духовного воспитания будут социальная стабильность и здоровая общественная мораль, крепкие семьи и национальное достоинство, сильное государство и нравственная деловая активность, а также многие другие человеческие ценности, которые призваны составить фундамент зрелого и здорового общества» [8, с. 56].
Таким образом, изменение ценностных ориентаций современного белорусского общества, которое можно охарактеризовать как общество «транзитивного типа», способствовало тому, что православная церковь за последнее время смогла заметно расширить поле религиозной пропаганды. Особого внимания заслуживает издательская деятельность. Только в Беларуси выходит 4 журнала и 13 газет. Наиболее крупными изданиями являются журнал «Вестник Белорусского Экзархата», газеты «Церковное слово», «Преображение». Регулярно выпускаются «Епархиальные ведомости». Кроме периодической литературы, издаются церковные календари, молитвословы, жития святых и другая религиозная литература. Следует отметить, что предназначение православной периодической печати заключается не только в освещении событий церковной жизни, но и в стремлении наладить диалог между верующими и священнослужителями. В Минске осуществляет свою деятельность представительство Международного центра «Православная энциклопедия». Его предназначение заключается в объединении исследовательских усилий верующих и светских ученых по сбору материалов и статей для этого проекта. Ежегодно проводятся Минские епархиальные чтения и международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные актуальным проблемам современности, взаимоотношению церкви и культуры. Религиозные идеологи охотно принимают участие в светских научных конференциях, выступают с лекциями и проповедями в учебных заведениях.
Особое значение имеет деятельность православных братств и сестричеств. Братства занимаются строительством и ремонтом храмов, организацией воскресных школ, устройством братских библиотек, оказанием духовной и материальной поддержки одиноким и престарелым людям. Члены сестричеств принимают участие в работе медицинских учреждений, ухаживают за тяжелобольными людьми. В ча-
стности, сестры обществ милосердия во имя святой Софии Слуцкой и Святых Марфы и Марии работают в Институте травматологии и ортопедии [9, с. 323].
Заключение. В настоящее время содержание миссионерской деятельности значительно расширилось. Первоочередная задача церкви заключается не в распространении своего вероучения среди представителей других конфессий, а в пропаганде традиционных религиозных ценностей с целью противостоять явлениям духовного кризиса и решить злободневные проблемы общественной жизни.
Литература
1. Атеистический словарь / под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Политиздат, 1985. - 512 с.
2. Смирнов, Е. К. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии / Е. К. Смирнов. - СПб.: Синод. тип., 1904. - 91 с.
3. Утвержденные Святейшим Синодом по определению от 20-26 мая за № 3443 правила об устройстве внутренней миссии православной русской церкви // Вестник Миссионерского обозрения. - 1908. - № 6. - С. 937-945.
4. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире / Алексий II // Журнал Московской патриархии. - 1996 - № 8 - С. 15-18.
5. Котляров, И. В. Республика Беларусь в конфессиональном измерении / И. В. Котляров, Л. Е. Земляков. - Минск: Изд-во МИУ, 2004. - 231 с.
6. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Святая Русь. - 2000. -№ 2. - С. 5-19.
7. Ахрамович, А. С. Культурообразующая религия как доминанта воспитания / А. С. Ахрамович // Духовно-нравственные традиции в отечественной медицине и образовании: материалы I Международных Свято-Пантелеимоновских чтений, Минск, 2-3 июня 2005 г. / БПЦ, Мин-во здравоохранения РБ, Республ. Медицин. Академия последипл. образования, Российская академия образования, Дом Милосердия (г. Минск); сост. И. А. Рыбин. - Минск. - 2005. - С. 81-82.
8. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Воспитание личности и современное общество / Филарет // Минские епархиальные ведомости. - 2006. - № 1. - С. 54-57.
9. Канфесп на Беларуа / В. В. Грыгор'ева [1 шш.]; пад. рэд. У. I. Навщкага. - Мшск: ВП «Экаперспектыва», 1998. - 340 с.