ком не только на физическом уровне, но и на уровне существования сознания, жизни в каких-то других формах.
Идеи о существовании ВЦ активно разрабатываются теми подотделами науки, которые имеют возможность «протянуть руки» к дальним областям Вселенной с помощью специальной технической аппаратуры, - без видимого успеха пока в осуществлении подобных программ. Подобный неуспех как обескураживающий факт еще не говорит о том, что нужно расстаться с мечтой о нахождении ВЦ в каких-то областях Вселенной. Возникшая жизнь на Земле - уже есть прецедент, требующий более тщательного и тонкого анализа по сравнению с тем, который осуществлялся до сих пор, с тем, чтобы обескураживающий факт превратился в радостный факт.
Таким образом, Вселенная становится для человека все ближе и ближе (как в практическом отношении, так и в умозрительно-теоретическом). Вселенная является «колыбелью» человечества, и «ребенок», рано или поздно, от упоенного созерцания своих «пяточек» должен будет оглянуться на окружающее пространство с попыткой найти связь своего существования с этим пространством в целом.
Библиографический список
1. ГагаевА.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 308 с.
2. Гекман О., ШюкингЕ. Строение звездных систем. ИЛ. - М., 1962. - 600 с.
3. Мушич-Громыко В.Г. К вопросу об использовании квантовых представлений для разрешения гуманитарно-этических проблем // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - Вып. 56(3). - С. 174-178.
4. Мушич-Громыко В.Г. Концепция дополнительности и гуманитаристика // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. -№5/2 (64). - С. 5-10.
5. Мушич-Громыко В.Г. О «дуализме» парных категорий, о принципе дополнительности Н. Бора, о возможности в языковой области знания найти нечто сходное с понятием «волна», «частица» // Вестник Тюменского государственного университета. - 2008. - №5. - С. 237-241.
6. Мушич-Громыко В.Г. Осмысление принципа дополнительности в отношении проблем познания в биологии // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - 2008. - №34(74). - С. 355-360.
УДК 17
В.В. Попова СПЕЦИФИКА ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО
В статье раскрываются этические аспекты мировоззрения В. Ф. Войно-Ясенецкого. Этика В. Ф. Войно-Ясенецкого строится на религиозном и научном опыте автора. На этом основании рассматриваются основные вопросы религиозной морали и врачебной этики В. Ф. Войно-Ясенец-кого.
Ключевые слова: этика, человечность, добродетель, христианская мораль, врачебный долг.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961) известен как ученый, профессор хирургии и богослов ХХ века (в монашестве - архиепископ Лука), автор большого количества научных («Очерки гнойной хирургии», «Регионарная анестезия» и др.) и богословских («Дух, душа и тело», «Наука и религия», проповеди и духовные беседы) трудов.
Как мыслитель, он играл огромную роль в -созидании нравственного мировоззрения XX века. В его работах отражается мировоззренческая позиция, включающая научный и религиозный опыт автора. На этой основе строится этико-
философская мысль профессора В.Ф. Войно-Ясе-нецкого.
В основе этической мысли В.Ф. Войно-Ясе-нецкого - особенности религиозной морали. Христианская религия, согласно взглядам
В.Ф. Войно-Ясенецкого, является воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Он определяет понятие гуманизма (гуманности) «в том смысле, в каком оно обозначает именно “человечность”, то есть все то, что направлено к подлинному благу человечества, к утверждению человеческого достоинства, к развитию высоких моральных качеств в личных и общественных отно-
© В.В. Попова, 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20101
167
шениях» [2, с. 82]. И в этом отношении В.Ф. Вой-но-Ясенецкий говорит о том, что гуманизм является неотъемлемым и самым основным элементом христианства «как религии любви, внутреннего обновления человеческой личности, призывающей к полному и бескорыстному служению на благо человечества» [2, с. 84]. Именно христианская религия отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа. В.Ф. Войно-Ясенецкий определяет понятие гуманизма как «любовь к человеку, к человечеству, которая естественно вытекает из Евангелия, как из своей основы» [2, с. 75]. Христианская мораль - мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека, она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью человечества. Необходимо отметить, что В.Ф. Войно-Ясенецкий резко критикует принцип индивидуализма как антирелигиозного и антигуманного.
Этическое начало, по мысли В.Ф. Войно-Ясе-нецкого, должно являть собой мотив любой деятельности человека. Носителем этого начала является сердце человека. Несомненно, о роли и значении сердца в духовной жизни человека говорят многие ученые, психологи, богословы и философы. Крупнейшие философы (Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.Д. Юркевич) много писали о сердце как носителе всех телесных сил человека, средоточии душевной и духовной жизни человека, в котором рождается решимость человека на какие-либо поступки, добрые или злые. В.Ф. Войно-Ясенецкого полностью поддерживает мнение о сердце как духовном и нравственном носителе, однако, как врач, он анализирует физическую природу сердца. «Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. Целую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаются ему многосложные воздействия центральной нервной системы
и, весьма вероятно, посылаются в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца» [1, с. 16]. Из этого профессор Войно-Ясенецкий делает вывод, что, на основе анатомо-физиологи-ческие знания, сердце следует считать важнейшим органом чувств. Ссылаясь на работы вели-
кого академика И.П. Павлова, профессор пишет о том, что сердце человека больше всех других органов отражает его переживания, что выражается в изменениях сердечной деятельности, в мышечных рефлексах. При этом насколько легко происходит регулировка работы сердца, связанная с мышечной деятельностью, настолько же плохо регулируется она при эмоциональных волнениях. Подобную мысль мы находим у русского философа П.Д. Юркевича: «Нам никогда не удается перевести в отчетливое знание того движения радости и скорби, страха и надежды, те ощущения добра и любви, которые так непосредственно изменяют биения нашего сердца. Когда мы наслаждаемся созерцанием красоты в природе или искусстве, когда нас трогают задушевные звуки музыки, когда мы удивляемся величию подвига, то все эти состояния большего или меньшего воодушевления мгновенно отражаются в нашем сердце» [10, с. 84].
Основы нравственного поведения человека нашли отражение в проповедях и духовных беседах архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Большое внимание в проповедях уделяется самовоспитанию (утверждение в себе моральных качеств). В.Ф. Войно-Ясенецкий призывает в своих проповедях обратить внимание на воспитание души, для спасения которой необходимо обязательное наличие христианских добродетелей таких как: любовь, смирение, кротость и др. Смирение, согласно взглядам Валентина Феликсовича Войно-Ясе-нецкого, результат истинного достоинства человека. Раскрывая сущность этой добродетели, В.Ф. Войно-Ясенецкий использует метафору, сравнивая смиренного человека с яблоней. Когда на яблоне много плодов, то ветви ее низко наклоняются к земле, и чем больше плодов, тем ниже опускаются ветви. «Так и смиренный человек, не превозносится, а видит свои грехи, кается в них» [5, с. 163]. Образ гордых людей святитель сравнивает с высокими каменными вершинами, которые покрыты вечным снегом и льдом и представляются безжизненными. В проповеди «Светильник для тела есть око» интересно сравнение В.Ф. Войно-Ясенецкого различных цветов с нравственным качеством души человека: красный -убийцы, злодеи, проливающие кровь; голубой, фиолетовый - сердца и тела добрых людей; сумеречный - люди всецело преданные заботам и страстям этого мира, люди, которые живут в духовных сумерках, в них нет света истины и любви;
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
темный - люди, лишенные всякого света, люди проникнутые гордостью. В проповеди «О свете Христовом» архиепископ Лука Войно-Ясенецкий призывает каждого человека: «Любите свет, тянитесь к свету, как все доброе, чистое, живое тянется к нему» [5, с. 201].
На принципах религиозной морали строится «кодекс» врачебной этики В.Ф. Войно-Ясенецкого, в основе которого гуманное (человечное) отношение к больному, этика любви и сострадания, врачебный долг. «Я изучал медицину, - вспоминал профессор Войно-Ясенецкий, - с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» [6, с. 16].
Главным научным трудом всей жизни профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого следует считать «Очерки гнойной хирургии», который и в настоящее время остается настольной книгой хирургов. Кандидат культурологических наук Н.Д. Мо-стицкая в своем диссертационном исследовании отмечает: «В «Очерках гнойной хирургии» наиболее полно раскрылась нравственная система ценностей профессора-хирурга. Каждая история болезни представляет собой рассказ, в котором скрупулезно описано зарождение и развитие болезни, ошибки в ее диагностике, влекущие за собой тяжелые осложнения. Сам текст «Очерков» начинается с описания болезни, приведшей к смерти. Таким способом профессор нравственно «встряхивает» читающего текст врача, заставляет его почувствовать собственную ответственность перед пациентом» [9, с. 123]. Хирург предостерегает от поспешных суждений, объясняет, почему надо поступать по определенной методике. Каждая история болезни - это небольшой биографический фрагмент жизни больного.
Врачи, работающие с профессором Войно-Ясенецким, отмечали в нем личную заинтересованность в каждом больном. В.Ф. Войно-Ясенец-кий, при личном контакте с пациентом, располагал к себе человека, снимая напряжение и страх перед операцией. Эти отношения между врачом и пациентом имеют первостепенное значение в жизни больного. И здесь огромную роль играет то сострадание и любовь, которую врач проявляет к больному, чтобы помочь справиться с болезнью. Взаимоотношение медицинского работника и больного, доброе и заботливое отношение к больному часто решает исход операции, приводит в положительным результатам, выздоровлению. Любое неосторожное слово, окрик
легко могут нарушить психику больного, возбудить его и способствовать возникновению бессонницы, повышенной раздражительности и других явлений, которые крайне отрицательно влияют на физическое состояние больного и, прежде всего, на функцию сердечно-сосудистой системы.
Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, -общепризнанный, как считает В.Ф. Войно-Ясе-нецкий, - часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней. В.Ф. Войно-Ясе-нецкий полагает, что эта психотерапевтическая задача - функция врача, потому что профессия врача - это особая профессия, она моральна по своему основанию.
Кассирский И.А. писал: «Жизнь Войно-Ясе-нецкого, несмотря на противоречия, была в безграничной преданности долгу врача и этот голос совести врача не заглушался» [8, с. 78] В основе этики долга, по взглядам В.Ф. Войно-Ясенецкого, лежит религиозный мотив, и в первую очередь -долг перед Божественным Началом и перед собственной совестью.
Важное качество, которым обязан обладать каждый врач, по мысли В.Ф. Войно-Ясенецкого: человечность, основанная на любви и сострадании к больному. Без «человечности» медицина теряет право на существование, так как без этого личностного качества она теряет свою главную функцию - помогать «страждующим» и служить человеку. Человечность, о которой говорит
В.Ф. Войно-Ясенецкий в своих трудах «Наука и религия», «Очерки гнойной хирургии», составляет этическую основу медицины, сущность ее морали, можно сказать - теорию медицинской этики.
В предисловии к первому изданию «Очерки гнойной хирургии» В.Ф. Войно-Ясенецкий писал: «Книга, которую я написал, подводит итог моим многолетним наблюдениям в области гнойной хирургии, которые я собирал с особенной любовью» [3, с. 8]. Любовь, о которой здесь пишет профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий - это любовь к человеку и, исходя из человеколюбия, любовь к тяжелому призванию врача. Любовь врача к больному имеет свое специфическое содержание. Это любовь не к одному или нескольким больными, а любовь к каждому и любому больному. Это чувство имеет четкую гуманистическую направленность, где врач стремится сделать все возможное для облегчения страданий больного. Широко известны слова Войно-Ясенецкого: «Для хирур-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
169
га не должно быть “случая”, а только живой страдающий человек» [3, с. 8]. Изучая не только болезнь, но и личность пациента, В.Ф. Войно-Ясе-нецкий учитывал душевное состояние человека, пытаясь выяснить, что повлекло за собой заболевание. В связи с этим интересна мысль профессора А.А. Грандо: «Стать хорошим врачом без любви к своему труду, к больному человеку невозможно, врач, равнодушный к больному, к людям, глухой к общественным проблемам, - большое социальное и профессиональное зло, за которое дорого платит общество, ведь в процессе лечения врач не только применяет различные медицинские методы, но и воздействует на больного собственной личностью» [7, с. 31].
В настоящее время особенно важно обращаться к таким мыслителям как В.Ф. Войно-Ясе-нецкий, которые посвятили свое творчество духовно-нравственному воспитанию человека и общества. Так как эти вопросы актуальны сегодня, Полагаем, что творческое наследие В.Ф. Войно-Ясенецкого поможет найти ответы на современные нравственные проблемы.
Библиографический список
1. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. -Киев, 2002. - 152 с.
2. Войно-Ясенецкий В. Ф. Наука и религия. -М.: Троицкое слово, 2001. - 320 с.
3. Войно-Ясенецкий В. Ф. Очерки гнойной хирургии. - М.; СПб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2000. - 704 с.
4. Войно-Ясенецкий В.Ф. Сердце как орган высшего познания // Человек. - 1991. - №6. -
С. 106-115.
5. Войно-Ясенецкий В. Ф. «Сила Моя в немощи совершается». Духовные беседы. - М.: Неопалимая Купина Лествица, 1994. - 416 с.
6. Войно-Ясенецкий В. Ф. Я полюбил страдание. Автобиография. - М.: Благодатный огонь, 2000. - 208 с.
7. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. - Киев: Высш. шк., 1988. - 186 с.
8. Кассирский И.А. Воспоминания о профессоре В.Ф. Войно-Ясенецком / Публ. подгот. И. Кассирский, Р. Воробьев // Наука и жизнь. -1989. - №5. - С. 76-89.
9. Мостицкая Н.Д. Христоцентричная модель творческого развития личности (на примере творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого): Дис. ... канд. культурологии. - Красноярск, 2006. - 167 с.
10. Юркевич П.Д. Философские произведения / Составление и подготовка текста А.И. Абрамовой, И.В. Борисовой. - М.: Правда, 1990. - 672 с.
УДК 1:316.356.4(=161.1)
Л.Г. Сорокина
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
В данной работе исследуются основные специфические черты русского национального характера, которые образуют его особый духовный склад — менталитет, в их взаимосвязи с социальными противоречиями, а также анализируются факторы, обуславливающие данные особенности. Данная проблема является актуальной, так как в условиях современной действительности вопрос о национальной идентичности и национальном самосознании во многом связывается с вопросом о возрождении России и с ее новой ролью в мировом сообществе.
Ключевые слова: русский национальный характер, социальные противоречия, соборность, мессианство, менталитет, православие, общинное сознание.
настоящее время, когда мировой фи- Однако сейчас, именно в условиях глобального
нансовый кризис вызвал стагнацию кризиса, когда экономическая и социальная моде-
в развитии крупнейших держав миро- ли США доказали свою несостоятельность, Россия
получила возможность укрепить свои позиции в мировом сообществе, возродить имидж великой державы, который был ею утрачен. Отсюда вопрос о национальной идентичности и национального самосознания приобретает особую актуальность.
Проблема русского национального характера давно вызывает интерес исследователей. В Рос-
В
вого сообщества, Россия не осталась в стороне от его деструктивных последствий. Социальные противоречия в российском обществе, возникшие в ходе реформ 1990-х годов, с развитием рыночной экономики и становлением так называемого гражданского общества, в настоящий момент времени усугубились.
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
© Л.Г. Сорокина, 2010