Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование словаря дошкольников / дети с дизартрией / логопедические занятия. / formation of the vocabulary of preschoolers / children with dysarthria / speech therapy classes.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрова Е.И.

В статье представлен теоретико-методический аспект проблемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Эффективными условиями выступают: систематическое проведение логопедических занятий, дифференцированный выбор содержания, методов, приемов и организационных форм обучения; использование игровых технологий в работе с детьми; чтение детской художественной литературы; учета данных диагностического обследования; оборудования развивающей предметно-пространственной среды элементами, направленными на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF THE DICTIONARY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The article presents the theoretical and methodological aspect of the problem of forming the vocabulary of children of senior preschool age with dysarthria. Effective conditions are: systematic conduct of speech therapy classes, differentiated choice of content, methods, techniques and organizational forms of training; use of gaming technologies in working with children; reading children's fiction; recording diagnostic examination data; equipping the developing subject-spatial environment with elements aimed at developing the vocabulary of children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 376.44

Юрова Е.И. студент магистратуры факультет «Психология педагогика и дефектология» кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

Россия, г.Ростов-на-Дону

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

В статье представлен теоретико-методический аспект проблемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Эффективными условиями выступают: систематическое проведение логопедических занятий, дифференцированный выбор содержания, методов, приемов и организационных форм обучения; использование игровых технологий в работе с детьми; чтение детской художественной литературы; учета данных диагностического обследования; оборудования развивающей предметно -пространственной среды элементами, направленными на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование словаря дошкольников, дети с дизартрией, логопедические занятия.

Yurova E.I. graduate student Faculty of Psychology, Pedagogy and Defectology Department of Defectology and Inclusive Education Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Don

State Technical University" Russia, Rostov-on-Don

SPECIFICITY OF FORMATION OF THE DICTIONARY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The article presents the theoretical and methodological aspect of the problem of forming the vocabulary of children of senior preschool age with dysarthria. Effective conditions are: systematic conduct of speech therapy classes, differentiated choice of content, methods, techniques and organizational forms of training; use of gaming technologies in working with children; reading children's fiction; recording diagnostic examination data; equipping the developing subject-spatial environment with elements aimed at developing the vocabulary of children of senior preschool age.

Key words: formation of the vocabulary of preschoolers, children with dysarthria, speech therapy classes.

Актуальность проблемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомнений, в связи с тем, что в последнее время значительно возросло количество детей с речевыми нарушениями. Причину этого мы видим в общем ухудшении состояния здоровья детей дошкольного возраста, загрязнении экологии, дестабилизации социальной среды, наличия у детей раннего возраста физиологических, нервно -психических нарушений, большого процента родовых травм, послеродовых осложнений, «педагогически запущенных детей» (Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.К.Орфинская и др.) [1; 2; 4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие», сформулированы задачи, связанные с овладением речью как средством культуры и общения, развитием активного и пассивного словаря дошкольников. Эффективными условиями при этом выступают развивающая предметно-пространственная среда, общение со сверстниками и взрослыми, игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами), наличие в дошкольных образовательных учреждениях квалифицированных специалистов. Целевыми ориентирами на этапе завершения детьми дошкольного образования выступают: достаточное овладение детьми устной разговорной речью, построение правильных речевых высказываний в ситуации общения со сверстниками и взрослыми

[9].

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей системой воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.

Анализ данных по речевым нарушениям показал, что самую многочисленную группу дошкольников составляют дети с общим недоразвитием речи, часто с дизартрией. При этом мы должны помнить о том, что неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы развития личности ребенка: затрудняется формирование познавательной сферы, снижается уровень и продуктивность запоминания, серьезно нарушается логическая и смысловая память, дети с речевыми нарушениями с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и т.п.), у дошкольников нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.

Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития ребенка [2;3;8].

В специальной научной литературе представлена подробная психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей с общим недоразвитием речи и дизартрией, в которой подчеркивается тот факт, что у детей данной категории наблюдается расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь чаще всего близок к норме, но при этом дети испытывают затруднения в употреблении ранее усвоенных слов, например, дошкольники не знают названия действий с предметами, оттенки цветов, геометрических форм. Дети с общим недоразвитием речи и дизартрией не употребляют в речи слов-антонимов и синонимов, испытывают затруднения при формулировке обобщающих понятий и др. С этой позиции процесс развития словаря - приоритетное направление в развитие детской речи.

Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше содержательнее его речь. Ведь логическая богатая речь - залог успеха во многих и многих областях знания (Е.Ф.Архипова, Б.М. Гриншпун, В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, Н.Н.Трауготт, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.).

Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам сформулировать цель нашего исследования: разработать и апробировать содержания коррекционной работы по развитию словаря у детей с общим недоразвитием речи и дизартрией на логопедических занятиях.

Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов, среди которых: изучение специальной, психолого -педагогической литературы по вопросам развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях; теоретический анализ - сравнительно-сопоставительный, ретроспективный; изучение эмпирической базы, анализ основных понятий исследования; методы массового сбора информации; изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент; методы математической обработки данных.

Таким образом, экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста показала, что процесс развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией будет протекать эффективно при следующих условиях: систематического проведения логопедических занятий с дошкольниками (занятия проводятся 2-3 раза в неделю, как в индивидуальной, так и групповой форме), дифференцированного выбора содержания, методов, приемов и организационных форм обучения в процессе развитии словаря

дошкольников с общим недоразвитием речи; использования игровых технологий в работе с детьми («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Детеныши домашних животных» и т.п.); чтение детской художественной литературы (беседы-диалоги по содержанию произведений, пересказ, разучивание стихотворений и т.п.); учета данных диагностического обследования дошкольников в процессе развития словаря дошкольников; оборудования развивающей предметно -пространственной среды элементами, направленными на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста (дидактические игры «С какой ветки детки», «Разрезные картинки», рабочие тетради для дошкольников «Учимся говорить правильно», картотека картин по лексическим темам и т.п.).

Использованные источники:

1. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. -. М.: АПН РСФСР, 1958. -31с.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика /Ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Владос, 1997. - 303 с.

3. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. — 2006. — № 1. - с. 17-24.

4. Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации формалалии // Хрестоматия по логопедии в 2 тт.Т 2. / под ред.Л.С. Волковой и В.И.Селиверстого, - М.; Владос,2007. - с. 145.

5. Платохина Н.А., Фатеева Д.А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. - 182с.

6. Назаренко Е.В., Платохина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста: теоретико методологический аспект//В сборнике: Исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования// Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. -Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. -С. 195-198.

7. Платохина Н.А., Абашина Н.Н. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе профилактики речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста //В сборнике: Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования// Материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. -Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2016. - С. 308-311.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014. - с.112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.