Научная статья на тему 'Специфика формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса'

Специфика формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SMALL-SCALE BUSINESS / DEVELOPMENT STRATEGY / ENTERPRISE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселевич Ю. В., Щепакин К. М.

Дана общая характеристика развития малого бизнеса в России на современном этапе, проведен анализ основных элементов стратегии малых предприятий, выявлен действующий механизм стратегического управления предпринимательской деятельностью, сформулированы особенности формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity offormation of development strategy of the small-scale business enterprises

The general characteristic of development of small-scale business in Russia on modern this-pe is given, the analysis of basic elements of strategy of small enterprises is carried out, revealed the mechanism of strategic management by enterprise activity, features of formation of strategy of development of the enterprises small business are formulated.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса»

УДК 681.3

Ю.В. Киселевич, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», (Россия, Тула, НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова);

К.М. Щепакин, д-р техн. наук, профессор кафедры АИУС, (Россия, Тула, ТулГУ)

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Дана общая характеристика развития малого бизнеса в России на современном этапе, проведен анализ основных элементов стратегии малых предприятий, выявлен действующий механизм стратегического управления предпринимательской деятельностью, сформулированы особенности формирования стратегии развития предприятий малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, стратегия развития, предпринимательская деятельность.

В современных условиях, когда возрастают требования к конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, стратегическое планирование обеспечивает основные предпосылки эффективности развития предпринимательских структур: положение на рынке, своевременная адаптация систем производства и управления к динамичным изменениям внешней среды, устойчивость экономического и финансового положения, гибкость производства, которая способствует обеспечению требуемой степени диверсификации промышленного производства.

В этих условиях основной целью управления предприятием становится выбор и реализация стратегических приоритетов развития на основе современных научных подходов и технологий, обеспечивающих его эффективное функционирование. Очевидно, что оптимизировать процесс управления на малых предприятиях (МП) проще, чем на крупных предприятиях, кроме того, как показывает мировой опыт, развитие малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, ее инновационного развития. Основная цель управления стратегией развития на предприятии состоит в обеспечении его стабильного экономического роста и укреплении рыночных позиций.

По состоянию на 01 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6 % меньше, чем по состоянию на 01 января 2010 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. (рис. 1).

Рис. 1. Количество малых предприятий в РФ в 2008-2010 гг., тыс. ед.

По итогам 2010 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 2,9 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5562,9 тыс. чел. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0 %.

Рис. 2. Количество занятых на малых предприятий в РФ в 2008-2010 гг., тыс. чел.

Общий объем оборота МП в Российской Федерации в 2010 г. составил 10 247,0 млрд руб., что на 16,4 % выше показателя 2009 г. (с учетом индекса потребительских цент рост показателя составил 7,0 %) (рис. 3).

Рис. 3. Оборот малых предприятий в РФ в 2008-2010 гг., млрд руб.

Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2010 г. в целом по РФ составил 258 431,2 млн руб., что на 2,2 % выше показателя 2009 г. (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0 %) (рис. 4).

Рис. 4. Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях

в РФ в 2008-2010 гг., млрд руб.

По итогам 2010 г. по сравнению с 2009 г. в целом по стране положительная динамика отмечается только по показателю объема оборота малых предприятий (без микропредприятий) [1, с. 5-7].

По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предпри-

ятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятий) зафиксирована отрицательная динамика.

Статистика о состоянии сектора малого предпринимательства в 2010 г. противоречива и скорее говорит о дальнейшем его падении, чем о росте.

Как известно, успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и высоким качеством ее выполнения. Для достижения намеченных результатов предприятию необходима хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий. Можно разработать сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху — блестяще выполненная стратегия (рис. 5).

Действия Стратегия

Определенная Неопределенная

Эффективные Успех в прошлом, и обеспечен успех в будущем. Успех в прошлом, успех в будущем проблематичен.

Неэффективные Некоторый успех в прошлом, в будущем серьезные проблемы. Неудачи в прошлом, такой же результат ожидается в будущем.

Рис. 5. Влияние стратегии и действий на успех организации

Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет таким предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. На этой основе можно выстраивать гибкую стратегию деятельности, что имеет большое значение для современных условий рынка.

Существуют следующие базовые стратегии роста малых фирмы, которые предопределяют и основные виды стратегии стратегических хозяйственных подразделений, из которых можно выделить три основных вида. Стратегия наступления (атакующая) — стратегия завоевания и расширения рыночной доли. Стратегия обороны — стратегия удержания существующей рыночной доли. Стратегия отступления — стратегия сокращения рыночной доли с целью роста прибыли в результате постепенного ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса [2, с. 26].

Основная особенность развития малых фирм в рыночных условиях заключается в их гибкости, т. е. способности оперативно перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от рыночной ситуа-

ции. Основные стратегии поведения малой фирмы представлены в матрице (рис. 6).

Продукт малой фирмы

Подобный продукт крупной фирмы Оригинальный

Форма существующей фирмы Независимая от крупной фирмы (суверенитет) «Ложный гриб» (поле 1): стратегия кооперации. «Премудрый пескарь» (поле 2): стратегия оптимального размера.

Связанная с крупной фирмой (симбиоз) «Хамелеон» (поле 4): стратегия использования преимуществ крупных фирм. «Жалящая пчела» (поле 3): стратегия участия в продукте крупных фирм.

Рис. 6. Основные виды стратегии малого предприятия

Существует специфика, которую необходимо учитывать менеджменту при разработке стратегии МП.

Так, например, спрос на продукцию малого предприятия в основном формируют крупные предприятия. При этом принято допущение о том, что существует элемент «самовоспроизводящегося спроса». По мере роста ряд МП могут переходить в разряд крупных предприятий (КП) и предъявлять дополнительный спрос на продукцию малых предприятий.

Как известно, на предприятии принято выделять следующие уровни формирования стратегий:

- корпоративная (портфельная) стратегия, т. е. стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности, показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг;

- деловые стратегии — это стратегии конкретных бизнес-единиц предприятия;

- функциональные стратегии — стратегии, относящиеся к функциональной сфере деятельности предприятия (производство, маркетинг, финансы, персонал, исследования и разработки).

Для малого предприятия основным по объемам решаемых задач будет функциональный уровень принятия стратегических решений, подразумевающих формирование маркетинговых стратегий, стратегий научно-исследовательских разработок, стратегий производства, кадрово-управленческих и финансовых стратегий.

Определяющим для функционального уровня стратегического управления МП будет первый стратегических уровень, который на МП приобретает форму портфельной стратегии по предложению на рынок товаров и услуг. На данном уровне будет формироваться продуктово-ассортиментная программа малого предприятия.

Уровень формирования стратегий конкретных бизнес-единиц, как правило, будет отсутствовать, так как малое предприятие в общем случае представляет собой единственную, неделимую бизнес-единицу.

На современном этапе важным элементом экономической политики государства и других субъектов управления экономикой является поддержка развития МП, управление процессами их создания и эффективностью деятельности. Одним из подходов является использование новых форм и источников их обеспечения финансовыми и инвестиционными ресурсами. Такой формой является использование принципов микрокредитования (МК) МП, получивших развитие в последние годы во многих странах и у нас.

Анализ показывает, что стратегия МП имеет множество специфических элементов, относящихся к планированию, анализу управления рисками, определения размера предприятия, оценки эффективности деятельности. Специфическим элементом стратегии МП является также определение минимально допустимого размера предприятия. Его можно определять как границу рентабельности (безубыточности) для предприятия в целом.

Для научно обоснованной стратегии предпринимательских структур по достижению устойчивых темпов экономического роста необходим эффективно действующий механизм стратегического управления предпринимательской деятельностью.

Библиографический список

1. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 32 с.

2. Валеева Е.А., Войтоловский Н.В. Стратегическое планирование на предприятиях малого бизнеса // Современные аспекты экономики. 2011. № 5(165).

J.V. Kiselevich, K.M. Shchepakin

Specificity offormation of development strategy of the small-scale business enterprises

The general characteristic of development of small-scale business in Russia on modern this-pe is given, the analysis of basic elements of strategy of small enterprises is carried out, revealed the mechanism of strategic management by enterprise activity, features of formation of strategy of development of the enterprises small business are formulated.

Key words: small-scale business, development strategy, enterprise activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.