Романко А. Ю., аспирант кафедры «Институциональная экономика» Государственного университета управления, г. Москва, [email protected]
СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВИЗМА В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье осуществлена теоретическая интерпретация научного концепта «корпоративизм», раскрыты современные институциональные особенности феномена корпоративизма в Российской Федерации. Выявлены разные стороны корпоративизма в экономической и политической сферах жизни российского общества.
Ключевые слова: корпоративизм, корпоративный менеджмент, транснациональные корпорации.
Введение
В настоящее время увеличение объемов и концентрации производства и капитала принимает главенствующее значение как для небольших предприятий, так и для крупных транснациональных корпораций (ТНК). На современном этапе функционирования экономики развитость конкретной отдельно взятой страны определяется уровнем заинтересованности вложения в нее иностранных инвестиций, «десантирования» и размещения на ее территории «мастодонтов» глобальной экономики.
Осуществляя весь маркетинговый комплекс — от производства до продажи конечному покупателю — транснациональные корпорации сегодня в большинстве случаев являются брендовым и корпоративным олицетворением отраслевого конкурентного превосходства и господства в разных сферах экономики.
Транснациональные корпорации
За последние 40 лет в мире произошло резкое скачкообразное увеличение коли-
чества ТНК. В начале второй декады XXI века свыше 82 000 ТНК активно действовали на «своих» и зарубежных рынках, имея при этом более 807 тысяч аффилированных филиалов. Мировыми рекордсменами по числу ТНК являются такие страны, как США и япония, что соответственно отражается на величине их экономик.
Размах и масштаб деятельности ТНК на сегодняшний день впечатляют: их дочерние компании, филиалы, заводы растут как на дрожжах в развивающихся или экономически слабо защищенных странах, что позволяет ТНК использовать ресурсы тех или иных регионов при минимальных вложениях.
Условия и причины возникновения транснациональных корпораций (ТНК) весьма разнообразны и имеют отличительные особенности: свою проблематику; положительные и отрицательные стороны, обусловленные местом расположения ТНК, производства и внедрения их продукции, отраслевой и межотраслевой спецификацией ТНК и т. д.
Поскольку главным рычагом мирового бизнес-управления выступает внутрифирменное планирование, ТНК играют
роль корпоративных «плановых экономик», на чьих платформах успешно используются преимущества международного разделения труда.
Корпоративизм
Научный концепт «корпоративизм», в настоящее время широко применяемый в отечественной и зарубежной экономической, социологической и политической науках, имеет сложную и неоднозначную трактовку, нередко понимается в разных значениях и несет разную оценочную нагрузку.
В основе отношений между социальными классами и институтами власти находится совокупность интересов: личных, групповых и общественных. Чисто теоретически можно предположить, что личные интересы реализуются непосредственно индивидом, групповые — объединениями,организациями, учреждениями, предприятиями, всеобщие — через политические и государственные структуры.
Между тем, как справедливо подчеркивают эксперты, в реальной жизни отношения складываются не так просто. Отдельные индивиды могут выступать в качестве представителей всеобщих интересов, а политические и государственные институты — защищать частные и групповые ин-тересы1.
Корпоративизм (от лат. corporatio — объединение) — групповая замкнутость, обособленность в рамках корпорации2.
С нашей точки зрения, в первом (узком) контексте корпоративизм — это внутрифирменные процессы, течения, формальные и неформальные правила, а также ограничения, основанные на этических корпоративных нормах, отвечающих миссии и задачам корпорации.
1 Галкин А. А. Корпоративизм в мире и России: Проблемы и опасности / Власть. 2000. № 12.
2 Новая философская энциклопедия: В 4-х томах.
М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001.
Во втором (широком) контексте корпоративизм представляет собой внешнюю корпоративную стратегию и тактику организации ценообразования, производства и торговли, нацеленную на экономическое завоевание и удержание территориальных рынков в разных частях мира.
При этом самые могущественные корпорации для достижения указанных целей применяли, применяют и, очевидно, в обозримом будущем будут применять максимально широкий арсенал средств — от промышленного и технологического шпионажа до устранения неугодных политических лидеров и развязывания «оранжевых» революций и гражданских войн.
Вышесказанное стыкуется с пониманием и трактовкой корпораций как общественного института. Корпорации — это одна из форм вертикально институализированно-го представительства групповых интересов, имеющая целью воздействие на принятие предпочтительных политических решений. В современных условиях ее основная отличительная черта — ориентация на формализованное сотрудничество с политической властью на основе негласного согласования позиций3.
Корпоративизм в современной России
Существует широкий разброс мнений, как среди отечественных, так и зарубежных специалистов по поводу корпоративизма, сложившегося в современной России. Одна из наиболе аргументированных точек зрения заключается в следующем: важно отвергнуть представление, будто возобладавший с конца 80-х гг. политический плюрализм положил конец корпоративизму как более или менее значимому феномену. В действительности разрушить суще-
3 Перегудов С. П. Организованные интересы и Российское государство: смена парадигм // Полис. 1994. № 2.
2012 / 6 (36)
ствующие институты и даже систему в целом — еще не значит ликвидировать традицию, особенно в условиях, когда сама основа общественных отношений не просто сохраняет следы прошлого, но и во многом воспроизводит его4.
В обстановке, сложившейся в современной России, развитие отношений влиятельных групп интересов и государства происходило в условиях жесткого противоборства двух сил, каждая из которых была ориентирована на тесное взаимодействие с государственными институтами. Стержень первой силы составляли сохранившиеся отраслевые министерства и госкомитеты, добивавшиеся реанимации старых советских механизмов бюрократического корпоративизма. Вторая сила представляла интересы новых коммерческих и банковских структур. Их тяготение к государству вызывалось в основном тем, что главным источником приращения богатств служила для них государственная собственность, как в вещественном, так и в денежном выражении.
По оценкам экспертов, тема корпоративизма, особенно в ее социальном аспекте, органично связана с принципами и практиками социального партнерства и общественного договора, занимает важное место в научном анализе современного общества, эволюции трудовых отношений и законодательных инициатив многих государств мира. Иными словами, корпоративизм стал неотъемлемой частью развития государства и привлечения иностранного капитала5.
В корпоративизме разные авторы видят возможность добиться заключения «общественного договора» между трудом, капиталом
4 Галкин А. А. Корпоративизм как форма отношений между госудаством и обществом // Полис. 2000. № 6.
5 Кривошеев В. Т. Социальное партнерство и кор-
поративизм в становлении социально-трудовых отношений в условиях переходного периода. URL: http:// www.isras.ru/files/File/Socis/2004-06/krivosheev.pdf.
и государством. То есть корпоративизм — это одно из инструментальных средств снижения присущих переходным экономикам многочисленных рисков и неопределенностей. Научная дискуссия на указанную тему не утихает и, очевидно, будет продолжаться в обозримом будущем.
С нашей точки зрения, наиболее продуктивным оказался концептуальный подход, в рамках которого корпоративизм рассматривается в качестве одного из возможных механизмов, позволяющих ассоциациям интересов посредничать между своими членами (индивидами, семьями, фирмами, локальными сообществами, группами) и различными контрагентами (в первую очередь, государственными и правительственными органами)6.
Главную роль в корпоративизме играют прочно укоренившиеся ассоциации с постоянным штатом, которые специализируются на выражении интересов и стремятся выявлять, продвигать и защищать их посредством влияния на публичную политику, но более четко и последовательно, нежели плюралистический лоббизм.
Заключение
Сложившийся в современной России политический режим функционирует на основе двух принципов: центризма и корпоративизма. Отечественные исследователи квалифицируют политический режим в России как центристский, прежде всего с точки зрения имеющегося расклада социально-политических сил и попытки одновременного решения в глобальном плане двух социально противоречивых целей: создание условий для перехода к регулируемому рынку, чтобы улучшить экономическое состояние общества, и предоставление необходимых гарантий выживания и «социальной защиты»
6 Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2. С. 15. URL: http://www.intelros.org/club/texts/ sbornik_7_club.pdf.
тем, кто в наибольшей степени пострадает от развития в стране рыночной экономики и способен своими действиями усилить социальную напряженность7.
Представляется достаточно очевидным, что в сегодняшней России корпоративист-ская составляющая экономической и политической трансформации проступает все более отчетливо. Наиболее наглядное ее проявление видится в сохранении и развитии при государственном участии монополий в стратегических сферах отечественного народного хозяйства.
Список литературы
1. Галкин А. А. Корпоративизм в мире и России: Проблемы и опасности / Власть. 2000. № 12.
2. Новая философская энциклопедия: В 4-х томах. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина.
7 Поляков Л. В., Федотова В. Г. и др. Россия в зеркале политологии. 2001. URL: http://sbiblio.com/biblio/ archive/noname_ruzerp/default.aspx.
2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy.
3. Перегудов С. П. Организованные интересы и Российское государство: смена парадигм // Полис. 1994. № 2.
4. Галкин А. А. Корпоративизм как форма отношений между госудаством и обществом // Полис. 2000. № 6.
5. Кривошеев В. Т. Социальное партнерство и корпоративизм в становлении социально-трудовых отношений в условиях переходного периода. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-06/ krivosheev.pdf.
6. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2. С. 15. URL: http://www.intelros.org/club/texts/ sbornik_7_club.pdf.
7. Поляков Л. В., Федотова В. Г. и др. Россия в зеркале политологии. 2001. URL: http://sbiblio.com/ biblio/archive/noname_ruzerp/default.aspx.
8. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Мар-кет ДС, 2008.
A. Romanko, Postgraduate in Chair of Institutional Economics, State University of Management, Moscow, [email protected]
SPECIFICITY OF CORPORATISM IN MODERN RUSSIA
The article presents the theoretical interpretation of the scientific concept of «corporatism», uncovers modern institutional characteristics of the phenomenon of corporatism in the Russian Federation. Author identifies corporatism in the economic and political spheres of Russian society.
Key words: corporatism, corporate management, transnational corporations.
2012 I 6 (36)