Научная статья на тему 'Специфика квалификации преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, совершенных при помощи гипноза'

Специфика квалификации преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, совершенных при помощи гипноза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика квалификации преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, совершенных при помощи гипноза»

2008'1-2 НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

СПЕЦИФИКА КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ, СОВЕРШЕННЫХ ПРИ ПОМОЩИ ГИПНОЗА

Л.В. СЕДЫХ,

аспирант (Ставропольский государственный университет)

Гипноз - мощное средство контроля сознания, позволяющее за короткое время установить власть практически над любым человеком. С помощью специально построенных по ритму и расположению слов, фраз, гипнотизер вводит своим голосом лицо в так называемое состояние измененного сознания, а затем программирует его на нужные действия. Внешне человек выглядит абсолютно адекватным, но все его внимание концентрируется на выполнении того, что ему внушили. К сожалению, гипнотическая покорность не всегда используется в благих целях, а применяется для совершения целого ряда преступлений, в том числе против половой свободы и половой неприкосновенности.

Гипноз как способ совершения преступления получает все большую распространенность. По статистике женщины гораздо больше рискуют быть изнасилованными на кушетке психиатра, чем во время ночной прогулки по городскому парку в одиночестве. Согласно проведённому в Великобритании исследованию, посвященному сексуальным контактам между психологами и их пациентами, 25% психологов сообщили, что они лечили пациентов, имевших половые контакты с другими психотерапевтами или психиатрами. Расследование государственных и провинциальных советов США по делам психологии установило: 100 американских психологов в год теряют лицензию на право занятия медицинской деятельностью в связи с половыми извращениями. Несмотря на это, Американская ассоциация психологов исключает из своих рядов лишь 10 членов в год за подобные нарушения [1, с.2].

Громким фактом использования гипноза с целью изнасилования стало дело французского психотерапевта Жанна Андрэ Оаро [2]. В апреле 2006 г. департаментом собственной безопасности МВД России поднимался вопрос об экстрадиции Оаро, приговоренного во Франции к 15 годам тюрьмы за изнасилование пациенток. В

департаменте собственной безопасности российского правоохранительного ведомства пояснили, что французский гражданин оказался в поле зрения сотрудников департамента в ходе разработки одного дела, не имеющего к нему отношения. В Москве Оаро занимался на законных основаниях частной практикой как психотерапевт, однако направленный в отношении него запрос в посольство Франции показал, что доктор находится в международном розыске, а во Франции он был заочно приговорен к 15 годам лишения свободы за изнасилование своих пациенток.

Как выяснилось, в Париже Оаро практиковал как частный психотерапевт, используя одну из новых методик лечения с применением гипноза и, как установили позже следователи, он изнасиловал пять своих клиенток в процессе выведения их из состояния гипноза.

Ранее сообщалось, что вице-президент Европейской ассоциации психиатров, которым является Жан Андрэ Оаро, попросил в России политического убежища.

Использованием гипноза в противоправных целях занимаются не только опытные психиатры, но и лица, обучившиеся ему самостоятельно с помощью специальной литературы или путем посещения тренингов. Широкое распространение криминального гипноза в преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности свидетельствует о труднодоказуемости подобных противоправных деяний, тем более что внешне жертва преступления совершает то или иное действие добровольно. Другой аспект связан со скептическим отношением правоприменителей к самому феномену гипноза или затруднению квалификации данных преступлений. Однако в УК РФ существуют все механизмы привлечения криминального гипнотизера к ответственности, анализ которых приводится нами ниже.

Согласно УК РФ преступления, предусмотренные ст. 131 и ст. 132, совершаются

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2008'1-2

ПРАКТИКА.

«с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей)» [3, с.59].

Из сказанного видно, что одним из важных элементов объективной стороны данных составов является применение насилия либо угроза его применить. Владение гипнотическими методами позволяет исключить какое-либо сопротивление со стороны загипнотизированного лица и реализовать в полной мере состояние последнего в криминальных целях. С точки зрения уголовного права гипнотизирование человека в противоправных целях помимо его воли соответствует признакам преступного насилия. Юридически насильственный гипноз можно определить, как «помимо воли лица» путем информационного воздействия на его психику. Преступление, совершенное посредством принудительного гипноза, должно рассматриваться как насильственное со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

В юридической науке насилие подразделяется на физическое и психическое. Рассуждая о сущности видов насилия, А.И. Бойцев указывал, что физическое насилие всегда обусловлено энергетическим воздействием, а психическое - информационным. Физическое насилие выражается в воздействии на тело человека или его внутренние органы без повреждения наружных тканей, в то время как психическое насилие заключается в нематериальном воздействии на потерпевшего.

Исходя из всего вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что гипноз в собственном смысле слова является психическим насилием, поскольку всегда выступает как намеренное, инициативное давление на психику.

Под насилием в ст. 131 и 132 УК РФ, по смыслу закона, следует понимать физическое насилие. Оно применяется виновным как средство подавления действительного, а не мнимого или ожидаемого, сопротивления потерпевшей. Следовательно, гипноз, являясь видом психического насилия, не может учитываться в качестве насилия в данных статьях.

Другой важный элемент объективной стороны указанных составов - использование беспомощного состояния жертвы преступления. Выделяют физическую и психическую беспомощность. Установив, что гипноз яв-

ляется психическим насилием, рассмотрим как более интересующую нас, психическую беспомощность.

Существуют различные точки зрения относительно содержания понятия «беспомощное состояние». По мнению одних авторов, психическая беспомощность связна лишь с болезненным состоянием сознания, вызванным недостаточным психическим развитием [4, с.6]. Другие исследователи включают сюда беспомощность, которая могла быть вызвана вследствие эмоционального потрясения в условиях психотравмирующей ситуации [5, с.24]. Абз. 1п.З Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 г. Москва «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» расширил сферу понимания психической беспомощности, отнеся к ней бессознательное состояние [6].

Как известно, гипноз вызывает особое психофизиологическое состояние - гипнотический сон (частичный сон, который выражается в торможении коры головного мозга без распространения его ниже, на подкорковую область; сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителем. «Сторожевой пункт» является физиологической основой связи между гипнотизером и загипнотизированным, которая известна под названием раппорта (дифференцированная реакция на сложный условный раздражитель, исходящий от гипнотизера, посредством создания доверия со стороны усыпляемого). При этом лицо, введенное в измененное состояние сознания, полностью подчиняется гипнотизеру и не может оказывать сопротивления, а, следовательно, с уголовно-правовой точки зрения, находится в беспомощном состоянии.

Совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера с применением гипноза должно квалифицироваться по соответствующим частям ст. 131, ст. 132 УК.

Нельзя согласиться с мнением А.Б. Бар-бувова, который предлагает «введение понятия «беспомощное состояние», не только как элемента объективной стороны изнасилования, но и как квалифицирующего признака, отягчающего наказания» [7]. В данном случае будет нарушаться один из основополагающих принципов квалификации преступления - принцип недопустимости двойного вменения. Изнасилование, а также

2008'1-2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

насильственные действия сексуального ха- как их объективная сторона уже учитывает рактера должны подлежать квалификации по наличие беспомощного состояния, соответствующей части ст. 131, ст. 132, так

Литература =

1. Доклад гражданской комиссии по правам человека: «Сексуальное насилие в психиат-

рии». www.koob.ru

2. mignews.com.ua

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2008.

4. См., напр.: ^^/¿^^^^^Квалификация изнасилования / Л. А. Андреева. - Спб., 1999.

5. ^^/^^^^Понятие психически беспомощного состояния жертвы преступления / Л. Конышева // Российская юстиция. - 1999. - № 4.

6. Российская газета. Федеральный выпуск №3513 от 29 июня 2004 г. http://www.rg.ru/ gazeta/rg/2004/06/29.html

7. цщщщщщщщцц/^Ьъспомощное состояние потерпевшего лица при изнасиловании - элемент состава или особо квалифицирующий признак преступления? / А. Б. Барбуков. http://www.rusnauka.com/NTIP_2006/Pravo/5_barbukov%20a.b..doc.htm

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ МОШЕННИЧЕСТВА

Вч.1 ст.159 УК РФ мошенничество определено как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием». Таким образом, мошенничество представляет собой сложное по объективной и субъективной сторонам посягательство на чужое имущество, могущее выступать в форме хищения и не являться им.

Можно выделить несколько отличий в предмете этих составов. Предметом мошенничества как хищения чужого имущества является имущество, обладающее вещным признаком. Предмет же второй разновидности мошенничества - право на имущество. Практика показывает, что характеристика гражданско-правового понятия «право на чужое имущество» может представлять некоторую сложность для работников следствия (дознания).

Имущество в структуре предмета мошенничества, не являющимся хищением, рассматривается как более широкое понятие, в которое входят не только вещи, деньги и ценные бумаги. В литературе его обычно характеризуют путем перечисления некоторых прав (вклад в банке, пенсия, получение льгот и пр.). На самом деле понятие имущества является весьма сложным. По мнению А.Э. Жалинского, под имуществом в контексте данной статьи понимается «совокупность

И.А. МИХАЙЛОВА,

(БелЮИ МВД РФ)

принадлежащих данному субъекту права благ, требований и правовых возможностей, которые имеют признаваемую обществом экономическую оценку и стоят под защитой действующих правовых норм. Анализ структуры имущества требует обращения к позитивному законодательству, и признание тех или иных благ имущественными представляет собой специальную задачу» [1, с.473].

Право на чужое имущество может быть закреплено в различных документах, к примеру, в завещании, страховом полисе, доверенности на получение тех или иных ценностей, в различных видах ценных бумаг. Именно документы, содержащие указания на имущественные права, включая их приобретение, нередко бывают, как показывает практика, предметом различных мошеннических операций. Таким образом, предмет мошенничества, не являющегося хищением, - это такое право на чужое имущество, которое становится незаконным, если его приобретает субъект данного деяния.

Изучение учебной литературы по уголовному праву и комментариев к УК РФ показало, что многие авторы не выделяют рассмотренные разновидности мошенничества и указывают, что «предметом мошенничества может быть чужое имущество, как при других формах хищения, а также право на чужое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.