Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БЛОГ-КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)'

СПЕЦИФИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БЛОГ-КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ-КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / BLOG COMMUNICATION / VIRTUAL LINGUISTIC PERSONALITY / SPEECH PORTRAIT / LINGUOCULTURAL IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поддубная Наталия Владимировна, Михиенко Светлана Александровна

Цель исследования - разработать алгоритм лингвокультурной идентификации виртуальной языковой личности с целью создания ее речевого портрета. В статье анализируются основные черты виртуальной языковой личности, лексико-семантические и стилистические характеристики блогов, когнитивный и прагматический уровни языковой личности. Исследование выполнено на материале английского языка. Научная новизна заключается в алгоритмизации процесса идентификации виртуальной языковой личности. В результате составлен алгоритм лингвокультурной идентификации виртуальной языковой личности с учётом индивидуальных особенностей этой личности в контексте блог-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF VIRTUAL LINGUISTIC PERSONALITY IN THE CONTEXT OF BLOG COMMUNICATION (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)

The research objective includes developing an algorithm for identification of a virtual linguistic personality with a view to create its speech portrait. The article analyses the basic traits of a virtual linguistic personality, considers lexico-semantic and stylistic features of blogs, examines cognitive and pragmatic components of a linguistic personality. The study is conducted by the material of the English language. Scientific originality of the research involves algorithmization of the process of a virtual linguistic personality identification. The research findings are as follows: the authors develop an algorithm for linguocultural identification of a virtual linguistic personality taking into account its individual peculiarities in the context of blog communication.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БЛОГ-КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.45

Поддубная Наталия Владимировна, Михиенко Светлана Александровна

Специфика идентификации виртуальной языковой личности блог-коммуникации (на

материале английского языка)

Цель исследования - разработать алгоритм лингвокультурной идентификации виртуальной языковой личности с целью создания ее речевого портрета. В статье анализируются основные черты виртуальной языковой личности, лексико-семантические и стилистические характеристики блогов, когнитивный и прагматический уровни языковой личности. Исследование выполнено на материале английского языка. Научная новизна заключается в алгоритмизации процесса идентификации виртуальной языковой личности. В результате составлен алгоритм лингвокультурной идентификации виртуальной языковой личности с yчèтoм индивидуальных особенностей этой личности в контексте блог-коммуникации. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/2/2020/12/45.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 222-225. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.45 Дата поступления рукописи: 21.09.2020

Цель исследования - разработать алгоритм лингвокультурной идентификации виртуальной языковой личности с целью создания ее речевого портрета. В статье анализируются основные черты виртуальной языковой личности, лексико-семантические и стилистические характеристики блогов, когнитивный и прагматический уровни языковой личности. Исследование выполнено на материале английского языка. Научная новизна заключается в алгоритмизации процесса идентификации виртуальной языковой личности. В результате составлен алгоритм лингвокультурной идентификации виртуальной языковой личности с учётом индивидуальных особенностей этой личности в контексте блог-коммуникации.

Ключевые слова и фразы: блог-коммуникация; виртуальная языковая личность; речевой портрет; лингво-культурная идентификация.

Поддубная Наталия Владимировна, к. филол. н. Михиенко Светлана Александровна, к. филол. н., доц.

Ставропольский государственный аграрный университет cherkasovanatas@mail.ru; sam777sam@yandex.ru

Специфика идентификации виртуальной языковой личности блог-коммуникации (на материале английского языка)

Сегодня блог является одним из наиболее популярных жанров блог-коммуникации и представляет собой персональное пространство мультимедийного характера, в котором представлена субъектизированная информация. Характеризуя блог-коммуникацию как специфический вид межличностного взаимодействия, необходимо отметить, что данный вид коммуникации обладает набором характеристик, таких как анонимность, глобальность, условность, мозаичность, гипертекстуальность [1, с. 59], обуславливающих переход сознания на качественно новую ступень абстракции при взаимодействии с виртуальными личностями и позволяющих участнику коммуникации «окунуться» в иную реальность, которая создается самими пользователями, существует в виде текста и мультимедиа только в данный момент и влияет на формирование языковой личности виртуальных коммуникантов [2, с. 102]. Именно поэтому развитие виртуальной блог-коммуникации обусловливает актуальность данного исследования, направленного на изучение поведения языковой личности, погруженной в виртуальную реальность блога, и на выявление изменений, которые эта реальность накладывает на систему речевых жанров и характер языковой личности.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

1) выявить основные черты виртуальной языковой личности и систематизировать лексико-семантические и стилистические характеристики блогов в зависимости от категории модальности;

2) проанализировать когнитивный и прагматический уровни языковой личности с целью выделения основных типов виртуальных языковых личностей в рамках блог-коммуникации;

3) алгоритмизировать процесс идентификации языковой личности в пространстве блогов с целью тех-нологизации и оптимизации процесса распознавания типа языковой личности.

Методами исследования были выбраны: метод лингвистического наблюдения, описательный и сопоставительный методы, а также методы сплошной выборки и контекстуального анализа.

Теоретическую основу исследования составили труды по общему языкознанию Гумбольдта (2000), Якобсона (1985), Мартине (1963), психолингвистике Горелова (2003), Леонтьева (2007), Овчинниковой (2009), лингвокультурологии Воробьёва (1997), Красных (2002), Масловой (2004), Лутовиновой (2009), теории коммуникации Богомоловой (1988), Костомарова (1999), Кашкина (2000), а также исследования в области информационных технологий и интернет-коммуникации Жичкиной (2001), Белинской (2002), Войскунско-го (2004), Асмус (2005).

Практическая значимость работы обусловлена перспективой использования ее результатов при составлении лекционных курсов и практических занятий по лингвокогнитологии, лингвокультурологии, спецкурсов в области теории коммуникации, при проведении семинаров и тренингов по корпоративной коммуникации и прагмалингвистике.

Феномен «языковая личность» является многослойным в силу своей многоаспектности, что значительно усложняет процесс его идентификации [3, с. 89]. В блог-коммуникации данный процесс носит еще более сложный характер, так как, существуя в когнитивном, поведенческом и аксиологическом аспектах, виртуальная языковая личность также представляет собой владение знаниями, умениями и навыками, которые, в зависимости от целей и задач виртуальной коммуникации, основываются на трёх базовых составляющих:

1) энциклопедическая компетенция, которая отражает знания языковой личности о современных информационно-коммуникационных технологиях;

2) лингвистическая компетенция, которая помогает применять те или иные языковые средства для достижения коммуникативных целей;

3) интерактивная компетенция, при которой пользователь коммуницирует в рамках действующих в интернет-среде законов [4, с. 128].

Таким образом, виртуальная языковая личность способна видоизменяться ввиду анонимности и относительно низкого уровня правдивости интернет-коммуникации. Зачастую виртуальная личность предстает «улучшенным прототипом» реальной личности и может существовать в таком виде как временно - при общении с определенной виртуальной личностью, так и постоянно.

В процессе виртуального общения коммуниканты обмениваются не только информацией, но и выражают своё отношение к определенному вопросу, что делает любое сообщение модальным. Функционально-семантическая категория модальности выражает разные виды отношений к действительности. Несмотря на то, что многие исследователи по-разному характеризуют понятие модальности, большинство склонны делить ее на объективную и субъективную. Объективная модальность является неотъемлемой частью высказывания, которая делает возможным предикативное оформление предложения. Категория объективной модальности выражает отношение содержания высказывания к действительности, которое может быть выражено грамматическими, стилистическими и лексическими средствами [Там же, с. 236].

Лексическое оформление блогов характеризуется многообразием тем разноотраслевой направленности, смешением слов, относящихся к различным лексическим слоям, сочетанием профессиональных терминов и разговорных слов, что характеризует специфичность блоггинга [7, с. 342].

В текстах комментариев к постам активно используются междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, выражающие чувства, звукоподражательные слова: wow, hmmm, yum, oh?, uh, pshaw.

Заниженный стиль речи пользователей передаётся употреблением в комментариях сокращений слов и словосочетаний:

AFAIK (As Far As I Know - насколько мне известно) - "Keeping this passion alive is important to the future of the car biz, AFAIK" [8]. / Насколько мне известно, поддержание этого увлечения очень важно для будущего автомобильного бизнеса (здесь и далее перевод выполнен авторами статьи. - Н. П., С. М.);

ppl (people - люди), 4u (for you - для вас) - "I've send a message 4u ppl" [Ibidem]. / Люди, я отправил вам сообщение.

Лексические особенности блогов в большей степени определяются функциями, которые они выполняют. Как правило, цель блога заключается в информировании читателя либо в желании побудить к диалогу [6, с. 49]. Поэтому к основным функциям можно отнести: фатическую, информативную и воздействующую. Отметим некоторые отличительные лексико-стилистические особенности блогов в зависимости от их функций.

Экспрессивность, характерная для текстов блогов, передаётся с помощью лексики экспрессивной семантики: crazy times (безумные времена), spectacular things (потрясающие вещи), amazing array (ошеломляющее множество), tremendous guilt (огромное чувство вины) и др.

Основным лексическим средством достижения экспрессивности текстов блогов являются прилагательные, причастия и наречия с оценочными коннотациями, например: curious (чудной, необычный), intrinsically (по сути, в сущности), unimaginable (невообразимый), unbelievable (невероятный) и др. Именно стилистически окрашенная оценочная лексика эксплицирует воздействующую функцию.

Для усиления экспрессивности, а также для четкого и убедительного представления мысли в текстах блогов используются разнообразные тропы. Традиционным является включение в языковое оформление блогов таких тропов, как сравнение, метафора, парономазия.

Функция воздействия блогов достигается благодаря частотному использованию в текстах блогов сравнений:

Your man should look at you like if you were the last piece of pizza [9]. / Твой парень должен смотреть на тебя так, словно ты последний кусочек пиццы.

You are going to fail, and failing, for me, is as joyful as succeeding [Ibidem]. / Вы потерпите неудачу, а неудача для меня так же радостна, как и успех.

При помощи синтаксических средств блогер воссоздает в тексте индивидуально-авторское оформление высказывания, которое предполагает использование лексических и стилистических единиц данного языкового коллектива. Зачастую авторы прибегают к указанию на невербальные (паралингвистические) средства: смайлы, жесты, мимику (lol - "laugh out loud" (смеяться в голос); holds out a snickers bar you're not you when you 're hungry (протягивает батончик сникерса: «Ты сам не свой, когда голоден»)), а также заглавные буквы и курсив (In a movies starring Ellen De Generes?? WHO COULD HAVE PREDICTED SUCH A THING?? Clown fish sales sky rocketed in 2003, when the original movie Finding Nemo was released [Ibidem]. / В кинокартине с участием Эллен Де Дженерес?? КТО БЫ МОГ ТАКОЕ ПРЕДВИДЕТЬ?? Продажи рыбки-клоуна взлетели до небес в 2003 году, когда в прокат вышел фильм «В поисках Немо»).

Таким образом, в блоговом пространстве эмотивная лексика выполняет несколько функций: апеллятив-ную, эмотивную и фатическую, так как с ее помощью автор блога привлекает внимание виртуальных читателей к той или иной проблеме, а также создает благоприятную атмосферу для общения.

Выделенные лексические, семантические и стилистические характеристики, несмотря на то, что выполняют различные функции, обусловлены жанровой разновидностью блогов. Поэтому в данном исследовании при составлении речевого портрета виртуальной языковой личности начальным этапом стал когнитивный уровень языковой личности.

Как было отмечено ранее, одной из основных целей виртуальной языковой личности являются самопрезентация и самовыражение [5, с. 176]. С другой стороны, входя в виртуальное пространство, языковая личность зачастую пытается изменить свою социальную категоризацию, тем самым ограждая реальную языковую личность от виртуальной. Таким образом, можно говорить о создании виртуальной языковой личности как о механизме психологической защиты. Исходя из этого, на когнитивном уровне мы выделяем два полярных типа поведения: стремление к самопрезентации и повышенному вниманию к собственному, зачастую реальному «Я» и, наоборот, стремление к анонимности и отчуждению репрезентации реального «Я» в виртуальном пространстве.

Следующим уровнем при создании речевого портрета является прагматический, в центре внимания которого лежат цели, которые преследует говорящий в своей речевой деятельности. Одной из особенностей виртуальной коммуникации является тот факт, что личность приобретает большую свободу в выработке коммуникативных стратегий на основе новой системы ценностей. В ходе взаимодействия виртуальная личность получает возможность полного управления впечатлением о себе, что влияет на личностную идентификацию и формирует новый вид личности.

Важной чертой виртуальной языковой личности является взаимодействие двух коммуникативных процессов: во-первых, направленность на себя и желание произвести определенное впечатление на собеседника; во-вторых, виртуальная коммуникация предполагает стремление воздействовать на партнера. Также в связи с такой характеристикой блога, как анонимность, значительно снижается роль психологического и социального риска в процессе общения, что выражается в раскрепощенности актантов коммуникации в процессе общения.

В зависимости от целей и направленности коммуникации нами было выделено несколько типов и подтипов виртуальных языковых личностей в рамках блог-коммуникации, а именно:

1) направленный на себя, который в свою очередь делится на следующие подтипы:

а) имеющий потребность в самореализации в виртуальной среде при недостатке средств для реализации в реальном пространстве;

б) определяющий необходимость творческой реализации реального «Я», возможность презентации своего творческого потенциала;

в) представляющий в качестве цели коммуникации стремление к саморекламе и увеличение популярности своей виртуальной личности в интернет-пространстве;

2) воздействующий на собеседника по коммуникации, к подтипам которого можно отнести следующие:

а) характеризующийся возможностью достижения чувства защищенности путем выплеска агрессии на собеседника; в данном случае коммуникация носит психотерапевтический эффект;

б) подразумевающий в качестве цели речевого взаимодействия виртуальной языковой личности умение выявлять болевую точку собеседника и получение удовлетворения от острой реакции на намеренно искаженную информацию.

Идентификация виртуальной языковой личности актанта блог-коммуникации опирается на создание речевого портрета, учитывающего систему ценностей виртуальной картины мира и цели речевой деятельности участников коммуникации в виртуальном пространстве. Алгоритмизация процесса идентификации виртуальной языковой личности позволяет выделить типы виртуальных языковых личностей и оптимизировать процесс распознавания диагносцирующих пятен, релевантных для создания речевого портрета. Поэтому в процессе исследования нами был разработан словесный способ записи алгоритма, который характеризуется тем, что описание осуществляется с помощью слов. Содержание последовательности этапов выполнения алгоритмов записывается на естественном профессиональном языке предметной области в произвольной форме.

Первый этап алгоритма предполагает фильтрацию характеристик, присущих интернет-коммуникации в целом, а именно анонимности, условности, глобальности, мозаичности и гипертекстуальности. Данный этап необходим для того, чтобы пользователь, погружаясь в виртуальную среду, учитывал особенности данного пространства и нормы и законы речевой деятельности, действующие в нем.

Далее следует этап анализа языковых характеристик интернет-коммуникации. Мы установили, что при создании речевого портрета виртуальной языковой личности следует нивелировать анализ лексико-семанти-ческого уровня, куда входит использование вербальных средств общения ввиду принадлежности этих особенностей к общим характеристикам блога как жанра интернет-коммуникации.

На следующем уровне пользователь непосредственно приступает к созданию речевого портрета виртуальной языковой личности. Как было отмечено ранее, идентификационные черты виртуальной языковой личности в пространстве блог-коммуникации проявляют себя на когнитивном и прагматическом уровнях, так как именно там заложена картина мира говорящего и цели его речевой деятельности. На заключительном этапе предполагается выработка стратегий поведения, которые варьируются в зависимости от типа виртуальной языковой личности.

В нашем исследовании мы не ставили задачу подробно описать возможные реакции на выделенные нами типы языковых личностей в виртуальном пространстве, однако следует отметить, что тип языковой личности, основной функцией которого является воздействие на собеседника, вне зависимости от подтипа представляет потенциальную опасность для партнера по коммуникации. В данном случае следует пресечь попытки воздействия и скорректировать коммуникативную стратегию. В отличие от вышеупомянутого, второй тип, целью которого является самовыражение в виртуальном пространстве, не несет в себе опасности для собеседника, так как не стремится каким-либо образом повлиять на когнитивный или прагматический уровень партнера по коммуникации. Выделенный нами алгоритм идентификации виртуальной языковой личности предполагает четыре этапа анализа, каждый из которых направлен на сужение релевантных для составления речевого портрета характеристик, что в конечном итоге способствует отнесению рассматриваемой виртуальной языковой личности к определенному типу с последующей разработкой коммуникационной стратегии.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В нашем исследовании были выявлены основные черты виртуальной языковой личности, систематизированы лексико-семантические и интонационные характеристики блогов в зависимости от категории модальности. Также проанализированы когнитивный и прагматический уровни языковой личности и выделены основные типы виртуальных языковых личностей в рамках блог-коммуникации. Кроме этого, нам удалось алгоритмизировать процесс идентификации языковой личности в пространстве блог-коммуникации.

Перспективу дальнейших исследований в этой области мы видим в исследовании лингвокультурологи-ческих особенностей идентификации виртуальной языковой личности на основе других виртуальных жанров передачи лингвокультурной информации.

Список источников

1. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55-67.

2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дисс. ... к. филол. н. Волгоград, 2001. 212 с.

3. Гермашева Т. М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингвокогнитивный аспект: дисс. ... к. филол. н. Ростов н/Д, 2011. 176 с.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.

5. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 496 с.

6. Михиенко С. А., Зорина Е. Б., Поддубная Н. В. Глобальные стилистические изменения экспрессивности публичного общения на рубеже столетий. Ставрополь: Параграф, 2019. 64 с.

7. Поддубная Н. В., Морозова А. А. Национально-культурные факторы и их влияние на типологию корпоративной коммуникации // Информационное общество и стратегические векторы развития региональных производственных систем. Ставрополь: АГРУС, 2019. С. 341-344.

8. General Motors [Электронный ресурс]: blog. URL: https://prcouncil.net/resources/gm-fastlane-blog-a-corporate-giant-fights-back/ (дата обращения: 15.10.2020).

9. Tumblr [Электронный ресурс]: microblog. URL: https://www.tumblr.com/explore/trending (дата обращения: 25.08.2020).

Identification of Virtual Linguistic Personality in the Context of Blog Communication (by the Material of the English Language)

Poddubnaya Natalia Vladimirovna, PhD Mikhienko Svetlana Alexandrovna, PhD

Stavropol State Agrarian University sam 777sam@yandex. ru; cherkasovanatas@mail. ru

The research objective includes developing an algorithm for identification of a virtual linguistic personality with a view to create its speech portrait. The article analyses the basic traits of a virtual linguistic personality, considers lexico-semantic and stylistic features of blogs, examines cognitive and pragmatic components of a linguistic personality. The study is conducted by the material of the English language. Scientific originality of the research involves algorithmization of the process of a virtual linguistic personality identification. The research findings are as follows: the authors develop an algorithm for linguocultural identification of a virtual linguistic personality taking into account its individual peculiarities in the context of blog communication.

Key words and phrases: blog communication; virtual linguistic personality; speech portrait; linguocultural identification.

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.12.46 Дата поступления рукописи: 20.10.2020

Цель исследования - выявить средства реализации прагматического потенциала медиатекстов на немецком языке, посвященных актуальной в настоящее время теме борьбы с коронавирусной инфекцией. Анализ контента современных дискурсивных практик (постеры, публикации, наклейки) по данной тематике позволяет рассмотреть особенности изображения активных участников данного процесса. Научная новизна заключается в выделении объектов героизации в немецкоязычных медиатекстах по теме борьбы с коронавирусной инфекцией и описании средств реализации данной коммуникативной стратегии. В результате исследования выделены коммуникативные тактики, способствующие реализации исследуемой стратегии, а также определена роль изобразительного ряда в этом.

Ключевые слова и фразы: немецкоязычные медиатексты; коммуникативная стратегия героизации; коммуникативная тактика; дискурсивные практики; прагматический потенциал.

Полуйкова Светлана Юрьевна, к. пед. н., доц.

Омский государственный педагогический университет 5_poluikova@mail.ru

Реализация коммуникативной стратегии героизации в современных дискурсивных практиках в немецкоязычном медиапространстве (на материале темы COVID-19)

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью медиапространства в формировании картины мира, интересом исследователей к современным дискурсивным практикам, быстро реагирующим на изменения в современном мире, к изучению средств реализации их прагматического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.