Научная статья на тему 'Специфика функционирования вопросов в современном телевизионном полемическом дискурсе (на материале ток-шоу)'

Специфика функционирования вопросов в современном телевизионном полемическом дискурсе (на материале ток-шоу) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
437
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОЛЕМИКА / ДИАЛОГ / ТОК-ШОУ / ТИПЫ ВОПРОСОВ / ЭКСПРЕССИВИЗАЦИЯ / ИНТЕНЦИЯ / TELEVISION POLEMICAL DISCOURSE / DEBATE / DIALOGUE / TALK SHOW / TYPES OF QUESTIONS / EXPRESSION OF SPEECH / INTENTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джушхинова Кермен Анджаевна, Бюряева Джиргал Владимировна

В статье рассматривается функциональная специфика вопросов, используемых в коммуникативном пространстве полемического телевизионного дискурса, реализуемого в ток-шоу, имеющего «вопросно-ответную» основу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF QUESTION OPERATION IN MODERN POLEMICAL TELEVISION DISCOURSE (BASED ON A TALK SHOW)

The article deals with the functional peculiarities of the questions used in the communicative space of polemical television discourse. The discourse is used in a talk show and has a “question-answer” structure.

Текст научной работы на тему «Специфика функционирования вопросов в современном телевизионном полемическом дискурсе (на материале ток-шоу)»

УДК-801 ББК-Ш1

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ В СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИЗИОННОМ ПОЛЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОК-ШОУ)

К.А.Джушхинова, Д.В.Бюряева

В статье рассматривается функциональная специфика вопросов, используемых в коммуникативном пространстве полемического телевизионного дискурса, реализуемого в ток-шоу, имеющего «вопросно-ответную» основу.

THE PECULIARITIES OF QUESTION OPERATION IN MODERN POLEMICAL TELEVISION DISCOURSE (BASED ON A TALK SHOW)

K.A. Dzhushkhinova, D.V. Byuryaeva

The article deals with the functional peculiarities of the questions used in the communicative space of polemical television discourse. The discourse is used in a talk show and has a "question-answer" structure.

Ключевые слова: телевизионный полемический дискурс, полемика, диалог, ток-шоу, типы вопросов, экспрессивизация, интенция.

Keywords: television polemical discourse, debate, dialogue, talk show, types of questions, expression of speech, intention

Современный период развития лингвистики характеризуется возрастающим интересом к исследованию живой речи в разных сферах общения. Это в полной мере относится к полемической речи, требующей особой компетенции для оптимальной реализации интенций, так как основные усилия полемизирующих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Объектом исследования является современный телевизионный полемический дискурс. Он представляет собой острую, категоричную форму спора, который отражает одновременно столкновение различных точек зрения, а также желание найти ответ на поставленные вопросы.

Современный полемический дискурс - это многоаспектное явление с точки зрения тактик, стратегий и языковых средств, их реализующих. Этот феномен еще недостаточно изучен, в частности, в плане усиления воздействия. Прежде всего, речь идет о телевизионном общении, многоканальном (аудиовизуальном) и потому зрелищном, направленном на массового адресата. Телевизионная речь представляет собой сложно организованную совокупность разновидностей, воплощающихся в различных жанрах [6, С. 2]. Одним из самых популярных жанров на телевидении является ток-шоу, сочетающее сущностные признаки интервью, дискуссии, игры. Ток-шоу - разновидность такого жанра телевизионного дискурса, как телешоу, диалогичного и публичного по своей природе [7, С. 168]. Созданию хорошего ток-шоу существенно способствуют личностные качества ведущего: находчивость, обаяние, юмор, умение слушать, двигаться и пр. «Модель речевого жанра ток-шоу включает ориентацию ведущего на модельную личность, конститутивными коммуникативными чертами которой являются динамика способности к кооперации, инвективная

стратегия коммуникативного поведения в конфликте и достаточно высокий уровень речевой культуры» [14, С. 439]. Ток-шоу имеет «вопросно-ответную» основу, что определяется спецификой модели данного тележанра: «ведущий модерирует сюжетообразующий конфликт героев программы реализуя стратегии неуклонного следования теме передачи, вызова на откровенность и разъяснения» [14, С. 432]. Во многом именно качество, форма и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы: сюжетообразующие функции и формы общения для ведущего ток-шоу всегда приоритетны и могут игнорироваться только в том случае, когда на первый план выходят эмоционально-аффективные факторы [14, С. 439].

Предметом статьи являются приемы экспрессивизации речи, поиска информации посредством разных типов вопросов. Как элементы дискурса, представляющего собой семиотическое пространство, они способны менять тактики и при умелом использовании помогают держать инициативу, что немаловажно при наличии такой характеристики телевизионного коммуникативного пространства, как публичность. Фактор публичности, то есть присутствие массового адресата речи, предполагает более высокую оценку осознанности в употреблении языковых средств по сравнению с речью непубличной [12, С. 10].

Материалом для анализа послужили расшифровки телепередач «Они и мы», «Пусть говорят», «Говорим и показываем», «Политика», «Прямой эфир», «Время покажет» за 2014-2015гг.

Вопросительные высказывания являются одним из распространенных приемов в телевизионном дискурсе, используемом не только для обозначения дальнейшего вектора ведения дискуссии, но и для убеждения оппонента и аудитории.

По мнению А.К. Михальской, реплики лучше облекать в форму вопроса, а не в форму сообщения, потому что:

а) это дает полемизирующему инициативу (может стать лидером, ведущим в данном взаимодействии); лучше (выгоднее) самому спрашивать, чем послушно отвечать;

б) утверждения теряют излишнюю категоричность и не вызывают выраженного протеста: вопрос - это «мягкое», «бархатное» утверждение; на вопрос человек чаще стремится ответить, а не возразить;

в) это помогает получить ту информацию, которая вам нужна [10, С. 337].

Полемический дискурс имеет интерактивную природу. Ситуация диалога

подразумевает невозможность исключить партнера из сознания. Диалогическое взаимодействие является сложным многоуровневым лингвистическим явлением, отображающим как субъективные, личностные особенности речевого поведения коммуникантов, так и их непрерывное взаимодействие в определенных социокультурных и статусных рамках.

Риторический вопрос активно используется оппонентами. Он представляет собой вопросительное высказывание, которое на семантическом уровне предполагает полное отрицание содержащейся в нем пропозиции, а на коммуникативном уровне требует номинального присутствия адресата (реального или мнимого), функция которого заключается в подтверждении правоты говорящего [10, С. 338].

Специфика двойственности риторического вопроса обусловлена вхождением в две системы коммуникации, названные Ю.М. Лотманом системами «Я - ОН» и «Я - Я». В системе «Я - ОН» предполагается, что до начала акта коммуникации некоторое сообщение известно выступающему и не известно оппоненту. В случае «Я - Я» субъект передает сообщение самому себе, то есть тому, кому оно уже и так известно [9, С. 76].

Отсюда можно выделить два типа риторических вопросов: 1) содержащие ответ, утвердительный или отрицательный; 2) вопрос к себе.

Особенность вопроса первого типа в том, что говорящий задает риторический вопрос с целью не получить сведения, а информировать адресата. Так работают: а) вопросительно-отрицательный и б) вопросительно-утвердительный типы вопросов: а) «Ну и зачем это было нужно делать?» (т.е. незачем); «Вот так мужчина оценивает женщину // Где здесь тело? Начали с глаз / закончили глазами //» (т.е. нет тела) (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.); «Мне не понятны мужчины / которым нравятся просто вот такие вот скелеты //Чем? Чем они вас могут привлекать?» (т.е. ничем) (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.); «Где он найдет эту дивизию?» (т.е. нигде) (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); «Что он может получить от девочки из общежития?» (т. е. ничего) (ток-шоу «Пусть говорят, 28.01.2014.); «Ну что? Что они сделали в борьбе с ИГИЛ?» (т.е. ничего) (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.); «А что ты нам дала в жизни?» (т.е. ничего) (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.); б) «Ну чем не привлекательно?» (т.е. всем привлекательно) (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.); «А как с этим алкоголизмом не бороться?» (т.е. надо бороться) (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); «А как не согласится с медиками?» (т.е. надо согласиться) (ток-шоу «Прямой эфир», 28.01.2014.); «Ну что не сделаешь для страны /которая в тебя верит?» (т.е. все сделаешь) (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); «А как же Александр Емельяненко не виноват?» (т.е. виноват) (ток-шоу «Говорим и показываем», 08.04.2014.); «Как нет у них такого права?» (т.е. есть) (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.); «А как же Турции не нужно извиняться перед Россией?» (т.е. нужно) (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.).

Подобные вопросы скорее стилистический прием привлечения внимания к важному положению дел, обозначение собственной позиции и манифестация эмоционального плана говорящего. В риторическом вопросе первого типа функция «Я вас спрашиваю» совмещается с функцией «Я утверждаю», и таким образом в рамках одного высказывания присутствует комбинация смыслов «Я спрашиваю вас о том, что я утверждаю» [4, С. 89]. Таким образом, риторический вопрос логически «возвращает» участника диалога к утверждению, на основе которого оратор строит данный вопрос, увеличивая убеждающую силу данного приема.

Второй тип вопроса (самому себе) [2, С. 207] в лингвистической литературе называют «псевдовопросом» [11, С. 97], «ложным вопросом» [3, С. 173], «вопросом без спрашиваемого и без спрашивающего» [Гадамер 1988: 428] или «вопросом без вопросительной силы» [8, С. 115]: «Что происходит в мире?» (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); «На кого я похожа? Почему у меня такая нестандартная фигура? Я мучаюсь //» (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.); «Что мне делать с этим алкоголизмом? Умираю без дозы... » (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); «Почему же это произошло со мнойис моим ребенком? Я не знаю //» (ток-шоу «Прямой эфир», 28.01.2014.); «Почему мама так с нами поступила? Я не могу понять до сих пор //» (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.); «Зачем же Турция сделала необдуманный поступок? Я не знаю //» (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.).

Такой тип вопроса не реализует коммуникативные функции поиска информации, но активирует другие коммуникативно-стилистические функции: а) обязательную вовлеченность адресата в диалогические отношения с говорящим; б) экспрессивную функцию приглашения к размышлениям.

Открытый вопрос всегда требует объяснения, то есть на него нельзя ответить просто «да» или «нет». Этот тип вопроса служит для получения той информации, которую согласен предоставить собеседник: он сам выбирает, что именно сказать [10,

С. 338]. Он включает такие акгуализагоры смысла, как «почему», «что», «сколько», «как»: «Почему мы стали заморачиваться? Объясните...»; «Какие девушки нравятся лично вам?» (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014); «Когда это все началось?»; «Про какую личную жизнь она обвиняла Вас?»; «В чем она Вас обвинила?»; «Когда Вы осознали, что у Вас алкогольная зависимость?» (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); «Как так получилось, что тебя подали в федеральный розыск?»; «Кто проигрывал?»; «Что такое изнасилование?» (ток-шоу «Говорим и показываем, 08.04.2014.); «В каком состоянии находится Ваша новорожденная дочь?»; «Сколько ей сейчас уже?»; «Кто так поступил с младенцем?»; «Что они Вам сказали?» (ток-шоу «Прямой эфир», 09.04.2014.); «Почему именно сейчас президент России признал факт наличия наших военнослужащих в Крыму?»; «Как Вы считаете?»; «Что это обозначает политически?»; «Как Вы оцениваете происходящее сейчас на юго-востоке Украины?» (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); «Почему его хотят запретить 1 января этого года?»; «А почему Турция слабое звено в западной коалиции?»; «Каким образом они имели право защищаться?» (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.); «Куда и на что сейчас эта помощь идет?»; «А почему сегодня дочка должна помогать вам?» (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.).

Данный тип вопроса предполагает посыл для расширенного высказывания. Модератор в свою очередь должен следить за последовательностью развития обсуждаемой темы, так как ораторы могут повернуть диалог «в свое русло», и тогда ведущий может потерять контроль над ходом дискуссии.

Провокационный вопрос подстрекает, бросая вызов участнику полемики. Такие вопросы задают и с целью, чтобы узнать, верно ли собеседник понимает суть обсуждаемой проблемы: «Вы не довольны своим телом?»; «Ну а я что говорю? При чем здесь горы и горные походы?» (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.); «Можно ли это сравнить / что происходило в Крыму на теме референдума?»; «Я хочу сказать / а кто может дать такие гарантии безопасности?»; «Сможет ли Россия противостоять?»; «Кем разрушить?» (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); «У тебя вспыльчивый характер / да?»; «Ты деньгами как-то с ней рассчитывался?»; «Вы выдумали версию о том/что нашли паспорт?»; «Ложны ли представления / что паспорт вам передали со стороны Емельяненко?»; «Вы получали награждение / скажите за то / что вы нашли паспорт?» (ток-шоу «Говорим и показываем», 08.04.2014.); «Ты моего ребенка угробила /ты про это не забыла?»; «Наверное / Вам не понравился ее мужчина?»; «Но /Вы не пробовали ее закодировать? Может с Вами выпивала?»; «А с чего началось? Отец есть у Вас?» (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); «Может Вам давали какие-то аргументации?»; «Ну /они вам все-таки вам твердили /что девочка мертва /что ты отправишься в психушку? Вот такое вот?»; (ток-шоу «Прямой эфир», 09.04.2014.); «А скажите нам /за что 20 лет назад супруг с которым вы 18 лет живете сидел?»; «То есть ты не отрицаешь что она твоя вторая мать? Она воспитывала тебя в то время когда Раиса строила свое счастье?» (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.); «То есть он от коров к коровам передается / а от коров к человеку неизвестно какой случай? Это специалисты наши такие?»; «Как они общаются? Азбукой Морзе общаются?» (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.). Подобный тип вопроса может сработать как провокационно-аффективный фактор и стать причиной отступления от коммуникативного амплуа, предусмотренного речеповеденческим сценарием ток-шоу (вспомним теледебаты политиков с обливанием водой и оскорблениями).

Встречный вопрос является реакцией на предыдущий: он ведет к окончательному

ответу. Такой тип вопроса точно не относится к вежливым, но влияет на участника разговора, вызывая порой бурную реакцию:

1) - «Можно ответить?- Еще шире? (иронично)» (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.)

2) - «Скажите пожалуйста / как вы познакомились со своим гражданским мужем? - Вот зачем Вам эта информация? Где? При каких обстоятельствах? Что это? Ну зачем Вы лезете в мою личную жизнь?» (ток-шоу «Прямой эфир», 09.04.2014.)

3) - «А кто тебе передачки делал на зону а?- А я что принял что ли!?» (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.)

Ток-шоу отличает наличие игровых, театрализованных элементов, бытовой характер тематики, участие «третьего адресата» (аудитории в студии) в обсуждении; характер речевого поведения ведущего, потому такое положение дел ситуативно мотивировано.

Направляющий вопрос часто задает ведущий, так как ему нужно все время следить за временем, корректировать ход обсуждений: Андрей Малахов: «Кать /у нас сегодня честный разговор / так что мы можем за студией это сказать?» (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); Петр Толстой: «Ну / вообще заговорили про любовь / как опять / сразу про ракеты // Ну ценности тогда где?» (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); Борис Корчевников: «У меня вопрос /вот что мы здесь разбираем? Была ли установлена скобка? Вот как это все? Вот как-то происходило все?» (ток-шоу «Прямой эфир», 09.04.2014.); Екатерина Стриженова: «Но такие вам не нравятся? Вы же с этого начали?»; «То есть /я вас правильно поняла? Не главное качество / а количество? Не так ли я вас поняла?» (ток-шоу «Они и мы»,

27.01.2014.); Екатерина Стриженова: «Как в Турции люди относятся к тому что сбили наш самолет? Мы это хотим узнать //» (ток-шоу «Время покажет»,

26.11.2015.); Андрей Малахов: «Алик / секунду / об этом вы можете нам рассказать подробно?» (ток-шоу «Пусть говорят», 20.10.2015.).

Как видим, направляющие вопросы выполняют сюжетообразующую функцию.

Альтернативный вопрос всегда несет право выбора: Александр Гордон: «Вам толстые или худые нравятся?» (ток-шоу «Они и мы», 27.04.2014.); Андрей Малахов: «Какие-то проблемы были или что?»; «Вам сказали делать аборт или сама?»; «Не хочет или не кодируется?» (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); Леонид Закашанский: «На ты или на вы?»; «Кофта все-таки была на молнии или нет?» (ток-шоу «Говорим и показываем», 08.04.2014.); Петр Толстой: «Они будут поддержаны на юго-востоке или действительно ситуация на Украине не позволит их вести?»; «Останутся ли они такими / какие они были до кризиса или они будут какими-то другими?» (ток-шоу «Политика», 17.04.2014.); Петр Толстой: «Сирийских или Турецких?»; «Запрет поможет или нет?» (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.). Понятно, что ответ предполагает не только выбор, но и его обоснование.

Вступительный вопрос является прекрасным стартом, если его поставить грамотно. Он сразу вызывает интерес и создает атмосферу ожидания у аудитории. Такой тип вопроса позиционно используется ведущими в начале телепрограммы: Екатерина Стриженова: «Сколько существует человечество / столько об этом спорят // Какое тело считается привлекательным? Это касается и мужчин / и женщин //» (ток-шоу «Они и мы», 27.01.2014.); Андрей Малахов: «Почему женщины вместо благополучной семейной жизни выбирают жизнь под градусом? Есть ли шанс выбраться из ямы пьянства?» (ток-шоу «Пусть говорят», 28.01.2014.); Леонид Закашанский: «Где он скрывается и почему столько времени молчал?

Сегодня он впервые / только в нашей студии расскажет всю правду // Встречайте / Александр Емельяненко //» (ток-шоу «Говорим и показываем», 08.04.2014.); Борис Корчевников: «Новорожденная и недоношенная Лиза / провела два часа на холодном кафеле туалета под полиэтиленовым мешком //Кто так поступил с младенцем? Мать / которая пытается избавиться от ребенка или врачи / которые уверяли маму / что ее ребенок мертв?» (ток-шоу «Прямой эфир, 09.04.2014.); Петр Толстой: «Молоко / которое раньше считалось просто залогом здоровья / давали его детям в детских садах / везде / что качество продукта действительно изменилось и что мы пьем совсем конечно не молоко / а молочный продукт / или еще какой-то продукт состава которого мы не знаем // Вот давайте посмотрим и узнаем, что мы употребляем?» (ток-шоу «Время покажет», 26.11.2015.) Вопрос может быть и в заключительной позиции, чаще это риторический, дающий оценку и приглашающий продолжить размышления.

Итак, рассмотренные типы вопросов - риторический, открытый, провокационный, встречный, альтернативный, вступительный, направляющий - предопределяются стратегиями и тактиками речевого поведения участников полемики, зачастую представляя собой смену тактик, используясь как конфликтные речевые жанры (колкость, упрек, обвинение). Преобладание конкретных типов вопросов зависит от темы эфира, его условий, приближенных к спонтанности, рассматриваемой проблемы, индивидуальности ведущего. Однозначно, что они функционально нагружены и являются сильным средством манипуляции партнером.

Список литературы

1. Аристотель. Риторика. Кн. 3 / Пер. С.С. Аверинцева // Аристотель и античная литература. - М.: Наука, 1978.- 164 с.

2. Арнольд И.В. Стилистика современного языка. - Л.: Просвещение, 1973. -С.207.

3. Балли Ш. Французская стилистика. Пер. с фр. 1961. М., Изд. 3. 2009. - С. 173.

4. Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. «Иллокутивное вынуждение» в структуре диалога // Вопросы языкознания, 1992 № 2. -С. 84 - 99.

5. Гадамер Х.Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988.-120 с.

6. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2003. -С.2.

7. Ларина Е.Г. Телевизионный дискурс и его жанровое многообразие // Вестник Волгоградского государственного университета - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2006. -С. 166 - 168

8. Leech G.N. Principles of Pragmatics, L.: N.Y., 1983. - 125 p.

9. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры, 1999. -447 с.

10. Михальская А.К. Основы риторики. - М.: Просвещение, 1996. C. 337 - 338.

11. Рестан П. Синтаксис вопросительного предложения. Общий вопрос Oslo -Bergen - Tromao: Universitetsforlaget, 1972.-C. 97.

12. Седов К.Ф. Антология речевых жанров. - М.: Лабиринт, 2007. - С. 10.

13. Стросон П.Ф. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики. Перевод с англ. В.Н. Брюшинкина и В.А. Чалого. - Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 328 с.

14. Шаповалова Н.Г. Модельная личность ведущего как жанрообразующий признак ток-шоу // Жанры речи. Вып.6. Жанр и язык. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.-С. 439.

15. Шляхов В.И. Сценарная основа речевого общения. М., 2010. - 53 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.