Научная статья на тему 'Специфика идеалообразования в городской художественной культуре'

Специфика идеалообразования в городской художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская художественная культура / идеал / идеальный город / городские идеалы / городское искусство / urban artistic culture / ideal / ideal city / urban ideals / urban art

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — А. А. Ситникова

Актуальность исследования связана с интенсивностью развития современной художественной культуры, в частности в провинциальных и относительно молодых городах. Сегодня во многих из них возникает все больше культурных институций, создается все больше произведений уличного искусства, наряду с традиционными формами городской скульптуры развивается паблик-арт и т.п. Таким образом, в современном городе развиваются новые, интереснейшие культурные практики. В статье представлены результаты концептуального и культурфилософского исследования особенностей городской художественной культуры, начиная от определения данного понятия через концепцию культуры как пространства идеалообразования, заканчивая выявлением художественного потенциала городской культуры, который может быть явлен в произведениях искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Ideal Formation in Urban Artistic Culture

The study relevance is related to the intensity of the development of modern urban artistic culture, in particular in provincial and relatively young cities: today in many cities more and more cultural institutions are emerging, more and more works of street art are being created, public art is developing along with traditional forms of urban sculpture, etc. Thus, new, interesting cultural practices are developing in a modern city. The article presents the results of a conceptual and cultural-philosophical study of the characteristics of urban artistic culture, starting from the definition of this concept through the concept of culture as a space of ideal formation, ending with the identification of the artistic potential of urban culture, which can be revealed in works of art.

Текст научной работы на тему «Специфика идеалообразования в городской художественной культуре»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2024 17(1): 68-83

EDN: DKDIUV УДК 75.03

Specifics of Ideal Formation in Urban Artistic Culture

Aleksandra A. Sitnikova*

Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation

Received 01.12.2023, received in revised form 10.12.2023, accepted 18.12.2023

Abstract. The study relevance is related to the intensity of the development of modern urban artistic culture, in particular in provincial and relatively young cities: today in many cities more and more cultural institutions are emerging, more and more works of street art are being created, public art is developing along with traditional forms of urban sculpture, etc. Thus, new, interesting cultural practices are developing in a modern city. The article presents the results of a conceptual and cultural-philosophical study of the characteristics of urban artistic culture, starting from the definition of this concept through the concept of culture as a space of ideal formation, ending with the identification of the artistic potential of urban culture, which can be revealed in works of art.

Keywords: urban artistic culture, ideal, ideal city, urban ideals, urban art.

Research area: theory and history of culture, art.

Citation: Sitnikova A.A. Specifics of ideal formation in urban artistic culture. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2024, 17(1), 68-83. EDN: DKDIUV

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: sem_dobrianka@mail.ru

Специфика идеалообразования в городской художественной культуре

Александра А. Ситникова

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск

Аннотация. Актуальность исследования связана с интенсивностью развития современной художественной культуры, в частности в провинциальных и относительно молодых городах. Сегодня во многих из них возникает все больше культурных институций, создается все больше произведений уличного искусства, наряду с традиционными формами городской скульптуры развивается паблик-арт и т.п. Таким образом, в современном городе развиваются новые, интереснейшие культурные практики. В статье представлены результаты концептуального и культурфилософского исследования особенностей городской художественной культуры, начиная от определения данного понятия через концепцию культуры как пространства идеалообразования, заканчивая выявлением художественного потенциала городской культуры, который может быть явлен в произведениях искусства.

Ключевые слова: городская художественная культура, идеал, идеальный город, городские идеалы, городское искусство.

Научная специальность: 5.10.1 - теория и история культуры, искусства (культурология).

Цитирование: Ситникова А. А. Специфика идеалообразования в городской художественной культуре. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2024, 17(1), 68-83. EDN: DKDIUV

Введение

В современной науке понятие «городская художественная культура» находится в процессе разработки и введения в исследовательское научное пространство. Очевидно, что художественные процессы, происходящие в современных городах, находятся в фокусе внимания не только ученых XXI века, но и городских менеджеров, практиков, граждан, так как современные жилые кварталы, включающие в себя художественную составляющую - культурные пространства, галереи, уличные площадки для презентации произведений искусства, - проектируются более тщательно, а следовательно, и стоимость квадратного метра жилья в таких районах значительно повышается; к феномену «уличного искусства», «стрит-арта» или «паблик-арта» наблюдается повышенное внимание со стороны многих людей, прожи-

вающих в городах: граждан интересует сама возможность создания произведений искусства, визуальных высказываний в уличном пространстве, а также кажущаяся простота и доступность создания таких публичных высказываний. В Национальном корпусе русского языка словосочетание «городская культура» встречается с 1913 г., то есть является молодым, а словосочетание «городская художественная культура» пока еще не встречается, хотя отдельные исследователи начали серьезную работу по осмыслению этого феномена и описанию содержания данного понятия. Необходимость существенного определения понятия «городская художественная культура» также связана с тем, что с конца XIX века (или ранее) запущен процесс формирования общества «модерна», отличного от традиционного общества, а возникновение города и особой его культуры связано с поис-

ком человечеством новых форм жизни, более удобных и комфортных, чем существовавшие в традиционной культуре. Описание и исследование понятия «городская художественная культура» необходимы для изучения одной из значимых граней современной формы жизни людей в больших и малых городах. Цель настоящего исследования - дать системное определение понятию «городская художественная культура» и описать специфику этой культуры. Согласно теории Д. В. Пивоваро-ва, культура понимается как пространство идеалообразования, а соответственно, художественная культура (в теории Н. П. Копце-вой и В. И. Жуковского) - как пространство создания идеалов в художественной форме. В таком случае определение специфики городской художественной культуры может быть найдено через описание особенностей идеалообразования в этом пространстве.

Материалы

и методология исследования

В качестве методологической основы исследования выступила концепция идеального Д. В. Пивоварова (Pivovarov, 2012), теория изобразительного искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой (Zhukovskiy, Koptceva, 2004) и концепция сакрального А. А. Медведева (Medvedev, 1999). Материалом для изучения городской художественной культуры стали произведения искусства разных видов и жанров, фиксирующие своеобразие городского эстетического идеалообразования, а также эмпирически доступный материал для исследования - произведения городской художественной культуры Красноярска.

Обзор литературы

Базовые философские и социологические исследования такого феномена, как город, появляются на рубеже Х1Х-ХХ вв. одновременно с процессом формирования общества «модерн» - индустриального, ориентированного на постоянные инновационные трансформации и преобразования, запускающего активные урба-низационные процессы. В частности, эссе Г. Зиммеля «Большие города и духовная

жизнь», впервые опубликованное в 1903 г. (Simmel, 2002), и книга М. Вебера «Город», изданная в 1921 г. (Weber, 2017). На протяжении XX в. к феноменологии, социологии, истории городов обращались многие зарубежные - Р. Парк, Э. Бёрджесс, Л. Уилт, А. Лефевр и др. (Sertakova, 2013) - и российские исследователи. Один из наиболее авторитетных среди них - В. Л. Глазычев (Glazichev, 2011).

Непосредственно один из первых вариантов определения понятия «городская художественная культура» предложен в докторской диссертации Г. Е. Гун: «Строение художественной культуры города подобно структуре художественной культуры. Поэтому она может быть представлена как самоорганизующаяся совокупность инсти-туциализированных и неинституциали-зированных форм деятельности по производству, сохранению и воспроизведению художественных ценностей - как на уровне личности, так и на уровне города. Структурообразующим элементом художественной жизни города являются социальные институты в их материализованной форме: учреждения культуры и искусства, научные учреждения и учебные заведения, творческие союзы и организации, кружки и студии. Художественная культура города как система имеет индивидуальную конфигурацию институционального и идеацио-нального измерений, поскольку в каждом городе свои традиционные предпочтения и история институций художественной культуры» (Gun, 2014: 88). Таким образом, для определения городской художественной культуры автор придерживается аксиологически-институционального подхода, раскрывая специфику городской художественной культуры через деятельность тех институций, которые обеспечивают ее существование. В целом стоит согласиться с эвристичностью данного подхода, однако следует предположить, что не все художественные ценности являются идеалами, эталонами, а только избранные, особо почитаемые, имеющие особую значимость для носителей данной культуры и не имеющие такой значимости для носителей другой

культуры. Также представляется значимым уточнить и назначение институций, которые материализованы в виде культурных, научных, образовательных и общественных организаций. Не все номинально определенные институции реально выступают «держателями» процессов идеалообразования, возможно, что некоторые из них выполняют иные функции, в том числе, скорее, менеджерски-управленческие, не учитывающие специфику художественных культурных практик.

Базовой для настоящего исследования выступает теория идеального Д. В. Пиво-варова, согласно которой многочисленные определения культуры могут быть сведены к единому емкому определению «культура - это пространство идеалообразования» (Pivovarov, 2012: 93). Поскольку «городская художественная культура» является одной из разновидностей культуры вообще, постольку данная теория выступает отправной точкой для настоящего исследования.

Теория современного искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой, изложенная в «Пропозициях теории изобразительного искусства» (Zhukovskiy, Koptceva, 2004) и «Теории изобразительного искусства» (Zhukovskiy, 2011), выступает основой для определения специфики городской художественной культуры как разновидности городской культуры вообще.

Опора на определение культуры как идеалообразование позволяет выделить сущностную специфику культурных практик и процессов, а также выстраивать понимание различных культур в зависимости от особенностей процесса идеалообразова-ния.

Результаты исследования

Первый шаг настоящего теоретического исследования связан с необходимостью определения понятия «городская художественная культура».

Изначально рассматривая данное понятие как составное, выявим определение основного термина. Понятие «культура» весьма многогранно, исследователи предлагают десятки вариантов определений,

но в теории Д. В. Пивоварова предложено синтетическое определение, которое выступит базовым в контексте настоящего исследования. Исследовав десятки интерпретаций понятия, Д. В. Пивоваров приходит к выводу о том, что культура - это идеалообразующая сторона жизни людей, т.е. предполагающая создание, сохранение, воспроизводство и трансляцию идеалов, эталонов, норм, ценностей, которые в данной культуре особым образом почитаются.

Изучение различных толкований понятия «город» позволяет зафиксировать следующие специфические характеристики феномена как особенного пространства совместного проживания людей:

• город - это крупный населенный пункт с высокой плотностью населения (например, не менее 50 тысяч человек, как это определено в законе «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края»);

• город - это определенный территориальный локус со специфическим географическим размещением, природным климатом и ландшафтом;

• город - это место сосредоточения промышленной и культурной деятельности людей, которые заняты преимущественно (свыше 75 % трудящегося населения) не сельским трудом, а торговлей, промышленностью, сферой услуг. Иногда характер деятельности жителей поселения оказывает большее влияние на определение его статуса в качестве города: например, согласно закону «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края» в случае, если поселение является сосредоточением особенно значимой промышленной деятельности, а большая часть населения работает на градообразующем предприятии, то это поселение получает статус «города», даже если на его территории проживает менее 50 тысяч человек;

• город имеет особый правовой статус, а также собственную систему управления;

• с религиозной точки зрения город имеет собор, где размещена кафедра епископа;

• город - это искусственная среда, отличная от природной. В первую очередь город имеет архитектурное оформление, организованное высотными жилыми строениями, культовыми сооружениями и зданиями, имеющими высокую культурную ценность;

• город - это пространство денежной культуры, где естественные процессы товарообмена замещены символическими финансовыми процессами.

Таким образом, городская культура -это процесс идеалообразования, организованный специфическим городским, урбанистическим способом, отличающимся от негородского/неурбанистического способа.

Интеграция понятия «городская культура» с понятием «художественная» позволяет дать два варианта интерпретации этой смысловой конструкции.

Первый вариант связан с процессом идеалообразования, т.е. создания, сохранения, воспроизводства и трансляции идеалов, содержащих эталоны урбанистической среды, выраженные в художественных формах. В этом варианте «городская художественная культура» - это комплекс идеалов, эталонов, включающих представление об идеальном городском пространстве; поиск, формирование и культивирование эталона идеального города художественными средствами.

Второй вариант предполагает, что городская художественная культура - это система, где форма и содержание идеалов, эталонов, норм, ценностей представлены особенными - урбанистическими (городскими) - способами. В данном случае это комплекс идеалов, эталонов, выраженных в форме произведений искусства, где создание, сохранение, трансляция, воспроизводство, культивирование и постижение идеалов, эталонов происходит в специфически городских (урбанистических) художественных формах идеалов - например, уличного искусства, городской скульптуры и паблик-арта, а также отдельных жанрах изобразительного искусства - городского пейзажа и т.п.

Соответственно, логической противоположностью понятия художественной городской культуры выступает понятие «городская нехудожественная культура», где создание, сохранение, воспроизводство и трансляция идеалов осуществляется вне художественных форм и практик, например, через качественное жилищное строительство, через развитые политические практики, в том числе городского самоуправления, через соответствующие мировому уровню сервисы и т.п. До известной степени логической противоположностью городской художественной культуре может выступать, например, сельская художественная культура, связанная с традиционным образом жизни человека до появления большого количества городских поселений или сегодня существующая вне урбанизированных пространств.

Таким образом, художественность городской культуры означает наличие двух видов художественных практик:

1) эстетическое оформление идеалов урбанистической среды - идеал города в художественной форме;

2) эстетическое оформление идеалов в урбанистической форме - идеалы горожан или городские идеалы в художественной форме.

В современном мире города имеют различные формы, городом называют зачастую очень далекие друг от друга пространства (например, небольшое уральское индустриальное поселение, расположенное вокруг единственного градообразующего производства, существенно отличается от Милана как мирового центра креативных индустрий), поэтому нет смысла говорить о «городе вообще», но нужно исследовать конкретную городскую художественную культуру. Для такого реального разнообразия современных городов невозможно выстроить единое универсальное понятие города. Например, задачу определять, какое поселение является городом, а какое нет, берет на себя национальное или муниципальное законодательство, а нормативно-правовые признаки существенно отличаются от региона к региону.

Специфика художественного в городской культуре

Художественная форма - это форма произведения, которая обладает потенциалом вызвать (задать) игровой процесс создания художественного образа как игрового отношения между произведением-вещью и реципиентом (зрителем) (Zhukovskiy, Koptceva, 2004).

Зачастую специфику городской художественной культуры формирует наличие коллективной рецепции, что предопределяет выбор мастеров (мастера), которые могут работать с коллективной рецепцией, или художественного материала, ориентированного на коллективную рецепцию. В качестве художественного материала выступают:

1) городской ландшафт, городские ло-кусы;

2) изначально нехудожественные пространства;

3) люди как жители города или как находящиеся в городе;

4) специально созданные городские пространства, предназначенные для художественного, а не иного творчества.

В настоящее время эти городские художественные пространства имеют специализацию: для художников, для музыкантов, для театров и т.д.

Таким образом, специфика городской художественной культуры заключается в том, как и где организованы места встречи с произведениями искусства. Действительно, в рассматриваемой как противоположность сельской культуре время и место встречи с произведениями искусства организованы совсем иным образом: в повседневной жизни человек встречается преимущественно с произведениями декоративно-прикладного искусства, в то время как пространства для встречи с произведениями искусства, не имеющими утилитарной функции, крайне редки, если вообще возможны. В городе, наоборот, все специально организовано так, чтобы встреча человека с произведением искусства случалась в лучшем случае ежедневно: в средневековых городах, где не было

выставочных залов и музеев, главным произведением города всегда выступали городские кафедральные соборы, которые ориентировали человека в повседневной жизни, эстетически оформляли идеалы городской жизни в архитектурно-художественной форме. Позднее образ многих городов оказался неразрывно связан с архитектурным образом центрального собора или культового религиозного памятника - как, например, неразрывно связан образ Парижа с образом собора Парижской Богоматери, образ Москвы с образом собора Покрова на Рву, образ Красноярска с образом часовни Параскевы Пятницы, закреплению которого способствовало тиражное размещение данного образа в профанной среде - на десятирублевой купюре. В современном городском пространстве получили оформление самые разные варианты мест встречи с произведениями искусства: 1) улицы города, где с произведениями искусства можно столкнуться в виде архитектуры, произведений стрит-арта, городской скульптуры, в виде перформансов на городских фестивалях и других менее распространенных формах; 2) пространства, специально созданные для встречи горожан и произведений искусства в городской среде, - музеи, выставочные и концертные залы, театры, кинотеатры, культурные центры и другие пространства. То есть одно из принципиальных отличий города от сельской местности или от поселений внутри традиционной аграрной культуры заключается в том, что в городе появляется сама возможность свободной встречи человека с произведениями искусства.

Согласно теории изобразительного искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой, художественное пространство - это игровое пространство (сфера действия и взаимодействия) диалога между реципиентом и произведением-вещью, в ходе которого создается художественный образ. Художественный образ существует столько, сколько длится этот диалог. (Zhukovskiy, Koptceva, 2004). В этом смысле специально организованные художественные пространства могут утратить свойство быть художественным пространством или, на-

оборот, городское пространство становится художественным городским пространством, если в нем разворачивается этот игровой диалог.

Как правило, развитая городская художественная культура предполагает наличие экспертных институций, которые обеспечивают бытие идеалообразующей стороны жизни города и способствуют ее развитию. В самом развитом виде эти экспертные институции представляют три разных типа:

• знаточеские институции - сообщества любителей, знатоков и экспертов в области городской художественной культуры, способных считывать знаки произведения-вещи;

• исследовательские институции - университетские кафедры, научно-исследовательские институты, исследовательские отделы музеев, объединяющие профессионалов в области городской художественной культуры, владеющих эмпирическими и теоретическими методами для ее изучения;

• майевтические институты - административные институты, способствующие организации мест встречи горожан с произведениями городской художественной культуры; креативные экскурсоводы, ориентирующие зрителя в мире городской художественной культуры и др.

Возможно, что эти экспертные институции также участвуют в создании коллективной рецепции, когда процесс идеалообразования приобретает значимо коллективный характер.

Урбанистическая форма равна культурной, спецификой которой является создание идеалов, эталонов, норм и ценностей города исторически и актуально логически, содержание и оформление этих идеалов определяет своеобразие конкретной городской культуры.

Для создания этих форм идут в том числе такие процессы, как первичное использование материалов, создание технических и социальных коммуникаций, формирование городского управления и самоуправления, которых не было в сельской местности и которые пришли туда из города и т.д.

Если формирование идеалов, эталонов, норм и ценностей производится в художественных практиках и художественно оформляется, то это и есть урбанистическая художественная форма.

Согласно Д. В. Пивоварову, «Идеал как всякий знак имеет телесную оболочку и сверхчувственное значение. Поэтому культуру как идеалообразующую грань человеческой жизни неправомерно подразделять на некие материальную и духовную культуры (...). В отличие от обычного знака идеал ценен не только своим значением, но и телесным воплощением» (Pivovarov, 2012: 110). Идеал двойственен - он имеет материально-чувственную и духовно-символическую стороны. Следовательно, идеалы городской художественной культуры также двойственны. Они явлены материально-чувственно и одновременно дешифруются как «дух города», «символ города», «идеальный образ города» и т.п.

Появляются носители культуры, которые постигли материально-чувственное явление города с духовной, идеальной, символической стороны:

а) мастера;

б) реципиенты (наблюдатели, собеседники, сотворцы), в том числе профессионально подготовленные (знатоки, исследователи, майевтики).

В качестве поясняющего примера можно вспомнить историю о том, как Павел Стефанович Федирко - первый секретарь Красноярского краевого комитета КПСС (с 1972 по 1987 гг.), планируя превратить Красноярск в город высокой культуры, понимал, что для того, чтобы пригласить работать в Красноярск ведущих мастеров страны - оперных исполнителей, композиторов, балетмейстеров, музыкантов и других профессионалов, -сначала нужно отстроить культурную инфраструктуру -здание Театра Оперы и Балета, Большой концертный зал, Красноярский культурно-исторический музейный комплекс; подготовить образовательное пространство для воспитания молодых кадров - Институт искусств, Дворец пионеров и т.д. То есть у специалистов в сфере культуры и искус-

ства, постигших двойственную природу идеального, развиваются повышенные требования к качеству городской среды, для них наличие развитой городской среды предполагает наличие и функционирование развитых форм городской художественной культуры.

Можно зафиксировать историческое и логическое начало городской художественной культуры: в широком смысле это эпоха модерна рубежа XIX-XX веков, в узком - история рождения городской художественной культуры, определяемая историей развития каждого уникального города.

У истоков городской художественной культуры стоят художники-пророки, художники-реформаторы, художники-миссионеры и художники-святые. Данная классификация может быть применима по отношению к городской художественной культуре наподобие схемы, предложенной А. А. Медведевым по отношению к формированию идеалов в системе религиозных практик (Medvedev, 1999).

Художники-пророки создают такие художественные образы, которые обозначают новый путь в развитии художественной культуры города. Зачастую их идеи оказываются недооцененными современниками, так как те идеалы, которые формируются в произведениях художников-пророков, новые, оригинальные, не имеющие адептов в уже оформившейся культурной картине мира.

Художники-реформаторы как последователи художников-пророков предлагают конкретные меры реконструкции городской художественной культуры, формируя новую культурную картину мира и утверждая право на существование новых идеалов в культурном пространстве.

Художники-миссионеры способствуют массовому распространению новых идеалов в городской художественной культуре, не создавая принципиально новых эталонов, ценностей и образцов. Их деятельность очень важна для утверждения новых идеалов городской художественной культуры в жизни горожан.

Художники-святые культивируют в своей художественной деятельности выс-

шие идеалы художественной культуры, не требуя поддержки зрителей для постоянного воспроизведения своей деятельности.

Появление городской художественной культуры можно зафиксировать в некий исторический момент:

1) появление мастера (пророка, реформатора, миссионера, святого);

2) наличие и отбор материала, наделение его художественными качествами;

3) создание произведений искусства как «вещей»;

4) наличие реципиентов (наблюдателя, собеседника, сотворца), в том числе сам мастер может выступить так называемым эталонным реципиентом, которые способны вступить в игровое отношение с произведением-вещью и создавать художественный образ в соответствии со своими потребностями в этом образе.

Чуть позже происходит оформление институций городской художественной культуры, поскольку идеалы городской культуры, явленные в художественных формах, обладают особенной заразительностью и решают соответствующие задачи города.

Как уже было сказано, рождение городской художественной культуры происходит в эпоху модерна - на рубеже XIX-XX вв. В это время появляется один из первых трудов по философии города Г. Зиммеля «Большие города и духовная жизнь» ^тте1, 2002). В этом эссе помимо описания основных особенностей жизни людей в городе зафиксирована важная культурная характеристика восприятия города. С одной стороны, успех урбанизации общества был предопределен новыми большими возможностями, которые давали города человеку -новый уровень комфорта и уюта в жизни, защита от сложностей жизни в сельских природных условиях, быстрые и простые коммуникации и т.д. С другой стороны, сразу были осознаны духовные проблемы жизни в больших городах, то, что Г. Зим-мель назвал блазированностью человека -огромное разнообразие всяческих моделей жизни (домашний уют, новые формы досуга, ночная жизнь и развлечения и т.п.) при-

тупило способности человека испытывать сильные чувства по отношению к чему-либо, развило равнодушие в горожанах.

Важно, что эта амбивалентность городской жизни моментально была считана и зафиксирована художниками начала XXI в. В городских произведениях искусства (либо размещенных на улицах города и поэтому городских, либо подразумевающих в своей основе городскую тематику, визуализацию отдельных аспектов понятия «город») с начала XX в. визуализируется неоднозначное отношение к городу - с одной стороны, художники выявляют то, ради чего были созданы города - возможности построить новую жизнь, отказавшись от старых правил, норм и традиций, которые существовали в традиционной культуре и начали мешать, препятствовать естественному развитию и течению жизни; с другой стороны, художники начинают проявлять негативные аспекты жизни города, изображая городское пространство

как лишенное идеалов или возможности увидеть духовную суть идеалов, потому что она страшна и неприятна для человека. То есть пространство города своим комфортом и уютом скрывает страшную и неприятную правду о жизни от людей, живущих в нем. Возможно, город - это и есть конструкт в человеческой культуре, созданный для того, чтобы скрыть страшную и драматическую правду естественной жизни от человека, а художники иногда создают весьма тревожные произведения, становятся теми, от кого эта страшная правда жизни оказалась не сокрыта, несмотря ни на что.

Например, художник Р. Кент, который провел свои ранние годы в Нью-Йорке, создавая рисунки города в качестве газетного иллюстратора. В одной из его редких графических работ с видом города - «Ком-мьютеры» (рис. 1) - он изображает людей, которые добираются из дома на работу: небоскребы занимают практически все художественное пространство, а арка для входа

Рис. 1. Р. Кент. Коммьютеры. Обложка журнала «Life» в декабре 1923 г. Fig. 1. R. Kent. Computers. The cover of the magazine "Life" in December 1923

в глубины одного из них изображена как створка печи, которая проглатывает реко-подобную безликую и безличностную массу рабочих как топливо. Ассоциация с печью дополняется клубами испускаемого зданием пара или дыма. Художнику в индустриальном городе открывается негативная сторона - обезличивание человека и превращение в материал для поддержания жизни самого города, чье существование более значимо, чем индивидуальное. Неудивительно, что сам Р. Кент известен бегством от городской цивилизации к дикой и практически первозданной природе - на Аляску, в Тьера-дель-Фуэго или в Гренландию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобный лик города открывался и немецким экспрессионистам, для которых этот образ был центральным и в живописи, и в кинематографии, и в поэзии: город они рассматривали как живое существо, чудовище, у которого есть свой коварный план по отношению к человеку - питаться его силами и энергией, чтобы индустриально-

электрическая жизнь протекала в этом пространстве с особенной мощью. Экспрессионисты зачастую изображали в своих картинах ночной город с электрическим освещением: человек спит, а бодрствует только сам город, выглядящий довольно зловеще (рис. 2).

И, наоборот, существуют произведения, которые подчеркивают новые идеалы жизни, которые возникают в городском пространстве - например, свобода передвижения, перспективы развития, возможность создания нового, новая роль женщины в обществе и т.д., как на картине Ю. Пименова «Новая Москва» (рис. 3).

В начале XX в., когда появляется необходимость интенсивного жилищного строительства для того, чтобы способствовать процессам урбанизации (расширить возможности существующих городов принять новых горожан на своих территориях, а также построить значительное количество новых городов), целый ряд ар-

Рис. 2. Людвиг Майднер. Горящий город. 1913 Fig. 2. Ludwig Meidner. The burning city. 1913

Рис. 3. Ю. Пименов. Новая Москва. 1936 Fig. 3. Yu. Pimenov. New Moscow. 1936

хитекторов - Ле Корбюзье, В. Гроппиус, Л. Мис ван дер Роэ и другие - работают над созданием концепции жилой архитектуры для новых модернистских городов, первыми проектами массового жилищного строительства (рис. 4). При проек-

тировании жилищной архитектуры эти творцы придерживаются идеальных представлений о городе как пространстве новой свободы - свободы рабочих от господ, независимости женщин от мужчин и т.д. Изначально они относились к созданию

Рис. 4. Гроппиус В. Жилой комплекс в районе Сименсштадт под Берлином. 1929-1934 Fig. 4. Groppius V. Residential complex in the area of Siemens near Berlin. 1929-1934

жилой архитектуры как к созданию произведений искусства, которые будут отвечать новым идеалам городской культуры - пространство равных возможностей для людей, что было воплощено в равных типовых ячейках многоквартирных домов, и лишь впоследствии эти проекты превратились в стандартизированное городское жилищное строительство, в котором перестал чувствоваться свет идеала.

В XXI в. сформировалось множество самых разных городов, каждый из которых является центральным местом для своего региона, для определенной географической зоны, поэтому сложно говорить о городской художественной культуре вообще - корректнее рассматривать особенности городской художественной культуры на примере отдельных городов. Более того, в каждой стране сложилось свое представление о том, какого рода пространство совместной жизни людей можно именовать городом, а какое нет.

В Российской Федерации город определяется и выделяется законодательством субъектов РФ, которое выделяет города двух типов - областного (краевого) и районного значения. Например, в Законе Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края» в ст. 6 дано следующее определение краевого города: «Краевой город административно-территориальная единица, не входящая в состав других административно-территориальных единиц, состоящая из городского населенного пункта с численностью населения не менее пятидесяти тысяч человек и являющаяся промышленным и культурным центром, либо указанного городского населенного пункта и входящих в его состав в административно-территориальном отношении одной или нескольких территориальных единиц. В исключительных случаях к краевому городу могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего

развития и роста численности населения. Административная граница краевого города совпадает с границами городского округа» (Об административно-правовом устройстве Красноярского края, 2010)1.

Художественный потенциал городской культуры, в частности красноярской, может быть рассмотрен в соответствии со следующими параметрами.

1. Природа, климат и ландшафт городского пространства. Соответственно, существуют художественные произведения, где произошло эстетическое оформление этих качеств. В красноярской художественной культуре именно природный ландшафт часто становится материалом для эстетического оформления в знаковые образы города - прежде всего это Енисей, визуальный образ которого искали представители как академического («Пробуждающийся Енисей» Ю. П. Ишханова (рис. 5), «Енисей» в многофигурной композиции фонтана «Реки Сибири» К. Зинича), так и концептуального искусства (например, в проектах XV Красноярской музейной биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА» 2023 г.); также некоторые красноярские художники выбирают уникальные виды сибирской природы как основной художественный материал для своего творчества - например, художник и стрит-арт художник Александр Блосяк.

2. Значительность количества городского населения также может получать художественное оформление в произведениях искусства: существуют художественные произведения, где явлены группы людей, всех горожан или по их социальным статусам (дети, пожилые люди, профессионалы, влюбленные, власть имущие и т.д.), а также, где есть коллективный художественный образ - гимн города, спектакль, где город является местом действия, преобразованный в художественное пространство при-

1 Об административно-правовом устройстве

Красноярского края. 10.06.2010 № 10-4763 // Красноярский край. Официальный интернет-портал правовой информации: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.rU/docs/0/doc/3894. Дата обращения: 26.11.2023 г.

Рис. 5. Ю. П. Ишханов. Пробуждающийся Енисей (проект городской скульптуры). 1963 Fig. 5. Yu. P. Ishkhanov. The Awakening Yenisei (urban sculpture project). 1963

родный ландшафт, который выступает символом всех горожан и т.п.

3. Высокая плотность городского населения может получать художественное оформление в произведениях, где высокая плотность населения является условием, художественным средством его создания, в том числе это театрализованные шествия, театры под открытым небом, хоры, фестивали, панно и т.п.

4. Идеалы городской культуры могут быть явлены в произведениях, где специфический городской труд эстетически оформлен: в сюжетах, в иконическом ста-

тусе, в художественном оформлении мест городского труда и т.д. В сибирских индустриальных городах классическими сюжетами для живописных произведений зачастую становятся строительство крупных индустриальных объектов - как, например, на картине Т. В. Ряннеля «Строительство красноярской ГЭС» (рис. 6); изображение существующих индустриальных объектов или изображение трудящихся на производстве горожан как на монументальных фесках конца 1960-х Т. В. Ряннеля, посвященных красноярскому судостроительному заводу.

Рис. 6. Т. В. Ряннель. Строительство красноярской ГЭС. 1962 Fig. 6. T. V. Ryannel. Construction of the Krasnoyarsk HPP. 1962

5. В городе обязательно существует кафедральный храм и храмы, которые обозначают город как сосредоточение религиозной жизни людей.

6. Политическое изменение города - столичность на уровне страны, региона также может получать художественное оформление в произведениях искусства с помощью особых художественных знаков - в частности, фиксируя на уровне архитектурного пространства центральную роль в жизни региона. Например, площадь Революции в Красноярске создает ансамбль из здания администрации Красноярского края как управленческого центра региона, здания Управления железной дороги и Аэрофлота как крупного сибирского транспортного узла, здания центра научно-технической информации и Краевой библиотеки как крупного научного центра, Центрального парка города как места отдыха горожан, с фиксацией центральной точки в виде скульптуры В. И. Ленину как личности, деятельность которой способствовала объединению всех этих качеств.

7. Собственная система городского управления также может получать эстетическое оформление как художественное оформление муниципальных зданий (городские часы, арки, архитектурные особенности муниципальных управлений) - таким образом, формируется художественный образ городского управления.

8. Значимость города в исторической перспективе - например, прежняя история города как древней столицы или древнего сакрального пространства может быть художественно оформлена с помощью археологических знаков, обнаруженных на его территории.

9. Жилищное строительство в городе художественно оформляет принципы коллективного проживания людей на компактной территории.

10. Художественные образы продуктов, воды, энергии, в том числе людей, которые связаны с их производством и снабжением ими города, эстетически оформляют идею города как автономного и независимого образования.

11. Наличие институций, прямо или косвенно связанных с городской художественной культурой, - музеев, галерей, художественных школ, творческих союзов, выставок, изданий, экспертных сообществ, сайтов, блогов в социальных сетях и т.п., обозначает степень развития художественной культуры в городе.

12. Художественное оформление конструктивных идеалов городского сосуществования - универсальность городской среды, высокая степень свободы человека в городском пространстве в отличие от сельской среды. Наличие в каждом городе художественных произведений, процессов, практик, указывающих на универсальность города как пространства модерна (постмодерна, метамодерна и т.д.) как во внешних формах, так и во внутренних осмыслениях, означиваниях, символизации и т.д.

13. Художественное оформление социальных проблем, возникающих в жизни больших городов, - равнодушие, вырван-ность человека из природной, естественной среды и т.п.

14. Художественное оформление города как пространства капиталистического господства, господства денежной культуры. Например, красноярский художник Александр Закиров постоянно разрабатывает новые креативные способы использования денег и отношения к деньгам, а также наиболее известный знак Красноярска -десятирублевая купюра с изображением часовни Параскевы Пятницы на Покровской горе и Красноярской ГЭС зачастую становится художественным материалом в его творчестве (рис. 7).

Рис. 7. А. Закиров. Десятирублевая купюра. 2022 Fig. 7. A. Zakirov. A ten-ruble bill. 2022

Заключение

По итогам исследования городская художественная культура была понята как специфическое урбанистическое пространство идеалообразования в художественной форме. В эстетическом урбанистическом пространстве идеалообразования были обозначены два направления художественного оформления идеалов - создание художественного образа идеального города и создание художественных образов, эстетически воплощающих специфические городские идеалы.

Список литературы / References

В качестве своеобразных характеристик городской художественной культуры выявлены такие, как коллективная рецепция, наличие институций в сфере художественной культуры, специализирующихся на работе с коллективной рецепцией, а также особенным образом организованные места встреч зрителей и произведений искусства в городском пространстве.

Представлен художественный потенциал городской среды. Примеры его реализации найдены в красноярской художественной культуре.

Belyaeva I. A. Kontceptciya kul'turi D. V. Pivovarova [Concept of culture D. V. Pivovarova]. In: Intellekt. Innovatcii. Investitcii [Intelligence. Innovation. Investments], 2016, 10, 14-17.

Glazichev V. L. Gorod bez granite [City without borders]. Moscow, Territoriya buduschego, 2011. 400 p.

Gornova G. V. Ponyatie "gorod" v aspekte filosofii kul'turi [The concept of "city" in the aspect of philosophy of culture]. In: Gumanitarnie issledovaniya [Humanities studies], 2013, 1, 21-24.

Gropius W. Granitci arhitecturi [Boundaries of architecture]. Moscow, Iskusstvo, 1971. 286 p.

Gun G. E. Hudozhestvennaya kultura goroda: struktura, dinamika, perspektivi [Artistic culture of the city: structure, dynamics, prospects]. Dis. ... doktora kulturologii [Dis. ...Doctor of Cultural Studies]. Chelyabinsk, 2014. 356 p.

Koptseva N. P., Sertakova E. A., Krupkina K. A. and others. Transformatsii gorodskoi sredi Kras-noyarska v 1991-2017 godi [Transformation of the urban environment of Krasnoyarsk in 1991-2017]. Krasnoyarsk, Siberian federal university, 2019. 76 p.

Medvedev A. A. Sakral'noe kakprichastnost' k absoliutnomu. Ekaterinburg, Bank kul'turnoi infor-matcii, 1999. 152 p.

Nemaeva N. O. Spetcifika idealoobrazovaniya v sovremennoi pravoslavnoi hudozhestvennoi culture (na materiale Krasnoyarskogo kraya) [Specifics of ideal formation in modern Orthodox artistic culture (based on the material of the Krasnoyarsk Territory)]. Avtoreferat dissertatciyi na soiskanie uchenoi stepeni kandidata kulturologii [Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Cultural Studies]. Krasnoyarsk, Siberian federal university, 2018. 26 p.

Pivovarov D. V. Filisofiya religii: v 3 t. T. 3: Prakseologiya religii [Philosophy of religion: in 3 vs. T. 3: Praxeology of religion:]. Textbook. Ekaterinburg: Ural Publishing House. Univ., 2012. 476 p.

Sertakova E. A. Issledovaniya "goroda" v klassicheskih kontceptciyah zarubezhnih uchenih [Research of the "city" in the classical concept of foreign scientists]. In: Sovremennie problem nauki i obrazovani-ya [Modern problems of science and education], 2013, 4. [online resource]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9543

Simmel G. Bol'shie goroda i duhovnaya zhizn' [Big cities and spiritual life]. In: Logos [The logos], 2002, 3 [online resource]. Available at: https://magazines.gorky.media/logos/2002/3/bolshie-goroda-i-duhovnaya-zhizn.html

Smolina M. G. K voprosu o sootnoshenii ponyatii "tsennost'" i "ideal" [On the issue of the relationship between the concepts of "value" and "ideal"]. In: Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian journal of anthropology], 2020, 4(3), 63-72.

Sutnikova A. A. Gorodskaya hudozhestvennaya kul'tura: sovremennie kontceptual'nie osnovaniya i metodologicheskie podhodi k izucheniyu [Urban Artistic Culture: Modern Conceptual Foundations and Methodological Approaches to the Study]. In: Journal of Siberian federal university. Humanities and social sciences, 2023, 16(11), 1999-2009.

Weber M. Gorod [The City]. Moscow, Strelka-press, 2017. 252 p.

Zamaraeva Yu.S., Kistova A. V., Kolesnik M. A., Koptseva N. P., Reznikova K. V., Seredkina N. N., Semenova A. A. Krasnoyarsk urban environment: main characteristics. In: Journal of Siberian federal university. Humanities and social sciences, 2019, 12(6), 1106-1123.

Zhukovskiy V. I. Teoriya izobrazitel'nogo iskusstva [Fine art theory]. St. Petersburg, Aleteiya, 2011. 495 p.

Zhukovskiy V. I., Koptseva N. P. Propositsii teorii izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnoe posobie [Propositions of the theory offine arts: a textbook]. Krasnoyarsk, 2004. 265 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.