УДК 338.47:656.07
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГА ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ
BUILDING RESOURCE STRATEGY:
TRUCKING COMPANY RANKING AS AN INHERENT ELEMENT
Н.Н. Чепелева N.N. Chepeleva
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Для объективного определения уровня конкурентоспособности, идентификации конкурентных преимуществ и формирования ресурсной стратегии предприятиям грузового автомобильного транспорта необходимо определить свой рейтинг по сравнению с конкурентами. Эту задачу можно решить с помощью бенчмаркинга. Процесс определения рейтинга предприятий не только полезен для грузоперевозчиков, но и помогает в вопросах формирования транспортной политики, дает возможность моделировать ситуацию на рынке автотранспортных услуг и выявлять запросы потребителей.
The article deals with competitiveness evaluation, competitive advantage identification and building of resource strategy trucking companies need. Benchmarking can be useful instrument here. The ranking will benefit not only transportation co, but also building of transportation policy; enable to pattern the transportation market and find out consumer needs.
Ключевые слова: ресурсная стратегия, автотранспортное предприятие, потенциал предприятия, рейтинг предприятия, бенчмаркинг.
Key words: resource strategy, trucking enterprise, the potential of the company, the company's rating, benchmarking.
Конкурентные преимущества предприятия - это способность лучше удовлетворить какие-либо потребности клиентов. Среди предприятий, работающих на рынке грузовых автотранспортных услуг (АТУ), наблюдается интенсивная конкуренция, вплоть до нецивилизованных методов борьбы. Использование единой централизованной базы данных, содержащей сведения о деятельности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП), с целью определения конкурентных преимуществ и оценки рейтинга сделает их работу открытой и легитимной, а рынок - прозрачным и цивилизованным, хотя само по себе и не исключает конкуренции между ними.
Одна из проблем рынка АТУ заключается в том, что количество малых предприятий на сегодня значительно, и в силу слабого контроля над ними невозможно определить реальный масштаб их работы, поэтому перевозку больших грузопотоков можно охарактеризовать как стохастическую. В качестве инструмента, позволяющего избежать в том числе и эти негативные тенденции, можно использовать про-
цесс накопления данных о деятельности грузовых автотранспортных предприятий, которая поможет объединить не только ресурсы предприятий, но и консолидировать грузопотоки, предопределить необходимость интеграции как крупных грузовых автотранспортных предприятий, так и предприятий малого бизнеса. Формирование этой структуры может быть выполнено как на коммерческой основе, так и с помощью местных органов власти и с бюджетной поддержкой или в форме создания государственно-частного партнерства.
Хотя малые предприятия мобильны и в период перехода к рынку были необходимы для оживления автомобильного транспорта, конкуренция на стохастической основе превращается для них в настоящую проблему, лишает возможности правильно оценить потенциал и определить направления развития. Функционирование единой базы данных создаст возможности для решения таких проблем, как реализация потенциала ГАТП, удовлетворение запросов клиентов, защита от конкуренции, путем превращения её в сотрудничество, использование
© Н.Н. Чепелева, 2011
конкурентных преимуществ как основу дальнейшего развития. Благодаря этому сократится количество банкротств малых предприятий, действующих в условиях жесткой конкуренции.
В связи с этим возникает необходимость разработки методов управления централизованным банком данных, которые представлены на рисунке в виде блок-схемы. Управление должно быть сформировано таким образом, чтобы обеспечить методологию решения задач функционирования данной системы обмена сведениями о ресурсах предприятий и их пополнения, а также определения их рейтинга.
Первоначально определяется адрес единого банка данных (информационной базы), способы передачи и получения информации с помощью Интернета, показатели деятельности, необходимые для расчета потенциала, способы обмена данными с различными городскими службами. Данный этап относится к организационному элементу управления.
Второй организационный этап предполагает сегментацию рынка и определение уровня потенциала предприятий для участия на различных сегментах. Планируется использование методики, рекомендующей заняться определенным направлением деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами, что обеспечит их эффективное использование в интересах не только самих предприятий, но и потребителей, бюджета и других заинтересованных сторон.
Третий этап, относящийся к функциональному элементу управления, подразумевает непосредственную активность по реализации целей создаваемого банка данных. Участники отправляют данные о своей деятельности, опре-
деляют свой потенциал, идентифицируют конкурентные преимущества. Этап по сравнению с другими составляющими системы является наиболее эффективным, поскольку используется в случае необходимости узнать о составе конкурентных преимуществ, выборе направления деятельности с учетом рационального использования своего потенциала или если необходимо определить направление инновационного развития. Формулируется специализация предприятий и если обнаруживаются ресурсы в неактуализированном состоянии, информация централизованной базы помогает на основе аутсорсинга актуализировать их через интеграцию с другими предприятиями.
Возможность интеграции хозяйствующих субъектов появляется при обнаружении незанятой ниши рынка и требований к потенциалу предприятия при её заполнении. В результате может возникнуть необходимость объединения усилий предприятий для более эффективного использования их ресурсов (четвертый и пятый этапы блок-схемы).
Заключительный этап предполагает обмен информацией с различными службами. Он представляет собой контролирующий элемент управления базой данных. Например, обмен данных с налоговой службой создает для предприятий такие условия, в которых невыгодно завышать свой потенциал, равно как и занижать его, так как это лишает их возможности интегрироваться с другими предприятиями для реализации бизнес-проектов. Это же произойдет и при получении рекомендаций для участия на невыгодном сегменте, что повлечет неэффективное использование ресурсов и неправильное определение направлений развития.
Укрупненная блок-схема управления централизованной базой данных деятельности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП) при оценке их рейтинга
Для оценки рыночной среды, определения потенциала предприятий, а также определения их рейтинга по сравнению с конкурентами наиболее подходит бенчмаркинг, но он требует разработки ключевых характеристик функционирования эталонного предприятия, а также учета таких специфических признаков рынка АТУ, как:
• взаимозаменяемость видов транспорта;
• широкий спектр автотранспортных средств и способов оказания автотранспортных услуг;
• степень специализации и универсализации автотранспортных предприятий [1].
Применяется данный метод на основе таксономии, чтобы сформировать классы предприятий по наиболее близким характеристикам и выбрать из них эталонные. Но необходимо заметить, что бенчмаркинг допускает использование в качестве эталонного не только существующее предприятие с наилучшими показателями деятельности, но и предполагаемое теоретически, характеристикам которого в идеале предприятия стремятся соответствовать. В связи с этим требуется сегментация рынка, после которой определяются характеристики предприятий для каждого сегмента. В соответствии с характеристиками эталонного предприятия на отдельных сегментах, анализируются объекты автомобильного транспорта с целью их разделения на кластеры.
Сегментирование рынка - основной фактор для определения конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия, определения рейтинга и их укрепления. Аппарат сегментирования может быть использован в качестве метода планирования при разработке ресурсной стратегии. Сегментирование необходимо при установления величины спроса и предложения, оценки характера и силы конкуренции на уровне города или региона.
Для осуществления сегментирования необходимо определить область потенциального сбыта грузовых автотранспортных услуг. Требуется четко определить, почему именно у данного предприятия потребителю выгодно получать автотранспортные услуги (т. е. в чем заключаются его конкурентные преимущества).
При формировании зон предполагаемого функционирования автотранспортных предприятий нужно выделить такие индикаторы, как:
• цена;
• качество;
• тип и технические характеристики подвижного состава;
• обслуживаемая территория;
• участие в междугородних (международных) перевозках.
При сегментировании рынка используют многомерную классификацию: по размеру (количество подвижного состава, имеющегося у предприятия), по грузоподъемности и по типу подвижного состава. Должна быть проведена классификация субъектов и объектов рынка автотранспортных услуг.
В качестве признака при классификации субъектов рынка (предприятий грузового автомобильного транспорта) необходимо выбрать интегральные показатели, включающие как первичные характеристики (ресурсное обеспечение), так и результирующие (эффектность их использования), в полной мере раскрывающие и потенциал ГАТП, и возможность его реализации.
На уровне объекта рынка признаковыми параметрами для сегментирования выступают:
• территориальные характеристики (городские, региональные, межрегиональные, междугородные перевозки);
• номенклатура спроса (перевозка, погрузка-разгрузка, услуги экспедирования, хранения и т. д.);
• сфера обслуживания;
• источники финансирования;
• организационно-правовая форма и форма собственности;
• партионность;
• сезонность;
• характеристика грузов;
• платежеспособность клиентов;
• продолжительность совместной работы.
Использование бенчмаркинга в процессе
оценки рейтинга предприятия предполагает, что руководству нужно сравнить его с конкурентами по отношению к эталону. Поэтому они изучают коммерческие и рекламные материалы, Интернет, используют информацию, полученную от клиентов. Это чревато тратой большого количества времени и средств для сбора и анализа информации. Единый банк данных позволяет сократить использование ресурсов на этот процесс. Являясь пользователем услуг информационной базы данных, грузовое автотранспортное предприятие может не только оценить свой потенциал, но и потенциал своих главных конкурентов, долю рынка, объем и ассортимент оказываемых услуг, цены и т. д. Качество услуг определяется отсутствием жалоб со стороны потребителей по поводу сроков доставки, тарифов, технологии перевозки, гарантий и т. п.
Определение рейтинга предприятия позволяет объективно определить уровень его кон-
курентоспособности, идентифицировать конкурентные преимущества, разработать ресурсную стратегию. Однако и органы местной власти могут получить определенную пользу от функционирования централизованной базы данных, так как она дает возможность моделировать ситуацию на рынке автотранспортных услуг, регулировать его, выявлять запросы потребителей, формировать транспортную политику.
Методология создания единого центра информации о деятельности ГАТП для оценки их рейтинга включает:
1) организацию добровольной системы допуска пользователей и участников с целью сбора информации об основных показателях деятельности;
2) формирование системы показателей оценки потенциала предприятия и определения их рейтинга - для создания прозрачности деловых отношений между предприятиями на рынке;
3) образование системы интеграции при осуществления бизнес-проектов по обслуживанию разных сегментов рынка (в том числе с ведомственными предприятиями, оказывающими автотранспортные услуги, а также с предприятиями других видов транспорта);
4) разработку методов осуществления сегментации рынка и рекомендаций по уровню потенциала для работы на конкретных сегментах;
5) подготовку отчетов о состоянии рынка, качестве обслуживания;
6) развитие информационного канала обмена данными с другими службами (налоговой службой, городской системой авторецик-линга и другими);
7) помощь в составлении и корректировке транспортной политики и перспективного плана развития города.
Участие в централизованной базе данных деятельности грузовых автотранспортных предприятий оформляется путем электронной регистрации, стоимость устанавливается на уровне издержек оформления. Процедура регистрации утверждается местными органами законодательной и исполнительной власти, может вводиться поэтапно, начиная с небольшого числа пользователей, или только с определенного сегмента рынка грузовых автотранспортных услуг, например, обслуживание бюджетных организаций, либо с предприятий, у которых количество подвижного состава превышает 50 единиц.
В целом использование централизованной базы данных предполагает следующие действия:
1) формирование информации о ресурсах предприятий и показателях их деятельности;
2) определение критериев оценки потенциала предприятий, формирование их кластеров, присвоение рейтинга каждому из участников;
3) формирование представления о состоянии рынка автотранспортных услуг: с одной стороны, кластеры предприятий, уровень их потенциала, рейтинг, с другой - группы пользователей автотранспортных услуг, разработка рекомендаций по реализации имеющегося у предприятий потенциала на различных сегментах рынка, а также по интеграции предприятий в случае возникновения необходимости обслуживания очень крупных (или сложных) сегментов;
4) обмен данными со всеми заинтересованными общественными и государственными структурами и корректировка и уточнение транспортной политики города, перспективных планов его развития, внесение предложений по созданию городской системы авторециклинга, улучшению экологической обстановки, надзора за деятельностью предприятий грузового автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и т. д.
Для обслуживания вновь появляющихся сегментов рынка автотранспортных услуг необходимо использовать механизм регистрации участников с целью уточнения их рейтинга, конкурентных преимуществ, оценки потенциала и корректировки ситуации на рынке автотранспортных услуг. Постоянный мониторинг должен осуществляться за счет обмена информацией через Интернет.
Из принятых режимов налогообложения среди перевозчиков грузов наиболее распространенным является уплата единого налога на совокупный доход или на доходы, уменьшенные на величину расходов (упрощенная система). Её используют все предприятия, как вновь созданные индивидуальными предпринимателями, так и использующие ранее общую систему налогообложения для юридических лиц. Эта система налогообложения значительно сократила налоговую нагрузку и привела к преобразованию большинства крупных и средних предприятий в субъекты малого бизнеса [1]. С одной стороны, в 1990-е гг. это способствовало развитию предпринимательства на грузовом автомобильном транспорте, но с другой, как показала практика, - техническое состояние подвижного состава на таких предприятиях значительно хуже.
Функционирование централизованной базы данных деятельности предприятий позволило бы сделать рынок автотранспортных услуг и поведение его участников культурным и
развитым. Она представляет собой норму поведения, отклонение от которой было бы невыгодным для хозяйствующих субъектов. Во-первых, эта база данных позволяет лучше ориентироваться на рынке, понимать правила, по которым действуют все участники. В случае отказа от регистрации предприятие теряет ориентир: оно плохо представляет себе масштаб рынка, разнообразие рыночных сегментов, конкурентные преимущества других участников и не может объективно оценить собственные. Для получения этой информации предприятию необходимо самостоятельно организовать её сбор, обработку и анализ и, следовательно, тратить время и средства.
Также централизованная база данных позволяет получить эффект координации: чем более последовательно исполняется норма поведения в обществе, тем больший ущерб несет каждый индивид при отклонении от неё. Это постепенно приведет к исчезновению незаконных участников. Перевозчики моли бы объединяться и на выгодных условиях сотрудничества обслуживать ранее недоступные сегменты рынка в силу слабого потенциала отдельных предприятий. К тому же благодаря базе данных можно снизить транзакционные издержки, сформировать информационное пространство, сократить затраты по поиску информации о партнерах, контрактах, контролю и защите от недобросовестных перевозчиков, что облегчает процесс формирования ресурсной стратегии, делает её реалистичной.
Определение рейтинга предприятия и формулирование (корректировка) его ресурсной стратегии на основе функционирования централизованной базы данных деятельности грузовых автотранспортных предприятий состоит из двух звеньев:
1) оптимизация распределения перевозчиков по сегментам рынка в соответствии с их потенциалом с целью снижения издержек, предоставления качественных услуг и получения максимальной выгоды от имеющихся ресурсов всеми членами общества;
2) оценка уровня потенциала предприятий, идентификация их конкурентных преимуществ и определение рейтинга на основе взаимовыгодного информационного обмена, который не только полезен предприятиям-участникам информационной базы данных, но и является источником корректировок и уточнений решений в сфере транспорта.
Достижение целей осуществляется путем интеграции, которая позволяет уточнить изменяющуюся ситуацию, находить взаимовы-
годные контракты для обслуживания различных сегментов, обеспечить как повышение эффективности использования ресурсов предприятия, так и снижение цены на автотранспортную услугу, что выгодно потребителю.
Централизованная база данных помогает управлять информационными потоками, осуществлять мониторинг эффективности работы предприятий, благодаря чему обеспечивается их производительное функционирование. Выбор предприятием сегмента рынка осуществляется с учетом оценки потенциала и рейтинга предприятия. Предполагается создание перечня поставщиков автотранспортных услуг, если принять во внимание их характеристики.
Централизованная база данных деятельности предприятий обеспечивает их сведениями для того, чтобы определить конкурентные преимущества и, соответственно, обеспечить высокоэффективный транспортный процесс, т. е. эффективно распределять свои ресурсы. Малые частные предприятия осуществляют этот процесс самостоятельно, так же как и средние или крупные предприятия (таковыми считаются предприятия, имеющие на балансе более 50 единиц подвижного состава). Поэтому подобная база данных деятельности автотранспортных предприятий необходима для того, чтобы сориентироваться в направлении своих действий. Ведь помимо материально-технической базы [2; 3] есть ещё и нематериальные ресурсы, которые также являются конкурентными преимуществами, и ресурсная стратегия охватывает их наравне с трудовыми и материальными.
Идея создания централизованной системы (в том числе для предоставления разного рода информации) не нова. Её работа важна ещё и потому, что способствует интеграции процессов на транспорте как стратегическому направлению преобразований в целях повышения его социально-экономической эффективности.
Цель интеграции на транспорте как основы обслуживания клиентов - максимизация синергического эффекта. Сегодня интеграционные процессы особенно актуальны в связи с решением задач функционирования большого числа транспортных хозяйствующих субъектов крупных городов, к которым относится и Омск, а при условии открытия в Омском регионе мультимодального логистического центра и вовсе являются незаменимыми. Интеграция -это результат глобализации рынков, и без информационного обеспечения осуществить решение её задач невозможно. Благодаря централизованной базе данных можно решить про-
блему недобросовестной конкуренции, снизить уровень затрат на обслуживание рыночных сегментов, повысить устойчивость предприятий.
Так, крупные и средние грузовые автотранспортные предприятия могут привлекать малые предприятия для выполнения специфических транспортных услуг, которые являются их стратегическим преимуществом. Взаимодействие через базу данных ведет к снижению их транзакционных издержек, интеграции процессов управления ресурсами, позволяет повысить конкурентоспособность предприятий, создаются условия координации эксплуатационной деятельности предприятий с различным потенциалом.
В связи с проблемами координационной работы грузового автомобильного транспорта с другими видами транспорта в условиях рыночной экономики необходимо разработать и реализовать интеграционную политику, в частности, осуществить информационную интеграцию (формирование единого интеграционного пространства) [4]. Осуществление мониторинга грузовых автотранспортных предприятий с помощью централизованной базы выгодно для оценки:
• степени удовлетворенностью спроса на автотранспортные услуги;
• уровня конкуренции;
• рейтинга предприятий и их конкурентных преимуществ;
• прозрачной системы закрепления предприятий на сегментах рынка;
• соответствия потенциала предприятия занимаемым рыночным сегментам.
Централизованная база данных должна отвечать следующим требованиям:
• организовывать сбор и предоставление информации на регулярной основе;
• сопоставлять потенциал предприятий, занимающих разные сегменты рынка;
• снижать затраты предприятия в связи с эффективным использованием ресурсов и интеграцией для обслуживания различных рыночных сегментов;
• обмениваться информацией с налоговой службой для контроля за достоверностью предоставляемых сведений.
Для формирования единого информационного пространства рынка автотранспортных услуг необходим ввод системы идентификации грузовых автотранспортных предприятий (электронную карту) [1], что снизило бы бюрократические барьеры при взаимоотношениях предприятий, сделало бы рынок более цивилизованным. Формируется база данных на основе Интернета. Создание подобной базы данных будет способствовать интеграции грузового автомобильного транспорта с другими видами транспорта и формировать информационное пространство для мультимодальных транс-портно-логистических технологий, развивающихся в Омске в настоящее время. Она незаменима в процессе оценки конкурентных преимуществ предприятий, определения их рейтинга и облегчает процесс формирования ресурсной стратегии.
1. Улицкий М. П., Хмельницкий А. Д. Стратегия развития грузового автотранспорта в крупных городах // Автотранспортное предприятие. - 2005. - № 8. - С. 4-11.
2. Щербаков В. В., Павлов М. Ю. Концептуальные основы формирования стратегического выбора в логистике снабжения // Экономика и менеджмент на транспорте : сб. науч. тр. Вып. 6 / редкол.: Е. В. Будрина (отв. ред.) [и др.]. - СПб. : СПбГИЭУ, 2009. - С. 228-231.
3. Могилевич М. В., Федоров С. С. Динамический размер заказа и управление страховыми запасами сырья в МКР-системе : сб. науч. тр. // Труды. - Омск, 2001. - Вып. 4. - Ч. 5: Теоретические и прикладные методы экономического управления производственными факторами автотранспорта. - С. 60-67.
4. Хмельницкий А. Д. О регулировании рынка грузовых автотранспортных услуг // Автотранспортное предприятие. - 2007. - № 1. - С. 14-19.