Научная статья на тему 'Специфика "инструментальных" когнитивно-прагматических установок синтетической языковой личности А. Башлачёва'

Специфика "инструментальных" когнитивно-прагматических установок синтетической языковой личности А. Башлачёва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ (СЯЛ) / SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY (SLP) / КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА (КПП) / КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (КПУ) / ИСТРУМЕНТАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / INSTRUMENTAL-COGNITIVE STRATEGY / РОК-КУЛЬТУРА / ROCK CULTURE / А. БАШЛАЧЕВ / ALEXANDER BASHLACHEV / COGNITIVE-PRAGMATIC PROGRAMME (CPP) / COGNITIVE-PRAGMATIC ATTITUDE (CPA)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

В рамках авторских лингвокультурологических теорий (синтетической языковой личности (СЯЛ) и моде-лирования когнитивно-прагматических программ (КПП)) на материале творчества А. Башлачева и его КПП иррационально-«корневого» типа «истинный национальный поэт» рассматриваются общие механизмы формирования и функционирования подсистемы инструментальных когнитивно-прагматических установок (КПУ), которая представляет собой когнитивно-ментальную, динамичную/трансформирующуюся стратегию конкретных/ абстрактных действий и интеракций личности, формирующуюся на базе целевой и самоидентификационной подсистем КПУ СЯЛ, выраженную в комплексе специфических принципов/установок, реализующуюся на разных уровнях и в различных семиотических зонах моделирования КПП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of "instrumental" cognitive-pragmatic attitudes of Alexander Bashlachev's synthetic lingual personality

The general mechanisms of formation and functioning of a subsystem of instrumental cognitive-pragmatic attitudes (CPAs) which subsystem represents the cognitive and mental, dynamic and (or) transforming strategy of specific and (or) abstract actions and interactions of the personality which strategy is formed on the basis of target and self-identification subsystems of CPAs of a synthetic lingual personality which manifests itself in a complex of the specific principles and (or) attitudes implemented at the different levels and in various semioticфд zones of modelling of CPAs; those mechanisms are considered within the author's linguoculturological theories (synthetic lingual personality (SLP) and modelling of cognitive-pragmatic programmes (CPPs)) on material of creative work of Alexander Bashlachev and his CPP of irrational-"primary" type "a true national poet".

Текст научной работы на тему «Специфика "инструментальных" когнитивно-прагматических установок синтетической языковой личности А. Башлачёва»

УДК 785; 81'27

Иванов Дмитрий Игоревич

кандидат филологических наук, профессор Гуандунский университет международных исследований, г. Гуанчжоу, Китай Ивановский государственный университет, г. Иваново

Ivan610@yandex.ru

СПЕЦИФИКА «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ» КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А. БАШЛАЧЕВА

В рамках авторских лингвокультурологических теорий (синтетической языковой личности (СЯЛ) и моделирования когнитивно-прагматических программ (КПП)) на материале творчества А. Башлачева и его КПП иррационально-«корневого» типа «истинный национальный поэт» рассматриваются общие механизмы формирования и функционирования подсистемы инструментальных когнитивно-прагматических установок (КПУ), которая представляет собой когнитивно-ментальную, динамичную/трансформирующуюся стратегию конкретных/ абстрактных действий и интеракций личности, формирующуюся на базе целевой и самоидентификационной подсистем КПУ СЯЛ, выраженную в комплексе специфических принципов/установок, реализующуюся на разных уровнях и в различных семиотических зонах моделирования КПП.

Ключевые слова: синтетическая языковая личность (СЯЛ), когнитивно-прагматическая программа (КПП), когнитивно-прагматическая установка (КПУ), иструментально-когнитивная стратегия, рок-культура, А. Башлачев.

Современные филологические (лингвистические [20], литературоведческие [10], лингвокультурологиче-ские [19] и другие) исследования убедительно доказывают, что на сегодняшний день наиболее актуальной является проблема создания особых когнитивных, полисемиотических, системных, комплексных теорий и методологий синтетического типа, позволяющих ученому выйти на качественно новый уровень осмысления и понимания как внутренних принципов моделирования личности (порождающего, креативного субъекта-источника -субъекта-интерпретатора во всем многообразии форм и проявлений), так и механизмов формирования/функционирования полидискурсивной текстуальной реальности культуры в целом.

В рамках данного направления нами было разработано несколько подобных теорий, а именно: а) теория субъектности текста [18]; б) теория синтетической языковой личности (СЯЛ) [16]; теория моделирования когнитивно-прагматических программ (КПП) [12]. Заметим, что ядром, ключевым, системоообразующим компонентом, объединяющим все эти теории в единую метадис-циплинарную методологию, получившую название когнитивной гуманитарной семиотики [16], является понятие КПП.

Подчеркнем, что КПУ обладает достаточно широким функциональным диапазоном и рассматривается нами, с одной стороны, «как особая концептуальная матрица» [17, с. 97], целостная, динамическая, жестко структурированная, иерархическая (по крайней мере в рамках логоцентрической системы координат) «система целевых, самоидентификационных (ролевых, инкарнационных), инструментальных и оценочно-результативных когнитивно-прагматических установок (КПУ)» [13, с. 35].

С другой - это «своеобразный целостный, динамический когнитивно обусловленный проект

судьбы (творческой и реальной биографии) каждого человека (писателя, художника, музыканта и просто развитой личности). Причем КПП, как«моделируемый человеком проект собственной судьбы», является достаточно гибкой и постоянно трансформируется, реагируя на все изменения (психофизиологические, духовные, когнитивные, социальные и многие другие)» [13, с. 35].

В рамках данной статьи на материале творчества А. Башлачева, который по праву считается одним из самых ярких представителей русской рок-культуры [11], мы более подробно рассмотрим специфику моделирования подсистемы инструментальных когнитивно-прагматических установок (ИКПУ), которая представляет собой когнитивно-ментальную, динамичную/трансформирующуюся стратегию конкретных/абстрактных действий и интеракций личности, формирующуюся на базе целевой и самоидентификационной подсистем КПУ СЯЛ, выраженную в комплексе специфических принципов/установок, реализующуюся на разных уровнях и в различных семиотических зонах моделирования КПП. Другими словами, подсистема ИКПУ - это некий когнитивный проект (план реальных/потенциальных, внутренних (духовных) / внешних (социально обусловленных) действий) субъекта-источника, направленный на успешную реализацию одной/нескольких стратегических целей КПП.

При этом можно выделить два основных типа когнитивно--инструментальных стратегий СЯЛ: «К первому типу относятся "эволюционные когнитивно-инструментальные стратегии"... Использование " когнитивных инструментов" этого типа значительно снижает риск формирования"когнитивных блоков", но существенно снижает и энергетический потенциал КПП, от уровня которого зависит "заразительный" эффект КПП.

Ко второму типу относятся "революционные когнитивно-инструментальные стратегии". В арсе-

© Иванов Д.И., 2018

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

263

нал когнитивных инструментов этого типа входят бунт, война, все типы бескомпромиссного духовного и социально-политического противостояния. Этот тип когнитивных инструментов обладает более высокой степенью оперативности, то есть ускоряет, динамизирует а) процесс развития когнитивного сознания субъекта-источника; б) процесс достижения основных целевых установок» [15, с. 103-104].

На наш взгляд, КПП А. Башлачева имеет четко выраженную иррационально-«корневую» направленность и строится на базе «сложившейся в русской культуре традиции представлений о поэте» [11, с. 32], основанной на следующих принципах: а) призвание поэта соотносится со служением воина; б) утверждается великая миссия поэта как преобразователя действительности; в) процесс поэтического творчества представляется как нечто независимое от воли человека, нисходящее на него свыше и порой доводящее до безумия; г) судьба и миссия поэта понимаются как нечто великое, но неизбежно трагическое [11, с. 32].

Можно говорить о том, что КПП А. Башлачева представляет собой успешно реализованный, сложившийся, закрепленный в культуре, целостный, формально законченный, но не завершенный метафизически (он продолжает жить (функционировать, развиваться) в пространстве современной культуры и в сознании субъектов-интерпретаторов (носителей и ретрансляторов данной КПП)) «когнитивный проект» моделирования судьбы русского национального поэта. Соответственно, с уверенностью можно говорить о том, что центральным (стратегическим), системообразующим самоидентификационным ядром КПП А. Башлачева является самоидентификационная инкарнация «поэт». Приведем несколько характерных цитат: «Поэты живут. И должны оставаться живыми. / Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике. / Поэты в миру оставляют великое имя. / Затем, что у всех на уме - у них на языке»[5, с. 126-127]; «Не умею ковать железо я - / Ох, до носу мне черный дым! / На Второй Мировой поэзии / Призван годным и рядовым» [2, с. 114].

В соответствии со спецификой своей КПП, разрабатывая подсистему ИКПУ, А. Башлачев останавливается на единственно верной (для себя) внешне (формально) конструктивной эволюционной когнитивно-инструментальной стратегии, основанной прежде всего на постепенном, последовательном, непрерывном духовном самосовершенствовании личности, в основе которого лежит постоянная борьба с самим собой. Отсюда произрастает и особая исповедальность поэзии А. Башлачева («- Отпусти мне грехи! Я не помню молитв. / Если хочешь - стихами грехи замолю, / Но объясни - я люблю оттого, что болит, / Или это болит оттого, что люблю?» [6, с. 98]), и специфическое чувство стыда за несовершенство собственной души и мира, в котором она существует («Я сел,

белее, чем снега. / Я сразу онемел, как мел. / Мне было стыдно, что я пел. За то, что он так понял. / Что смог дорисовать рога, / Что смог дорисовать рога он на моей иконе» [7, с. 129]; «Так слушайте, как же нам всем не стыдно? / Эй, ап - спасите ваши души! / Знаешь, стыдно, когда не видно, / Что услышал ты то, что слушал» [2, с. 114]), и особое позитивное отношение к боли как к одному из основных инструментов формирования собственного духовного опыта, генетически связанного с опытом коллективным: «Как только человек начинает чувствовать в себе боль (когда он начинает сознательную жизнь), он сразу начинает бояться этой боли. Это - талант, талант-то в нем режется, зубы-то в нем режутся, душа-то в нем режется для того, чтобы прорваться и ощутить себя частью целого! Не ощутить себя даже личностью - личностью почти каждый уже себя ощущает, по сути... Но надо, чтобы из тебя рванулось, и ты вдруг понял, что ты - часть целого! Часть всего! Всего, что в этом мире есть! И все это - ты» [3, с. 411].

Проще говоря, речь идет о внутренненй работе, о воспитании своей собственной души: «Когда душа болит, значит, она работает. "Объясни -я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю" - у меня есть такая песня. Невозможно объяснить, потому что это одно и то же. Это и есть работа души. Душа только таким образом и расширяется, растет, становится сильнее. Только так. А музыка - это работа души, стихи - это работа души, и жизнь - это работа души. Надо просто это всегда понимать. Ничего случайного в этом мире нет, и если ты, сознательно или бессознательно, на верном пути к цели, то ничего не пройдет зря и бесследно. Неважно, понимаешь ты то, что ты исповедуешь, ведаешь то, что исповедуешь, или не ведаешь, но все равно исповедуешь. Это не так важно. Всегда виден человек, у которого душа на месте, у которого душа работает. Это не обязательно на рациональном уровне, не обязательно он головой постигает то, что он делает» [3, с. 408-409].

Итак, представим систему основных инструментальных когнитивно-прагматических установок, актуализированных в рамках КПП А. Башла-чева «Истинный национальный поэт».

ИКПУ 1. Поэт должен быть честным, сохранить свою душу от лжи, притворства, не изменять самому себе: «Душой не кривить перед каждою ямой, / И гнать себе дальше - все прямо да прямо, / Да прямо - в великую печь!» [9, с. 136].

ИКПУ 2. Поэт должен всегда стремиться к свету через преодоление тьмы: «Все, что впереди тебя, - это всегда свет. <...> Сначала ты пройдешь половину пути через тьму, а потом ты получишь ровно столько же света. Человек не расплачивается ни за что совершенно! <...> Человек ничего не получает авансом, в долг! Тень - она всегда сзади. Если ты обернешься - сзади всегда будет тьма,

а впереди свет. <...> Если ты шагнул, ты шагнул во тьму, но одновременно ты её и одолел, и болит у тебя. Тень всегда сзади, и главное - не оборачиваться» [3, с. 409-410].

ИКПУ 3. Поэт не должен допускать «спекуляций», не должен предавать выбранную им цель: «Но у каждой цели есть свой соблазн. Основное свойство любой цели - превратиться в самоцель. Тогда цель превращается в средство для достижения совершенно иной цели. Это и есть спекуляция» [3, с. 409].

ИКПУ 4. Бытие поэта - это постоянное непрерывное духовное движение, самосовершенствование и самопознание: «Да что тебе стужа -гони свою душу / Туда, где все окна не внутрь, а наружу. / Пусть время пройдется метлою по телу. / Посмотрим, чего в рукава налетело. / Чего только не нанесло! / Да не спрячешь души - беспокойное шило. / Так живи - не тужи, да тяни свою жилу, / Туда, где пирог только с жару да спылу, / Где каждому, каждому станет светло...» [9,с. 136].

ИКПУ 5. Поэт не должен предавать однажды выбранный путь: «Пока пою, пока дышу, любви меняю кольца, / Я на груди своей ношу три звонких колокольца. / Они ведут меня вперед и ведают дорожку. / Сработал их под Новый год знакомый мастер Прошка. / Пока влюблен, пока пою и пачкаю бумагу, / Я слышу звон. На том стою. А там глядишь - и лягу. / Бог даст - на том и лягу» [7,с. 128].

ИКПУ 6. Поэт должен быть внутренне свободным в любых условиях и обстоятельствах: «Была дорожка впереди. Звенели колокольца. / Пока пою, пока дышу, дышу и душу не душу, / В себе я многое глушу. Чего б не смыть плевка!? / Но этого не выношу. Ине стираю. И ношу. / И у любви своей прошу хоть каплю молока» [7, с. 130].

ИКПУ 7. Поэт должен жить «магией языка», почувствовать её в себе, выразить её в своем творчестве и подарить людям: «Пойми - ты простишь, / Если ветреной ночью я снова сорвусь с ума, / Побегу по бумаге я. / Этот путь длиною в строку, да строка коротка. / Строка коротка. / Ты же любишь сама. / Когда губы огнем лижет магия, / Когда губы огнем лижет магия языка» [4, с. 148]; «Так слови свое Слово, чтоб разом начать все дела» [8, с. 132].

ИКПУ 8. Поэт должен стремиться к национальным истокам, «корневым» формах духовности и творчества: «Чтоб в исповеди быть с любовью на равных / И дар русской речи сберечь» [9, с. 136]; «В чистом поле - дожди косые. / Да мне не нужно ни щита, ни копья. / Я увидел тебя, Россия. / А теперь посмотри, где я» [2, с. 116]; «Отнесу ей черные сухари. Раскрошу да брошу до самых звезд. / Гори, гори ясно, гори, / По Руси по матушке - вечный пост» [1, с. 141].

ИКПУ 9. Поэт должен оправдать каждую написанную им строчку своей собственной жизнью/ смертью: «Поэты в миру после строк ставят знак

кровоточия. / К ним Бог на порог. / Но они верно имут свой срам. / Поэты идут до конца. И не смейте кричать им - Не надо! / Ведь Бог... Он не врет, разбивая свои зеркала. / И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада / Глядят ему в рот, разбегаясь калибром ствола» [5, с. 127].

В заключение отметим, что это только основные системообразующие, стратегические ИКПУ, но именно они и определяют специфику реального процесса моделирования всей КПП А. Башлачева как на уровне субъекта-источника, так и на уровне субъекта-интерпретатора. Заметим, что выбранная А. Башлачевым инструментально-когнитивная стратегия не менялась на протяжении всего процесса развития КПП (с 1984 по 1988 гг.) и была успешно реализована. Причем результативность подсистемы ИКПУ подтверждена не только жизнью и творчеством, но и трагической смертью поэта (в феврале 1988 г. А. Башлачев покончил жизнь самоубийством).

Библиографический список

1. Башлачев А. Вечный пост // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 141-142.

2. Башлачев А. В чистом поле - дожди... // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. -СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 114-116.

3. Башлачев А. Интервью Борису Юхананову и Алексею Шипенко для спектакля «Наблюдатель» // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. -СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 381-417.

4. Башлачев А. Когда мы вдвоем // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 147-149.

5. Башлачев А. На жизнь поэтов // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 126-128.

6. Башлачев А. Посошок // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 97-99.

7. Башлачев А. Случай в Сибири // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 128-130.

8. Башлачев А. Слыша В.С. Высоцкого (Триптих) // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. -СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 130-134.

9. Башлачев А. Тесто // Наумов Л. Александр Башлачев: Человек поющий. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2010. - С. 134-136.

10. ВитковскаяЛ.В. Когницияиобразавторавин-терпретации смысла. ЛитературоведениеХХ1 века: учеб. пособие. - М.: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. - 332 с.

11. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминару. - Тверь: Изд-во Тверской гос. ун-та, 2000. - 109 с.

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

265

12. Иванов Д.И. Когнитивно-прагматическая программа синтетической языковой личности: общие вопросы // Филологические науки: вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2016. -№ 12 (66): в 4 ч. Ч. 2. - C. 107-111.

13. Иванов Д.И. Опыт интерпретации понятия «биографический миф» и «когнитивно-прагматическая программа»: общие вопросы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2017. - № 4 (70): в 2 ч. Ч. 1. - C. 34-37.

14. Иванов Д.И. Синтетическая языковая личность в русской рок-культуре: генезис, типология, структура, межкультурные связи. - Иваново: Прес-Сто, 2016. - 384 с.

15. Иванов Д.И. Стадиальная модель формирования когнитивно-прагматической программы субъекта-логоцентрика (на материале русского рока) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2017. - № 3 (69): в 3 ч. Ч. 3. - C. 102-107.

16. Иванов Д. И. Теория синтетической языковой личности: в 2 т. / Логоцентрическая модель синтетической языковой личности: структура и общие вопросы (на материале русской рок-культуры) / Гу-андунский ун-т междунар. исследований (Китай), Guangdong University of Foreign Studies (People's Republicof China). - Иваново: ПресСто, 2016. -Т. 1. - 360 с.

17. Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Антропоцентрическая парадигма и теория синтетической языковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. -№ 11 (65): в 3 ч. Ч. 3. -C. 96-100.

18. Иванов Д. И., Лакербай Д.Л. Теория субъект -ности текста и русская поэзия ХХ века. - Иваново: ПресСто, 2017. - 336 с.

19. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.

20. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 314 с.

References

1. Bashlachev A. Vechnyj post // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 141-142.

2. Bashlachev A. V chistom pole - dozhdi... // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 114-116.

3. Bashlachev A. Interv'yu Borisu YUhananovu i Alekseyu SHipenko dlya spektaklya «Nablyudatel'» // Naumov L.Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 381-417.

4. Bashlachev A. Kogda my vdvoem // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 147-149.

5. Bashlachev A. Na zhizn' poehtov // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 126-128.

6. Bashlachev A. Pososhok // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 97-99.

7. Bashlachev A. Sluchaj v Sibiri // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 128-130.

8. Bashlachev A. Slysha VS. Vysockogo (Triptih) // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 130-134.

9. Bashlachev A. Testo // Naumov L. Aleksandr Bashlachev: CHelovek poyushchij. - SPb.: Amfora: TID Amfora, 2010. - S. 134-136.

10. Vitkovskaya L.V. Kogniciya i obraz avtora v interpretacii smysla. LiteraturovedenieXXI veka: ucheb. posobie. - M.: KNORUS; Pyatigorsk: Pyatigorskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2016. - 332 c.

11. Domanskij YU.V.«Teksty smerti» russkogo roka: posobie k specseminaru. - Tver': Izd-vo Tverskoj gos. un-ta, 2000. - 109 s.

12. Ivanov D.I.Kognitivno-pragmaticheskaya programma sinteticheskoj yazykovoj lichnosti: obshchie voprosy // Filologicheskie nauki: voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota. - 2016. -№ 12 (66): v 4 ch. CH. 2. - C. 107-111.

13. Ivanov D.I. Opyt interpretacii ponyatiya «biograficheskij mif» i «kognitivno-pragmaticheskaya programma»: obshchie voprosy // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota. -2017. - № 4 (70): v 2 ch. CH. 1. - C. 34-37.

14. Ivanov D.I. Sinteticheskaya yazykovaya lichnost' v russkoj rok-kul'ture: genezis, tipologiya, struktura, mezhkul'turnye svyazi. - Ivanovo: PresSto, 2016. - 384 s.

15. Ivanov D.I. Stadial'naya model' formirovaniya kognitivno-pragmaticheskoj programmy sub"ekta-logocentrika (na materiale russkogo roka) // Filolo-gicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota. - 2017. - № 3 (69): v 3 ch. CH. 3. - C. 102-107.

16. Ivanov D.I. Teoriya sinteticheskoj yazykovoj lichnosti: v 2 t. / Logocentricheskaya model' sinteticheskoj yazykovoj lichnosti: struktura i obshchie voprosy (na materiale russkoj rok-kul'tury) / Guandunskij un-t mezhdunar. issledovanij (Kitaj), Guangdong University of Foreign Studies (People's Republicof China). -Ivanovo: PresSto, 2016. - T. 1. - 360 s.

17. Ivanov D.I., Lakerbaj D.L. Antropocentricheskaya paradigma i teoriya sinteticheskoj yazykovoj lichnosti // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2016. - № 11 (65): v 3 ch. CH. 3. -C. 96-100.

18. Ivanov D.I., Lakerbaj D.L. Teoriya sub"ektnosti teksta i russkaya poehziya HKH veka. - Ivanovo: PresSto, 2017. - 336 s.

19. Krasnyh V.V. «Svoj» sredi «chuzhih»: mif ili real'nost'? - M.: Gnozis, 2003. - 375 s.

20. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. - M.: AST: Vostok-Zapad, 2007. - 314 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.