атящемуся снежному кому, и в итоге студент просто начинает бояться непонятной ему «начерталки». Все это происходит на фоне преобладания в студенческих группах студентов с низким общим уровнем подготовки в общеобразовательной школе, что обусловлено отступлениями от общих оснований при зачислении определенного контингента абитуриентов, идущих на платное или целевое обучение.
Исключение из учебных планов выполнения студентами графических работ при изучении графической дисциплины коснулось и заочной формы обучения. И зная, что учебными планами не предусмотрено выполнение рецензируемых контрольных работ, студенты, ссылаясь на это, уклоняются от выполнения выданных заданий, что, соответственно, снижает их уровень подготовки. То есть нарушается основной принцип графической подготовки, заключающийся в постоянном выполнении графических работ по каждой изучаемой теме, получении навыков вычерчивания изображений и таким образом навыков чтения чертежей как бы они не выполнялись - в карандаше или на компьютере.
Весь курс графической подготовки должен быть построен с учетом создания преемственности в процессе непрерывной подготовки специалиста. Это и обучение навыкам работы с литературой в режиме самоподготовки, это и подбор соответствующего материала для успешного последующего изучения курсов деталей машин и др.
Следует особо отметить умение студента работать с литературой. Ведь качество подготовки специалиста состоит не только и не столько в том, какой объем информации он запомнил за время обучения, но в большей степени - насколько успешно он сможет самостоятельно решить поставленную перед ним конкретную задачу, имея достаточную информационную поддержку. В ходе графической подготовки необходимо обращать внимание на развитие конструкторского мышления и приобретение необходимых для этого навыков, без которых невозможна успешная деятельность инженера.
Этому способствует увеличение объема графических работ, выполняемых с помощью компьютера. Практически, придя на производство,
46 Специфика графической подготовки в учреждениях высшего образования в современных условиях
молодой специалист работает на компьютере и вопрос качества выполнения чертежей приобретает другой смысл.
Рассмотрим, как можно развить конструкторское мышление на примере изучения темы «Резьбовые соединения».
Контрольный материал, да и сами индивидуальные задания по этой теме, как правило, сводятся к изображению отдельных фрагментов соединения. При этом основное внимание уделяется соблюдению структуры линий, границам областей штриховки. Практически ничего либо очень мало говорится о назначении резьбовых крепежных деталей, а также их выборе в зависимости от требований компоновки и точности монтируемого узла, средствах фиксации, технологии сборки, свойствах материалов скрепляемых деталей, выборе монтажного инструмента, условиях самоторможения винтовой пары и др. Студенты, приступающие к изучению курса деталей машин и других дисциплин практически не ориентируются, как обеспечить сборку того или иного узла. И тут следует говорить не только непосредственно о резьбе, но и о технологии процесса сборки, технических характеристиках собираемого узла, условиях его работы. Студент должен хорошо знать, из каких соображений и в каких случаях применяется левая или правая резьба, крупный или мелкий шаг резьбы, контрящие приспособления, центрирующие штифты и т. д. Кроме того, в реальных условиях сама компоновка узла и условия обстановки накладывают определенные ограничения, усложняя процесс сборки, а также подбор крепежного и монтажного инструмента. Как правило, это недостаток пространства и ограниченность доступа.
Таким образом, включение вопросов, касающихся технологии сборки, а также средств обеспечения ее качества, точности и надежности, ремонтопригодности, способствует развитию у студентов конструкторского мышления с младших курсов, что в итоге повышает качество подготовки специалистов. Поэтому целесообразно приравнять практические занятия по инженерной графике к лабораторным. Ведь речь порой идет о работе с реальными деталями и узлами сборочных единиц. С помощью преподавателя студент может грамотно определить необходимые изображения, выбрать положение детали или узла на главном виде, определить и описать назначение деталей в узле.
Заключение. Для повышения качества графической подготовки необходимо использовать новые методы проведения занятий и контроля знаний студентов. Применять инновационные технологии, такие как трехмерное моделирование, мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий. Все это позволит повысить качество преподавания дисциплины и интенсифицировать процесс графического обучения студентов. Внедрение методов дистанционной формы обучения позволит повысить эффективность управляемой самоподготовки студентов, что в свою очередь повысит уровень знаний по преподаваемой дисциплине. Учитывая важность графической подготовки в общем процессе подготовки инженера, считаем целесообразным ввести вступительный экзамен по черчению в учреждениях высшего технического образования. Ведь чертеж - это интернациональный язык инженера.
Информация об авторах
Ким Юрий Алексеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь).
Войтеховский Борис Викторович — ассистент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Ращупкин Сергей Вячеславович — ассистент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Kim Yuriy Alekseevich - PhD (Engineering), Assistant Professor, Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus).
Voytehovski Boris Viktorovich - assistant lecturer, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Rashchupkin Sergey Viacheslavovich - assistant lecturer, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 30.03.2016