Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИЗДАНИЯ И ПРОЕКТА ЖУРНАЛА «КҮННҮК» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

СПЕЦИФИКА ИЗДАНИЯ И ПРОЕКТА ЖУРНАЛА «КҮННҮК» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
99
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с глубокими нарушениями зрения / слабовидящие и незрячие / рельефно-точечный шрифт Брайля / информационно-развлекательный журнал / рубрика / children with profound visual impairments / visually impaired and blind / relief-dot Braille / infotainment magazine / rubric

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н.М. Борисова, В.Н. Бурнашева

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики и журналистики. В статье мы ставим перед собой цель выявить характерные особенности периодического издания для слабовидящих и незрячих, а также разработать специальное печатное издание журнального типа шрифтом Брайля для детей с глубокими нарушениями зрения. Актуальность темы заключается в отсутствии специального детского журнала с рельефно-точечным шрифтом при увеличении числа детей с проблемами зрения. Практическая ценность проекта заключается в возможности использования разработки журнала в Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате для создания благоприятной информационной среды и повышения читательской активности слабовидящих и незрячих детей. Важным результатом исследования является то, что журнал позволит им реализовать себя в творчестве и поможет в профессиональном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н.М. Борисова, В.Н. Бурнашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE PUBLICATION AND PROJECT OF THE MAGAZINE “KUNNUK” FOR CHILDREN WITH PROFOUND VISUAL IMPAIRMENTS

The modern world is full of people with vision problems, and many of them suffer from this disease all their lives. In addition, the number of children with congenital vision problems is growing every year. Therefore, we must pay attention to the existence of a special children’s edition with a relief-dot font, which is extremely relevant in our time. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of pedagogy and journalism. In the article, we aim to identify the characteristic features of a periodical for the visually impaired and blind, as well as to develop a special printed magazine-type publication in Braille for children with profound visual impairments. The practical value of the project lies in the possibility of using the development of the journal in the Republican special (correctional) boarding school to create a favorable information environment and increase the reading activity of visually impaired and blind children. An important result of the research is that the magazine of a special printed publication will allow them to realize themselves in creativity and help in professional self-determination.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИЗДАНИЯ И ПРОЕКТА ЖУРНАЛА «КҮННҮК» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

7. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность». Психология, социология и педагогика. 2012; № 6. Available at: https://psychology.snauka. ru/2012/06/673

8. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2000.

References

1. Metod proektov. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie Moskva: Akademiya, 2000: 120-192.

2. Vaganova O.I., Gladkova M.N., Trutanova A.V. Formirovanie proektnoj kompetencii buduschih bakalavrov v vuze. Pedagogika ipsihologiya. 2017; № 3 (20). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektnoy-kompetentsii-buduschih-bakalavrov-v-vuze

3. Polat E.S. Metod proektov: tipologiya i struktura. Licejskoe i gimnazicheskoe obrazovanie. 2002; № 9: 9-17.

4. Mishov S.A. Proektnyj metod: problemy i perspektivy. Uchitel'. 2002; № 1: 39-43.

5. Demin I.S. Primenenie informacionnyh tehnologij v uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Razvitie issledovatel'skojdeyatel'nosti uchaschihsya: metodicheskij sbornik. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2001: 144-150.

6. Simonenko V.D. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Bryansk. 2001.

7. Sazanova A.V. Genezis i suschnost' ponyatiya «proektnaya deyatel'nost'». Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2012; № 6. Available at: https://psychology.snauka. ru/2012/06/673

8. Aleksandrova E.S. Pedagogicheskoe proektirovanie kak sredstvo celostnogo soglasovaniya vo vzaimodejstvii sub'ektov obrazovatel'nogo processa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.

Статья поступила в редакцию 29.10.22

УДК 376.352(571.56): 070

Borisova N.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: borisovanm1963@mail.ru

Burnasheva V.N., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: vbeurronnaiskhaeva@gmail.com

THE SPECIFICS OF THE PUBLICATION AND PROJECT OF THE MAGAZINE "KUNNUK" FOR CHILDREN WITH PROFOUND VISUAL IMPAIRMENTS. The

modern world is full of people with vision problems, and many of them suffer from this disease all their lives. In addition, the number of children with congenital vision problems is growing every year. Therefore, we must pay attention to the existence of a special children's edition with a relief-dot font, which is extremely relevant in our time. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of pedagogy and journalism. In the article, we aim to identify the characteristic features of a periodical for the visually impaired and blind, as well as to develop a special printed magazine-type publication in Braille for children with profound visual impairments. The practical value of the project lies in the possibility of using the development of the journal in the Republican special (correctional) boarding school to create a favorable information environment and increase the reading activity of visually impaired and blind children. An important result of the research is that the magazine of a special printed publication will allow them to realize themselves in creativity and help in professional self-determination.

Key words: children with profound visual impairments, visually impaired and blind, relief-dot Braille, infotainment magazine, rubric.

Н.М. Борисова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: borisovanm1963@mail.ru

В.Н. Бурнашееа, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: vbeurronnaiskhaeva@gmail.com

СПЕЦИФИКА ИЗДАНИЯ И ПРОЕКТА ЖУРНАЛА «KYHHYK» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики и журналистики. В статье мы ставим перед собой цель выявить характерные особенности периодического издания для слабовидящих и незрячих, а также разработать специальное печатное издание журнального типа шрифтом Брайля для детей с глубокими нарушениями зрения. Актуальность темы заключается в отсутствии специального детского журнала с рельефно-точечным шрифтом при увеличении числа детей с проблемами зрения. Практическая ценность проекта заключается в возможности использования разработки журнала в Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате для создания благоприятной информационной среды и повышения читательской активности слабовидящих и незрячих детей. Важным результатом исследования является то, что журнал позволит им реализовать себя в творчестве и поможет в профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: дети с глубокими нарушениями зрения, слабовидящие и незрячие, рельефно-точечный шрифт Брайля, информационно-развлекательный журнал, рубрика.

Безусловно, уровень информационной поддержки людей с проблемами зрения (далее - ЛПЗ) играет важную роль в формировании их благополучия, а также является критерием оценки культурного развития общества. «По данным Международного агентства по профилактике слепоты, на современном этапе развития общества примерно 284 миллиона жителей Земли имеют те или иные нарушения зрения, порядка 39 миллионов из них полностью его лишены» [1, с. 73]. «Нарушения зрения разнообразны, генетические дефекты, травмы и воздействие токсичных веществ могут лишить человека зрения. Наиболее распространенной причиной слепоты является возрастная макулярная дегенерация (AMD - age-related macular degeneration)» [2, с. 27].

Прежде всего, «заболевание глаз есть более чем у 19 миллионов детей. В России количество незрячих и слабовидящих детей превышает 210 тысяч че-

ловек» [1, с. 73]. Многие их них страдают от врожденных заболеваний глаз. В частности, за последние 10 лет число детей-инвалидов по Республике Саха (Якутия) (далее - РС (Я)) увеличивается из-за заболеваний глаза и его придаточного аппарата. Статистические данные Якутского республиканского медицинского информационно-аналитического центра (ЯРМИАЦ) по заболеваемости и инвалидности детей выглядят следующим образом (см. табл. 1):

Отрадно, что наука не стоит на месте, с помощью специального чипа человек сможет различать крупные предметы. Однако чип со временем зарастает тканью, покрывается слизью и служит максимум 2-3 года, а повторно делать операции невозможно. Следовательно, вероятность того, что человек излечится от слепоты, к сожалению, до сих пор воспринимается как фантастика. Поэтому создание специального издания с рельефно-точечным шрифтом Брайля (далее -

Таблица 1

Наименование Классов и отдельных болезней Абсолютные числа на 10000 детского населения

2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г 2019 г 2020 г 2021 г

Болезни глаза и его придаточного аппарата 268 (10,7) 282 (11,3) 262 (10,4) 274 (10,9) 279 (11) 294 (11,7) 281 (11,1) 312 (12,5) 310 (12,4) 319 (13,8)

Распределение детей-инвалидов по заболеваниям, обусловившим возникновения инвалидности по РС (Я)

РТШБ) становится особенно актуальным, в том числе разработка журнала для детей школьного возраста с глубокими нарушениями зрения, к тому же в РС (Я) нет такого специфического детского журнала.

В данной статье мы ставим целью выявить характерные особенности периодического издания для ЛПЗ, а также разработать специальное печатное издание журнального типа по системе Брайля детям с глубокими нарушениями зрения (далее - ГНЗ). Для этого требуется решить следующие основные задачи: рассмотреть историю периодического издания для слабовидящих и незрячих (далее - СН), обозначить его специфичность, изучить интересы детей с ГНЗ школьного возраста и разработать контент-стратегию периодического издания для учащихся, определить содержательную модель журнала: тематику, рубрики и жанровую палитру.

Практическая ценность проекта заключается в возможности использования разработки данного журнала в Республиканской специальной (коррекцион-ной) школе-интернате (далее - РС(К)ШИ) для создания благоприятной информационной среды и повышения читательской активности детей СН. Новизна исследования заключается в том, что впервые делается попытка разработать информационно-развлекательный журнал для учащихся РС(К)ШИ с учетом их физиологических и психологических особенностей восприятия. Отметим, что РТШБ по сей день остается единственным инструментом, дающим грамотность и независимость детям с ГНЗ.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы С.И. Балан, Л.П. Уфимцевой, ГА. Проглядовой, П.Р. Егорова, ГС. Ел-фимовой, А.В. Потемкиной, В.З. Маик, М.С. Шмакова, О.Е. Кузиной, А.Б. Лаптевой, К.А. Ткаченко и других. Из них наиболее интересны сведения о Луи Брайле -изобретателе рельефного шрифта в статье С.И. Балана [3], о проблеме методики и разработки уникальных изданий для СН в исследованиях Л.П. Уфимцевой, ГА. Проглядовой [4] и А.М. Потемкиной [5]. Также стоит отметить статьи якутского исследователя П.Р Егорова «Создание якутского алфавита по системе Брайля для людей с проблемами зрения» [6] и «Использование информационных технологий в издании учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Л. Брайля» [7].

История и уникальность периодических изданий для СН

В России первый журнал «Друг слепых» для незрячих был издан в 1887 года и просуществовал всего 1 год. Затем через 10 лет, с 1889 года начал издаваться журнал «Досуг слепых» под попечительством императрицы Марии Александровны в Санкт-Петербурге. Тридцатистраничный журнал выходил раз в месяц тиражом 250 экземпляров. Помимо указов и постановлений, на страницах журнала публиковались статьи религиозно-нравственного содержания, а также произведения русской и зарубежной классики.

С 1930 по 1939 год издавался журнал «Жизнь слепых». В июне 1938 года вышел в свет первый номер журнала «Советский школьник». На страницах журнала отводилось много материалов о жизни воспитанников школ-интернатов для слепых. В 1994 г журнал «Советский школьник» стал известен как «Школьный вестник». Можно отметить, что в рубриках журнала, таких как «Силуэты», «Духовное слово», «Музыкальный клуб», «Спортсмену и болельщику», «На поэтической волне» и других, представлена наиболее интересная информация на самые разнообразные темы.

В общем, при Советской власти издавались периодические сборники для незрячих: «Наша жизнь», «Советский школьник», «Слепой массажист», «В помощь культурно-просветительному работнику», «Физкультура и спорт», «Шахматы и шашки», «Призыв», «Литературные чтения», «В помощь художественной самодеятельности», «В мире музыки». А в союзных республиках выходили журналы «Зашк» 'Зов' в Киеве, «Росме» 'Возрождение' в Риге, «Бир сафда» 'В одном строю' в Ташкенте, «Мусутобус» 'Наше слово' в Вильнюсе, «Енбек таны» 'Заря труда' в Алма-Ате и «Синатле» 'Свет' в Тбилиси.

Следует отметить, что в советское время также издавались журналы рельефным и плоским шрифтом для слепых за рубежом. Например, в Болгарии существовал журнал «Живот на слепите» 'Жизнь слепых'. В ГДР выпускались журналы «Die Gegenwart» 'Присутствие' и «Freundschaft» 'Дружба'. В Польше -журнал «Pochodnia» 'Факел', в Румынии - «Viaja Noua» 'Новая жизнь', в Чехословакии - «Zora» 'Заря', в Югославии - «Nas vesnik» 'Наш вестник', в Великобритании - «The New Beacon» 'Новый маяк'. В США выходили журналы с звукозаписью «Progress» 'Прогресс', «Our Times» 'Наше время', «Social Work» 'Социальная работа'. Во Франции издавался журнал «Readaptation» Реабилитация', а в Финляндии - «Sokeain Airut» 'Вестник Слепых'.

В настоящее время у нас в России издаются специальные информационные газеты для СН, такие как «Вести РБНСГ», «Fetil» и «Школьный понедельник», а также журнал «Наша жизнь». В этих уникальных изданиях освещаются образование и культура, семья, бытовые трудности и многие другие аспекты жизнедеятельности людей с нарушениями зрения, а также в неповторимом стиле повествуется о традициях, ценностях и идеалах Всероссийского общества слепых, деятельности его руководства и жизни рядовых членов.

Следует заметить, что в РС (Я) в мае 2006 года был выпущен специальный общественно-информационный журнал «Кемулуек» 'Камелек', который распространяется по подписке на русском и языке саха и напечатан в двух вариантах: рельефно-точечным и увеличенным шрифтом. Печально, что в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению тиража данного единственного печатно-

го информационного журнала РС (Я), в итоге сегодня журнал выходит тиражом всего 16 экземпляров.

Если обратить внимание на уникальный РТШБ, то он и по сей день остается ключевым инструментом, который позволяет СН увидеть мир прикосновением рук. Шрифт, состоящийиз рельефных точербыыл и зобретенЛуи Брайлем, человеком, который потерял зрение и стал учителем незрячих людей (см. рис. 1). Рельефные точки расположены в ячейках в двух столбцах по три точки в каждом, представляющие собой букву цифру или знак препинания.

Рис. 1. Французский шрифт Брайля

Аа • Бб • • Вв • • • • Гг • • • • дь • • • •

Дд • • • Дь • •• • • Ее • • Ее • • Жж • • •

Зз • • • • Ии • • Йй • • • • • Кк • • Лл • • •

M м • • • Нн • • • • Нн • • • • • Нь • • • • •• • •• Оо • • •

ее • • • Пп • • • • Рр • • • • Сс • • • hh • • •

Тт • • • • Уу • • • YY • • • • Фф • • • Хх • • •

Цц • • Чч • • • • • Шш • • • Щщ • • • • Ьь • • • • •

Ы ы • • • • Ъъ • • • • • Ээ • • • Юю • • • • Яя • • • •

Рис. 2. Якутский шрифт Брайля

В настоящее время в Российской Федерации имеются девять национальных РТШБ: русский, абазинский,башкирский,бурятский,таыарский, тувинсыий, удмуртский, чувашский и якутский [13]. Составителем якутского РТШБ является Иван Николаевич Егоров-Горный (см. рис. 2). Он известный незрячий поэт и пу-бли^^^^ Союзвписттелей

Якутии. Следует заметить, что в РС (Я) учебно-методическое издание, научно-популярная и художесювзнная литеракувс пк ЛТШБ для СН оианалйсздовтвпнуй в конце ХХ века.

Имя обуаззм,БТШБ, адапткрзвснныЗкк мнсннм якыкам мзра, в нисвоя-щее время признан одним из важнейших достижений человечества для незрячих с бгрдннкезннити вкзможнзствми,

Содержательная модель журнала: тематика, рубрики и жанровая палитра

Проект журнала разработан дляучащихсяРС(К)ШИ вдв^вариантах шрифта - РТШБ и укрупненный шрифт Изготовление рельефных изданий имеет ряд своих особенносвеИийрмМоыанкйкгрппде, ткду и ивз-еру ( кигеле) ыриШта,

к разметке страницы, к выделению заголовков и названии, к цвету и контрастности, а также к бумаге. У нас объем проекта журнала составляет 26 страниц, формат А 4. Основной текст журнала - Arial 20. Издание не имеет вычурного дизайна и столбцов, напрягающихработу зрения.

Идея названия журнала «Куннук» 'Ежедневник' была выдвинута библиотекарем Республиканской читальни СН Оксаной Анатольевной Васильевой. На обложке в самом названии удачно выделяется слово «KYH», что в переводе означает 'солнце'. Также на обложку выпуска мы поместили героиню интервью Сайыыну Юнчанову (см. рис. 3). Она является победителем национального чемпионата «Абилимпикс» по компетенции «Мультимедийная журналистика».

Рис.З.Обложкажурнала

Перед тем как начинать проект, мы провели читательский опрос среди учащихся РС(К)ШИ. Например, на вопрос «Что ты любишь читать больше всего?» большинство ребят ответили, что предпочитают мистические истории, рассказы. Мистика, несомненно, является одним из самых интересных и интригующих современных жанров. Мы думаем, что это особенно типично для якутского народа, поклоняющегося духам своих предков. Ввиду этого мы решили опубликовать материалы о тайнах мира народа саха на исконном языке.

Из ответа на вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» мы выяснили, что ребята любят общаться, гулять с друзьями и слушать музыку. Вследствие этого мы посчитали, что в журнале должна иметь место быть рубрика, посвященная самому прекрасному чувству в мире - любви. Кроме того, основываясь на рекомендациях опытного тифлопедагога, в проекте журнала следует уделить внимание профориентационной работе и рубрике для родителей. Таким образом, журнал состоит из следующих рубрик: Слово редакции, Наперекор судьбе, Интервью, Новости, Уголок психолога, О любви, Иччилээх кэпсээннэр 'Таинственные рассказы' и Родителям.

Колонка «Слово редакции» начинается с обращения к читателям, добрых пожеланий, а также объявления о конкурсе стихов.

Дорогой друг!

В твоих руках первый выпуск информационно-развлекательного журнала «Куннук». Надеемся, что наш журнал понравится тебе и будет верным спутником твоей школьной жизни. Пусть это лето принесет нам всем только интересные и светлые новости.

Желаю тебе хороших, веселых каникул! Как вы знаете, в этом году мы отмечаем.

100-летие со дня образования нашей республики. В честь этого мы рады объявитьконкурсстиховнатему «Мояродина».

Ждем ваши работы до 1 июня 2022 г.

Почта:куппук@дтаИ.сот

Рубрика «Наперекор судьбе» посвящена новостям из мира людей с нарушениями зрения. Первым героем этой колонки стал Джон Брамлитт - один из самых известных американских художников современности, который рисует, но не видит своих картин.

Вторая рубрика «Интервью» жанрово неограниченная. Например, в этом номере мы опубликовали интервью с Сайыыной Юнчановой, а в следующем приветствуются и приемлемы журналистские материалы, такие жанры, как репортаж, фельетон, эссе, заметки и т. д.

В рубрике «Новости» освещаются важные события из жизни республики и школы. Например, в рубрике шаблонного выпуска размещена новость о проведении первого спектакля с тифлокомментированием «Камень счастья» совместно с Республиканской библиотекой для слепых в «Театре юного зрителя Якутии».

В колонке «Уголок психолога» рассказывается о важности психологического здоровья. Цель данной рубрики - помочь школьникам реализовать свой потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам и оставаться продуктивными.

Рубрика «О любви» посвящена прекрасной истории подростковой любви. Ведь именно в подростковом возрасте вопросы любви и взаимоотношений являются чуть ли не самыми важными для ребенка.

В колонке «Иччилээх кэпсээннэр» был помещен рассказ <^еру кербуппут» 'Мы увидели душу умершего'. Данная история была взята из социальной сети «ВКонтакте».

В рубрике «Родителям» размещена статья на тему «Как ребенку с инвалидностью определиться с профессией?» и информация о возобновлении работы «горячей линии» Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения по предоставлению услуги социально-психологического консультирования.

Человек получает более чем на 90% информации об окружающем мире благодаря зрению. Однако мир полон людей с проблемами зрения. Поэтому можно констатировать важность издания специальных журналов и газет с рельефно-точечным шрифтом Брайля для слабовидящих и незрячих. Между тем теоретический анализ литературы показывает, что проблема методической разработки издания для СН остается недостаточно разработанной. Тем не менее в результате изучения различных источников мы пришли к следующим выводам:

1. Перед выпуском информационно-развлекательного журнала важно сформировать у детей представление о профессии журналиста и массмедиа в целом.

2. Выпуск проекта журнала предоставит возможность воспитаникам РС(К) ШИ познакомиться с различными детскими историями, произведениями, а также поможет сориентироваться в тематике и структуре журнала. На наш взгляд, именно разнообразие тем позволит каждому выбрать чтение в соответствии со своими интересами и поможет им развиваться и учиться с увлечением в непринужденной обстановке.

3. РТШБ по сей день остается главным инструментом, который дает грамотность и независимость детям с ГНЗ. Мы полагаем, что такие специализированные тактильные бумажные издания для СН будут актуальны до тех пор, пока сложные, дорогостоящие операции от слепоты не станут доступны всем слоям населения.

4. В будущем воспитанников РС(К)ШИ можно будет разделить на две группы по возрастным категориям, и тогда появится возможность выпускать два варианта журнала. Например, для учащихся начальных классов можно издать журнал под названием «Кунчээн» 'Солнышко', а для старшеклассников можно оставить проектное название журнала - «Куннук».

На наш взгляд, информационно-развлекательный журнал «Куннук», в отличие от общественно-информационного журнала «Кемулуек", будет одним из интересных и эффективных форм творческого взаимодействия с учащимися в школе. В целом издание специального журнала для СН учащихся РС(К) ШИ позволит им реализовать себя в творческой деятельности, поспособствует формированию профессиональных качеств, и поможет самоопределению в профессии.

Библиографический список

1. Международный день слепых. Дошкольное воспитание. 2021; № 10: 73-75.

2. Кузина О.Е., Лаптева А.Б., Ткаченко К.А. Актуальные вопросы и перспективы развития имплантации протеза искусственной сетчатки. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2018; Т. 2, № 3 (22): 27-31.

3. Балан С.И. Ослепляющее великолепие вечной надежды. Специальное образование. 2009; № 2 (14): 70-77.

4. Уфимцева Л.П., Проглядова Г.А. Изучение сформированности основных предпосылок к овладению письмом по системе Брайля у незрячих младших школьников. Специальное образование. 2010; № 3 (19): 50-59.

5. Потемкина А.В. Рельефные книги для слепых: история и современность. 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/reliefnye-knigi-dlya-slepyh-istoriya-i-sovremennost

6. Егоров П.Р. Создание якутского алфавита по системе Брайля для людей с проблемами зрения. Сибирский педагогический журнал. 2009; № 7: 255-260.

7. Егоров П.Р Использование информационных технологий в издании учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Л. Брайля. Вестник Якутского государственного университета. 2009; Т. 6, № 2: 79-83.

References

1. Mezhdunarodnyj den' slepyh. Doshkol'noe vospitanie. 2021; № 10: 73-75.

2. Kuzina O.E., Lapteva A.B., Tkachenko K.A. Aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya implantacii proteza iskusstvennoj setchatki. Vestnik Soveta molodyh uchenyh i specialistov Chelyabinsk oblasti. 2018; T. 2, № 3 (22): 27-31.

3. Balan S.I. Osleplyayuschee velikolepie vechnoj nadezhdy. Special'noeobrazovanie. 2009; № 2 (14): 70-77.

4. Ufimceva L.P., Proglyadova G.A. Izuchenie sformirovannosti osnovnyh predposylok k ovladeniyu pis'mom po sisteme Brajlya u nezryachih mladshih shkol'nikov. Special'noe obrazovanie. 2010; № 3 (19): 50-59.

5. Potemkina A.V. Rel'efnye knigi dlya slepyh: istoriya i sovremennost'. 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7reliefnye-knigi-dlya-slepyh-istoriya-i-sovremennost

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Egorov P.R. Sozdanie yakutskogo alfavita po sisteme Brajlya dlya lyudej s problemami zreniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2009; № 7: 255-260.

7. Egorov P.R. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v izdanii uchebno-metodicheskoj i nauchno-populyarnoj literatury po sisteme L. Brajlya. Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; T. 6, № 2: 79-83.

Статья отправлена в редакцию 07.11.22

УДК 7.07

Bulgakova E.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: elena-dima777@yandex.ru

Semykina R.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: bazuurita@mail.ru

SPEECH SPECIFICITY IN THE PROCESS OF WORK ON THE STAGE IMAGE. The article is aimed at an actual, requiring close attention from theatrical figures and stage speech teachers' problem - the problem of educating a bright actor's personality. The authors of the article are concerned about the fact that while playing various roles in theatrical productions, young artists do not pay due attention to the comprehensive study of the stage image. Performances and acting works are not highly appreciated by the audience and are characterized by facelessness and monotony of expressive means. The article emphasizes the importance of working on speech specificity as one of the main components of the stage image. The authors substantiate the need for development the means of speech expressiveness and imitative abilities in future artists in the process of studying at a university and give practical recommendations for conducting voice-speech training.

Key words: speech specificity, voice, theater, actor, timbre, training, role and image.

Е.В. Булгакова, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: elena-dima777@yandex.ru

Р.С. Семыкина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: bazuurita@mail.ru

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ

Статья посвящена актуальной, требующей пристального внимания со стороны театральных деятелей и педагогов по сценической речи, проблеме воспитания яркой актерской индивидуальности. Авторы статьи озабочены тем обстоятельством, что, играя различные роли в театральных постановках, молодые артисты не уделяют должного внимания всесторонней проработке сценического образа. Спектакли и актерские работы не получают высокой оценки у зрительской аудитории и характеризуются безликостью, однообразием выразительных средств. В статье подчеркивается важность работы над речевой характерностью как одной из основных составляющих сценического образа. Авторы обосновывают необходимость развития у будущих артистов средств речевой выразительности и имитационных способностей в процессе обучения в вузе и дают практические рекомендации по проведению голосо-речевого тренинга.

Ключевые слова: речевая характерность, голос, театр, актер, тембр, тренинг, роль, образ.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время существенной проблемой театрального искусства является отсутствие в спектаклях ярких сценических образов. Актеры, играя различные роли, не уделяют должного внимания всесторонней проработке персонажа, поиску его индивидуальной речевой характерности, выстраиванию голосовой партитуры. В современном театре популярен ход к образу «от себя». Небрежная речь, бесцветный тембр голоса, интонационная бедность выдается актерами за своеобразную манеру звучания. Артисты «подминают» роль под свою творческую индивидуальность. Великий режиссер ГА. Товстоногов был категорически против такого подхода и говорил: «Если актер становится на «я» в предлагаемых обстоятельствах и дальше не идет, подгоняя все под свое «я» - это беда театра» [1, с. 13]. К.С. Станиславский ввёл понятие «я в предлагаемых обстоятельствах» лишь как первую ступень при создании образа-маски. Позже он писал: «...без внешней формы как самая внутренняя характерность, так и склад души образа не дойдут до зрителя. Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует и, таким образом, проводит в зрительный зал невидимый внутренний, душевный рисунок роли» [2, с. 86].

Цель данной статьи заключается в том, чтобы обосновать необходимость воспитания речевой характерности у будущих актеров в образовательном процессе вуза культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить факторы, влияющие на речевую характерность персонажа.

2. Рассмотреть виды речевой характерности.

3. Описать специфику воспитания речевой характерности у студентов.

Теоретическая и практическая значимость данной статьи: охарактеризована специфика процесса воспитания речевой характерности и имитационных способностей у студентов Алтайского государственного института культуры, а также даны рекомендации по проведению тренингов, которые могут быть использованы на занятиях по сценической речи.

Одной из важных составляющих сценического образа является речевая характерность. Речевая характерность - это манера речи персонажа, в которой проявляются особенности его характера и внутреннего мира.

Актер и режиссер Михаил Чехов считал, что не существует нехарактерных ролей, так же как и не бывает совершенно одинаковых людей. Он призывал актеров к тому, чтобы они искали наиболее точное соотношение между внутренней

жизнью персонажа и выражением этой жизни в звучащем слове. В своих дневниках, которые Михаил Чехов вёл при работе над ролью Дон Кихота, он писал: «Восторженность (в лице, в голосе, во всем). Не говорит, а изрекает. Может быть, голос иногда чуть-чуть в нос. Кихот особенно вкусно дышит, и его буквы - в, с, ш, г, х, м, н» [3, с. 29]. Ни одна деталь не ускользала от внимательных глаз Михаила Чехова.

Актер, режиссер и педагог Николай Хмелев тоже основательно подходил к вопросу поиска речевой характерности образа. Готовясь к роли, он много раз перечитывал произведение, вслушивался в ритм текста, размышлял над тем, почему автор выбрал именно эту лексику, почему именно так, а не иначе построил фразу.

Кандидат педагогических наук Н.Х. Князькина в статье «Речевая характерность в создании художественного образа» упоминает о том, как великий режиссер Е.Б. Вахтангов работал над спектаклем «Принцесса Турандот» [4]. Актеры, создавая образы, осуществляли поиск точных и выразительных речевых средств: иностранный акцент, говор, особенности дикции, тембровая окраска голоса. Е.Б. Вахтангов, делая замечание актерам по речевой манере, просил исполнителей «разобрать диалекты и совершенствовать их, но пользоваться ими в строгой мере художественного вкуса и с предельным изяществом» [5, с. 136].

Пример виртуозного использования лексических приёмов (диалекта, говора, просторечия, жаргона) можно увидеть в спектакле «Братья и сестры», поставленным известным театральным режиссёром Л.Н. Додиным. Для того чтобы актеры изучили быт и условия жизни героев произведения, вживую услышали говор местных жителей, режиссер со всей труппой жил некоторое время в селе Верколе Архангельской области, где родился и вырос писатель Ф.А. Абрамов. Артисты наблюдали за тем, как работают местные жители (жнут, доят коров), слушали, как они разговаривают, поют, а потом правдиво, с удивительной точностью передали все это в легендарном спектакле.

Особенно важна голосо-речевая характерность для актеров кукольного театра. Это связано с тем обстоятельством, что им чаще других приходится сталкиваться с требованиями перестройки голоса. Смена тембрового «грима» требует от голоса не только таких профессиональных качеств, как выносливость, полетность, динамический и звуковысотный диапазоны, благозвучие тембровой основы, тембровой подвижности, но и развитого акустического воображения, памяти,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.