ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 711.01
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БАЗЫ МАЛЫХ
ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Лечунова О.А.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств Киншт А.В.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и особенности формирования промышленной базы малых городов Новосибирской области с момента образования до 1950 г. Выявлены три группы городов с определением основных особенностей развития промышленности.
Ключевые слова: Западная Сибирь, Транссибирская магистраль, поселения, развитие промышленности.
Условия и потенциал развития производственной базы Западной Сибири непосредственно связаны со становлением и развитием малых городов. Заполняя и равномерно распределяясь по громадной территории Сибири, в основном на узлах ее протяженных транспортных артерий, малые города обеспечивали самодостаточность и успешный рост всего Сибирского региона. Если крупные города являются, как правило, административно-управленческими центрами, то малые города несут исполнительно-хозяйственную функцию жизнеобеспечения своего района, а также снабжения товарами и услугами всего региона.
Анализ позволяет выделить три группы городов с учетом сочетания всех факторов: возраста, местоположения в системе расселения и природного потенциала.
Первая группа городов связана с первоначальным развитием сельскохозяйственного потенциала. К ней относятся исторически наиболее ранние поселения Новосибирской области: Куйбышев (Каинск с 1782 по 1935 г.), Тогучин, первоначально специализировавшиеся преимущественно на выпуске сельскохозяйственной продукции.
Возможности сельскохозяйственных предприятий значительно превышали объемы потребления продуктов местными сибирскими поселениями. Продукция сибирских поселений поставлялась в Центральную
Россию и вносила большой вклад в суммарный российский экспорт благодаря высокому качеству сельхозпродукции (масло) и высокому спросу на сибирский товар (пушнина). Это сформировало сельскохозяйственную специализацию первой группы малых сибирских городов.
Каинский форпост с 1722 г., занимая серединное положение Московско-Сибирского тракта, стал транзитным пунктом на пути из Омска в Томск. В 1782 г. Каинск получает статус уездного города. Численность города быстро росла за счет переселенцев: ямщиков, ссыльных, беглых и крестьян. Население занималось скотоводством, земледелием, торговлей. Проводились ярмарки, где активно торговали маслом, мясом, пушниной и кожей.
Первый план города разработали в 1834 г. На 1842 г. город имел восемь улиц, 630 домов, где проживало 2724 человека. В городе действуют восемь заводов: два кожевенных, мыловаренный, свечно-сальный, салотопный и три кирпичных. В 1866 г. выполняется корректировка плана. Центр города застраивался двухэтажными каменными домами с мощением улиц. Градостроительный и архитектурный облик города сформировался к началу XIX в. Структура центра города сохранилась по настоящее время.
Новый этап и новые функции. С прокладкой Западно-Сибирской железной дороги в 1892-1898 гг. в 12 км южнее Каинска экономическое положение города изменилось, но расширились возможности как центра маслоделия. В 1893 г. численность населения города доходила до 6 тыс. человек. В 1895-м в городе построили первый маслозавод. В дальнейшем строительство заводов маслоделия приобрело массовый характер. Качество масла считалось значительно выше европейских стандартов, экспортировалось в Западную Европу. Максимальный объем экспортируемого масла из Сибири составил 73,8 тыс. тонн, доход в 2 раза выше, чем добываемого золота. В 1897 г. в Каинске открылась Александровская сельскохозяйственная ферма, на базе которой в дальнейшем создается знаменитая школа молочного хозяйства, выпускавшая мастеров маслоделия. В путеводителе по Великой Сибирской железной дороге, изданном в 1900 г., указан следующий состав экспорта: «спирт, вино, пиво - на восток, хлебные грузы, мясо, сало, птица, рыба - на запад». Рост промышленной переработки сельскохозяйственной продукции сопровождался увеличением численности городского населения, которое занималось земледелием, торговлей, извозом, скотоводством. На 1899 г. в Каинске проживало около 9 тыс. человек, проводились две ярмарки общим объемом до 300 тыс. рублей, функционировало уже пятнадцать заводов: винокуренный, маслозавод, свечно-сальный, салотопный, два мыловаренных, три пиво-медоваренных, три кожевенных, три кирпичных и паровая крупчатая мельница.
В 1904 г. построили мельницу, оснащенную двигателем внутреннего сгорания и современным германским оборудованием, работа на которых требовала квалифицированных рабочих. Мельница работала по новой
технологии и имела суточную производительность 20 тонн. К 1910 г. в Каинске функционировало 4 ремесленно-промышленных заведения с численностью рабочих 357 человек. В 1914 г. строится и начинает действовать первая электростанция мощностью 120 кВт, работают 89 торговых лавок с торговым оборотом более 18 млн рублей в год. Отдаленность города от основного железнодорожного транспортного пути сказалась в замедлении дальнейшего развития, но тем не менее город продолжал развиваться благодаря своей производственной базе.
Очередной этап развития наступает в советские годы, когда с началом индустриализации проводится дальнейшее развитие промышленности. В 1930 г. строится мясокомбинат. С необходимостью ремонта тракторов отечественного производства строится ремонтно-транспортная мастерская в 1933 г. Производство сельскохозяйственной продукции увеличивается. К 1939 г. в городе проживает 12 930 жителей. В 1947-м начинается строительство молочно-консервного завода. Строительство в 1948 г. Барабинской ГРЭС (первоначальная мощность 75 МВт) и электрификация Западно-Сибирской железной дороги стимулировали развитие города.
Второй город в этой группе - Тогучин. Деревня Тогучин появилась в 1867 г., где поселились первые жители-землепроходцы. На 1894 г. в Тогучине проживало до 600 человек. Население Тогучина занималось земледелием и животноводством, были развиты кустарные промыслы: кирпичные, дегтярные, санные. В 1919 г. в Тогучине строится маслозавод, создается потребительская кооперация. Увеличивалась численность населения, и в 1926 г. в Тогучине проживало 949 человек.
Экономическое положение резко изменилось с началом строительства железной дороги Новосибирск-Кузбасс в 1928 г. Село Тогучин оказалось на важном транспортном пути. В 1932 г. по железной дороге началось рабочее движение поездов. С возведением дороги стали возникать предприятия, обслуживающие железнодорожный транспорт. В 1931 г. вступила в эксплуатацию МТС с количеством 25 тракторов и обслуживала 64 колхоза, началось строительство овощесушильного завода.
С учетом сельскохозяйственного потенциала, выразившегося в благоприятных природных условиях произрастания льна, в 1932 г. строится пенькозавод. В 1934-м организуют райпищекомбинат и райпромкомбинат. Работают промысловые артели. В 1935 г. строится мост через р. Иню для обеспечения связи нового центра Тогучина с железнодорожной станцией Инская-Проектная, и в 1936 г. село Тогучин становится рабочим поселком. Развитие транспорта и сельскохозяйственной промышленности способствовало росту населения и изменению его профессионального состава.
Тогучин продолжал расти. Расширялись промышленные предприятия. Стало более значительным его место в экономике области. В 1945 г. число жителей достигает 12500 человек за счет переселенцев - латышей, немцев,
украинцев, чувашей и эстонцев - и рабочий поселок Тогучин получает статус города. В 1947 г. организуют артель «Стройматериалы», которая на базе запасов местных глин стала изготавливать кирпич и производила обжиг известняка.
Передовая для того времени технология, квалифицированные рабочие кадры технических специальностей, благоприятные природные условия для развития зернового хозяйства, животноводства отразились на качестве сибирской сельскохозяйственной продукции, ее сбыте на внешних рынках. Устойчивый и растущий спрос на высококачественную сельскохозяйственную продукцию сформировал специализацию хозяйствования Куйбышева (Каинск) и Тогучина.
Вторая группа городов, обусловленная развитием железных дорог. Появилась группа поселений, возникновение и укрепление которых происходило в качестве узловых станций транспортных путей. Предприятия городов Барабинск, Татарск и Карасук развивались как обслуживающие железную дорогу.
Продолжался рост сельскохозяйственной и промышленной базы сибирских поселений. Судьбоносным для всей Западной Сибири событием, поменявшим значимость и приоритет развития поселений, стало строительство железных дорог. С началом строительства Транссибирской железной дороги увеличилось переселение в Сибирь из европейской части страны.
1893 г. стал годом основания Каинск-Томского (города Барабинска) как станционного поселка на Транссибирской магистрали. При станции Каинск-Томский находился небольшой поселок Новочерновское, выросший из временного поселения переселенцев, в котором жили строители железной дороги. Одновременно с железной дорогой велось строительство паровозного депо, где работало 1000 человек. Для доставки строительных материалов прокладывались дополнительные дороги, использовались паровозы, которые ходили по уже построенным путям. В течение 1895-1896 гг. на станции Каинск-Томский строятся пассажирская и товарная платформы. Строится паровая мельница, скотобойня (кожевенное сырье с бойни отправлялось за границу) и два кирпичных завода в 1910 г. Маслозавод считался самым значительным промышленным предприятием Каинска-Томского. В дореволюционный период экономика поселка развивалась слабо, сказывалось отсутствие сырьевой базы и дефицит рабочей силы. Основная часть населения работала на железной дороге или предприятиях, обеспечивающих местные нужды (паровая мельница, бойня и кирпичные заводы). После сдачи в эксплуатацию железной дороги на станции стала действовать телеграфно-телефонная служба, при которой открыли школу техников и телеграфистов.
Первую планировку поселка делают в 1916 г. В 1917 г. станцию Каинск-Томский переименовывают в город Барабинск, население состояло в основном из рабочих, обслуживающих железную дорогу. На 1926 г. в городе проживает 9,8 тыс. человек, действуют еще две мельницы, на одной используют двигатель
типа локомобиль и два вальцовых станка, на другой - двигатель внутреннего сгорания, жернов. Электричество в город поступает из Каинской электростанции, мощности которой были весьма ограничены. Своя электростанция стала обеспечивать энергией город с 1929 г. Во второй половине 30-х гг. строится элеватор емкостью 500 тонн и швейная фабрика. Кожевенный государственный завод разместили в городской черте города Барабинска на базе законсервированного строительства «Заготживсырье». На его достройку и эксплуатацию мобилизовали 100 человек города Барабинска и Барабинского района.
В 1942 г. в город эвакуируют: завод № 635, военный завод имени Сталина при комбинате № 179, строится мельница особого помола. В конце 40-х гг. началось строительство нового элеватора.
Железнодорожные предприятия города Барабинска становятся градообразующими: железнодорожная станция на Транссибирской магистрали, локомотивное ремонтное депо, локомотивное эксплуатационное депо, вагонное ремонтное депо, грузовая железнодорожная ветка в Куйбышев.
В 1894 г. со строительством Транссибирской магистрали образовывается станция Татарская, получившая свое название от деревни Татарки, расположенной в двух километрах. Образовавшийся при станции поселок быстро развивался за счет постоянного притока переселенцев. Столыпинские реформы увеличили приток переселенцев, и к 1911 г. поселок Татарск превратился в торговый центр с населением 4500 человек и стал перевалочным пунктом для переселенцев. В январе 1911 г. поселок преобразован в безуездный город Татарск с упрощенным городским управлением. Дальнейшее развитие станция Татарская как железнодорожный узел получила с вводом в эксплуатацию Кулундинской железной дороги в 1912-1914 гг.
В городе развивалась пищевая (на основе переработки сельскохозяйственных продуктов: зерна, молока, мяса) и лесная промышленность. Работали маслобойные и кирпичные заводы, два мыловаренных завода, две ветряные, одна паровая и электрическая мельницы. Перед Первой мировой войной в городе Татарске действовало более 15 контор по закупке сливочного масла. За границу и в центральные районы России ежегодно отправляли до З00 тыс. пудов масла, объем поставок хлеба составлял свыше миллиона пудов хлеба в год. 19 кустарных кожевенных мастерских до 1 июля 1920 г. выработали 1795 кож - при нехватке сырья и квалифицированных кадров. Выдавали продукцию сапожная и овчинная мастерские. С января 1921 г. начала работать швейная пошивочная мастерская на давальческом материале. В 1924 г. в городе открылась Сибирская краевая контора акционерного общества «Хлебопродукт». Было 8 двухъярусных печей, которые топили дровами. За сутки выпекали 6 тыс. булок, каждая весом по 3 кг. В августе 1925 г. Татарский уезд упраздняется и образуется Татарский район. Город Татарск стал городом областного подчинения. В 1926 г. численность населения города составляла 9,7
тыс. человек. На градообразующих железнодорожных предприятиях в эти годы трудилось до 2 тыс. человек. В 1927 г. организуют один из старейших предприятий города - механический завод «Сельхозтехника» площадью 350 кв. м и численностью рабочих 157 человек, где ремонтировали тракторы СТЗ, ЧТЗ, моторы к ним, комбайны «Сталинец», автомобили. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал продукцию оборонного значения. В 1943 г., эвакуированные с завода «Электросигнал» ленинградцы, образовали цех по выпуску предметов народного потребления - печные заслонки, чугуны, сковороды.
К началу войны численность населения города Татарска составила 25,6 тыс. человек. В 1940 г. на базе убойного пункта создают мясокомбинат. На пищекомбинате, основанном в 1942 г., трудилось 30 человек, выпускались негазированные напитки, карамели. Швейную фабрику организуют в 1942 г. на базе швейно-обувной мастерской индивидуального пошива, с количеством работающих 12 человек, выполняя военные заказы, шьют обувь и одежду по заказам населения. К 1946 г. количество рабочих на фабрике увеличивается до 100. После установки оборудования: 24 машины на две линии, вводят поточные методы организации труда. Начался массовый пошив хлопчатобумажного платья, женского и мужского белья по заказам государства. В городе действует своя электростанция, заводы растительного масла, растет торговля лесом и пиломатериалами.
С введением в эксплуатацию Транссибирской железной дороги, а вслед за этим строительством железной дороги Татарская - Славгород в 1912-1916 гг. началась история поселения Карасук. В середине 1916 г. завершились работы по укладке рельсовых путей, а 10 января 1917 г. прошел первый поезд. Поселок Карасук быстро рос. Увеличение горнозаводского населения Алтая сопровождалось нуждой в хлебе и других сельскохозяйственных продуктах, что способствовало заселению плодородных земель Карасука крестьянами-землепашцами.
В 1938 г. строится мясокомбинат, в 1939-м - райпищекомбинат. В 1943 г. Карасук становится рабочим поселком с численностью населения 7,4 тыс. человек. Город Карасук стал железнодорожным узлом, который с севера на юг (Татарск-Славгород) и с запада на восток (Казахстан-Алтай) пересекают железнодорожные магистрали. Предприятия железной дороги являются градообразующими, самое крупное из них - локомотивное депо.
Города Барабинск, Татарск и Карасук начали резко расти и развиваться как транспортные железнодорожные узлы и пункты технического обслуживания железнодорожной техники одновременно с развитием транспортных путей и дорог Западной Сибири, которые ускоряли и стимулировали развитие промышленности и сельского хозяйства сибирских поселений.
Третья группа городов, получившая производственную базу развития на основе эвакуированных предприятий. В эту группу городов входят Бердск, Искитим, которые получили бурный рост и основное развитие производственной базы за счет эвакуированных в годы Великой Отечественной войны промышленных предприятий из европейской части страны.
Для защиты населения от набегов кочевников на слиянии рек Оби и Берди в 1716 г. ставится Бердский острог. Местное население занимается хлебопашеством и добычей пушнины. Барнаульский тракт, связавший Алтай с Московским трактом дает импульс новому развитию поселения: появились ремесленники, возникла торговля. К 1760 г. в остроге насчитывалось три кузницы.
В XIX в. Бердск представлял собой торговое село, оставаясь крупным поставщиком хлеба для городов Сибири. Мельница купца Горохова считалась самым крупным предприятием, перерабатывала 90 тонн зерна в день, имела новейшее оборудование и электричество. Оборот мельницы достигал 400 тыс. рублей в год. Мука продавалась в европейской части России и экспортировалась за границу. Население занималось гончарным, пимокатным, кузнечным ремеслами. В селе находилась торговая пристань, почтово-телеграфная станция, ремесленное училище.
Новый этап в развитии села Бердск наступил в начале XX в. с потоком переселенцев из европейской части России по Транссибирскому железнодорожному сообщению. В 1909 г. строится электрическая подвесная канатная дорога от складов мельницы к пристани. В 1913 г. строится Алтайская железная дорога, которая проходит рядом с селом и связывает его сообщением с Ново-Николаевском и Барнаулом. В 1925 г. в селе насчитывалось 4,5 тыс. человек. В селе работает более 30 торгово-промышленных предприятий: из них четыре пимокатные мастерские, два маслобойных заведения, два мыловаренных завода, две шорные мастерские, кожевенный завод, кирпичный завод, строятся элеватор, нефтебаза. В 1930 г. численность населения села составляла 5,7 тыс. человек.
К июню 1941 г. в селе Бердск проживает свыше 6 тыс. жителей. В августе 1941-го в поселок Бердск эвакуируют два завода: из города Харькова завод им. Ф.Э. Дзержинского (№ 296) и города Осипенко (Бердянск до 1939 г. и с 1958 г.) - станкостроительный завод, оборудование которых разместили в складах зернохранилища. За короткий срок монтируют оборудование и в конце 1941 г. завод выпускает военную продукцию - специальный агрегат, составную часть усовершенствованного мотора для истребителя. Приехали инженеры, техники, квалифицированные рабочие, эвакуированные из Харькова, Бердянска, Ленинграда, Киева, Смоленска. За первые три года войны население Бердска увеличилось почти в четыре раза и составило 28 тыс. человек. В феврале 1944 г. рабочий поселок Бердск получает статус города областного подчинения. После окончания Великой Отечественной войны город продолжает развиваться.
Появляются новые отрасли промышленности: в 1946 г. на базе эвакуированного Харьковского завода № 296 открывают Бердский радиозавод (БРЗ).
Вторым городом в этой группе стал Искитим. В 1911 г. барнаульский купец строит на окраине села Черноречка небольшой завод по выжигу извести. В 1912 г. начинается строительство Алтайской железной дороги, связавшей Барнаул и Новониколаевск. В 1921 г. начинается строительство электросети. Известковый завод первым получил электрическую энергию - самое крупное предприятие того времени. На заводе организуют производство огнеупорного кирпича.
В 1929 г. геологи находят на территории будущего Искитима месторождения известняка, глинистого сланца, строительного песка. В 1930 г. начинается строительство крупнейшего в Сибири Чернореченского цементного завода и закончивается в 1934 г. С началом строительства градообразующего цементного завода появляется рабочий поселок Искитим при слиянии поселений Койново, Вылково, Черноречка и Шипуново в 1933 г. За время строительства цементного завода численность поселка возросла до 10 тыс. человек, и в 1935 г. рабочий поселок становится административным центром Искитимского района, а в 1938-м получает статус города районного подчинения. В Искитиме работают предприятия: известковый и цементный заводы, коммуна «Равенство», артель «Производственник», молзавод, трехэтажная деревянная мельница, артель «Победа», горпищекомбинат, лесосплав, хлебоприемное предприятие. В связи с бурным строительством и развитием промышленности растет число квалифицированных кадров: организуют школу ФЗО мукомолов, школу фабрично-заводского обучения, где готовят слесарей по ремонту оборудования. Численность населения на 1939 г. составляла 14 тыс. человек.
В ноябре 1941 г. в Искитим прибывает оборудование с демонтированных оборонных заводов Брянска, Днепродзержинска, Новороссийска, Подольска, Харькова. Оборудование эвакуированных промышленных предприятий размещают на производственных площадях местных заводов, в недостроенных корпусах промышленных объектов, в складах, торговых помещениях. Эвакуированный из Харькова котельно-радиаторный завод разместили на базарной площади города. В декабре 1943 г. начинается строительство завода сантехнического оборудования, который впоследствии стал называться «Искитимский котельно-радиаторный завод»; в марте 1947-го сдают в эксплуатацию первую очередь с годовым выпуском радиаторов - 400 и котлов чугунных - 25 тыс. эквивалентных метров. На территории завода копали котлованы, из которых брали песок, использовали местную красную глину. Формовочное сырье не соответствовало техническим нормам, не хватало оборудования, электроэнергии. В период войны и в послевоенные годы промышленность города Искитима продолжала развиваться, за счет эвакуированных и спецпереселенцев обновился производственный персонал,
поставляя стране строительные материалы. На 1950 г. численность населения выросла вдвое и составила около 28 тыс. человек, в городе действовало 21 промышленное предприятие, три строительные организации.
Перемещение в Сибирь в годы Великой Отечественной войны предприятий промышленности, бурное развитие производительных сил на основе использования сырьевых ресурсов региона вызвало значительный рост и появление высокоэффективных предприятий в Бердске и Искитиме.
Заключение. Формирование малых городов Западной Сибири, которые явились базой промышленного развития второй половины XX в., шло различными путями. Можно выделить условно три группы городов.
Первая группа - Куйбышев, Тогучин - формировалась на основе переработки сельскохозяйственных продуктов. Природные условия позволяли производить сельскохозяйственную продукцию в объемах, превышающих спрос на внутреннем рынке, что давало возможность формироваться как отрасли специализации для внешнего рынка и вызвало необходимость применять самые новейшие технологии современного промышленного производства конца XIX -начала XX в.
Вторая группа - Барабинск, Татарск, Карасук - связана со строительством Транссибирской магистрали, необходимостью технического обслуживания железнодорожных магистралей, ремонтных мастерских, депо, что дало мощный толчок к появлению трудовых ресурсов с техническим образованием, требующихся для обслуживания техники конца XIX - начала XX в.
Третья группа - Бердск, Искитим - получила развитие в предвоенное и военное время, связана с местными минеральными ресурсами, развитием железнодорожной сети и близостью промышленного центра - города Новосибирска (до 1926 г. - Новониколаевск).
Для этих городов характерно производство технически более сложной и энергоемкой (трудоемкой) продукции.
В целом формирование и развитие малых городов, несмотря на разнообразие путей формирования производств Западно-Сибирского региона, к середине XX в. обеспечили базу промышленного развития, в том числе технически грамотную рабочую силу. В сочетании с мощной транспортной инфраструктурой образовался хороший каркас промышленного развития.
Библиографический список
1. Андреевский И.А., Арсеньев К.К. Россия: Энциклопедический словарь. -Л.: Лениздат, 1991. - 922 с., ил.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 496 с.
3. Николаев А.А. Причины структурных сдвигов в сельском хозяйстве Сибири (1914-1929 гг.) // Аграрная сфера в контексте российских модернизаций XVIII.XX веков: макро- и микропроцессы. - Оренбург, 2010. - С. 199, 200; Степаненко И.Ф., Комков М.П. Сибирское маслоделие. - Новосибирск, 1928. - С. 27.
4. URL: http://ru.guniway.org/public/wiki/europe/russia/siberian-federal-district/novosibirsk-oblast/kuybyshev.html .
5. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Куйбышев .
6. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Каинск.
7. URL: http://dic.academic.ru .
8. URL: http://www.s5.tat.edu54.ru .
9. URL: http://tatarsk-nso.narod.ru .
10.URL: http://tatarsk.su/istoria .
11.Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mojgorod.ru/novosib_obl/tatarsk/
12.Николаев А.А. Краткий очерк истории Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: http://bsk.nios.ru/content/kratkiy-ocherk-istorii-novosibirskoy-oblasti .
УДК 719+711.13 (574.5)
ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА ЗЕМЛЯХ ДРЕВНЕГО ОРОШЕНИЯ ЮЖНОГО
КАЗАХСТАНА
Юсупов А.Н.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова Иманалиев К.Е.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова Лихачев Е.Н.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация. Рассмотрены факторы реконструкции историко-культурных и природных памятников на землях древнего орошения Южного Казахстана и роль памятников в процессе ускоренного освоения территории региона в рамках возрождения Шелкого пути. Проведен анализ экосистем и названий поселений - топонимов земель древнего орошения, сгуппированных по основным типам. Определены основные задачи постепенного восстановления