Е.И. Глухова
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу психологических стадий, которые проходит подросток в своем личностном развитии, акцентируется внимание на формировании самооценки подростка и ее влиянии на социальное поведение, в частности на склонность к демонстративному поведению, участию в массовых акциях, на примере флеишоба.
Ключевые слова: самооценка, идентификация, самоидентификация, Я-концепция, подростковый возраст, подросток, когнитивное развитие, метапознание, риски, мыилление, социальное поведение, флегимоб.
Подростковый период является переходным этапом между половой зрелостью и совершеннолетием на уровне физического и психического развития личности. Определение формальных границ подросткового периода зависит от страны и культуры, где установлен разный возрастной предел, при котором индивид считается (в хронологическом порядке и по закону) достаточно зрелым, способным справиться с определенными социальными задачами, и сможет нести ответственность перед обществом и самим собой. Однако с точки зрения психологии согласно большинству возрастных периодизаций, границы подросткового периода находятся в диапазоне от 10-11 лет до 15-17 лет.
Кроме того, возникают трудности при определении подросткового возраста, так как его можно трактовать с точек зрения различных научных направлений: психологии, биологии, истории [3], социологии, образования и антропологии. В связи с этим наиболее эффективно изучение особенностей развития подростков на междисциплинарном уровне. Например, исследования в области неврологии и поведения помогают сосредоточиться на пубертатных изменениях в структуре мозга и его влиянии на когнитивные или социальные отношения. Социологи в большей степени обращают внимание на формирование социальных ролей в подростковом возрасте, и как они варьируются в зависимости от культуры или социальных условий.
Психологи в большей степени сосредотачиваются на изменениях в самооценке подростка, ее влиянии на социальное поведение и отношения с родителями и сверстниками. Становление самооценки - это одна из наиболее значимых характеристик личности подростка, важный аспект формирования мыслей, чувств по поводу Я-концепции и идентичности. Самооценка является важным структурным компонентом Я-концепции, которая включает в себя также самопознание и самовоспитание. Следовательно, самооценка формируется не сама по себе, а в тесной связке с развитием когнитивной и социальной сфер личности.
Рассмотрим последовательно, что же происходит с личностью подростка и его самооценкой в период развития когнитивной и социальной сфер. В связи с биологическими изменениями в структуре мозга, которые связаны с увеличением опыта, знаний и изменениями социальных требований, происходит рост когнитивных достижений, которые охватывают как увеличение знания, так и способности к абстрактному мышлению. Еще в начале XX века
© Глухова Е.И., 2013
известный швейцарский психолог и философ Жан Пиаже описывал подростковый период как этап жизни, в котором мысли человека начинают принимать более абстрактную форму при снижении эгоцентрической мысли. Это позволяет человеку думать и рассуждать в более широкой перспективе [4]. Познавательные навыки позволяют контролировать и координировать мысли и поведение, которые, как правило, связаны с префронтальной корой мозга. Мысли, идеи и концепции, выработанные в этот период жизни, оказывают существенное влияние на будущую жизнь, играя важную роль в характере формирования личности.
Основные особенности мышления подростков сопоставимы с мышлением взрослых. Мышление подростков уже менее связано с конкретными событиями и образами, чем у детей. Наиболее проявляются дедуктивные рассуждения, они приводят к развитию гипотетического мышления [7]. Это дает возможность заранее планировать, видеть последствия действий и обеспечивать альтернативные объяснения событий. Это также делает подростков более опытными участниками дебатов, так как они могут успешно выступать против оппонентов. Подростки также вырабатывают более глубокое понимание теории вероятностей.
Проявление более систематического, абстрактного мышления является одним из примечательных аспектов когнитивного развития в подростковом возрасте. Например, подростки легче, чем дети, понимают виды высшей абстрактной логики, которая присуща игре слов, пословицам, метафорам и аналогиям. Подростки лучше понимают язык сатиры, сарказма, чем дети. Дети в возрасте до девяти лет часто не могут понять сарказм вообще. В начале подросткового возраста когнитивное развитие приводит к большему самосознанию, большей осведомленности о своих мыслях и суждениях, способности думать абстрактно [8].
Отличительной чертой подросткового мышления является появление метапознания, которое определяется как способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью. Возникновение у подростков собственных шаблонов мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному управлению своим поведением. Кроме того, мышление подростков отличает некоторый релятивизм, который проявляется в том, что подростки по сравнению с детьми менее вероятно примут факты как абсолютную истину.
Социальное развитие в подростковом возрасте характеризуется интенсивным формированием индивидуальности. Иногда поиск своей неповторимости, уникальности приводит к возникновению эгоцентризма. Эгоцентризм подростков формирует желание чувствовать себя важным, значимым в группе сверстников и иметь общественное признание, вписываясь в группу. Эмпирические исследования показывают, что этот процесс может быть более точно описан как этап личностного развития, а не как образование и может рассматриваться как нормативный процесс изменения содержания и структуры представлений о себе. В результате этого подросток выбирает или отвергает те или иные качества личности и формы поведения, пытаясь привести реальное «Я» к идеальному «Я».
Наряду с индивидуальностью у подростков формируется идентичность как психологический конструкт, от качественных характеристик которого зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность - это осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эгосостояний. С точки зрения психосоциального подхода Э. Эриксона, идентичность явля-
ется своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной целостности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. В отличие от противоречивых аспектов Я-концепции, идентичность представляет собой конкретное чувство собственной стабильности как в прошлом опыте, так и в планах на будущее. Каждый человек имеет самооценку, но, по утверждению Э. Эриксона, не все полностью достигают идентичности. Теория Э. Эриксона об этапах развития личности включает в себя кризис идентичности, в котором подростки должны исследовать различные возможности и интегрировать различные свои качества. Эриксон толкует идентичность как интеграцию всех предыдущих идентификаций и Я-образов. Формирование идентичности - это процесс преобразования всех прежних идентификаций в свете ожидаемого будущего. Он назвал решение этого процесса как этап личностного достижения, а также подчеркнул, что проблема идентичности никогда полностью не решится раз и навсегда в один момент времени [1].
Отличительной чертой социального развития в подростковом возрасте является также стремление к самоидентификации - отождествлению себя с определенной социальной группой, образом, ролью, архетипом. Самоидентификация непосредственно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. Нарушение самоидентификационных процессов ведет к отрицанию подростком самого себя, то есть нарушению идентичности. В результате нарушения формирования самоидентификации у подростков могут появляться различные формы асоциального поведения, противоречащего принятым в социуме нормам. Кроме того, в поисках своего «Я» подростки склонны к демонстративному поведению, нарочитому привлечению внимания окружающих. Подобные формы поведения нашли отражение в новых массовых явлениях -флэшмобах. Флешмоб, или «мгновенная толпа» - заранее спланированная массовая акция, в которой относительно большая группа людей внезапно появляется в общественном месте и в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия абсурдного содержания, а затем одновременно быстро расходятся в разные стороны. Флешмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникают неоднозначные чувства: полное непонимание, интерес, раздражение. Психологический принцип флешмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней так, как будто для них все нормально и естественно. Такое эпатажное поведение является весьма привлекательным для многих подростков, склонных к риску, демонстративности и нуждающихся в самоутверждении. Здесь срабатывает эффект заражения и обезличивания: идентифицируя себя с группой подростку легче проявить себя, нежели в одиночку. Он чувствует себя причастным к общему делу, независимым от общих правил и норм. Такая самоидентификация с группой может повлиять на самооценку подростка, повысить ее. Ведь в глазах своих единомышленников он герой, способный противостоять общепринятым нормам и правилам. Однако устойчивой такая самооценка, скорее всего, не будет, поскольку, попадая в привычные условия, подросток приближается к своему реальному «Я».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика формирования самооценки в подростковом возрасте определяется переходным характером самого периода - от детства к взрослой жизни. В этот сложный период психологические особенности ребенка, прояв-
ляющиеся в когнитивной и социальной сферах, начинают преобразовываться в психологию взрослого, что вызывает некоторые противоречия в формировании Я-концепции подростка, его идентификации и самоидентификации. Своевременное выявление таких противоречий является чрезвычайно актуальным как для диагностики личности подростков, так и для их коррекции.
Библиографический список
1. Diener Е. Deindividuation: The absence of self-awareness and self-regulation in group members. In P. B. Paulus (Ed.), The psychology of group influence. Hillsdale. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1980. -Pp. 209-242.
2. Festinger L., Pepitone, A., & Newcomb, T. Some consequences of de-individuation in a group // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1952. - № 47. - Pp. 382-389.
3. Le Bon G. (1995). The crowd: A study of the popular mind. London: Transaction Publishers. (Original work published in 1895).
4. Nye R. A. The origins of crowd psychology: Gustave Le Bon and the crisis of mass democracy in the third republic. Bervely Hills, CA: Sage, 1975.
5. Postmes Т., & Spears, R. (1998). Deindividuation and anti-normative behavior: A meta-analysis. Psychological Bulletin. - 1998. -№ 123. - Pp. 238-259.
6. Reicher S.D. (1987). Crowd behaviour as social action. In J.C. Turner, M.A. Hogg, P.J. Oakes, S.D. Reicher, & M.S. Wetherell (Eds.) // Rediscovering the social group: A self-categorization theory. - Oxford, England: Basil Blackwell. - Pp. 171-202.
7. Rud, G. The crowd in history: A study of popular disturbances in France and England, 1730-1848. -New York: Wiley, 1964.
8. Turner R. H., & Killian L. M. Collective behavior. (2nd ed.). Englewood Cliffs. - NJ: Prentice-Hall, 1972.
9. Zimbardo P.G. The human choice: Individuation, reason, and order vs. deindividuation, impulse and chaos. In W. J. Arnold & D. Levine (Eds.), Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln. - NE: University of Nebraska Press, 1969. - Vol. 17. - Pp. 237-307.
Э.Р. Гузуева
КУРС ПО ВЫБОРУ «ПОРТАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В работе описан процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров, где важное место занимает курс по выбору «Портальная технология в образовании».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий бакалавр, курс по выбору, портальная технология.
Компетентностный подход рассматривается государством как один из главных путей повышения качества профессионального образования, как ключевая методология его модер-
© Гузуева Э.Р., 2013