Научная статья на тему 'Специфика и содержание ключевых концептов осетинского религиозного дискурса'

Специфика и содержание ключевых концептов осетинского религиозного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
6
0
Поделиться
Ключевые слова
ОСЕТИНСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / OSSETIAN RELIGIOUS DISCOURSE / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КОНЦЕПТЫ / CORE CONCEPTS / БОГ / GOD / ДУША / SOUL / МОЛИТВА / PRAYER / ДЗУАР / ЗЭД / ДАУАГ / ЭТИМОЛОГИЯ / ETYMOLOGY / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ / TRADITIONAL BELIEFS / КУЛЬТ СЕМИБОЖЬЯ / DZUAR / ZæD / DAWæG / PANTHEON

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Кочиева Диана Ахсаровна

В настоящей статье рассматриваются особенности содержания духовно-нравственных концептов, функционирующих в осетинских верованиях, и своеобразность осетинского религиозного дискурса. Автор анализирует ключевые концепты и разграничивает понятия «зэд» и дауаг/дуаг/бардуаг». Впервые проводится анализ, посредством которого выстраивается иерархия между зэдами и дауагами. Выявляется содержание данных концептов и специфика концептуализации. В качестве ведущего метода исследования используется концептологический анализ, позволивший представить исследованные концепты как многоуровневые и многомерные смысловые образования. Описывается этимологическая история концептов.

THE SPECIFICITY AND THE CONTENT OF THE KEY CONCEPTS OF THE OSSETIAN RELIGIOUS DISCOURSE

The article discusses the features of the content of the basic concepts in the Ossetian religious picture of the world, the key concepts of the Ossetian religious discourse. Stressing the originality of the Ossetian religious discourse, the author describes the moral concepts operating in the Ossetian beliefs. For the first time, the analysis by which the hierarchy between «zæd» and «dawæg» is conducted. The content and specificity of their conceptualization are revealed. Some of the views of researchers on the concepts under study are considered. Basing on the etymology of the studied concepts and the language material, the author defines the concepts of “zæd” and dawæg/dwag/bardwag”. The hierarchy of the Ossetian «heavenly power» is given. As a leading research method used conceptualistic analysis, which allowed to introduce the concepts studied as multilevel and multidimensional semantic units. The author states that the main expression of reverence to a higher power is the Ossetians prayer-feast kwyvd. It is suggested that the Ossetian Pantheon of the cult of saints are the patrons of the heavenly angels and earth spirits.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Специфика и содержание ключевых концептов осетинского религиозного дискурса»

УДК 82'41

специфика и содержание ключевых концептов осетинского религиозного дискурса

Диана Ахсаровна КОЧИЕВА,

аспирант кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, е-mail: dikochieva@yandex.ru

В настоящей статье рассматриваются особенности содержания духовно-нравственных концептов, функционирующих в осетинских верованиях, и своеобразность осетинского религиозного дискурса. Автор анализирует ключевые концепты и разграничивает понятия «зэд» и дауаг/дуаг/бардуаг». Впервые проводится анализ, посредством которого выстраивается иерархия между зэдами и дауагами. Выявляется содержание данных концептов и специфика концептуализации. В качестве ведущего метода исследования используется концептологический анализ, позволивший представить исследованные концепты как многоуровневые и многомерные смысловые образования. Описывается этимологическая история концептов.

Ключевые слова: осетинский религиозный дискурс, системообразующие концепты, бог, душа, молитва, дзуар, зэд, дауаг, этимология, традиционные верования, культ семибожья.

Введение. Одной из главных задач современного языкознания и этнолингвистики является изучение проблемы взаимодействия языка и культуры. Возникновение понятия языковой картины мира в языкознании позволяет более глубоко решить проблему взаимоотношения языка и действительности. Важное место в создании языкового образа мира отводится и мифологическому знанию, а также религиозно-мифологическим концептам. Миф - это «коммуникативная система, сообщение». «Сущность мифа не определяется ни тем, о чем он повествует, ни его материальным носителем, так как любой предмет может быть произвольно наделен значением...» [5, http://royallib.com/book/rolan_bart/ mif_segodnya.html]. Миф непосредственно связан с языком: он и предшествует языку, и совпадает с ним и порождается языком. Современный уровень этнографического осетиноведения позволяет говорить о глубоких истоках религиозного мышления осетин и дать утвердительный ответ на вопрос о наличии в быту осетин реликтовых пережитков, связанных с древнейшими пластами духовной культуры народа [18, с. 8]. Вместе с тем «по многим архаическим чертам религиозные верования осетин представляют первостепенный интерес для восстановления древнейшего религиозного состояния кавказских горцев» [1, с. 111, 112]. Религиозное мировоззрение осетин, как и любого народа, формировалось на протяжении многих столетий. Оно имеет несколько различных пластов, возникших в разные эпохи и в разной этнической сфере.

Концептуальное пространство осетинского религиозного дискурса формируется как специфическими концептами, характерными для данного типа общения («Хуыцау» бог, «дин» вера, «уд» душа, «дзуар» святой, «дзжнжт» рай, «куывд» молитва), так и концептами, являющимися общими для религиозного дискурса с другими типами общения, но получающими специфическое преломление в данном дискурсе («фыджх» немилость, гнев, «хорзжх» милость, благодеяние, «азар» кара, «фждзжхст» благословение (Хуыцаужй фадзжхст у Будь благословен Богом), «арфж» благословение и др.). Осетинский религиозный дискурс оперирует своими собственными знаками. Системообразующими концептами осетинского религиозного дискурса являются концепты «Хуыцау», «зад», «даужг», «дзуар», «куывд» и «уд».

Следует отметить, что религиозный дискурс осетин своеобразен. Его содержание - это молитвенные тексты. Его участники - это не священнослужители и прихожане, а человек и Бог, либо человек и дзуар/зжд - осетины молятся Богу, не нуждаясь в посредниках. Его типичный хронотоп - святое место, для каждого ущелья, населенного пункта свое, что не мешает чтить святые места других ущелий.

Методы исследования. В настоящей статье впервые, на основе методов концептологического, этимологического и историко-культурного анализа, комплексно описаны содержание и структура основных концептов осетинского религиозного дискурса. Исследуемые концепты описаны в целостном лингвокультурологическом русле, раскрывающем их универсальные и уникальные смыслы. Актуаль-

д. А. КОЧИЕВА

ность поднятой проблемы мотивируется огромным количеством работ, исследующих концептуальное пространство религиозного дискурса [9; 6; 10; 4; 17].

В качестве материала исследования нами были использованы статьи «Историко-этимологического словаря осетинского языка». Из всех смежных наук этнолингвокультурологии наиболее близка фольклористика, особенно когда разрабатываются вопросы духовной культуры. Поэтому в настоящем исследовании использованы и материалы устного народного творчества.

Концепт Хуыцау является одним из ключевых в религиозной картине мира осетин. Он характеризуется высокой частотностью употребления в осетинских паремиях и фольклорных текстах, свидетельствующей о его культурной значимости. По мнению В. И. Абаева, идея единого бога вошла в духовный мир алан вместе с христианством. В дохристианском пантеоне алан фигура верховного бога не распознается. Были «божества», которых В. И. Абаев называет «отраслевыми», т. е. зэды и дауаги. Поскольку христианизация алан прошла на Кавказе (в X в.), именно здесь В. И. Абаев считает естественным искать праформу слова Хуыцау. В. И. Абаев обратился к лезгинскому, грузинскому, чеченскому языкам [3, с. 255]. В поисках праформы В. И. Абаев обратился и к арийским языкам сакского региона, т. к. сакский язык был наиболее близким к осетинскому из всех. По другой версии, в сакском языке действительно есть бог hutaw «хутау», «hu - благая», «taw - сила», но В. И. Абаев отметил, что hutaw не является «прародителем» осетинского теонима «xucau», оставив без внимания форму huthaw, из которой «xucau» (< hu-TH-aw) «получается вполне» [19, с. 38].

Религиозная иерархия небесных сил Осетии сохранилась со времен нартов. Во главе осетинского пантеона, без сомнений, стоит Хуыцау. «Хуыцау» не является именем собственным и обозначает понятие «бог». Вторым после Хуыцау осетины считают Уастырджи, покровителя путников. Зэды и дауаги/ дуаги/бардуаги занимают третью ступень в данной иерархии. Из ущелья в ущелье данные термины не меняются, небесных сил везде в Осетии называют зждтж 'мж дауджытж - зэды и дауаги. Зэды и дауаги отвечают за материальный мир, и именно у них осетины просят материального благополучия и мира в доме. Обращаются к ним в строгой очередности только после прославления Хуыцау и Уастырджи [11, http://fandag.ru/publ/6-1-0-25].

В «Мифологическом словаре» находим следующее определение: Зэды и дауаги, в осетинской мифологии низшие духи, покровители людей, зверей, лесов, вод и ветров. Они почти всегда упоминаются вместе, особенно в молитвах, но, как правило, дауаги вторыми [13, с. 222].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако данные нашего иерархического анализа свидетельствуют о том, что, в отличие от дауагов/ дуагов, зэды низшими духами не являются. Слово зжд означает «ангел», даужг же означает «дуг, покровитель» [15, с. 230, 207]. Пословицы и поговорки осетинского языка подтверждают данное утверждение: Зждтж бжрзжндты бадынц, дужгтж - ныллжджыты. Зэды обитают высоко, а дуаги в низинах. Хохжн - зждтж, быдыржн - дауджытж. У гор - зэды, у равнин - дауаги. Дополним наше утверждение тем, что слово зжд восходит к иранскому yazata - «божество» от yaz - приносить жертву (ya-zata -тот, кому приносят жертвы). Zad | izad в дохристианский период - «божество», в христианской традиции осетин в переводах церковных книг передает греч. ÁyyeXoq' «ангел». Ср. перс. Izad (чаще всего документируется форма мн. числа yazdan, которая лексикализировалась в значении бог). Осетинское сочетание zadta 'ma dawgyta сопоставимо с пехл. yazdan u xwatayan «gods and lords» [3, с. 290]. Даужг/дуаг же восходит к иранскому vi-tava-ka, от tava - «сила»; буквально «(небесные) силы». Dawag | idawag «божество», в дохристианский период общее наименование «небесных сил»; в христианскую эпоху перенесено на христианских святых; особенно употребительно было парное наименование zadta 'ma dawgyta «зэды и дауаги» [2, с. 348].

Слово дзуар (jwar/jivara) - означает «божество, дух, святой; оспа», а также «святилище, где осуществлялись жертвоприношения в честь божества, духа, святого». Дзуар-дух может являться людям в облике человека или животного. Функционально дзуар покровительствует и защищает местность, ущелье, селение, осетинский род и отдельного человека как ангел-хранитель [2, с. 401].

...зжд «ангел», идаужг «божество» и бардуаг (от бар - право, воля и дуаг - общее название небесных сил в осетинском языке) «божество, имеющее власть над определенной областью природы или животного мира», являются исконно иранскими словами, тогда как термин дзуар «божество», замещающий их в современном употреблении наименования семи богов, является относительно поздним

заимствованием, проникшим в осетинский язык вместе с христианством. Следовательно, в языке осетинского фольклора сохранились дохристианские наименования семи богов. Именно эти наименования употреблялись в говорах аланского языка в качестве обобщающих наименований семи богов. Эти же названия можно проецировать на скифский уровень [8, http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopi c=1300&mode=threaded&pid=41990]. Семеро из скифских богов занимали доминирующее положение и составляли культ семибожья, что зафиксировано Геродотом [7, IV, с. 26].

Дзуар же, являясь генерализованным, обобщающим понятием, в современном употреблении вмещает в себя зэдов и дуагов/бардуагов, и в современном осетинском сознании означает ангелов, а не низших духов. Дзуар тжхгж-иу чи федта, уый йжхаджг джр дзуары хуызжн лжг уыдис «Тот, кому доводилось видеть летящего ангела, сам бывал ангелоподобным». Однако в культ Авд Дзуары (семибожья) входят и зэды, и дауаги, из чего заключаем, что Авд Дзуары состоит из ангелов и низших духов. Авд Дзуары (букв. «семь святых, богов»), в осетинской мифологии божество, сочетающее в себе семь общих (напр. Аларды, Уастырджи, Уацилла, Тутыр) и местных божеств. Воспринято от аланов, в мифологии которых играло большую роль. Авд Дзуары живет на небе, иногда появляется на земле в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. От Авд Дзуары зависит урожай хлебных злаков, увеличение поголовья домашнего скота, избавление людей и животных от болезней [14, I, с. 25].

Культ семи богов у осетин впервые отмечен В. Ф. Миллером - это святилище Авд Дзуары «семь божеств» близ селения Галиат Ирафского района Северной Осетии, именуемое также Узи-дзуар. Сопоставив весь этот материал с семью амшаспандами зороастрийской (авестийской) традиции, а также с семью адитьями древнеиндийской мифологии, В. И. Абаев пришел к выводу, что «семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который независимо был унаследован» индоиранскими народами, каждый из которых заполнил его «своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития» [12, http://osinform.org/46805-vs-millerreligioznye-verovaniya-osetin.html].

Культ семи богов известен не только в селении Галиат. Культ Авд Дзуары почитаем всей Осетией. [Семь богов и семь миров в осетинской мифологии].

Вместе с тем осетины верят в существование души - уд [16, http://www.liveinternet.ru/users/gobo/ post326153775]. У осетин вера в существование души тесно связана с верой в потусторонний мир. Не случайно слово удхжссжг (букв. тот, кто забирает душу, от уд - душа, хжссжг - забирающий) - ангел смерти произошло от слова уд - душа (ср. афг. uda дыхание и согд. wat - душа). Концепт уд (иронское ud / дигорское od) этимологически связан с wad ветер. Развитие значения дуновение ^ дыхание ^ дух [3, с. 6]. С анимизмом в осетинском языке связано большое количество ФЕ, пословиц и поговорок. Уд -жрдзжй равзаржггаг, амонд - фарнжй. Душа дается природой, а счастье - благодатью. Уд - ингжнжй хъодыгонду, буарыхатт - нывондаг. В могилу уходит не душа, а тело. Душа бессмертна, а тело тленно. Удхжссжг - Барастыры уджнцой. Ангел смерти - помощник Барастыра (Барастыр в осет. миф. владыка царства мертвых). Удхжссжгмжгуыртжм жмхицджру. Ангел смерти чаще посещает бедных. Уды тжригъжд - нжй йын тайжн. Кара за душегубство неминуема.

Основным выражением почтения к высшим силам у осетин является молитвенная трапеза - куывд «молитва, пир, пиршество». Древние сакральные знания лежат в основе традиционной осетинской молитвы - куывд и в исполнении завещанных предками обычаев и ритуалов. Куывд восходит к вед. kubh- «выполнять общественный ритуал» обрядовое пиршество, начинавшееся с молитвы старейшего [2, с. 614]: ДжкуывдХуыцаумжфехъуысжд! Да услышит Бог твою молитву! Кувжн ныхжстж-уджнцойтж. - Молитвенные речи - душевный покой. Кувынжй раууат - дзжнжтжй жнжхай. - Тому, кто не молится (кто не возносит куывд), тому нет места в раю. Кувжджы дзыхы - фарн. - В словах молящегося - благодать.

Заключение. Рассмотрев все вышеназванные концепты по модели концептологического и этимологического анализа, на духовно-мировоззренческом, культурно-историческом и лингвистическом уровнях, мы можем сделать вывод, что религиозная концептосфера каждой культуры, репрезентируя этническую систему вероисповеданий, характеризуется как универсальными признаками, так и национальным своеобразием. Народные осетинские верования коренятся в древнеосетинской мифологии -сложной иерархической системе мировоззрения и культов, в соответствии с которой осетины верят в Бога (Хуыцау) и пантеон подчиненных ему ангелов и духов. Пантеон осетинского культа составляют

Д. А. КОЧИЕВА

святые-покровители Дзуары: небесные ангелы и земные духи - зэды и дауаги. Зэды относятся к существам высшим, а дауаги - низшим. Из этого следует, что культ Авд Дзуары состоит как из высших, так и из низших духов. Концепт Дзуар имеет множество духовных смыслов.

Анимистические верования довольно весомым пластом отложились в традиционных верованиях осетин. Представления о духах и душе, о существах низшей и высшей демонологии и др. сохранились главным образом в народных верованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ: Ир, 1990. - Т. I. -640 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Абаев В. И. ИЭСОЯ. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1973. - Т. 1. - 654 с.

3. Абаев В. И. ИЭСОЯ. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1973. - Т. 4. - 326 с.

4. Баймуратова У. С. Элементы религиозного дискурса в художественной картине мира: лексический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Оренбург, 2009. - 226 с.

5. Барт Р. Миф сегодня. URL: http://royallib.com/book/rolan_bart/mif_segodnya.html.

6. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на материале православного вероучения: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2007. - 465 с.

7. Геродот. История в девяти книгах. Книга четвертая. Мельпомена. - Владикавказ, 1991. - 80 с.

8. Дзиццойты Ю. А. Семь богов и семь миров в осетинской мифологии. URL: http://www.rodstvo.ru/ forum/index.php?showtopic=1300&mode=threaded&pid=41990.

9. Карасик В. И. Языковой круг. Личность, концепты, дискурс. URL: http://www.studfiles.ru/pre-view/1806336.

10. Кожемякин Е. А. Религиозный дискурс: методология исследования. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya.

11. Макеев Д. Б. Асата. URL: http://fandag.ru/publ/6-1-0-25.

12. Миллер В. Ф. Религиозные верования осетин. URL: http://osinform.org/46805-vs-millerreligioznye-verovaniya-osetin.html.

13. Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

14. Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 671 с.

15. Осетинско-русский словарь. 5-е издание. - Владикавказ: Алания, 2004. - 540 с.

16. Темирханов С. Народная религия осетин. URL: www.liveinternet.ru/users/gobo/post326153775.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Сайко О. А. Эмоциональный концепт «JOY» и способы его объективации в художественном и религиозном дискурсах на материале английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск: 2008. - 173 с.

18. Чибиров Л. А. Традиционная духовная культура осетин. - М.: РОССПЭН, 2008. - 712 с.

19. Чочиев А. Р. Ир-Ас-Аланское единобожие: теология; теософия. - Цхинвал, 2009. - 100 с.

20. Айларты И., Гаджынаты Р., Кцойты Р. Ирон диссжгтж жмж жмбисжндтж. - Дзжуджыхьжу: Ир, 2006. - 712 с.

21. Кобылты Ч. Хжзнадон. ^мбисжндтж. - Дзжуджыхьжу, 2008. - 616 с.

22. Электронная библиотека RoyalLib. URL: http://royallib.com/book/rolan_bart/mif_segodnya.html (дата обращения: 11.02.2017).

23. Библиотека - Rodstvo.ru. URL: http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1300&mode=thr eaded&pid=41990 (дата обращения: 21.10.2016).

24. Stud Files. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1806336 (дата обращения: 14.12.2016)

25. Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya (дата обращения: 29.01.2017).

26. Fandag. URL: http://fandag.ru/publ/6-1-0-25 (дата обращения: 29.012017).

27. Liveinternet. URL: www.liveinternet.ru/users/gobo/post326153775 (дата обращения: 24.01.2017).

28. Osinform. URL: http://osinform.org/46805-vs-millerreligioznye-verovaniya-osetin.html (дата обращения: 24.01.2017).