Научная статья на тему 'Специфика личностных установок подростков на здоровый образ жизни'

Специфика личностных установок подростков на здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ УСТАНОВКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / PERSONAL ATTITUDE / TEENAGE YEARS / VALUE ORIENTATIONS / HEALTHY LIFESTYLE / ETHNIC AND PSYCHOLOGICAL FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доноева Юлия Валерьевна

В статье представлена специфика личностных установок на здоровый образ жизни у современных подростков. Показана роль этнопсихологического фактора в формировании здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of teenagers’ personal attitudes to a healthy lifestyle

In the article the specificity of personal attitudes to a healthy lifestyle in modern teenagers is presented. The role of ethnic and psychological factors in forming of healthy lifestyle has been shown.

Текст научной работы на тему «Специфика личностных установок подростков на здоровый образ жизни»

ведет к предупреждению возникновения заболеваний, их рецидивов, возможных осложнений, и, как следствие, снижению уровня госпитализаций.

Литература

1. Литвинцев С. В. Психическое здоровье военнослужащих. - СПб., 2002.

2. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996.

3. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, №6. - С. 5-18.

Гунзунова Бальжима Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ), докторант кафедры общей и педагогической психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск), e-mail: balzhimag@mail. ru.

Степанова Альбина Юрьевна, психолог МОУ «Мастерская образования».

Gunzunova Balzhima Anatolievna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude), doctoral degree researcher, department of general and pedagogical psychology, East-Siberian State Academy of Education (Irkutsk).

Stepanova Albina Yurievna, psychologist, municipal educational institution "Workshop of Education."

УДК 159.963 © Ю.В. Доноева

Специфика личностных установок подростков на здоровый образ жизни

В статье представлена специфика личностных установок на здоровый образ жизни у современных подростков. Показана роль этнопсихологического фактора в формировании здорового образа жизни.

Ключевые слова: личностная установка, подростковый возраст, ценностные ориентации, здоровый образ жизни, этнопсихологический фактор.

Yu.V. Donoeva

The specificity of teenagers' personal attitudes to a healthy lifestyle

In the article the specificity of personal attitudes to a healthy lifestyle in modern teenagers is presented. The role of ethnic and psychological factors in forming of healthy lifestyle has been shown.

Keywords: personal attitude, teenage years, value orientations, healthy lifestyle, ethnic and psychological factor.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью являлось физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов, - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой особое значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями.

Здоровый образ жизни подразумевает определенную ориентированность личности на укрепление личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования личностных установок на здоровый образ жизни.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, а также деятельности системы здравоохранения. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье на 10-15 % связано с последним фактором, на 15-20 % обусловлено генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека [1].

Известный отечественный специалист в области психологии здоровья О С. Васильева отмечает, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем просто отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и формирование установки на здоровый образ жизни [3]. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не бережет здоровье, не старается исследовать и понять свою душу. На самом деле человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию общественного здоровья. В действительности же, на наш взгляд, укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная болезнь, вследствие чего возникает мотивация вылечиться, вернуть хорошее самочувствие. А вот положительной мотивации к самосовершенствованию у людей явно недостаточно [2]. Здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой. Так, одной из основных задач в указе об утверждении демогра-

фической политики Российской Федерации на период до 2025 г., подписанном президентом РФ 10 октября 2007 г., является создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Именно поэтому в настоящее время назрела настоятельная потребность реализации профилактических программ национального масштаба, направленных как на борьбу с факторами риска (курение, алкоголь, избыточная масса тела, стрессы), так и на раннее выявление и формирование установок на здоровый образ жизни.

Немаловажную роль в данном направлении играет компетентность квалифицированного педагога-психолога. Ведь именно профессионально подготовленный психолог совместно с другими специалистами может выявить уровень представлений о здоровом образе жизни с целью дальнейшей их корректировки, а также помочь правильному формированию новых представлений и установок.

В первую очередь формирование личностной установки на здоровый образ жизни имеет значение для молодого поколения. Подростковый возраст - совершенно особый период в становлении личности. Л.С. Выготский отмечал, что именно в этот период происходит существенная перестройка всей структуры потребностей и побуждений подростка, а также переоценка ценностей.

С целью выявления особенностей установок на здоровый образ жизни нами было проведено исследование учащихся старшего подросткового возраста в средних общеобразовательных школах г. Улан-Удэ. Выборка составила 170 человек (средний возраст - 15 лет). В экспериментальном исследовании были применены следующие методики: методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова; методика определения жизненных ценностей личности (Мий-тест) П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 16-факторный личностный тест Р. Кеттелла (HSPQ-подростковый вариант).

Результаты проведенного исследования показали, что степень выраженности той или иной ценностной ориентации по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова у всех испытуемых различная. Из общего количества 28% наивысшим баллом (6 баллов) отметили такую ценностную ориентацию, как помощь и милосердие к другим людям. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что мы имеем дело с «остаточными» явлениями предыдущего возрастного периода, когда главное значение имело все внешнее: окружающий мир, люди, совместная деятельность. Как отмечено в психологической литературе, ребенок в младшем подростковом возрасте с готовностью откликается на все виды совместной деятельности, подростки с большим желанием помогают друг другу, они ориентированы на интересы коллектива. В старшем подростковом возрасте ведущим становится процесс индивидуализации, при котором особую значимость приобретает личность, анализ её внутренних процессов и состояний, соответствующих черт характера,

чувств, желаний и т.д. Другие люди интересуют подростка во многом опосредованно, через собственные интересы и потребности. Именно в подростковом возрасте происходит формирование личности, проявляется активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознанию своего «Я», утверждению во взрослом мире, раскрытию своих возможностей. И, очевидно, поэтому у 27% респондентов наиболее выраженной оказалась ориентация на признание и уважение людей, влияние на окружающих. 13% подростков отметили приятное времяпрепровождение и отдых, 11% - высокое материальное благосостояние. Интересующую нас ценностную ориентацию здоровье отметили 20% испытуемых, причем данную ценность отметили 8% бурятских и 12% русских подростков. Это, возможно, объясняется особенностями воспитания детей в русских семьях, в которых с раннего возраста учат бережному отношению к своему здоровью. Примером могут служить такие русские пословицы: «Деньги -медь, одежа - тлен, а здоровье всего дороже»; «Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле!»; «Больному и золотая кровать не поможет»; «Береги платье снову, а здоровье смолоду»; «Здоровому всё здорово»; «В здоровом теле - здоровый дух!» «Здоров буду - и денег добуду»; «Здоровье - всему голова, всего дороже» [4].

Заслуживает внимания тот факт, что выбор ценностной ориентации связан с половой принадлежностью, девочки ту или иную ценностную ориентацию выбирают чаще, чем мальчики. Так, например, такую ценностную ориентацию, как помощь и милосердие к другим людям, выбрали 18% девочек и 10% мальчиков, что можно объяснить, на наш взгляд, мягкостью и добросердечностью девочек. Ориентацию признание и уважение людей и влияние на окружающих выбрали 17% девочек и 10% мальчиков, что обусловлено, на наш взгляд, уважительным отношением к окружающим, воспитанностью и послушностью девочек.

Сравнивая результаты, полученные на разных этнических выборках, следует отметить, что такую ориентацию, как помощь и милосердие к другим людям, выбрали 15% бурят и 13% русских; ориентацию на признание и уважение людей и влияние на окружающих отметили 18% бурятских и 9% русских подростков. Данный факт, возможно, связан с особенностями семейного воспитания детей, где важную роль играет усвоение морально-этических норм, правил поведения в обществе, обычаев, традиций, а также пословиц, поговорок, сказок и мифов. Пословицы и поговорки, сформировавшись в далеком прошлом, бытуют на протяжении всего исторического развития общества, фиксируя изменения, происходящие в повседневной жизни, обычаях, мировоззрении людей. Известно, что пословицы как мудрые и меткие изречения употребляются в обычном речевом обиходе людей и еще с детства воспитывают отношение к жизни. Примером могут служить следующие бурятские пословицы: Угытэй хун туhалааша, уншэн хун хайрлааша (Бедный всегда поможет, а сирота всегда посочувствует); Хундэ туhа хэхэдэ, оортэ туhа болохо (Поможешь другим, и тебе помогут); Туhалаа хадашь, шамда туhалха (За добро добром платят);

Yгэhэн гар хододоо олзотой байг лэ! (Не оскудеет рука дающего!); Хуни-ие хундэлhэн, хун бэеэ хундэлхэ (Уважающий других, себя уважает); Хундэ hургаал заахадаа, оодоо хундэ нэрэтэй бай (Если хочешь подать пример, сам будь примером) [5]. А также русские пословицы: «Не всякий, кто высок и строен, уважения людей достоин»; «И комар лошадь свалит, коли волк поможет»; «Настоящий воин тот, у кого есть милосердие»; «Человек в собственных руках уважение держит»; «Кто не полезен себе -и для других бесполезен»; «Если народ уважаешь, к себе уважение проявляешь»; «Взаимопомощь и бедных сделает богатыми» [4].

Полученные результаты, характеризующие ценностные ориентации испытуемых по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Общая характеристика ценностных ориентаций подростков по методике С.С. Бубнова (%)

№ Ценностная ориентация Общая выборка Выборка по половой принадлежности Выборка по национальной принадлежности

дев. мал. бур. рус.

1 Приятное времяпрепровождение, отдых 13 11 2 8 5

2 Высокое материальное благосостояние 11 4 7 8 3

3 Поиск и наслаждение прекрасным 6 5 1 4 2

4 Помощь и милосердие к другим людям 28 18 10 15 13

5 Любовь 11 6 5 4 7

6 Познание нового в мире, природе, человеке 8 5 3 5 3

7 Высокий социальный статус и управление людьми 5 3 2 4 1

8 Признание и уважение людей и влияние на окружающих 27 17 10 18 9

9 Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 4 2 2 2 2

10 Общение 1 1 - - 1

11 Здоровье 20 12 8 8 12

Результаты, полученные по второй методике, показали, что для большинства испытуемых характерна такая жизненная ценность, как автономность (50%). При этом у респондентов проявляется потребность делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни (Из ответов: «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должен исполнить задуманное»). На наш взгляд, это объясняется тем, что в данном возрасте, по мнению большинства психологов, происходит бурное развитие самосознания, которое проявляется в том, что подростки начинают интересоваться собственной личностью, пристально вглядываться в себя, открывать свое «я»; дают возможность оценить себя уже не как ребенка. 33% испытуемых способны к личностному росту. Они требовательны к себе, стремятся к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я не должен останавливаться на достигнутом уровне». Возможно, это обусловлено тем, что ведущим типом деятельности в подростковом возрасте является общественно-полезная деятельность, которая отвечает потребностям подростка: дает ему возможность утвердить свою новую социальную позицию, добиться признания собственной значимости в профессиональном мире. При рассмотрении результатов по половой принадлежности получены следующие данные: ценность автономность отметили 28% девочек и 22% мальчиков. 19% девочек и 14% мальчиков выбрали жизненную ориентацию на личностный рост. Различия в данной ориентации обусловлены, возможно, самостоятельностью, старательностью и коммуникабельностью девочек. Сопоставляя ответы респондентов - представителей разных национальностей, - можно сделать вывод о том, что испытуемые-буряты выбирают чаще жизненные ценности по сравнению с испытуемыми-русскими. 22% бурят и 11% русских отметили ценность личностный рост. Жизненную ценность автономность выбрали 26% бурят и 24% русских. Это объясняется, на наш взгляд, традиционным уважительным отношением в бурятском этносе к образованным, обладающим обширными знаниями, стремящимся к достижению своей цели людям. Так, в бурятской литературе существуют такие пословицы: Ажал гуйгоор алганашье бариха-гуйш (Без труда, не поймаешь и окуня); Эд ехэтэ дошхон, эрдэм ехэтэ ном-гон (Богач нравом буен, обладатель знаний спокоен); ЯбаЬан хун яа зууха, хэбтэhэн hун хээли алдаха (Кто работает, тот зарабатывает, кто лежит, тот бока отлежит); Эрдэмhээ улуу олзо угы (Нет сокровища лучше, чем наука); Ядахадаа башарха (Помучится, да научится) [5].

Таблица 2 содержит ответы русских и бурятских девочек и мальчиков, где ценностные ориентации расположены в порядке их предпочтения от наиболее важной к наименее значимой.

По результатам методики «Ценностные ориентации» М. Рокича выяснилось, что в системе ценностей подростков наиболее значимыми являются здоровье (36%), счастливая семейная жизнь (11%), жизненная мудрость (6%). Такие ценности, как творчество, красота природы и искус-

ства, счастье других, выбираются реже остальных. Очевидно, что ядро реальных ценностей составляют ценности личного характера: счастливая семейная жизнь, здоровье, жизненная мудрость, свобода.

Таблица 2

Значения ценностных ориентаций по методике Мш^тест П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой (%)

№ Ценностные ориентации Общее кол-во мальчики девочки русские буряты

1 Автономность 50 22 28 24 26

2 Личностный рост 33 14 19 11 22

3 Здоровье 6 3 3 5 1

4 Безопасность и защищенность 3 2 1 1 2

5 Привязанность и любовь 3 2 1 2 1

6 Служение людям 2 2 - 2 -

7 Богатство духовной культуры 2 2 - 2 -

8 Межличностные контакты 2 1 1 1 1

9 Свобода, открытость в обществе 1 1 - 1 -

10 Чувство удовольствия 1 1 - 1 -

Несомненно, в подростковом возрасте личная жизнь является главным объектом чувств, эмоций, отношений. Сравнивая результаты по половой выборке, мы видим, что 20% девочек и 16% мальчиков выбрали ориентацию на здоровье, 8% девочек и 3% мальчиков отметили ценность счастливая семейная жизнь. Возможно, это обусловлено более высокой ответственностью девочек в вопросах здоровья и создания своей счастливой семьи. Выборка по национальной принадлежности показала преобладание выбора ценности здоровья подростками-бурятами. Это вызвано, возможно, особенностями воспитания детей в бурятских семьях, для которых характерно воспитание уважительного отношения, почитания культурных традиций, духовного наследия своего народа, а именно: сказок, мифов, поговорок и пословиц. Например, бурятские пословицы учат бережному отношению к своему здоровью: «Арьбалhан аминда туhатай, хоо^н угэ туhагуй» (Бережливость для жизни полезна, а бережность - для организма); <^бдэхэ - зоболон, элуур ябаха - жаргалан» (Быть больным мучение, а быть здоровым - блаженство); «Сархаг шэлээ, сабын эзэн мунхэ болог» (Вино кончилось, пусть хозяин дома долго живет); <^ригуй болбол баян гээшэ, убшэгуй болбол жаргал гээшэ» (Нет долгов - богатство, а нет бо-

лезни - блаженство); «Мэдэхэhээ улуу эрдэм угы, мэндэ ябахаЬаа улуу жаргал угы» (Нет дороже знаний, нет дороже здоровья) [5].

На рис. 1 представлены результаты общей характеристики ценностных ориентаций подростков по методике М. Рокича.

Я

%

2% 1% 4% 1%

4%

5% 2% 3%

активная деятельная жизнь

■ жизненная мудрость

■ здоровье

□ интересная работа

□ красота природы и искусства

□ любовь

□ материально обеспеченная жизнь

□ наличие хороших и верных друзей

■ общественное признание

□ познание

□ продуктивная жизнь

□ развитие

□ развлечения

□ свобода

□ счастливая семейная жизнь

□ счастье других

□ творчество

□ уверенность в себе

Рис. 1. Общая характеристика ценностных ориентаций подростков по методике М. Рокича (в %)

36%

Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу, который показал наличие положительной связи между данными (при р<0,05, г эмп.= 0,21), полученными по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича и 16-факторному опроснику Р. Кеттелла. У 36% подростков, ориентированных на здоровье, наиболее выраженным фактором по методике Р. Кеттелла является фактор Q2 - нонконформизм. Чем больше респонденты не зависят от мнения окружающих, предпочитают принимать собственные решения, следуют по самостоятельно выбранному пути, тем больше они ориентированы на свое здоровье. На наш взгляд, новая социальная ситуация делает подростков значительно более самостоятельными в организации своего поведения и деятельности, им приходится учиться контролировать себя, нести более полную ответственность за результаты своих поступков, решать многие вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, самим вырабатывать мнение о товарищах. Именно в подростковом возрасте происходит формирование относительно самостоятельных взглядов, оценок, устойчивой системы отношений подростков к окружающему и к самому себе, в том числе установки на здоровый образ жизни.

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Выявлены специфические особенности личностных установок на здоровый образ жизни у современных подростков, обусловленные как половой принадлежностью и возрастом, так и этнопсихологическим фактором.

Л.Г. Комиссарова. Особенности самоотношения студентов колледжа в зависимости от смысложизненных ориентаций

2. Религиозные моральные ценности, наряду с культурой, наукой, образованием, являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи.

3. Налицо колоссальный потенциал этноконфессиональных организаций и национальных традиций в формировании здорового образа жизни.

Литература

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. - 1996. - №2. - С. 35-37.

2. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. - 1997. - Вып. 3. - С. 406-411.

4. Даль В.И. Напутное. Пословицы русского народа. - М., 1957.

5. Шагдаров Л.Д., Хамонов М.П. Буряад, ород онь^н, хошоо угэнууд. (Бурятские, русские пословицы и поговорки). - Улан-Удэ: Бэлиг, 1996.

Доноева Юлия Валерьевна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Donoeva Yulia Valerievna, postgraduate student, department of age and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin Str., 24a.

УДК 37.015.3 © Л.Г. Комиссарова

Особенности самоотношения студентов колледжа в зависимости от смысложизненных ориентаций

В статье рассматриваются особенности эмоционального аспекта самосознания и взаимосвязь самоотношения со смысложизненными ориентациями у студентов колледжа.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, смысложизненные ориентации, локус-контроль, личностный дифференциал.

L.G. Komissarova

Features of college students' self-attitude depending on the sense of life orientation

The article dwells upon the features of emotional aspect of self-consciousness and self-attitude interrelationship with sense of life orientation in college students.

Keywords: self-consciousness, self-attitude, orientation, locus control, personality differential.

В последнее время значительно возрос интерес к проблеме самоотношения, его роли в развитии и становлении личности. Самоотношение рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.