Альхарби Мутеб Хамуд М студент магистратуры Институт социально-гуманитарного образования
ФГБОУВО
«Московский педагогический государственный университет» СПЕЦИФИКА ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ
Аннотация. В статье проведен анализ сущности исламской экономической доктрины, выделены ее специфические черты, связанные с этичностью, соблюдением морали и обслуживанием общества, а не рынка. Сформулированы основные постулаты и принципы исламской экономической доктрины.
Ключевые слова: мораль, этичность, предпринимательство, частная собственность, прибыль.
Alharbi Muteb Hamoud M master's student Institute of Social and Humanitarian Education «Moscow State Pedagogical University»
THE SPECIFICS OF THE ISLAMIC ECONOMIC DOCTRINE
Annotation. The article analyzes the essence of the Islamic economic doctrine, highlights its specific features related to ethics, respect for morality and service to society, not the market. The main postulates and principles of the Islamic economic doctrine are formulated.
Keywords: morality, ethics, entrepreneurship, private property, profit.
Для понимания специфики исламской экономической доктрины, ее аксиоматической природы и целей важно определить операционные и институциональные особенности исламской экономической системы. Несмотря на свою этическую привлекательность и позицию, исламская экономическая доктрина признает личный интерес как важный фактор мотивации для людей. Однако она предлагает моральный фильтр, через который можно сделать экономический и финансовый выбор.
Важным аспектом морального фильтра, который направлен на развитие индивидуальной табайи (послушания, «наместничества»), является личное очищение, или тазкия, достигаемое посредством актуализации ибады или поклонения в индивидуальной жизни, что ограничивает материальные импульсы качествами «экономического человека». Таким образом, исламская экономическая доктрина предполагает, что необходимо обслуживать не только собственные
интересы, но и общественные интересы. Такой механизм понимания и фильтрации направлен на устранение конфликта между личными интересами и интересами общества.
Параллельно с личным интересом исламская экономическая доктрина делает частную собственность и частное предпринимательство основой экономической жизни, что также фильтруется моральными кодексами ислама. Таким образом, люди признают, что частное предпринимательство и частная собственность подлежат моральным ограничениям и используются как средство достижения этических целей.
Как расширение собственных интересов и допущений о частном предпринимательстве, исламская экономическая доктрина институциализирует рынок как основу для обмена в экономической сфере. Однако рыночный механизм также фильтруется, так что социальные приоритеты обслуживаются наряду с индивидуально ориентированной полезностью и мотивами максимизации прибыли. Ожидается, что рынок будет регулироваться моральными фильтрами.
Следует отметить, что в результате системы моральных фильтров для преодоления рыночной и правительственной неудач исламская экономическая доктрина полагается на институты третьего сектора, такие как добровольные организации, религиозные фонды и закят, в обслуживании потребностей общества в благосостоянии. В итоге, как определено в аксиомах, исламская экономическая доктрина предполагает индивидуальную свободу, свободу выбора, частную собственность и предпринимательство, мотив прибыли, но, в том же время, институционализирует эффективные моральные фильтры на разных уровнях жизни и деятельности, чтобы служить социальным и экономическим целям, интересам через свои собственные институты.
Методологические постулаты исламской экономической доктрины по отношению к идентифицированной аксиоматической структуре, направленной на достижение морального результата, можно резюмировать следующим образом:
1. в отличие от методологического индивидуализма, преобладающего в традиционном анализе, исламская экономическая доктрина предполагает наличие социального субъекта, который озабочен не только индивидуализмом, но и социальными проблемами;
2. исламская экономическая доктрина формирует социально озабоченных богосознательных индивидов, которые: в поисках своих интересов озабочены общественным благом; в ведении экономической деятельности рациональным образом в соответствии с исламскими ограничениями в отношении социальной среды и будущей жизни; пытаясь максимизировать свою полезность, стремятся к максимальному увеличению общественного благосостояния, принимая во внимание будущую жизнь;
3. исламская экономическая доктрина сходится с традиционным анализом, признавая, что рыночный обмен является главной особенностью экономической работы исламской экономической системы. Однако эта система в результате морального процесса создает социально ориентированную, экологически чистую систему. В этом процессе избегаются рамки, ориентированные на социализм и государство всеобщего благосостояния, чтобы не ограничивать стимулы в экономике.
Ожидается, что эта методологическая основа создаст двумерную функцию полезности (настоящую и будущую) как часть волнового процесса за счет максимизации социального капитала ихсани с людьми, стремящимися установить оптимальность между выгодами, полученными в этом мире, и их эквивалентностью в будущей жизни. Это приводит к концепции «homoIslamicus», «таб'ай» (послушного) человеческого существа, который использует принципы исламской экономической доктрины во всех аспектах индивидуальной жизни.
Существует точка зрения, исламская экономическая доктрина предполагает и предлагает моральное ценностное решение экономических и финансовых проблем, с которыми сталкивается человечество. Другими словами, исламская экономическая доктрина концептуализируется как предложение финансирования, сформированное не только правилами (фикхом), но и моральными ценностями ислама. Таким образом, её моральные принципы нацелены на формирование характера и функционирования финансовой системы, выходящих за рамки запрета на риба или проценты. В этом финансовом предложении, основанном на моральных принципах, исламская экономическая доктрина предполагает целостный подход к финансированию в обществе. Эту исламскую ценность и основанный на нормах характер финансовой системы можно описать следующим образом:
1. это финансирование, основанное на принципах, и его основные принципы взяты из онтологических источников ислама, который сформулирован в «отсутствии сделок, основанных на процентах», «предотвращении экономической деятельности, связанной со спекуляциями» и «запрете на производство товаров и услуг, противоречащих ценностям ислама»;
2. она основана на принципах, поскольку концепция основана на этике, ценностях и нормах, взятых из исламской онтологии. Следовательно, принципы исламской экономической доктрины сродни этичному инвестированию, и, следовательно, этичность в финансировании и инвестировании, помимо запрета на риба, имеет важное значение. Кроме того, что немаловажно, исламская экономическая доктрина уделяет особое внимание договорам о разделении рисков и партнерстве или о разделении прибылей и убытков (PLS). В этом предложении финансирования кредитные и долговые продукты не поощряются и даже не
приветствуются, чтобы можно было развивать финансирование, встроенное в реальную экономику, как предполагает исламская экономическая доктрина;
3. это альтернативная парадигма финансирования, встроенного в реальную экономику.
4. это финансирование экономической деятельности в целях развития, закят и кард хасан.
В дополнение к этим рамочным принципам, принципы работы финансовой системы в рамках этой моральной экономики можно перечислить следующим образом:
1. Запрет интересов или риба, который прямо раскрывается в Коране с целью обеспечения стабильной и социально эффективной экономической среды.
2. Важным следствием запрета на проценты является запрет фиксированной прибыли, предусмотренной процентами. Таким образом, запрещая проценты, исламская экономическая доктрина нацелена на производительную экономическую деятельность или финансирование на основе активов, а не на долговую систему. Таким образом, принцип обеспечения активов требует, чтобы вся финансовая деятельность относилась к материальным активам.
3. Деньги сами по себе не имеют никакой ценности, и поэтому деньги не могут быть созданы с помощью кредитной системы.
4. Принцип PLS - это основная ось, вокруг которой происходит экономическая и деловая деятельность. Он не позволяет владельцу капитала переложить весь риск на заемщика и, следовательно, направлено на установление справедливости между рабочими усилиями и отдачей, а также между рабочими усилиями и капиталом. Это означает, что разделение рисков - еще одна важная особенность IBF.
5. Важной особенностью, которая является следствием принципа PLS, является партисипативный характер экономической и деловой активности посредством долевого финансирования.
6. За счёт существенного увеличения производительной экономической и деловой активности, неопределенность (харар), спекуляции и азартные игры также запрещены по той же причине, что и производительная экономическая деятельность, основанная на активах и капитале.
7. Процесс моральной проверки, исключающий определенные инвестиционные области и секторы экономики из исламской экономической и финансовой сфер, которые считаются вредными для благополучия человека.
Таким образом, исламская экономическая доктрина предполагает активный моральный фильтр с точки зрения того, что зарабатывать, что производить и куда инвестировать, как важные моральные принципы.
Ожидается, что компания, работающая в соответствии с этими исламскими нормами и принципами работы, оправдает ожидания, способствуя экономическому росту, а также экономическому развитию посредством ориентации на человека и устойчивого развития.
Концептуально исламские финансы уходят корнями в цели развития и поэтому концептуализируются как предоставление финансовых средств для развития общества, а не обслуживание рынков. Поэтому принцип встраивания исламской экономической доктрины в реальную экономику является важной особенностью финансовой системы исламских государств.
Использованные источники:
1. Андреев Б. Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика; Лениздат - М., 2019. - 574 с.
2. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики; Российский университет дружбы народов (РУДН) - М., 2019. - 72874с.
3. Биншток Ф.И. Проблемы социальной справедливости в зеркале современной экономической теории; СИНТЕГ - Москва, 2017. - 92314 с.
4. Бренделева Е. А. Неоинституциональная экономическая теория; Дело и сервис - М., 2019. - 352 с.
5. Булатов В.В. Очерки современной экономической теории и практики; Наука - М., 2017. - 23148 с.
6. В поисках новой теории. Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями; КноРус - М., 2019. - 368 с.
7. Елецкий Н. Д. Общая экономическая теория (политическая экономия); Феникс - М., 2017. - 416 с.