Научная статья на тему 'Специфика информдинамической технологии в педагогической сфере'

Специфика информдинамической технологии в педагогической сфере Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
102
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМСТАТИКА / ИНФОРМДИНАМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / "ЭНТРОПИЙНОЕ" ВРЕМЯ / "ENTROPY" TIME / INFORMATION RESOURCE / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION PROCESS / INFORM-DYNAMIC TECHNOLOGY / INFORMATICS / INFORM-DYNAMIC

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Невская Валентина Ивановна

В статье речь идет об информдинамической технологии, которая непосредственно связана с проблемами повышения качества управления педагогическими системами. Информдинамическая технология (в отличие от информстатики) направлена не только на получение голого результата, но и на пробуждение еще ответной энергии (интеллектуальной, эмоциональной и волевой) со стороны учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the Inform-Dynamic Technology in Pedagogical Sphere

The Inform-Dynamic Technology that is directly related to problems of improving the quality of management of pedagogical systems is considered in the article. Inform-Dynamic Technology (in distinction from Informatics) aims not only to receive the bare result but to awakening an adequate energy (intellectual, emotional and volitional) from the student.

Текст научной работы на тему «Специфика информдинамической технологии в педагогической сфере»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

В.И. Невская

Ключевые слова:

информстатика, информдинамика, информационный ресурс, информационная среда, информационный процесс,

информдинамическая технология, «энтропийное» время

СПЕЦИФИКА ИНФОРМДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В статье речь идет об информди-намической технологии, которая непосредственно связана с проблемами повышения качества управления педагогическими системами. Информдинамическая технология (в отличие от информстатики) направлена не только на получение голого результата, но и на пробуждение еще ответной энергии (интеллектуальной, эмоциональной и волевой) со стороны учащегося.

Информатика как наука возникла тогда, когда стали переходить от фрагментарного, разрозненного использования ЭВМ к системному (конец ХХ в.). ЭВМ - это часть инструментария информатики, поэтому несправедливо называть информатику наукой об использовании ЭВМ последнего поколения. Без ЭВМ нет информатики, также как нет ядерной физики без атомных реакторов. В специальной литературе подчеркивается мысль, что понимать информатику как науку об ЭВМ равносильно пониманию ядерной физики как науки о синхрофазотронах или биологии как науки о микроскопах [4].

Информатика - это наука, объектом которой является весь процесс информационного сопровождения динамики объекта. Именно на этом основании информатику называют

информдинамикой [4]. Информатика - это дальнейшее развитие идей кибернетики и ее главного раздела - теории информации, ветви математики, которая не имеет своего физического объекта. В рамках теории информации объект информационного воздействия рассматривается в статике (как своеобразный информстат), т.к. теорию информации интересуют только процессы приема, хранения переработки информации; поэтому ее называют информстатикой, не учитывающей механизм воздействия информационных сообщений на объект. В информатике объект подвергается активному информационному воздействию, он не только функционирует, но и развивается.

Если кибернетика не «ветвится» на кибернетику экономическую, техническую, медицинскую и т.д., то информатика может обретать статус экономической, медицинской и педагогической в том числе. Самым тесным образом информатика связана с проблемами управления и принятия решений. Именно поэтому она относится к наукам содержательного цикла.

Теория информации в шенноновском понимании в отличие от информатики не рассматривает проблемы смысла и полезности сообщений, их применения в системе пользователя, т.е. не рассматривает аксиологический аспект дела, находящий выражение в вопросе «во имя чего?» (управлять). Сферой её забот является поиск ответов на вопросы другого свойства, а именно: «как?», «когда?», «каким образом?» (организовать связь, передачу сообщений).

Информатика, преодолевая ограниченность канонической теории информации, непосредственно связывается с управлением динамическими сложно организованными саморазвивающимися системами, определяя его объективно теоретические (научные) основы. Последнее обязывает нас, педагогов, разобраться в основных категориях этой фундаментальной науки, к числу которых относят следующие понятия: информационный ресурс; информационная среда; творческая система; информационный процесс; информационный цикл; информационная технология; информационное поле; информационная работа; полезная отдача (КПД деятельности); «энтропийное» время.

К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть содержание всех этих фундаментальных понятий информатики. Обозначим вкратце содержание лишь некоторых из них.

1. Информационный ресурс. Это понятие составляет предметную область информатики, которая, как известно, связана не с индивидуальным, но коллективным, массовым сознанием. Поэтому информационный ресурс

делает человеческое сознание коллективным, массовым. Информационный ресурс - это то, что объединяет индивидуальные интеллекты в единый социальный интеллект.

Информационный ресурс - это не информация в традиционном понимании, которая выступает как простое сообщение знаний, сведений (кодовая посылка от источника к адресату по каналу связи безотносительно к его смыслу и физической природе). Понимание сущности информационного ресурса связывают с содержательной трактовкой сообщений (информационных сигналов). Информационный ресурс предполагает не только наличие знаний2, но и пользователя этим знанием, доступность и готовность знания к использованию. Вся информация, содержащаяся в книгах, статьях, патентных описаниях, управленческих документах, программах, понимается как знание, ставшее сообщением (т.е. специально переработанное знание). Все эти сообщенные знания составляют духовный потенциал человечества. Но только те из них (сообщенных знаний) становятся информационным ресурсом, которые нашли своего потребителя. В книгах, документах, управленческих решениях и действиях, взятых безотносительно к пользователю, не содержится информации. Может сложиться такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний (квалифицированных специалистов, книг, журналов и т.д.) общество испытывает дефицит информационных ресурсов.

Формировать информационный ресурс - это извлекать максимум из накопленных за всю историю сообщений и превращать их в активно функционирующий, кинетический фактор, в движущую силу развития, превращать «знание в силу». Именно это дает основание считать информационный ресурс интеллектуальным ресурсом. Превращение знаний в информационный ресурс обусловлено зрелостью (степенью зрелости) коммуникационной системы общества, которая является, таким образом, важнейшим фактором формирования, накопления и использования информационного ресурса на базе знания и что отличает индустриальное общество от информационного3.

Информационный ресурс имеет четыре активные (кинематические) формы существования. Это - модель, алгоритм, программа, проект, которые, характеризуясь разной степенью общности, научно-техническим уровнем, в целом представляют собой стадии созревания информационного ресурса, ступени его превращения в «силу», фазы перехода в «силу». Фазовые переходы знаний в информационный ресурс пока не изучены в достаточной мере.

Особенности информационного ресурса можно резюмировать в следующих положениях:

а) в противовес другим ресурсам (материальным орудиям труда, энергии, материалам, труду) информационный ресурс (ИР) как фактор социального прогресса практически неисчерпаем. Развитие общества, увеличивающийся объем потребления знаний не сокращают, но способствуют росту его запасов (в отличие, например, от запасов сырья и энергии);

б) по мере своего использования ИР не только не исчезает, сохраняется, но даже и увеличивается, что оказывается возможным за счёт конструктивной трансформации сообщенных знаний с учётом локальных условий, индивидуального и коллективного опыта;

в) ИР проявляет себя кинетически, т.е. как движущая сила лишь в системном единстве с другими ресурсами (труд, опыт, энергия, техника, квалификация и др.). Сам по себе в изоляции от системы всех ресурсов он имеет лишь потенциальное значение;

г) ИР обладает статусом фактора непосредственного включения науки (в том числе и теоретических исследований) в состав производительных сил; в индустриальном обществе наука является опосредствованной производительной силой (включение в производство осуществляется через посредников в форме машин, препаратов, материалов и т.д.);

д) ИР обладает силой радикального характера действия: производительность труда (как физического, так и умственного) возрастает на порядки - в 10-100 раз и более; поэтому ИР является ведущим элементом в системе материальных и интеллектуальных ресурсов общества и человечества в целом. Что касается управления, то информационный ресурс - главный фактор его усовершенствования, рационализации [4], модернизации;

е) ИР является продуктом не любого интеллектуального процесса, но только его творческой части. Рутинная часть умственного труда (как обязательная составляющая любого умственного труда: будь то научная работа или управление) сама по себе «не информативна»: она не увеличивает ни потенциала нужных знаний, ни представлений о путях достижения цели. Другими словами, увеличение умственной работы за счет ее рутинной части не имеет своим следствием рост информационного ресурса.

2. Информационная среда - важнейшая (наряду с «изначальной» - ИР) категория информатики, науки об оптимальном использовании информационных ресурсов. Понятие информационной среды охватывает совокупность условий, необходимых для эффективного использования знаний в виде информационного ресурса. Понятие информационной среды

не подменяет собой все другие виды социальных сред (социальная среда, экономическая, производственная, интеллектуальная и др.). Нельзя смешивать понятие информационной среды с понятием интеллектуальной среды. Второе понятие шире. Специфическое понятие информационной среды связано с условиями функционирования социальной информации, с использованием не всего потенциала знаний, а лишь информационного ресурса тогда, как понятие интеллектуальной среды характеризует условия функционирования всего потенциала знаний («живых», овеществленных, информации). Категория информационной среды означает новое понимание информационно-управленческого процесса, который в полном его спектре не исчерпывается простым сообщением знаний (осуществлением связи между источником сообщений и адресатом), он предполагает обязательное функционирование информационного ресурса в целостном единстве всех элементов системы, среди которых активными являются люди, а пассивными - разного рода средства (в нашем случае - это дидактические и технические средства, причем нередко они, эти средства, действуют значительно активнее, чем люди, что является очевидным искажением сути основных положений информатики).

Новое, расширенное понимание информационных процессов измеряется расширением самого понятия среды связи до информационной среды, в которую первая входит как один из элементов. Если в среде связи информационный процесс исчерпывался четырьмя функциями (сбор, обработка, передача, хранение данных), то в информационной среде эти функции дополняются функцией применения, наилучшего использования знаний.

Таким образом, понятие информационной среды, отображая представления о «движущей силе» информационного ресурса, способствует осмыслению информационных процессов как информдинамических процессов.

3. Информационный процесс. Этот термин обозначает процесс превращения знаний в «силу». Конечный результат этого процесса можно выразить афористической формулой Ф. Бэкона: «знание - сила»! Информационный процесс имеет информдинамическую природу, а это значит, что под инфор-мдинамическим процессом следует понимать системное функционирование всех элементов информационной среды - всех факторов, которые в их органической системе гарантируют появление новых идей, новых знаний, их передачу, переработку, использование и воздействие на рассматриваемый объект-систему, объект-организацию во имя и ради его развития.

4) К этому понятию непосредственно примыкает понятие информдинамической технологии. Информдинамическая технология рожда-

ется на базе синтеза канонической информационной технологии (технологии «усеченных» функций или технологии связи) и производственной (энергопреобразующей).

Канонические информационные технологии, осуществляющие традиционный (незавершенный) производственный цикл - «от сырья до изделия», в итоге дают только материальный (производственный) результат.

Информдинамическая технология осуществляется в полном, информди-намическом цикле - «от энергии до энергии». В силу этой особенности эта технология дает эффект не только производственный (материальный), но и информационный (духовный). Информдинамические технологии - это высший уровень информационных технологий.

Целостность информдинамической технологии достигается практически в ходе синхронного взаимодействия трех видов процессов: процессы переработки вещества («вещественные» процессы), энергии («энергетические» процессы), обмен информацией («информационные» процессы). В приложении к дидактико-методическому производству - это процессы, связанные с последовательным повышением уровня так называемой об-ученности (по всем ипостасям: практическая, образовательная, развива-тельная4 и воспитательная цели).

Информдинамическая технология ставит с объективной необходимостью на повестку дня нравственные проблемы управления, вскрывая всю несостоятельность идеи квазиэтической нейтральности управления гносеологическим процессом в рамках нашего производства.

Не будет ошибкой утверждение, что информдинамическая технология - поступочная технология, в которой отражается динамика человеческого усилия всех действующих живых элементов объекта как функциональной динамической организации.

Информдинамическая технология сопряжена с апологией творческой деятельности в двух планах. Во-первых, она не привносится в обучение откуда-то извне, а вырастает изнутри в процессе эволюции дидактико-мето-дической мысли в ходе ее взаимодействия (творческого!) с другими отраслями науки на базе глубокого осознания своих философских оснований, в процессе интеграции (органически целостной!) науки и производства. Во-вторых, эта технология позволяет сформировать новую «нервную систему» управленческих процессов взамен традиционной, «бумажной» и во многом бюрократической технологии управления (на всех его уровнях), в которой информационный ресурс пребывает лишь в потенции, тогда как в информдинамической технологии он имеет характер кинематического, ак-

тивно действующего фактора, приводимого в такое состояние с помощью творческой системы.

Здесь уместно вспомнить этимологию слова «новое», уходящего корнями в почву греческого языка, в котором его смысл передается двумя словами: 1) неос, что означает такое «новое», которое противопоставлено всему прошлому и 2) кайнос то новое, новизна которого (аксиологически открытая) создается во имя совершенствования всей действительности. Так вот, информдинамическая технология управления ориентируется в основном на второе. Вот почему вполне закономерно рассматривать информди-намическую технологию в качестве главного рычага реализации эффекта информационного ресурса, кругооборота огромных массивов информации в цикле » наука-^-производство» с соответствующей скоростью (оперативностью) и соответствующей переработкой5.

Информдинамическая технология рождается на базе, фоне и в русле собственно творческого, креативного начала, проявляющегося в творчески наследующем отношении к Бытию вообще, былому и к своей жизни, работе, к другим, к самому себе (согласно методологическому принципу преемственности, выражаемому формулой: отрыв от накопленного наследия без разрыва с ним). Наследующее творческое начало обязательно предполагает знание истории дидактико-методической мысли, глубокое понимание соотношения традиции и новаторства, т.е. оно определяет, обусловливает корневую систему развития, совершенствования, является предпосылкой любой творческой (созидающей!) деятельности и ценностно-духовным критерием подлинной деятельности. Но оно вовсе не обязательно переходит в деятельность. В этом случае оно обретает статус регулятива, методологически обеспечивающего деятельность. Принимая во внимание сказанное о творчески наследующем (все подлинно великое воистину стоит на плечах ранее творивших гигантов) отношении, можно с уверенностью утверждать, что «диалектика творчества» [2] исключает возможность безнравственного «разгула» творчества, «догматически-вихре-плясовое шабашное» жонглирование идеями, взятыми на прокат из различных источников и выдаваемыми за «последнее слово» нашей науки.

Можно дать обобщенно критериальную оценку информдинамической технологии, а именно: она

а) гуманитарно адекватна, так как идет «навстречу многомерной сложности субъектного мира человека, не нанося ей ущерба своим схематизмом... упорядочения» [3, 332];

б) педагогически адекватна, ибо реализует установку на «незаверши-

мое человеческое сущностное становление и совершенствование» [3, 318];

в) экологически адекватна, поскольку обладает способностью на «вызов глобально-экологической угрозы» [3, 319];

г) аксиологически адекватна, поскольку ориентирует все наше производство на приобщение и использование абсолютных, безусловных ценностей;

д) гносеологически адекватна: системно реализует требования диалектической логики познания;

е) праксиологически адекватна, потому что способна формировать системный эффект динамического воздействия как на всю систему в целом (на все педагогическое производство), так и на все ее подсистемы, обеспечивая максимально возможное в конкретно данных условиях достижение поставленной цели средствами адекватных цели задач.

5. Информационная работа. Информационная работа как понятие большой смысловой нагрузки охватывает трудовые и вещественно-энергетические затраты управителя, материально-энергетические издержки для выработки информационных ресурсов и информационного сопровождения физической работы объекта-субъекта педагогического воздействия (от начала до его выхода на новый целевой уровень, т.е. на новый уровень его качественной определенности). Это понятие связано с понятием информационной среды и способствует пониманию феномена информации во всей его глубине и значимости, пониманию того, как, каким образом информация «движет» системы. Но для этого необходимо само понятие информационной работы осмысливать системно, т.е. в рамках полного информационного цикла, т.е. как всю информационную работу (а не лишь одно из ее звеньев - связь, передачу сообщений): затраты энергии на «рождение» информации, ее накопление, обработку, передачу, прием, использование для целей развития системы. Информационная работа в полном цикле, таким образом, означает 1) воздействие (само)управляющей подсистемы на объект (само)управления путем выработки (через само-рефлексию, в том числе) и передачи сообщений, обеспечивающих удержание объекта в заданном целевом русле функционирования, а также 2) его перевод в целевое (проектируемое) состояние.

Информационная работа имеет негэнтропийную природу. Поэтому для конкретизации содержания понятия информационной работы необходимо содержательное рассмотрение понятия энтропии системы как меры 1) отклонения системы (объекта) от эталонного (оптимального) состояния и 2) недоиспользования информационного ресурса в рассматриваемой системе (объекте). Полная энтропия (само)управляемой объекта-системы состоит

из двух качественно разных слагаемых: исходной (внутренней») и добавленной («внешней») энтропии. Увеличение исходной энтропии объекта (системы) сопряжено с ростом, увеличением его неупорядоченности, объема недоиспользуемых ресурсов. Это явление оценивается знаком отрицания. Увеличение, умножение добавленной энтропии воспринимается как положительный факт6, так как это означает постановку новой, более «высокой», значимой для объекта (системы) цели, которая должна рано или поздно вывести его на новый, более информативный уровень функционирования. Преодоление добавленной энтропии, другими словами, обеспечивает развитие объекта-системы, перевод его в новое состояние. Следовательно, именно эта составляющая информационной работы означает КПД, полезность последней, т.е. информационную отдачу (само)управляющей подсистемы или полезную информационную работу7, идущую на постановку и достижение нового целевого уровня. Объем полезной работы наблюдателя (управляющей подсистемы) ограничен разницей энтропий нового целевого и исходного состояний объекта. Иначе: полезная информационная работа (отдача) управления есть остаток работы, затраченной на компенсацию энтропии самой управляющей подсистемы (ее неупорядоченности) и исходной энтропии объекта. Увеличить потенциал КПД целенаправленной системы можно и должно путем снижения энтропии (само)управляющих подсистем и исходной энтропии объекта (само)управления.

Энтропия, стало быть, есть фундаментальная величина, необходимая для глубокой характеристики управленческих процессов, уровня их осуществления. Данная категория, характеризуя отклонение систем от некоего оптимального (эталонного) состояния, позволяет обнаружить крайне низкий КПД управления, связанный с огромным отклонением его реального состояния от оптимума. Поэтому считают также, что энтропия - это не просто мера упорядоченности организационных систем и мера недоиспользования информационного ресурса, а мера релевантности (соответствия) их состояния имеющимся целевым установкам. Даже при идеальном внешнем (формальном) «порядке» система может функционировать неэффективно, с низким КПД, а учитель (равно как и другие управленческие работники) и ученики (как субъекты самоуправления) при всей внешней загруженности и исполнительности могут быть заняты, в сущности, малополезной работой, т.е. попусту тратить свое время (примером тому может быть малорезультативное обучение иностранным языкам). Формальный порядок - условие, конечно, необходимое, но далеко не достаточное. Дело в соответствии «внутреннего» состояния системы поставленным перед нею

целям, а не в формальном порядке. С введением в системный анализ понятия «энтропия» появляются возможности открыть громадные и принципиально новые резервы в сфере рационализации организационных основ обучения (и как системы, и как процесса) в области его интенсификации. Информационная работа является антиэнтропийной работой.

6. Напряженность информационного поля. С понятиями информационной работы и полезной отдачи соотносятся понятия информационного поля и его напряженности. Под информационным полем принято считать пространство, в котором развертывается взаимодействие между целевым (проектируемым) и исходным состоянием системы, а также между ее элементами. Вне этого поля нет и указанного взаимодействия. Следовательно, информационное поле есть опосредствующий взаимодействие эффект, который задается не в готовом виде и до информдинамического взаимодействия, но формируется только лишь в ходе самого информдинамического взаимодействия. В этом его сущностная, диалектическая характеристика, которую можно считать «системным качеством» (системным эффектом).

Под понятием «напряженность информационного поля» имеют в виду ту силу, с которой объект-система и его среда действуют на управляющую подсистему, вызывая антиэнтропийную работу последней, т.е. работу по снятию возникшей новой энтропии, обеспечивающей достижение объектом-системой новой цели или перевода всей системы в новое целевое состояние в течение определенного времени. Напряженность информационного поля создается либо постановкой объекту цели, либо ухудшением исходного состояния системы, т.е. появлением дополнительных ограничителей в ее динамике. Степень напряженности обусловливается двумя факторами: 1) разницей энтропии целевого и исходного состояний системы, так называемым «энтропийным пространством»; и 2) временем достижения новой цели или «энтропийным временем»8. Напряженность информационного поля определяет качество информационной среды рассматриваемой системы. Она (при полноценном управлении) накапливается в каждом элементе, участнике информационно-управленческой работы как необходимая энергия, которая должна быть затрачена на преодоление добавочной энтропии, возникшей в связи с новой целевой направленностью объекта-системы. Информационная напряженность так же, как и само информационное поле, является системной характеристикой (системным качеством) информди-намической среды самоорганизующейся системы, определяющей состояние, уровень жизнедеятельности, динамику последней. Интенсивность информационной работы (ее объем за единицу времени) находится в прямой

зависимости от степени напряженности информационного поля (от степени информационной напряженности). Это - закономерная зависимость, которую адекватное управление системой-организацией обязательно требует учитывать и практически реализовывать. Обучение как сложная динамическая функциональная организация дает высокие результаты в среде с высокой и только высокой напряженностью информационного поля. И наоборот, обучение, осуществляемое в среде с низкой или даже нулевой (к сожалению, во многих случаях это стало уже не редким исключением, а тем правилом, которое противостоит указанной закономерности) напряженностью информационного поля.

Напряженность информационного поля вызывает в каждом элементе энергию, направленную на выработку информации. Затем осмысленная информация (знание) «развязывает» дополнительную энергию каждого объекта-субъекта, которые, вступая во взаимодействия друг с другом, усиливают своей целокупной энергией исходную информативную напряженность (исходную напряженность общего информационного поля). Создаваемый таким образом полный информационный поток энергий обеспечивает неизбежно надежное достижение системой нового целевого состояния. Таков механизм действия напряженности информационного поля. При достижению нового целевого состояния (и только тогда!) напряженность снимается, затухает. «Управитель» и все элементы управляющей подсистемы осуществляют (должны осуществлять) антиэнтропийную работу на протяжении всего периода перехода объекта-системы в новое целевое состояние. Напряженность этой работы снижается дополнительно вызываемой энергией управляемого объекта-субъекта (т.е. когда фаза так называемых интериндивидуальных действий диалектически перерастает в фазу интра-индивидуальных действий или ,другими словами, когда фаза совместных действий учащихся с учителем уступает место самостоятельным действиям каждого учащегося в отдельности и их межсубъектному со-трудничеству под контролем-«присмотром» со стороны учителя).

Напряженность информационного поля является категорией, в которой отражена важнейшая характеристика коллективного интеллекта. Она помогает определить объем мыслительной работы, умственных нагрузок с учетом постановки и решения задач, переводящих объект в новое целевое состояние, установить принципиально возможный КПД для каждого.

7. Категория энтропийного времени. Эта важная категория информатики самым непосредственным образом связана с интенсификацией нашего производства посредством управления, осуществляемого в согласии с прин-

ципом «управления по отклонениям», т.е. с учетом и на основе негэнтро-пийного видения понимания сути управленческих процессов. Установлено, что связь «время - управление» носит объективный характер в силу того, что 1) управление как процесс совершается в пространственно-временной среде; 2) скорость, интенсивность, эффективность и результативность и в конечном счете - вся количественно-качественная сторона человеческого развития определяются через временной критерий.

Совершенно очевидным считается положение о том, что энтропия в современном мире имеет тенденцию не просто к возрастанию, но к ускорению возрастания. Информатизация управления, т.е. научная организация педагогического труда является главным фактором успешного противостояния этому явлению XX века. Известно, что две одинаковые системы могут достичь своей цели (конечного состояния) при разных уровнях энтропии (неопределенности), при разных объемах информации, получаемой и используемой за единицу времени. Но в одном случае система функционирует и развивается экстенсивно, в другом же - интенсивно. Экстенсивный характер функционирования предполагает максимальное использование материально-энергетических ресурсов, тогда как интенсивное ставит акценты на использовании нематериальных, т.е. организационно-информационных ресурсов, которые максимум затраты вещества, энергии, времени требуют заменить оптимумом их использования, приводящим, в первую очередь, к экономии и сбережению времени, этого «регулятора производства», «пространства человеческого развития» (К. Маркс), к повышению ценностного отношения ко времени как к непреходящей ценности.

«Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Вся экономия в конечном счете сводится к экономии времени... Стало быть, экономия времени по различным отраслям производства остается первым экономическим законом на основе коллективного производства, это становится законом даже в гораздо более высокой степени» [5, 117].

Цепь «преодоление энтропии системы ■ повышение информативного уровня управления (и вообще увеличение информационной компоненты труда) ■ экономия времени ■ повышение производительности труда» носит характер объективной зависимости. При этом следует иметь в виду, что экономия времени не исчерпывается лишь сбережением времени. Она предполагает (обязательно!) и обеспечение более содержательного его использования. Таким образом, проблема экономии времени должна с информационных позиций пониматься в более многомерном плане (в отличие от

традиционного понимания) и осмысливаться в качестве фундаментального критерия измерения качества педагогических процессов. Это обусловлено категорией напряженности информационного поля, да и вообще всей ин-формдинамической технологией управления.

Проблема «энтропийного времени» способствует осознанию принципиально объективной необходимости войти в «чащу» проблем, связанных с включением в процесс обучения машин в качестве непременного партнера по управлению распределением функций между машиной и человеком в ходе этого управления, т.е. требует осмысления решения социально-психологических проблем системотехники, эргономики в условиях дидакти-ко-методического производства. Решение этих проблем имеет, наряду с научно-теоретическим, большое практическое значение при разработке научно обоснованного как общего, так и конечного проектов курса обучения, общей программы практической дидактико-методической деятельности (В.В. Краевский). «От того, насколько оптимально будет решен вопрос распределения функций между машиной и человеком, во многом зависит надежность работы всей системы в целом» [5, 341]. Не секрет, что в практике обучения иностранным языкам нередко допускается нецелесообразное (а иногда и просто самоцельное) включение технических средств и потому непродуктивное, т.е. не способствующее возникновению системных (эмерджентных) качеств педагогических процессов обучения, полей взаимо-со-действия, усиливающих свободную энергию всех элементов педагогического процесса в целом и способствующих созданию «результирующей структуры» (В.М. Свидерский), «эвристической связи» (М. Минский).

Разработку проблемы распределения функций между человеком и машиной следует осуществлять с учетом и на основе выявленных преимуществ как человека над машиной, так и наоборот - машины над человеком. Человек и машина должны быть поставлены не один после другого, но рядом, определяя, дополняя, усиливая друг друга через компенсацию слабых сторон друг друга, т.е. они должны образовывать противоречивое единство (целостное, диалектическое) двух параметров по управлению (диалог между учителем и машиной и диалог между учеником и машиной). В социологической литературе проведен сравнительный анализ в этом отношении. Его результаты обобщены и представлены в следующей таблице в виде краткого перечня некоторых преимуществ и недостатков человека и машины.

Человек Машина

ПЛЮСЫ 1. Способен решать альтернативы малой вероятности, т.е. отвечать на неожиданные события. Отличается большой сложностью программирования, т.е. трудно предвидеть все возможные случаи и, таким образом, невозможно составить программу, предусматривающую все случайности. МИНУСЫ

2. Способен использовать временные и пространственные восприятия и, таким образом, организовывать незначительные отрывки информации в значительное взаимосвязанное целое. 2. Характеризуется нулевой или очень ограниченной способностью «осознавать». Структура машины должна быть тщательно запрограммирована, что сложно, ввиду того, что существует много различных способов компоновки из различных элементов.

3. Знает различные способы выполнения действий. Может выполнять те же или подобные действия и достигать тех же результатов другими средствами в случае, если отрезали или были нарушены основные средства. 3. Альтернативные способы выполнения действий ограничены. Может совершенно выйти из строя при частичной поломке или нарушении. Неспособна возобновить работу или «исправить ошибку».

МИНУСЫ 4. Обладает ограниченной пропускной способностью, т.е. максимальное количество информации, перерабатываемое им за единицу вре-мени,невелико. 4. Позволяет добиться любой желаемой пропускной способности. ПЛЮСЫ

5. Ввиду утомляемости и рассеивания внимания снижает свою работоспособность в сравнительно короткое время. 5. Ухудшает свое «поведение» лишь спустя значительный промежуток времени.

6. Производит вычислительные операции сравнительно медленно и неточно. 6. Производит вычислительные операции исключительно точно и очень быстро.

Чем выше информационный уровень функционирования системы, т.е.

чем ниже энтропия, тем экономнее она расходует все ресурсы, особенно время. Критерий времени - важнейший критерий полноценного, эффективного управления. Поэтому первостепенное значение имеют такие вопросы, как: чем и как заполнять свое время, на что тратить этот невосполнимый ресурс человеческой жизни. Важность этого вопроса усиливается еще и тем, что человек живет, действует в ограниченном временном пространстве и преступно тратить его попусту, еще преступнее вынуждать это делать детей. Следовательно, «энтропийное время» как параметрическая характеристика управления имеет ярко выраженное аксиологическое содержание. Волевые действия нужны, но плодотворны они только лишь при наличии знания природы вещей, которые попадают в сферу волевых действий «управителя» (и самоуправителя, естественно). Управление, осуществляемое на научной основе, должно гарантировать каждому отдельному элементу системы и системе как целому высокий коэффициент полезного действия, высокую степень полезной отдачи, что возможно лишь на путях интенсификации жизнедеятельности системы-организации, на путях снижения ее энтропии. Опыт многострадального обучения иностранным языкам в школе показывает, что нередко закономерные порывы усложнить и дифференцировать управляющую подсистему (в соответствии с принципом необходимого разнообразия У. Эшби) приводят к появлению избыточных, ненужных, бесполезных звеньев, процедур, действий, операций, т.е. к возрастанию энтропии. Разнообразие продуктивно, если оно сообразуется с законом «сосредоточения функций», занимает в системе совершенно определенное функциональное место и тем самым «работает» на достижение нового целевого состояния системы. Такое разнообразие минимизирует «информационный шум» (снижает энтропию) который образуется от калейдоскопа избыточных действий, операций, бессмысленности их выполнения, от информационной избыточности. Не калейдоскоп, но система способна преодолевать энтропию. В литературе по теории информатики говорят о необходимости в этой связи ввести «презумпцию» общесистемной бесполезности: управленческое звено, процедура, документ считается бесполезным, если не доказано обратное с общесистемной позиции. Установлено также, что если то или иное звено процедуры управления функционально бесполезно, излишне, то улучшение его в пределах локальных целей лишь наносит ущерб всей системе. Даже сформулирован закон, отражающий эту зависимость: чем менее эффективно функционирует излишнее звено, процедура, документ, тем меньший ущерб наносят они всей системе, тем больше приносимый такой процедурой (звеном, документом) ущерб ограничен лишь издержками по его содер-

жанию. Таким образом, произвольно (без знания сути дела) установленное какое-либо локальное управленческое правило (процедура, документ) лишь усиливает общесистемную энтропию. Вот почему любая попытка «локальной рационализации» элементов системы (звеньев, процедур, документов и т.д.) требует предварительной оценки под углом зрения ее общесистемной полезности. Установлено, что отдельные компоненты, взятые сами по себе, автономно, имеют отрицательную ценность или же являются аксиологически пустыми, « гипнонами» [1]. Но будучи включенными в общую систему, теряют ее, обретая богатую аксиологическую содержательность, обретая статус конститутивных элементов системы. Следовательно, негэктропийное понимание сущности управленческих процессов помогает адекватно осмыслить системную суть рационализаторской9 деятельности в сфере управления сложно организованными объектами (а через это и интенсификацию нашего производства): любая процедура прежде всего должна быть направлена на остановку роста, а затем на снижение, преодоление энтропии управления (и, соответственно, функционирования всего производства). Любая рационализация объекта-системы, таким образом, должна соотносится с целевой функцией управления. Антиэнтропийная работа - это работа по систематизации всех типов связей (структурных, функциональных, информационных и др.). Это - самая важная, высокоприоритетная задача в сфере управления, но, к сожалению, в нашей области слабо разработана. При любых трудностях необходимо найти силы для решения этой задачи, что приведет объективно к увеличению пропускной способности каналов прямой и обратной связей, этого главного механизма становления, функционирования, развития и совершенствования (рационализации) объекта-системы.

Литература

1. Анохин П.К. Избранные произведения: Философские аспекты теории функциональных систем. - М., 1978.

2. Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1977.

3. Батищев Г.С. Не деянием одним жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М., 1990. - С. 332.

4. Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Информатизация и управление научно-техническим процессом. - Киев, 1988.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 46. Ч. 1. - С. 117.

6. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. - М.-Л., 1965. - С.341.

7. Seifert Helmut. Information ueber die Information. - Munchen,1968.

8. Суханов А.П. Мир информации ( история и перспективы). М.,1986.

Примечания

1 Термин информдинамика введен в научный оборот Ю.М.Каныгиным по аналогии с термином термодинамика. В основе термодинамики - динамика тепловых систем «под действием огня». В центре внимания этой науки

- «движущая сила» информационных ресурсов как механизм их воздействия на внешний объект.

2 Знание как отражение той или иной стороны объективной действительности выражается в виде идей, (понятий, представлений о каком-то явлении, предмете и т.д.). Знания как живая диалектическая система передаются другим людям, материализуются, существуют в трех формах: 1) «живые» знания (квалификация), знания, не отделяемые от их носителей

- людей и проявляющиеся в опыте, т.е. умении человека осуществлять ту или иную физическую или духовную работу; 2) овеществленные знания, материализованные, «омертвленные» в результатах их конечного использования. Существует четыре формы материализации знаний: техника, технология, материалы и препараты, организационные формы и системы; 3) информация (сообщения), т.е. знания, отчужденные от их первоначального живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями.

3 Информационное общество отличается от индустриального тем, что первое все свои структуры, техническую базу, человеческий потенциал ориентирует на оптимальное превращение знаний в информационный ресурс, в духовный фактор социального прогресса. Переход к информационному обществу означает формирование оптимальных условий накопления информационных ресурсов. Смысловой аспект сообщенных знаний играет в таком обществе главную роль. Использование других форм знаний («живых» и «омертвелых») в решающей мере определяется информационным ресурсом. В индустриальном обществе во главе угла - оптимальное использование материальных ресурсов, поэтому главную роль здесь играют овеществленные (материализованные) знания и квалификация.

4 Sic! Именно «развивательная» цель, а не «развивающая» (как принято обозначать в дидактике), ибо цель не развивает, но направляет.

5 Таким образом совершенно несправедливо редуцировать понятие творчества к изобретению чего-то небывалого или только социально зна-

чимого. По большому счету, истинно значимое социально одновременно должно быть таковым и индивидуально (по законам логики отношения общего - особенного - единичного).

6 Установлено, что в некоторых случаях при ухудшении условий функционирования системы рост добавленной энтропии оценивается как негативное явление, тормозящее продуктивное управление объектом-системой.

7 Дифференциация информационной работы на полезную и бесполезную - достижение системного (неформального) анализа. Та часть информационной работы, которая «теряется» в системе в процессе преодоления энтропии как самого «управителя» так и «внутренней» исходной энтропии объекта, называется бесполезной.

8 Понятия «энтропийное пространство» и «энтропийное время» связаны только с информационными полями (областью отражения материального мира); так как мысль не имеет пространственно-временных границ, то и физическая величина - пространство ^ время не применимы к ней.

9 Слово рационализация происходит от латинского «ratio» ,что означает разум, который призван вскрывать глубинные механизмы любого явления, теоретически его отражать. Так что неразумность, произвол исключаются в процессе рационализации, которая обязывает принимать решения со знанием дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.