ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
УДК 744
В. А. Бобрович, С. Э. Бобровский, В. И. Гиль, Б. В. Войтеховский,
В. С. Исаченков
Белорусский государственный технологический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Дисциплина «Инженерная графика» охватывает весь контингент студентов первого курса и некоторую часть студентов второго курса (механики).
На практических занятиях у преподавателя со студентами возникают довольно тесные рабочие взаимоотношения, так как основная форма работы - индивидуальная. Над каждым чертежом выполняется совместная работа студента и преподавателя: наблюдение за работой студента, своевременная консультация, наконец, проверка чертежей - все это объединяет труд студента и преподавателя.
При совместном труде над графическими работами у студентов возникает доверие к преподавателю, позволяющее рассчитывать на положительный результат воспитательного процесса.
Выполнение графических работ воспитывает у студентов трудолюбие, логическое мышление, внимание и аккуратность, умение организовать рабочее время - черты, без которых невозможно инженерное образование.
Знание характера каждого студента позволяет своевременно затрагивать моральные, национальные, патриотические темы, интересующие молодежь. Полноценный результат может быть достигнут лишь при высоком профессионализме преподавателя, опыте его работы со студентами, внимании и уважении к труду студентов. Это в полной мере подтверждается французской пословицей: «Делай, что должно, и будет, что нужно!».
Ключевые слова: инженерная графика, самостоятельная работа, индивидуальные графические задания, учебный процесс, воспитательное пространство.
V. А. Bobrovich, S. E. Bobrovski, V. I. Gil, B. V. Voytehovski, V. S. Isachenkov
Belarusian State Technological University
USE OF "ENGINEERING GRAPHICS" DISCIPLINE IN STUDENT EDUCATION PROCESS IN HIGH SCHOOL
The discipline "Engineering Graphics" covers the entire contingent of first-year students and some of second-year students (mechanics).
In the practical classes the teacher with the students there are quite a close working relationship since the main form of work - individual. Above each drawing is done working together student and teacher: observing the work of the student, timely advice, finally, checking drawings - all this combines the work of students and teachers.
In a joint work of graphic works of the students there is confidence in the teacher, can count on a positive result of the educational process.
Implementation of graphic works educates students diligence, logical thinking, attention and accuracy, the ability to organize the working time - characteristics that are essential to engineering education.
Knowledge of the nature of each student allows timely affect the moral, national, patriotic topics of interest to young people. Complete results can be achieved only with the professionalism of the teacher, the experience of this work with the students, attention and respect for the work of students. This is fully supported by the French proverb: "Do what you must, and get what you need!".
Key words: engineering graphics, vibration strength, separate work, individual graphic exercises, educational process, educational space.
Введение. Основными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются процессы обучения, воспитания и образования, которые в то же время являются и общественными явлениями.
Основная часть. В современных условиях общественной нестабильности и девальвации нравственных устоев особенно актуальной становится проблема профессиональной нравственности преподавателя, которая в процессе общения обеспечивает формирование духовно-нравственных качеств личности студента -будущего специалиста, руководителя.
Продуктивность воспитательно-образовательного процесса в высшем учебном заведении находится в пропорциональной зависимости от наличия или отсутствия системы в этом процессе.
Педагогическая упорядоченность и систематизация всех средств, имеющихся в вузе, -первый шаг в создании этой системы. Второй, более сложный шаг - превращение университета в воспитательную систему, когда все в нем, - от вестибюля до аудитории - воспитывает всех и каждого - и студентов и преподавателей, и посетителей, когда в вузе витает своеобразный «воспитательный дух». Учебно-воспитательная система вуза должна иметь свою логику функционирования и развития, самоорганизации и саморегулирования. Это, однако, не означает, что она создается и действует сама по себе, она обязательно должна иметь созидателя (автора) и нуждается в квалифицированном руководстве. Сама по себе воспитательная система не может обеспечить позитивных изменений, но обеспечивает важный шаг для создания благоприятных условий в стабилизации учебно-воспитательного процесса.
Процесс образования можно сравнить с путешествием, в течение которого деятельность студента приобретает характер творческого познания, расширяется круг его общения, вбирая в себя не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой деятельности, но и прошлое и даже будущее. Общение с прошлым и настоящим - естественное условие образовательного странствия.
В настоящее время в аппарат педагогики постепенно входит понятие - воспитательное пространство (ВП), которое позволяет расширить многообразие педагогических управляемых процессов, происходящих за пределами образовательных учреждений, и тем самым установить определенный порядок в зоне «педагогического хаоса» [1]. В этом направлении в университете проводится необходимая работа, в которой помимо штатных работников
общежитий университета принимают участие кураторы-преподаватели.
Проблему воспитания в высшей школе необходимо рассматривать как совокупность вопросов, имеющих существенное значение для теории и практики вузовского образования.
Дискуссия о месте обучения и воспитания в вузе имеет место. По мнению одних ученых, образование без воспитания есть дело ложное и опасное, оно создает в отдельных случаях людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов.
Другие утверждают, что воспитание есть результат многостороннего процесса обучения (воспитание через преподавание) и нет необходимости во введении дополнительных функций в реализацию данного процесса.
Вместе с тем воспитание - процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все - люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности студент входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями. Направить это развитие и руководить им - задача преподавателя-воспитателя.
Приоритет воспитания над обучением согласуется с пониманием первого в социокультурном и философском смыслах: полемику вызывает это первенство при его трактовке с педагогических позиций. В то же время общепризнанно, что это две стороны одного процесса, диалектически связанные между собой. Трудно провести грань, где кончается обучение и начинается воспитание. Есть основания предполагать, что успех встречается чаще там, где студенты реализуют свой воспитательный потенциал, а воспитательные мероприятия несут обучающую функцию, реализуют присущую человеку тягу к познанию.
Учебно-воспитательный процесс в высшей школе представляет собой педагогическую систему, включающую пять структурных компонентов:
- группы студентов, испытывающих потребность в профессиональной подготовке, образовании или воспитании;
- педагогов, владеющих необходимой информацией, средствами коммуникации, психолого-педагогическими знаниями о студентах;
- педагогические цели - передачу знаний, опыта, воспитание определенных свойств личности, поведения, отношений;
- информацию, которую необходимо освоить студентам;
- способы достижения цели, т. е. средства, формы и методы достижения цели.
В. А. Бобрович, С. Э. Бобровский, В. И. Гиль, Б. В. Войтеховский, В. С. Исаченков
21
Воспитание, в том числе и идеологическое, есть процесс сознательного развития личности, формирования разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя воспитание выглядит как воздействие одного на другого, оно необходимо, прежде всего, самому воспитываемому.
Разумное обучение и воспитание обеспечивают индивидууму свободу в смысле его самостановления как личности. Поэтому есть основание говорить о последующей эмансипации от преподавателя (воспитателя) как одной из целей воспитания. Обучаемый подвержен односторонней критике со стороны обучающего, сохраняется определенная зависимость обучаемого от обучающего. Поскольку полное исключение неэквивалентности соотношения сторон не представляется реалистическим, то становится проблема компенсации превосходства преподавателя. Одним из средств такой компенсации является речь преподавателя, построенная на демократических, уважительных, равноправных началах.
Отдавая себе полный отчет в том чрезвычайном сопротивлении, которое окажет жизнь при перемещении воспитательной задачи на первый план, а образовательной - на второй, необходимо иметь в виду, что в средней школе этот процесс уже идет, он непременно затронет высшее образование.
Перед вузами стоит задача - теоретически и практически подготовить тот перелом в самом существе высшей школы, который дал бы возможность больше думать о развитии творческих сил личности, пользуясь при решении этой задачи всем тем богатым материалом, который дает процесс профессионального высшего образования.
Постановка повышенных требований к педагогу-преподавателю (воспитателю) требует со стороны последнего постоянного повышения своего профессионального уровня, последовательного подъема по профессиональной лестнице, включающей категории: педагогический профессионализм, профессиональное мастерство, новаторство.
Профессионализм может рассматриваться на нескольких уровнях:
- профессионализм личности;
- профессионализм деятельности;
- профессионализм общения.
Профессионализм - многокомпонентная
характеристика взрослого человека, определяющая достаточный уровень развития профессиональной культуры и самосознания, обеспечивающая творческое решение задач профессиональной деятельности. Под профессиональным сознанием понимается, прежде всего, сформи-
ровавшееся отношение к профессии, которое выражается в наличии сложившейся, постоянно развивающейся системы мотивов, личностных смыслов и идей.
Профессиональная зрелость специалиста является условием успешной реализации процесса целеобразования и обеспечения достижения поставленной цели.
Профессиональное мастерство - высокая ступень совершенства специалиста (в нашем случае преподавателя) в ходе выполнения им своих обязанностей. Характеризуется высокой профессиональной, общей и речевой культурой, эрудицией, глубоким знанием своего предмета и мастерским владением методикой его преподавания, любовью к слушателям, своему делу, талантом общения, творческим подходом.
Все перечисленные выше показатели профессионализма преподавателя особенно необходимы при организации учебного процесса первокурсников, в основном бывших школьников, которые попадают в абсолютно новую для себя обстановку - значительное увеличение в их жизни самостоятельности, изменение условий учебы, встреча с новым коллективом, необходимость формулировать свое собственное мнение.
По данным психологов, до 18 лет 90% подростков являются потребителями, живущими по инструкции, не умеющими или не желающими брать на себя ответственность, строящими свою жизнь на основании требований - «дай мне, я хочу...».
Естественно в одночасье нельзя перевести мировоззрение и сознание студента первокурсника на новые рельсы. В зависимости от личности студента и профессионализма преподавателей, с ним работающих, на это может потребоваться от одного года до двух лет.
В чем особенности работы преподавателей кафедры инженерной графики с первокурсниками?
Дисциплина «Инженерная графика» охватывает весь контингент студентов 1-го курса и некоторую часть студентов 2-го курса (механики).
Основная часть обучения дисциплине выпадает на практические занятия в подгруппах (по 12-17 человек); лекционный курс небольшой (18 часов), а для специальности «Лесное хозяйство» он вообще отсутствует. На практических занятиях у преподавателя со студентами возникают довольно тесные рабочие взаимоотношения, так как основная форма работы - индивидуальная. Над каждым чертежом выполняется совместная работа студента и преподавателя: наблюдение за работой студента, своевременная консультация, наконец, проверка
чертежей - все это объединяет труд студента и преподавателя.
При проверке чертежей с участием студента создается уникальная возможность узнать больше о нем, о его характере и способностях, о быте и условиях жизни, привычках и интересах. При совместном труде над графическими работами у студентов возникает доверие к преподавателю, позволяющее рассчитывать на положительный результат воспитательного процесса. Наверное, не случайно, что видный советский педагог воспитатель и писатель Антон Семенович Макаренко был учителем черчения.
Выполнение графических работ воспитывает у студентов трудолюбие, логическое мышление, внимание и аккуратность, умение организовать рабочее время - черты, без которых невозможно инженерное образование.
Заключение. Знание характера каждого студента позволяет своевременно затрагивать моральные, национальные, патриотические темы, интересующие молодежь. Полноценный результат может быть достигнут лишь при высоком профессионализме преподавателя, опыте его работы со студентами, внимании и уважении к труду студентов.
Литература
1. Крысько В. Г. Психология. Курс лекций. М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 251 с.
References
1. Krys'ko V. G. Psikhologiya. Kurs lektsiy [Psychology. Lecture course]. Moscow, Vuzovskiy ucheb-nik Publ., INFRA-M Publ., 2014. 251 p.
Информация об авторах
Бобрович Владимир Аркадьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Бобровский Сергей Эдуардович - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Гиль Виталий Иванович - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Войтеховский Борис Викторович - ассистент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Исаченков Владимир Сергеевич - ассистент кафедры инженерной графики. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Bobrovich Vladimir Arkadievich - PhD (Engineering), Assistant Professor, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Bobrovski Sergey Eduardovich - PhD (Engineering), Senior Lecturer, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Gil Vitaliy Ivanovich - PhD (Engineering), Senior Lecturer, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Voytehovski Boris Viktorovich - assistant lecturer, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Isachenkov Vladimir Sergeevich - assistant lecturer, the Department of Engineering Drawing. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 30.03.2016