Научная статья на тему 'Специфика художественного оформления учебных пособий для учащихся среднего школьного возраста'

Специфика художественного оформления учебных пособий для учащихся среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ / SECONDARY SCHOOL AGE / STUDY MATERIALS ARTISTIC DESIGN / STUDY GUIDE / COLOUR COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова М.А., Китаевская Т.Ю.

Статья посвящена специфике оформления учебной литературы для учащихся среднего школьного возраста. Авторами описываются психологические и физиологические особенности личности учащихся данной возрастной группы. На основании этих данных формируются основные правила художественного оформления учебной литературы: цветовое решение, отличающееся довольно ярким дизайном с добавлением на обложку иллюстрации, характеризующей предмет, экономичный формат, гарнитура шрифта, кегль, соответствующие данному возрасту, хорошо продуманная система иллюстрирования. Данное исследование позволит повысить качество учебной литературы, что, в свою очередь, увеличит интерес детей к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова М.А., Китаевская Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN SPECIFICS OF STUDY MATERIALS PREPARED FOR STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL

The article is studies the specifics of designing teaching materials that have been worked out for students in secondary schools. The authors describe the psychological and physiological features of students’ personalities typical to their age group. The research is based on the data of their age and traits and helps to form the basic rules of teaching materials by using particular artistic designing, i.e. colour composition is defined by quite a striking design with addition of the cover illustration describing the subject; formats of books that help to save budget and proper fonts, which may be mostly relevant to the pupils’ age; a well-designed system of illustrations. This work will allow improving the quality of school materials, which will increase students’ interest in the learning process.

Текст научной работы на тему «Специфика художественного оформления учебных пособий для учащихся среднего школьного возраста»

Таким образом, основным в арт-терапии является инте-гративный подход, когда для саморазвития и познания собственной личности или во имя достижения поставленных воспитательных целей используются совокупно изобразительное и декоративно-прикладное искусство, танцы, песни, игры, речевой фольклор. В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение в воспитании детей приобретает народное искусство. В разработанном нами проекте сделана попытка дать понятие о системе арт-терапевтических комплексных занятий для дошкольников и младших школьников средствами народного искусства как сопровождение инклюзии. Комплексные занятия включали разные виды искусства и строились на формировании представлений, ценностных ориентаций, на понимании ценности человека как личности. Результаты исследования указывают на комплексные положительные изменения, затрагивающие разные сферы личностного функционирования учащихся и способствующие их успешной адаптации к школе. Они также позволили увидеть новый путь психопрофилактики

Библиографический список

и социальной инклюзии для детей с различными нарушениями на основе художественно-эстетической деятельности. Несомненным достоинством такого направления в работе с детьми является то, что художественно-эстетическая деятельность исключает возможность стигматизации. Она обеспечивает более активное включение детей с различными нарушениями или относящихся к группе риска в социальную среду, общение друг с другом и взрослыми. Школа становится средой, где каждому представляется возможность проявить себя. Художественно-эстетический подход в борьбе с социальной маргинализацией в полной мере соответствует гуманистическим принципам равного участия всех людей в общественной жизни на основе тесной внутренней связи с духовными, творческими ресурсами личности.

Разработанные комплексные занятия способствуют в решении проблемы совершенствования процесса воспитания, развития социализации и творческих способностей детей путем приобщения их к миру прекрасного через арт-терапевтическое воздействие искусства народов Дагестана.

1. Агарагимова В.К., Гасанова Б.М. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии. Известия ДГПУ. 2013; 4 (25).

2. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Санкт-Петербург, 2001.

3. Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П. Влияние арт-терапии на поведение подростков. Воспитание школьников. 2010; 7: 58 - 61.

4. Агарагимова В.К., Явбатырова Б.Г. Социализация детей-сирот средствами народного искусства Дагестана. Известия ДГПУ. 2012; 46: 11 - 15.

5. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. 1947; 11: 7 - 13.

6. Кабардиева Ф.А. Педагогические условия социализации детей-сирот в условиях школы-интерната. Махачкала, 2015.

7. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Москва: Педагогика, 1995.

8. Хампе Р. Инклюзивное образование и арт-терапевтическое сопровождение для учащихся школ. Исцеляющее искусство. 2014; № 4; Т. 17: 4 - 11.

References

1. Agaragimova V.K., Gasanova B.M. Osobennosti razvitiya socializacii podrostkov sredstvami art-terapii. Izvestiya DGPU. 2013; 4 (25).

2. Kopytin A.I. Sistemnaya art-terapiya. Sankt-Peterburg, 2001.

3. Baksheeva T.S., Goryajnova D.P. Vliyanie art-terapii na povedenie podrostkov. Vospitanie shkol'nikov. 2010; 7: 58 - 61.

4. Agaragimova V.K., Yavbatyrova B.G. Socializaciya detej-sirot sredstvami narodnogo iskusstva Dagestana. Izvestiya DGPU. 2012; 46: 11 - 15.

5. Teplov B.M. Psihologicheskie voprosy hudozhestvennogo vospitaniya. Izvestiya APN RSFSR. 1947; 11: 7 - 13.

6. Kabardieva F.A. Pedagogicheskie usloviya socializacii detej-sirot v usloviyah shkoly-internata. Mahachkala, 2015.

7. Fel'dshtejn D.I. Problemy vozrastnoj ipedagogicheskojpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1995.

8. Hampe R. Inklyuzivnoe obrazovanie i art-terapevticheskoe soprovozhdenie dlya uchaschihsya shkol. Iscelyayuschee iskusstvo. 2014; № 4; T. 17: 4 - 11.

Статья поступила в редакцию 21.05.15

УДК 37.04-053

Antonova M.A., master student, Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin (Tambov, Russia),

E-mail: antonovamariya2015@yandex.ru

Kitaevskaya T.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Tambov State University n.a. G. R. Derzhavin (Tambov, Russia),

E-mail: kita68@rambler.ru

DESIGN SPECIFICS OF STUDY MATERIALS PREPARED FOR STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL. The article is studies the specifics of designing teaching materials that have been worked out for students in secondary schools. The authors describe the psychological and physiological features of students' personalities typical to their age group. The research is based on the data of their age and traits and helps to form the basic rules of teaching materials by using particular artistic designing, i.e. colour composition is defined by quite a striking design with addition of the cover illustration describing the subject; formats of books that help to save budget and proper fonts, which may be mostly relevant to the pupils' age; a well-designed system of illustrations. This work will allow improving the quality of school materials, which will increase students' interest in the learning process.

Key words: secondary school age, study materials artistic design, study guide, colour composition.

М.А. Антонова, магистрант ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»,

г. Тамбов, E-mail: antonovamariya2015@yandex.ru

Т.Ю. Китаевская, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «(Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»,

г. Тамбов, E-mail: kita68@rambler.ru

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена специфике оформления учебной литературы для учащихся среднего школьного возраста. Авторами описываются психологические и физиологические особенности личности учащихся данной возрастной группы. На основании этих данных формируются основные правила художественного оформления учебной литературы: цветовое решение, отличающееся довольно ярким дизайном с добавлением на обложку иллюстрации, характеризующей предмет, экономичный формат, гарнитура шрифта, кегль, соответствующие данному возрасту, хорошо продуманная система иллюстрирования.

Данное исследование позволит повысить качество учебной литературы, что, в свою очередь, увеличит интерес детей к учебному процессу.

Ключевые слова: средний школьный возраст, художественное оформление учебной литературы, учебное пособие, цветовое решение.

Актуальность проблемы художественного оформления учебных пособий для учащихся среднего школьного возраста системы дополнительного образования обусловлена следующими противоречиями:

- между федеральными государственными требованиями к подготовке учащихся в области художественного образования и эстетического воспитания и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы;

- между высокими требованиями к уровню подготовки выпускников художественной школы и отсутствием учебных пособий, целенаправленно развивающих художественные, дизайнерские способности учащихся в процессе обучения.

Необходимостью разрешения данных противоречий определяется проблема исследования, заключающаяся в выявлении специфических особенностей художественного оформления учебного пособия для учащихся художественной школы в процессе обучения основам дизайна.

Учёт возрастных особенностей развития является одним из главных факторов, влияющих на художественное оформление учебных пособий для школьников.

Согласно возрастной периодизации, возраст учащихся (12 -14 лет) отличается кардинальными изменениями в психологии и физиологии личности. Стремление к увеличению багажа знаний, умений и навыков, характерное для этого возраста, способствует развитию творческого мышления при положительных эмоциональных переживаниях, что необходимо учитывать при создании учебных пособий для учащихся этой возрастной категории. [1, с. 13].

Для подростков характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств».

С.М. Болховитинова считает, что «стремление подростков найти ответы на актуальные в этом возрасте личностные проблемы требует значительности содержания текста» [2, с. 42].

Для решения указанных проблем в большинстве случаев для структуризации учебного материала используют выделение какого-либо фрагмента: предложения или абзаца.

Как считает С.Г. Антонова, «важнейшим в типографике школьного учебника является «спокойное», способствующее учебному процессу логическое членение и выделение текста» [3, с. 112].

На практике при работе с текстом учебного пособия выделения основного текста недостаточно. В учебной литературе выделяются заглавия, более важные примечания, основной текст отделяется от дополнительного учебного материала.

Такая организация материала для учебного пособия является безусловным требованием, которое выполняется с помощью типографских средств. В то же время надо стремиться, чтобы страница сохранила общий «спокойный» вид. Выделения могут быть сдержанными, т.е. разграничивать текст без резкого подчеркивания. [4, с. 4].

Выделения могут также разграничивать текст активно и пояснять его иерархическую структуру. В этом случае при оформлении пособия следует прибегать к более сильным средствам: выделению шрифтом, разрядке, подчеркиванию, выравниванию и пр.

К средствам выделения относятся также цветовые эффекты. Тексты в учебных пособиях часто бывают сложными, и ученик относится к такому пособию с антипатией. Необходимое сильное членение текста многими жирными строчками и словами ученик воспринимает как путаницу, тем более что авторы не всегда экономно и рационально используют возможности выделений. Слишком большое количество выделений затушевывает значимость разрядок и нивелирует важные для учебного процес-

Библиографический список

са текстовые места. Поэтому в современном учебном пособии все чаще используется цвет для выделения в обычном тексте важных учебных пунктов.

Современные исследователи считают, что цвет возбуждает, служит в качестве сигнала, делает сухой учебный материал более живым. Цвет используют в учебном пособии главным образом для распознаваний.

Но цвет может применяться не только для выделения текста, но и для его систематизации (например, выделения примечаний, правил, определений, примеров и др.), а также для обозначения и разграничения новых учебных материалов.

Цвет можно использовать и в качестве сигнала. Как указатель на полях ставят цветные буквы или цифры, обозначающие разделы, параграфы и т.д., что облегчает нахождение в тексте уроков, лекций и др. Напечатанные в цвете виньетки сигнализируют о более сложных задачах, дополнительных текстах, практических заданиях и т.д.

Также большую роль в формировании художественного образа учебного пособия играют иллюстрации. Они применяются там, где содержание должно быть изложено наглядно и прокомментировано [3, с. 352].

При правильном подборе иллюстрации в учебном пособии представляют собой неотъемлемую органическую часть его содержания. В одних случаях они непосредственно служат иллюстрацией к тексту, представляют собой наглядные изображения того, о чем повествует текст учебного пособия. В этих случаях преподаватель, излагая соответствующий материал, вместе с учащимися разберет и рисунок, относящийся к этому материалу.

В других случаях иллюстрация дополняет и конкретизирует текст учебного пособия.

Содержание некоторых иллюстраций требует подробных объяснений или даже небольшого рассказа преподавателя. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать иллюстрацию предметом активной работы учащихся, в ходе которой они учатся самостоятельно извлекать максимум знаний из каждой иллюстрации. Данный вид деятельности способствует развитию внимания, наблюдательности, мышления и речи обучаемых.

Лишь после разбора содержания иллюстрации следует размещать контрольные вопросы или задания, требующие обобщения и выводов. Задания с использованием иллюстраций должны представлять собой по возможности небольшие познавательные задания на наглядном материале.

Таким образом, основными аспектами художественного решения учебного пособия для учащихся среднего школьного возраста являются: цветовое решение, отличающееся довольно ярким дизайном с добавлением на обложку иллюстрации, характеризующей предмет, экономичный формат, гарнитура шрифта, кегль, соответствующие данному возрасту, хорошо продуманная система иллюстрирования, использование внутренних элементов (колонтитулов, шмуцтитулов, колонцифр).

Новизна данного подхода художественного оформления учебного пособия заключается в создании авторской концепции с учетом не только современных требований дизайна к учебным изданиям художественной направленности, но также с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых.

На основе выводов по данной теме было создано учебное пособие для преподавания учащимся среднего школьного возраста специального курса «Основы дизайна» в художественной школе. Издание внедрено в практику работы отделения «Дизайн» «Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова».

Результаты исследования также могут быть использованы в педагогической практике учреждений дополнительного образования, а так же в профильных учреждениях общего образования.

1. Особенности учебной деятельности в школьном возрасте. Available at: http://odiplom.ru/pedagogika/osobennosti-uchebnoi-deyatelnosti-v-shkolnom-vozraste

2. Болховитинова С.М. и др. Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий. Available at: http://www. hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/part-007.htm

3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: «Педагогическое общество России», 2004.

4. Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 307.

References

1. Osobennosti uchebnoj deyatel'nosti v shkol'nom vozraste. Available at: http://odiplom.ru/pedagogika/osobennosti-uchebnoi-deyatelnosti-v-shkolnom-vozraste

2. Bolhovitinova C.M. i dr. Kompoziciya izdanij: osobennostiproektirovaniya razlichnyh tipovizdanij. Available at: http://www.hi-edu.ru/e-books/ xbook095/01/part-007.htm

3. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: «Pedagogicheskoe obschestvo Rossii», 2004.

4. Ob utverzhdenii tehnicheskogo reglamenta o bezopasnostiprodukcii, prednaznachennoj dlya detej ipodrostkov. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.04.2009 № 307.

Статья поступила в редакцию 28.05.15

УДК 811.161.1-054.6

Astafyeva N.A., postgraduate, Department of Intercultural Communication, Russian State Pedagogical University.

n.a. A. I. Herzen (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: inejit@gmail.com

THE FORMATION OF THE CULTURAL COMPETENCE OF FINNISH STUDENTS IN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE (BASED ON THE NATIONAL MODEL OF THE DIURNAL CYCLE). The article is focused on the study of a language and culture. The main purpose of the author is to analyze and give a methodically oriented description of the lexical means of the Russian language, necessary to build linguistic and cultural competence of Finnish students in lessons of Russian as a foreign language. The article reveals and compares national specificity of the diurnal cycle in Finnish and Russian linguistic cultures. The article contains analysis and comparison of lexical means, verbalized idea about the daily division of time in Russian and Finnish linguistic pictures of the world. On the basis of the comparative analysis of relevant vocabulary, as well as attracting extra-linguistic data set that, firstly, the grammatical design of temporal expressions with the names of parts of day is different in these languages, secondly, the temporary fixation of parts of day is different in the compared cultures, thirdly, employment, training, daily activities of a person in different ways determines the selection of nominations for the major fragments of the diurnal cycle in Finnish and Russian linguistic cultures. The work shows that asymmetric phenomena should be included in the contents of teaching of Finnish students.

Key words: division of a day, fragments' names of the diurnal cycle, linguistic and cultural competence, Russian as a foreign language.

Н.А. Астафьева, аспирант каф. межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического

университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: inejit@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ФИНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СУТОЧНОГО ЦИКЛА)

Статья посвящена проблематике соизучения языка и культуры. Основной целью автора является анализ и методически ориентированное описание лексических средств русского языка, необходимых для формирования лингвокультурологиче-ской компетенции финских студентов на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье выявляется и сопоставляется национальная специфика суточного цикла в русской и финской лингвокультурах. Статья содержит анализ и сопоставление лексических средств, вербализующих представления о суточном членении времени в русской и финской языковых картинах мира. На основании сопоставительного анализа соответствующей лексики, а также привлечения экстралингвистических данных устанавливается, что, во-первых, грамматическое и лексическое оформление темпоральных выражений с наименованиями частей суток различается в данных языках, во-вторых, временная фиксация частей суток различается в сопоставляемых культурах, в-третьих, трудовая, учебная, повседневная деятельность человека по-разному детерминирует выбор номинаций для важнейших фрагментов суточного цикла в русской и финской лингвокультурах. Выявленные асимметричные явления должны быть включены в содержание обучения русскому языку финских студентов.

Ключевые слова: суточное членение времени, наименования фрагментов суточного цикла, лингвокультурологиче-ская компетенция, русский язык как иностранный.

Как известно, категория времени является важнейшим феноменом бытия, исследование которого осуществляется в рамках многих фундаментальных наук, как естественно-научных, так и гуманитарных. Антропоцентрическая направленность современных исследований феномена времени имеет большую практическую значимость для методики преподавания иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного. В методике обучения РКИ одним из ведущих является лингвокультурологи-ческий подход, актуализирующий формирование лингвокульту-рологической компетенции, предполагающей знания о культурно специфичных фрагментах языковой действительности. По мнению многих исследователей, владение языковыми средствами иностранного языка не является достаточным условием для достижения взаимопонимания с представителями другой культуры (см. [1; 2; 3; 4] и др.). Ориентация учебного процесса на понимание культурных феноменов (ценностей, традиций, норм, текстов и т. п.) является важной составляющей приобщения учащихся к родной культуре и к культуре другой страны (см. работы [5; 6; 7]).

Дифференциация культур по способам восприятия времени делит их на полихронные (ро1усЬ|гопю) и монохронные (топосЬ|гопю) (см., например, [1, с. 130 - 136; 8, с. 111 - 113]), при этом русскую культуру, как правило, относят к полихрон-ным, а финскую - к монохронным. Как отмечает С.Г. Тер-Мина-сова, сравнение специфики членения суток в русской культуре с соответствующими фрагментами в других культурах выявляет культурно обусловленное деление времени на отрезки и специфическое к ним отношение [9, с. 188]: в западных культурах (английской, немецкой, французской, американской) членение времени на отрезки зависит от объективного времени, а в русской - от видов деятельности (см. [1; 9; 10]).

Постоянно повторяющаяся смена дня и ночи универсальна, но «у каждого народа есть особый склад мышления, система своих категорий или особое соотношение понятий, присущих и другим народам» [11, с. 180]. Русские слова «утро», «день», «вечер» и «ночь» имеют в финском языке соответствия аати, рама, №а, уо, однако употребление данных слов в повседневном общении имеет культурно обусловленные отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.