Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И ТЕМАТИКА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СЮЖЕТНЫХ КОВРОВ'

СПЕЦИФИКА И ТЕМАТИКА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СЮЖЕТНЫХ КОВРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОВЁР / СЮЖЕТНЫЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОВРЫ / ТРАДИЦИЯ / КОВРОВОЕ ИСКУССТВО / ТКАЧЕСТВО / КОЛОРИТ / РИСУНОК / МАСТЕР / КОМПОЗИЦИЯ / МУЗЕИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова Л.А.

народное искусство занимает одно из важнейших мест в истории азербайджанской культуры. Народное искусство - это изобразительное и прикладное искусство, созданное трудом народа, обеспечивающее его жизнь и отражающее художественный вкус народа. Народное искусство создается в национальных рамках и формирует материальную культуру народа. Многие образцы этого искусства имеют мировое значение, поэтому эти произведения искусства занимают достойное место в музеях разных стран. Великолепные азербайджанские ковры занимают одно из самых престижных мест в народном творчестве. Азербайджанский ковер - это многовековое, уникальное произведение искусства с ярким художественным оформлением и огромным разнообразием узоров. Изделие подразделяется на заготовочный материал, размер, плотность, способ плетения, основные технологические особенности, место плетения, на различные подразделения, типы и т.д. По художественным особенностям азербайджанские ковры делятся на две основные группы: орнаментальные ковры и сюжетные ковры. Сюжетные ковры привлекают особой стилистикой, специфическими декоративными решениями. В современной практике художественная ценность их высока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И ТЕМАТИКА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СЮЖЕТНЫХ КОВРОВ»

СПЕЦИФИКА И ТЕМАТИКА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СЮЖЕТНЫХ КОВРОВ Мамедова Л.А.

Мамедова Ляман Аслан кызы - старший преподаватель, направление: искусствоведение, кафедра искусства,

Нахчыванский институт учителей, г. Нахчыван, Азербайджанская Республика

Аннотация: народное искусство занимает одно из важнейших мест в истории азербайджанской культуры. Народное искусство - это изобразительное и прикладное искусство, созданное трудом народа, обеспечивающее его жизнь и отражающее художественный вкус народа. Народное искусство создается в национальных рамках и формирует материальную культуру народа. Многие образцы этого искусства имеют мировое значение, поэтому эти произведения искусства занимают достойное место в музеях разных стран. Великолепные азербайджанские ковры занимают одно из самых престижных мест в народном творчестве. Азербайджанский ковер - это многовековое, уникальное произведение искусства с ярким художественным оформлением и огромным разнообразием узоров. Изделие подразделяется на заготовочный материал, размер, плотность, способ плетения, основные технологические особенности, место плетения, на различные подразделения, типы и т.д. По художественным особенностям азербайджанские ковры делятся на две основные группы: орнаментальные ковры и сюжетные ковры. Сюжетные ковры привлекают особой стилистикой, специфическими декоративными решениями. В современной практике художественная ценность их высока.

Ключевые слова: азербайджанский ковёр, сюжетные и орнаментальные ковры, традиция, ковровое искусство, ткачество, колорит, рисунок, мастер, композиция, музеи.

Сюжетно-тематические ковры - явление уникальное в ковровом искусстве. Появления этого вида ковров прослеживается в далёком прошлом. Художественные особенности сюжетных ковров определяются фактурой ткани, характером материала, качеством красителей, форматом, соотношением каймы и центром поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением. По качеству исполнения и сложности рисунка ручные ковры не превзойдены; многие современные производства стремятся сохранить или возродить традиционное ручное ковроткачество. Азербайджанские сюжетные ковры, чрезвычайно разнообразны по видам, особенно ворсовые, также, как выше было сказано, по месту производства. Для сюжетных ковров характерны сложные композиции, которые включают различные по форме и размеру медальоны-гёли и картуши с надписями, фигурки животных и людей и других мотивов. Сюжетные ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов, графически чётким рисунком, подчёркнуто ясной сюжетной композицией (1). Так, сюжетные ковры, украшавшие Дворец Шекинских Ханов, были произведениями искусства; пол выстроенной в 1768 году в Шуше мечети был устлан великолепными сюжетными коврами больших размеров. Отметим, что во второй половине XVIII века в Гяндже, Шуше и др. городах имелись специальные ковровые мастерские (2). В этих мастерских ткали удивительной красоты не только орнаментальные, но и сюжетные ковры. Мастера-ковроткачи изготовляли индивидуально или по особому заказу великолепные сюжетные ковры больших размеров. Полы во дворцах, мечетях и гробницах во второй половине XVIII века в Шуше, Нахчывани, Шеки и др., были устланы уникальными сюжетными коврами (3).

Сюжетные азербайджанские ковры, значения их композиций, имели также и символическое значение, в соответствии со своим назначением и превратились в сагу, несущую информацию о жизни и мировоззрении народа, села. Среди этих ковров художественным решением выделяются так называемые «намазлыг». Появление таких ковров, как «намазлыг» связано с распространением религии Ислам (4). Например, все краски природы, цветов и растительности были объединены в особые сложные композиции и «выгравированы» на ковре. Ковер занимает особое место в исламском орнаментальном искусстве. Ковры, на которых молились (намаз), обычно украшались богатыми орнаментальными узорами и сложными сюжетами.

В сюжетных коврах наблюдаются близкие параллели с миниатюрной живописью. Расцвет сюжетной тематики в коврах приходится на XVI век, когда в Тебризе были сосредоточены крупнейшие миниатюристы. Это даёт основание говорить о влиянии миниатюрной живописи на развитие сюжетной тематики ковра (5). Отметим, что в Тебризе производились великолепные сюжетно-тематические ковры. Сюжетные ковры, созданные в Тебризе, помимо высокого художественного исполнения отличались прекрасными техническими качествами - высокой плотностью и низким ворсом. Пряжа применялась наилучшая, окраска шерсти производилась натуральными красителями, нередко использовались золотые и серебряные нити.

Азербайджанские ковры ХУГ-ХУП веков красочные и сложные по содержанию. При разнообразии технического выполнения и художественного решения сюжетные ковры отличаются и стилевым единством (6). Эти ковры представляют собой оригинальный элемент господствующего в XVI веке особого стиля в оформлении жилища, получившего распространение в Азербайджане. Сюжетные ковры служили главным образом для убранства жилых помещений. В оформлении интерьера они выполняли роль стенных росписей и помещались чаще всего в специально предусмотренных в стенах неглубоких нишах (3). Если в коврах для пола использовался рисунок с малой загруженностью центрального поля, то в настенных коврах, напротив, ему уделяется особое внимание. Памятников этого периода сохранилось немного, но все они представляют несомненный интерес для изучения. Прекрасные образцы сюжетно-тематических ковров Азербайджана хранятся в музеях мира, галереях: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей Польди Пеццоли в Милане и т. д. Сюжетные росписи фрагмента ковра XVI века, хранящегося в Будапештском Музее Декоративного Искусства, сложнее: с центральным полем и 3 сложными обрамлениями. В нём, типично для миниатюрного искусства, изображена сцена из дворцовой жизни. Центральную часть композиции составляет юноша, сидящий на роскошно украшенном троне. Богато одетый молодой человек поднял правую руку, как будто говорит речь. Внимание окружающих его дворян и придворных полностью сосредоточено на нём. Описываемое нами событие изображено в красивом саду, окружённый высоким забором и охраняемый вооруженной охраной. И цветовая гамма, и содержание сюжетной композиции красочны. На фоне темно-синего неба распускаются золотисто-желтые цветы и человеческие фигуры придают этой композиции особую теплоту. Изображения на краю, обрамлениях ковра отличаются от центральной части и по цвету, и по содержанию. Эта часть ковра, напоминающая серо-золотую пустыню, изображает битву хищников и травоядных животных. В изображениях особенно ярко дан образ леопарда, резким движением набрасывающийся на буйвола и разрывающий его на части. Цветовая гамма ковра состоит из изображений листьев, цветов и вьющихся веточек. Особую красоту ковру придают растительные узоры, основанные на широко распространенной в восточном мире орнаментальной композиции «Ислими».

Охотничьи мотивы широко распространены во всех видах азербайджанского народного искусства: коврах, металлической утвари, вышивках и тканях, керамике и т.д. Ковры этого типа известны под названием «Шекари», или «Шекаргях», что значит «Охота». Этот изобразительный мотив имеет древние корни: сохранились

103

рисунки, высеченные на камне и изображающие сцены охоты на птиц, оленей и т.д.: например, наскальные рисунки Гобустан. Среди таких ковров - ковры с сюжетной композицией и изображением сцен охоты, известные под названием «Овчулуг» (1).

Один из самых красивых ковров на тему «Овчулуг», сотканный в Тебризе в 1522 году, ныне хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, и сотканный в Карабахе в 1600 году ныне выставляется в Мюнхенском Художественном Музее. Среди ковров «Овчулуг» особенно известен ковёр, сотканный золотыми и серебряными нитями в XVI веке в Тебризе и ныне хранящийся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На этот маленьком коврике на фоне цветов изображены львы, тигры, газели и другие животные. Эти образы изображены не в обычном спокойном состоянии, а переданы ярко и в движении. Изображение тигра и газель, здесь дано с особым мастерством (1). У Низами Гянджеви, великого азербайджанского поэта XII века, в поэме «Семь красавиц» Бахрам Гур выезжал на охоту вместе с Фитне, хорошо владевшей игрой на чанге (лире): «Она играла на лире (чанге), а он играл стрелой (охотился)». Отметим, что во время охоты пользовались музыкальными инструментами - зурной, трубой, горном. Считалось, что прекрасные звуки музыки завораживают зверя. Люди же, проявляющие виртуозность в охоте, особую выносливость и ловкость, считались мужественными, в народе их называли героями (3). Композиционное оформление ковров «Овчулуг» - синтез орнаментальных и изобразительных мотивов. Основу композиции составляют фигурки людей и животных на фоне растительного орнамента. Вокруг фигуры всадника условно выполнен пейзаж. В коврах «Овчулуг» фигуры людей и животных изображены стилизованно.

Композиционное решение ковров типа «Дорд фесил» («Четыре времени года») также традиционно: постоянна тема, но сообразно взгляду и восприятию художника варьировалась композиция. Художественный замысел такого ковра состоял в основном из пяти тесно связанных сюжетных композиций. В центральном поле ковра, поделенном на четыре части, помещены различные сюжетные сцены. Большой медальон в центре сюжета изображал историческое событие или портрет известного человека, а в каждом из небольших медальонов вокруг него помещали изображение времена года. Почти обязательным считается изображение в таком ковре исторических архитектурных памятников, портретов знаменитых мыслителей и поэтов. Бордюры ковров этой композиции обычно украшены линиями «михи», что свидетельствует о древнем происхождении ковра «Дорт фесил» (3). Известный историк Х века Абу Джафар Табари, отмечавший высокое художественное исполнение этого ковра, писал, что в убранстве его применялись драгоценные камни.

Источники свидетельствуют, что азербайджанские ковры отличались от ковров, сотканных во многих странах Востока в XVШ-XIX веках, цветом, прочностью и техникой ткачества. Как и прежде, в упомянутые века азербайджанские ковры украшались как орнаментальными, так и сюжетными композициями. Однако, отметим, что в эти периоды сюжетные ковры ткались в меньшем количестве, чем орнаментальные ковры. Ковры, сотканные в XVIII веке в Карабахе, Баку, Нахчыване, Гяндже, Газахе, Шамахе, Губе и в других местах, сейчас хранятся в музеях и в частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом. Среди тематических ковров особое внимание привлекает ковер, сотканный в Тебризе в 1810 году и ныне хранящийся в Баку в Музее Азербайджанской Литературы имени Низами Гянджеви (2). В центральном поле ковра изображена сцена из «Лейли и Меджнуна» -изображение Лейли и Меджнуна в пустыне. Эта тема, которая часто встречается в различных видах декоративно-прикладного искусства, а также в изобразительном искусстве, очень оригинально создана ткачом. В центральной части композиции изображена Лейли в роскошном платье с Меджнуном. Сюжет разворачивается вокруг одинокой ивы с поникшими ветвями вниз в пустыне. Окрестности тихие, жаркие лучи солнца уходят вдаль за гору. Общая цветовая гармония ковра тоже очень хороша.

104

Золотисто-желтый, синий и зеленый цвета контрастируют с грустным лиризмом темы. Среди цветов на ковре изображены 14 удлиненных больших медальонов. Внутри медальонов размещён текст, написанный «насх». Этот текст выражает высокую любовь Меджнуна к Лейли.

Отметим, что сюжетные ковры «Атлы-итли», «Марал-джейран», «Итли-пишикли» и другие сюжеты получили широкую популярность в XIX веке.

Создание изобразительных композиций в ковре ставит особые задачи и перед художником, и перед ткачом. Эти ковры, созданные по заранее подготовленным эскизам профессионального художника, отличались изящным и точным рисунком и законченностью композиции. Качество пряжи, плотность вязанья, толщина утка и основы - всё влияет на качество изображения. И художники-миниатюристы в своих произведениях обращались к сюжетным коврам, украшенными разнообразными орнаментами. Но как известно, ковер - настоящий продукт труда ткача. На протяжении веков он был ткачом и художником ковра.

Как говорится у меня в народе, «в каждом узоре азербайджанского ковра заключена одна страница нашей древней истории».

Список литературы

1. Популярная Художественная Энциклопедия. Т. 2. Москва. Сов. Энциклопедия, 1986. С. 447.

2. Керимов Л. Азербайджанский ковёр. Бю: Гянджлик, 1983. Т. 2. 241 с.

3. Декоративное искусство 2/327, Москва, 1985. С. 48.

4. Дунйамалиева С. Орнамент (история, теория, пострановка). Б.: Насир, 2014. 271 с.

5. Мамедова Л. Азербайджанское искусство ковроткачества. Н.: Аджеми, 2019. 168 с.

6. Эфендиев Р. Декоративное прикладное искусство Азербайджана. Б.: Ишыг, 1976. 327 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.