Научная статья на тему 'Специфика формирования ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия на основе интеграционно-приоритетного подхода'

Специфика формирования ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия на основе интеграционно-приоритетного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНАЯ СТРАТЕГИЯ / ГРУЗОВОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕСУРСЫ / ИНТЕГРАЦИОННО-ПРИОРИТЕТНЫЙ ПОДХОД / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE’S POTENTIAL / RESOURCE STRATEGY / CARGO TRANSPORT ENTERPRISE / RESOURCES / INTEGRATION-AND-PRIORITY APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепелева Наталья Николаевна

Обосновано применение интеграционно-приоритетного подхода к разработке ресурсной стратегии предприятия, определены его специфические черты. Представлены результаты исследования грузовых автотранспортных предприятий, которые необходимо учитывать при формировании ресурсной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource strategy of cargo transport enterprise: integration-and-priority approach

The article describes the integration-and-priority approach to the building of enterprise’s resource strategy and determines its specific features. The author presents the results of enterprises’ study that have to consider during the formation of the resource strategy.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия на основе интеграционно-приоритетного подхода»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 2. С. 137-142.

УДК 338.47:656.07

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИОННО-ПРИОРИТЕТНОГО ПОДХОДА

RESOURCE STRATEGY OF CARGO TRANSPORT ENTERPRISE: INTEGRATION-AND-PRIORITY APPROACH

Н.Н. Чепелева N.N. Chepeleva

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Обосновано применение интеграционно-приоритетного подхода к разработке ресурсной стратегии предприятия, определены его специфические черты. Представлены результаты исследования грузовых автотранспортных предприятий, которые необходимо учитывать при формировании ресурсной стратегии.

The article describes the integration-and-priority approach to the building of enterprise’s resource strategy and determines its specific features. The author presents the results of enterprises’ study that have to consider during the formation of the resource strategy.

Ключевые слова: ресурсная стратегия, грузовое автотранспортное предприятие, ресурсы, интеграционно-приоритетный подход, потенциал предприятия.

Key words: resource strategy, cargo transport enterprise, resources, integration-and-priority approach, enterprise’s potential.

Развитие взглядов на феномен стратегии и целей ее формирования обусловливает факт создания стратегических планов исходя из разных аспектов. Учитывая особенности формирования ресурсной стратегии (разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности за счет рациональной и обоснованной классификации всех видов ресурсов предприятия, представляющих собой его комплексный потенциал, и их эффективного использования), можно выделить ее подходы (рис. 1).

Все из представленных на рис. 1 подходов к формированию ресурсной стратегии имеют как достоинства, так и недостатки, требующие устранения. Наиболее подходящими для малого автотранспортного предприятия, занимающегося грузовыми перевозками, являются индивидуальный подход главного стратега с доминирующим положением ресурсной стратегии в системе стратегических планов предприятия и определение конкурентных преимуществ с помощью региональной информационной базы данных [1] (интеграционно-приоритетный подход).

Выбор методов и инструментов разработки и реализации ресурсной стратегии является

исключительно творческим процессом, осуществляемым руководителем (чаще для малого предприятия) или группой лиц, ответственных за ее создание и исполнение, что является непременным атрибутом стратегического управления, и зависит как от величины рыночного рейтинга предприятия, обеспечиваемого его потенциалом, так и от конъюнктуры рынка.

Определить рейтинг и получить объективное представление о состоянии рынка в современных условиях не могут ни крупные компании, ни представители малого бизнеса в силу значительной суммы средств, требующейся для проведения масштабных исследований, а также очень большого числа перевозчиков, действующих на хаотической основе. В связи с этим интеграция предприятий в единую информационную систему, способную накапливать и предоставлять информацию о ее участниках, является одним из способов упорядочивания действий перевозчиков, составления картины рынка и определения рейтинга конкурентоспособности предприятий [2]. Данная мера является актуальной в связи с отсутствием системы полного статистического учета, особенно среди представителей малого бизнеса.

© Н.Н. Чепелева, 2013

Классификационный признак

Элементы классификации

Степень участия разработчиков

Степень участия руководства

Роль стратегии в системе стратегических планов

Жизненный цикл предприятия

Предполагаемый эффект

Индивидуальная

Коллективная

► Главный стратег

Делегирование полномочий

Ответственность за реализацию

Соревновательная

Функциональная

Приоритетная

Действующее предприятие

Вновь создаваемое предприятие

Интеграционный

Автономный

Социальный

Финансово-экономический

Экологический

Т ехнико-технологический

Рис. 1. Классификация подходов к формированию ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия

Использование современных информационных технологий позволяет в режиме реального времени добавлять в интегрированное информационное сообщество новых участников, отражать различные изменения, происходящие на рынке в целом или его отдельных сегментах, а также оценивать потенциал предприятий и рейтинг их конкурентоспособности. Именно в результате сравнений можно выделить конкурентные преимущества предприятий, обеспечиваемые использованием их стратегических ресурсов, а значит, идентифицировать ключевые компетенции, трудно поддающиеся копированию со стороны конкурентов и закрепляю-

щие рыночное положение предприятия. Дифференциация стратегических, обеспечивающих и базовых ресурсов предприятия позволяет составить их обоснованную интеграцией с другими предприятиями классификацию и правильно определить вектор развития, чтобы гарантировать защиту ключевых компетенций.

Эффективность использования ресурсов предприятий обеспечивается, во-первых, их обоснованной классификацией, во-вторых, направлением усилий на развитие тех ресурсов, применение которых способно обеспечить конкурентное преимущество, и, в-третьих, поддержанием ресурсов в (не)актуализированном со-

стоянии в зависимости от их статуса, рейтинга предприятия и рыночной ситуации. Цель деятельности предприятия в данном случае формулируется с учетом того, какие ресурсы являются для него стратегическими и каким образом их можно эффективно реализовать. Традиционно сложившаяся теоретическая концепция предполагала разработку стратегических решений на основе триады «цели - действия -ресурсы», при которой ресурсное обеспечение часто служило препятствием в реализации разрабатываемых стратегических планов, особенно в случае недостатка объективной информации об условиях внешней среды. Это объясняет сложившееся невнимательное отношение к ресурсам и эффективности их использования на этапе разработки генеральной стратегии предприятия, а также рассмотрение ресурсной стратегии в составе производственной.

Стремительное развитие событий, приводящих к изменениям внешней среды, явилось для предприятий сдерживающим фактором в плане отыскания конкурентных преимуществ во внешних условиях и обратило внимание исследователей на ресурсы предприятия. По мнению сторонников ресурсной теории (ресурсной концепции предприятия), взгляд на природу фирмы как на совокупность ресурсов позволяет объяснить, почему, действуя в одинаковых условиях, предприятия имеют различные финансовые результаты деятельности и уровень конкурентоспособности. Обладая стратегическими ресурсами, они могут развить их до состояния ключевых динамических компетенций, обеспечивающих и прибыль, и высокий рыночный рейтинг.

Если же рассматривать процесс стратегического управления предприятием на основе триады «ресурсы - цели - действия», то ресурсную стратегию необходимо считать приоритетным, а не функциональным планом предприятия. Это предполагает, что действия предприятия будут зависеть от цели деятельности, которая, в свою очередь, определяется совокупностью его ресурсов и стремлением их эффективно использовать, развивая ключевые компетенции.

Данный подход также дает возможность рационально распределять ресурсы внутри предприятия, поскольку только часть из них получает статус стратегических, остальные переходят в разряд обеспечивающих ресурсов. Это исключает возникновение внутриоргани-зационных конфликтов за обладание ресурса-

ми предприятия, поскольку различные подразделения используют все виды ресурсов и имеют свойство конкурировать между собой за контроль над ними.

Таким образом, интеграционно-приоритетный подход к формированию ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия заключается в объединении предприятий-конкурентов в единую информационную базу данных деятельности предприятий для определения конкурентных преимуществ и разработки ресурсной стратегии как приоритетной в системе стратегических планов с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке автотранспортных услуг. Он дает возможность рассматривать в качестве конкурентных преимуществ предприятия любые из материальных, трудовых или нематериальных ресурсов, что также удовлетворяет широкому пониманию ресурсов, принятому изначально в ресурсной теории. Степень важности различных видов ресурсов уравнивается, так как обеспечивать конкурентные преимущества в отдельные периоды времени могут разные ресурсы или их сочетания. Для этого необходимо в режиме реального времени проводить мониторинг состава ресурсов предприятия, что позволит выяснить, какие из них в данный момент являются стратегическими.

Методически интеграционно -приоритетный подход целесообразно представить в виде последовательно выполняемых стадий разработки, реализации и корректировки ресурсной стратегии (см. рис. 2).

На первой стадии предполагается создание условий формирования ресурсной стратегии. Объективная оценка потенциала предприятия и выявление его конкурентных преимуществ невозможны без создания интегрированной информационной системы, аккумулирующей базу данных для сопоставления различных предприятий. Но данный процесс требует значительной регламентации, и поэтому для формирования ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия, обеспечивающей эффективное использование ресурсов, необходима государственная поддержка интеграционных процессов в информационном пространстве.

Поскольку различные подразделения предприятия ответственны за создание разнообразных стратегических планов, связанных в том числе и с ресурсами, необходимо обеспечить среди них приоритетное положение ресурсной стратегии.

Рис. 2. Интеграционно-приоритетный подход к формированию ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия

Вторая стадия представляет собой прежде всего оценку потенциала предприятия, что позволит определять кластеры предприятий для выявления рейтинга каждого из них и идентифицировать ключевые компетенции. Знание перечисленного даст возможность классифицировать ресурсы предприятия и выделить среди них стратегические, т. е. такие, которые обеспечивают конкурентные преимущества и могут со временем превратиться в ключевые компетенции. Заключительным действием является, собственно, формирование ресурсной стратегии как комплекса мероприятий по привлечению, созданию и развитию различных ресурсов, поддержанию их в (не)актуализированном состоянии или ликвидации.

Поскольку изменения возможны как в составе ресурсов предприятия, так и в условиях внешней среды, периодически может возникать потребность пересмотра ресурсной стратегии. Третья стадия включает мониторинг рейтинга предприятия и конкурентных преимуществ, уточнение состава стратегических ресурсов и внесение по мере необходимости изменений в стратегические планы предприятия.

В рамках второй и третьей стадий предполагается использование ряда методов и инструментов формирования стратегических пла-

нов: различные виды анализа, бенчмаркинг, мониторинг, планирование и контроль.

Таким образом, предлагаемый интеграционно-приоритетный подход позволяет обратить конкуренцию предприятий в своеобразную форму сотрудничества, при которой каждый из перевозчиков развивает присущие только ему преимущества за счет интеграции, формирования и реализации ресурсной стратегии как приоритетного стратегического плана и упрощает процесс идентификации ключевых компетенций, повышая конкурентоспособность предприятий и эффективность использования ресурсов.

При формировании ресурсной стратегии предприятия необходимо учитывать некоторые отраслевые особенности. Прежде всего нужно отметить, что для предприятий, занимающихся только процессом перевозки грузов, возможность стратегического маневра с помощью материальных ресурсов или используемой техно -логии существенно ограничена (например, для корректировки ресурсной стратегии), поэтому основной акцент при принятии решения делается на состав и форму взаимоотношений со стейкхолдерами и характер поведения на рынках ресурсов. Поскольку грузовые автотранспортные предприятия часто работают по налаженным каналам, то структуру поставщиков

они изменяют неохотно, опасаясь сбоев в работе, и только в исключительных случаях.

Учитывая специфические особенности формирования ресурсной стратегии грузовых АТП (см. таблицу), можно отметить:

1) большинство предприятий транспорта являются представителями малого бизнеса, поэтому затраты на изучение рынка для многих из них являются непосильными;

2) деятельность предприятий нуждается в государственном регулировании, способном интегрировать компании региона, создав информационную систему с использованием Интернета, которая обеспечит взаимовыгодное сотрудничество предприятий;

3) при формировании ресурсной стратегии предприятия нужна информация о рынках поставщиков ресурсов для нахождения наиболее выгодной формы сотрудничества;

4) существует большое количество методов управления ресурсами предприятий, и за-

дача руководителей при формировании ресурсной стратегии - выбрать с учетом потенциала наиболее подходящие, что возможно с применением технических средств, позволяющих быстро рассчитать эффект, обеспечивая экономию времени и избавляя от рутинных операций;

5) единая региональная информационная система деятельности предприятий, созданная при поддержке государственных органов регулирования транспорта, позволила бы эффективно обмениваться ресурсами, находящимися в неактуализированном состоянии, или сформировать региональную систему авторециклинга;

6) формированию ресурсной стратегии грузового АТП на основе интеграционно-приоритетного подхода мешают не столько недостаток инвестиции в основной капитал или неэффективное использование материальных ресурсов, сколько низкий уровень использования информационных и коммуникационных технологий.

Особенности грузовых автотранспортных предприятий, влияющие на формирование ресурсной стратегии

Специфический признак Характеристика

Свойства малого предприятия • Не более 100 человек (чаще не более 15 человек) • Интеграция с крупными предприятиями • Минимальный уровень влияния на экономику • Г ибкие, меньше страдают от внешних факторов • Слабо регулируются государством • Обязательное использование современных технологий • Деятельность с высоким риском, особенно в первые годы • Внутренняя нестабильность в связи тем, что владелец /руководитель/основатель определяет все аспекты деятельности

Повышенное внимание к рынкам поставщиков ресурсов • Выбор формы сотрудничества • Постоянство в выборе основных поставщиков

Необходимость государственного регулирования деятельности • Утилизация транспортного средства • Создание региональной системы авторециклинга • Запрет эксплуатации транспортных средств • Большой удельный вес нелегальных перевозок • Создание региональной информационной базы данных деятельности предприятий • Установление норм, стандартов и правил безопасности движения, охраны окружающей среды, качества обслуживания, квалификации перевозчиков

Методы управления ресурсами материальными • Минимизация затрат по хранению запасов • Ресурсосбережение • Авторециклинг • Альтернативные виды энергии • Необходимость увеличения инвестиций в основной капитал Стратегия обновления ПС

трудовыми • Система мотивации • Улучшение условий труда • Аутстаффинг/лизинг персонала

нематериальными • Повышение квалификации • Развитие информационной и коммуникационной систем

Определение выгодных сегментов рынка • Идентификация конкурентных преимуществ • Оценка потенциала • Использование теории игр • Матрица выбора стратегии

Создание на базе Управления госавтодорнадзора по Омской области информационной системы дает возможность собирать информацию о работе предприятий, сокращать время и средства, затрачиваемые ими на изучение рынка. Для создания указанной системы необходимо включение предприятий региона с помощью сети Интернет в единый банк данных. Это обеспечит формирование ресурсной стратегии предприятий, эффективное использование их ресурсов, повысит доходность региона, полностью реализуя интеграционно-приоритетный подход.

Необходимо также отметить такую проблему создания информационной базы данных, как коммерческая тайна. Согласно закону РФ «О коммерческой тайне» [3], в перечень сведений, составляющих ее для грузового АТП, входит информация о производственных возможностях, организации перевозок и погрузочноразгрузочных операциях, технологической интеграции, структуре, кадрах и распределении обязанностей между работниками, способах организации труда, иностранных партнерах и международных проектах, инвестиционных программах, имущественном положении и др.

Другими словами, значительный ряд сведений предприятия могут не предоставить, сославшись на коммерческую тайну. В связи с этим на начальном этапе создания информационной базы данных необходимо включить в список те сведения, которые не могут быть рассмотрены как коммерческая тайна, а именно: учредительные документы, патенты, лицензии, установленные формы отчетности, численность и состав работников, сведения о ДТП и загрязнении окружающей среды.

Таким образом, если на начальном этапе создания данной системы использовать информацию, не представляющую коммерческую тайну, то это позволит провести хотя и несколько ограниченную, но более точную оценку потенциала по сравнению с той, которую предприятие смогло бы сделать самостоятельно. Следовательно, конкурентные преимущества пред-

приятия будут определены объективно, а сегмент рынка выбран правильно. В дальнейшем, когда пользователи смогут убедиться в эффективности формирования ресурсной стратегии на основе интеграционно-приоритетного подхода, они по договоренности могут расширить перечень предоставляемых сведений. Его расширению будет способствовать усиление государственного регулирования транспорта, поскольку о необходимости данной меры говорится уже несколько лет [4]. Понятие коммерческой тайны в современных условиях мешает распространению эффективных методов производства, ведет к увеличению прибыли не за счет профессионализма, а искажения или сокрытия информации, что не улучшает конкурентоспособность предприятий, а создает ее видимость.

1. Чепелева Н. Н. Ресурсная стратегия в системе стратегических планов грузового автотранспортного предприятия // Международные и национальные особенности прикладной экономики: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Приволжский дом знаний,

2010. - С. 144-146; Ее же. Оценка потенциала и идентификация конкурентных преимуществ грузовых автотранспортных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. -

2011. - Вып. 5 (48). - С. 487-489.

2. Чепелева Н. Н. Определение рейтинга грузовых автотранспортных предприятий как обязательный элемент процесса формирования ресурсной стратегии // Вестн. Ом. ун-та. Серия: Экономика. - 2011. - № 4. - С. 114-119.

3. О коммерческой тайне: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ).

- Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

4. Хмельницкий А. Д. О регулировании рынка грузовых автотранспортных услуг // Автотранспортное предприятие. - 2007. - № 1.

- С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.