Языкознание
СПЕЦИФИКА МЕТАКОММУНИКАЦИИ КАК ОСОБОГО ТИПА ОБЩЕНИЯ
Е. М. Дубровченко
В данной статье рассматриваются теоретические основы метакоммуникации: приводится определение данного явления, выявляются его составляющие компоненты, а также такие параметры, как мотив, объект и предмет метакоммуникации. В работе выделяются основные отличия метакоммуникации от коммуникации, рассматривается понятие метасообщения и характеризуются базовые конститутивные признаки метакоммуникации, определяющие ее специфику.
Ключевые слова: метакоммуникация, коммуникация, модель коммуникации, метасообщение, мотив, объект, предмет метакоммуникации, аналитический характер, асимметричный характер, субъективный характер, процессуальный характер, рефлексивный характер, интегральный характер.
Метакоммуникация представляет собой коммуникацию о коммуникации, это особый тип общения, предметом которого является коммуникативный процесс. Метакоммуникация - это сложное многоплановое явление, связанное с проблемами восприятия и интерпретации информации, а также с проблемами саморефлексии и межличностных отношений. Наиболее полной нам представляется формулировка, предложенная М. Л. Макаровым. Ссылаясь на зарубежных исследователей (Lanigan, Leech, Stubbs, Brown, Yule и др.), он определяет метакоммуникацию как «часть общения, которая направлена на самое себя, на общение в целом и его различные аспекты: языковую ткань дискурса, его стратегическую динамику, структуру обменов и трансакций - фаз интеракции, мену коммуникативных ролей, представление тем, взаимодействие с контекстом, регуляцию межличностных и социальных аспектов взаимодействия, нормы общения, процессы обмена информацией и ее интерпретации, эффективность канала коммуникации» [1. C. 198].
Являясь особым типом коммуникации, метакоммуникация обладает рядом характеристик, свойственных коммуникации в целом.
79
Lingua mobilis №2 (28), 2011
Как и любая коммуникация, метакоммуникация предполагает наличие отправителя и получателя информации, сообщение, передаваемое адресату, и обратную связь. Эти базовые компоненты входят в состав всех теоретических моделей коммуникации.
Изучая метакоммуникацию в качестве средства, организующего дискурс, Т.Н. Скат пишет о том, что «в процессе метакоммуникации сознательно или бессознательно участвуют в равной степени как отправитель, так и получатель сообщения» [3. С. 5]. Она усматривает задачу отправителя сообщения в инструктировании получателя информации «относительно своего высказывания». Задача получателя сводится к адекватной интерпретации высказывания собеседника в соответствии с его интенциями. Во время этого процесса, как указывает исследователь, «метакоммуникативные инструкции могут носить и эксплицитный, и имплицитный характер» [3. С. 5].
В зависимости от характера взаимодействия между этими компонентами, ученые выделяют следующие основные теоретические модели коммуникации: информационно-кодовую, инференционную, интеракционную (М.Л. Макаров и др.). Мы подходим к анализу метакоммуникации с позиции интеракционного подхода. Интеракция представляет собой совместное творение смыслов. Главным принципом этой модели является взаимодействие, «помещенное в социально-культурные условия ситуации» [1. C. 38].
Анализируя теоретические основы метакоммуникации, необходимо выявить такие важные параметры, как мотив, объект и предмет метакоммуникации.
Мотивом метакоммуникации, по нашему мнению, является стремление упорядочить коммуникативный процесс, осуществить его без сбоев и с наибольшей степенью эффективности.
Объектом метакоммуникации является сам коммуникативный процесс.
В качестве предмета метакоммуникации выступает анализ хода общения.
Таким образом, метакоммуникацию можно рассматривать как вторичную коммуникацию. Соответственно, отличие метакоммуникации от первичной коммуникации заключается в следующем:
1) во время осуществления первичной коммуникации поступление сенсорных стимулов в сознание реципиента происходит в результате взаимодействия коммуниканта с окружающим миром; во время осуществления метакоммуникации стимулы неразрывно свя-
80
Языкознание
заны с первичной коммуникацией и поступают в результате ее анализа;
2) в процессе коммуникации адресант отправляет адресату сообщение; в процессе метакоммуникации адресант отправляет метасообщение.
Рассмотрим соотношение сообщения и метасообщения.
В теории коммуникации сообщение представляет собой информацию, закодированную соответствующим образом с помощью языка или других знаковых систем [2. C. 143]. В свою очередь, метасообщение - это сообщение о коммуникативном процессе участников общения. Таким образом, основным отличием сообщения от метасообщения является их содержание. Сообщение может заключать в себе информацию о любых предметах и явлениях: о погоде, об условиях работы, о новейших технологиях и т. п., в то время как содержанием метасообщения является информация только о коммуникативном процессе: о поведении собеседников и их отношениях к обсуждаемой теме. Например:
Сообщение: Министерство транспорта Ирака разрывает все контракты с компаниями Дании, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на заявление главы этого ведомства Саляма аль-Маляки. Аль-Маляки назвал это решение «формой протеста» против публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете «Юлланд-постен» и дальнейшим перепечатыванием карикатур многими...
Метасообщение: А теперь перейдем к событиям за рубежом: министерство транспорта Ирака разрывает все контракты с компаниями Дании, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на заявление главы этого ведомства Саляма аль-Маляки.Аль-Маляки назвал это решение «формой протеста» против публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете «Юлланд-постен» и дальнейшим перепечатыванием карикатур многими...
Сообщение заключает в себе информацию о политике министерства транспорта Ирака. Метасообщение организует процесс передачи информации, оно вводит тему, информирует о том, что слушателю предстоит услышать о новостях в других странах.
Таким образом, метасообщения представляют собой особый тип сообщений, характеризующий коммуникативный процесс и выражающий отношение собеседников к этому процессу.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных явлению метакоммуникации, позволяет нам выделить
81
Lingua mobilis №2 (28), 2011
следующие конститутивные признаки метакоммуникации, определяющие ее специфику:
1. Аналитический характер метакоммуникации, предполагающий препарирование как собственного вербального и невербального поведения, так и поведения собеседника.
2. Асимметричный характер метакоммуникации, означающий, что в момент ее осуществления один из ее участников является субъектом, а другой - объектом коммуникации.
3. Субъективный характер метакоммуникации, заключающийся в том, что коммуникативный процесс описывается с субъективных позиций говорящего.
4. Процессуальный характер метакоммуникации, обозначающий, что ее объектом является процесс протекания первичной коммуникации.
5. Рефлексивный характер метакоммуникации, предполагающий объяснение и описание собственного коммуникативного поведения во время общения.
6. Интегральный характер метакоммуникации, предусматривающий ее неразрывную связь с первичной коммуникацией.
Список литературы
1. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса. М. : ИТДГК «Гнозис»,
2003. 280 с.
2. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М. : Гардарики, 2003. 615 с.
3. Скат, Т. Н. Метакоммуникация как средство организации дискурса (на материале оппозитивного диалога) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1991. 18 с.
List of literature
1. Makarov, M. L. Osnovy teorii diskursa. M. : ITDGK «Gnozis», 2003. 280 s.
2. Osnovy teorii kommunikacii : uchebnik / pod red. prof. M. A. Vasilika. M. : Gardariki, 2003. 615 s.
3. Skat, T. N. Metakommunikacija kak sredstvo organizacii diskursa (na materiale oppozitivnogo dia-loga) : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 1991. 18 s.
82