Научная статья на тему 'Специфика электорального пространства региона в современном российском обществе'

Специфика электорального пространства региона в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
405
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туманова О.И.

Рассмотрение специфики электорального пространства предполагает характеристику его внутренней структуры не только с позиции системных представлений, но и с учетом особенностей политической системы современного российского общества в целом. Деятельность участников электорального процесса в рамках предвыборной борьбы формирует многоуровневую структуру социального взаимодействия: от целенаправленной государственной политики в области совершенствования избирательной системы в целом по стране до организации эффективной системы выборов в каждом конкретном российском регионе. Исследование специфики регионального электорального пространства на сегодняшний день требует всестороннего изучения и контроля со стороны общественных и политических сил, что поможет не только сформировать эффективную избирательную систему в каждом субъекте федерации, но и укрепить важнейший демократический институт современной России институт выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of electoral space of region in a modern Russian society

Consideration of specificity of a category "electoral space" assumes the characteristic of its internal structure not only from a position of system representations, but also in view of features, of political system of a modem Russian society as a whole. Activity of participants of electoral process within the limits of pre-election struggle forms multilevel structure of social interaction: from a purposeful state policy in the field of perfection of an electoral system as a whole on the country before the organization of an effective election system in each concrete Russian region. Research of specificity of regional electoral space for today demands all-round studying and the control over public and political forces that will help not only to generate an effective electoral system in each subject of federation, but also to strengthen the major democratic institute of modem Russia institute of elections.

Текст научной работы на тему «Специфика электорального пространства региона в современном российском обществе»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 3

О.И. Туманова

СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Разнообразие научно-методологических подходов к изучению категории «электоральное пространство», обуславливает комплексную методологическую основу исследования данного феномена. Так, например использование принципа историзма, а так же принципа системности позволяют проследить процесс формирования основных положений теории электорального поведения в различные периоды развития политологической и социологической мысли. Использование метода структурно-функционального анализа дает возможность получить классификацию электоральных агентов и типов поведения избирателей. Методы системного и многофакторного анализа помогают раскрыть причины, обуславливающие электоральный выбор населения, а так же характерные особенности трансформационных процессов в электоральных пространствах. Использование метода прогностического анализа, позволяет в свою очередь разработать сценарии функционирования регионального электорального пространства в ходе трансформационных процессов. Метод социологического анализа статистических данных, методы экспертных оценок и включенного наблюдения позволяют получать и анализировать оперативные и достоверные эмпирические данные полученных в результате исследований регионального электорального пространства. Все подходы к исследованию данного феномена подразумевают понимание его как системы имеющей свою структуру.

В данном случае рассмотрение специфики электорального пространства предполагает характеристику его внутренней структуры не только с позиции системных представлений, но и с учетом особенностей политической системы современного российского общества в целом. Электоральное (избирательное, выборное) пространство - это множество субъектов избирательного процесса, между которыми существует тесная взаимосвязь и непрерывное взаимодействие. Структурными элементами электорального пространства выступают совокупность участников предвыборной кампании - электоральные агенты и элементы электоральной инфрастуктуры: ресурсы электоральных агентов, избирательное законодательство, электоральная культура населения, которая проявляется в особенностях электорального поведения, избирательные технологии и политическая реклама.

Динамичность и изменчивость избирательного пространства как системы находят свое отражение в непрерывных процессах трансформации. Регулярные выборы органов власти в российских регионах, влекут за собой практически постоянный процесс изменения всех элементов структуры выборного пространства. Именно трансформации являются не только специфической чертой избирательного процесса, но и определяют специфику развития всех элементов данной системы. Происходит корректировка целей деятельности и процессов взаимодействия между группами электоральных агентов: модифицируются организационные модели проведения предвыборных кампаний специалистами; меняются стили работы кандидатов и представителей партийных блоков и объединений с адресными группами избирателей; трансформируются мотивы электорального поведения самих

© О.И. Туманова, 2007

избирателей и требования к уровню электоральной культуры, предъявляемые со стороны избирательных комиссий.

Трансформация затрагивает остальные структурные элементы электорального пространства: перераспределяются ресурсы участников предвыборной борьбы, меняется характер применяемых в процессе выборов избирательных стратегий и тактик, вносятся поправки в избирательное законодательство, совершенствуются предвыборные схемы и технологии, формируется специфическая электоральная культура населения, которая проявляется в отличиях поведения избирателей, а также в особенностях применения политической рекламы. Выборы, проводимые в различные органы государственной власти, всегда связаны с тем, что участники политической деятельности вступают в конкурентную борьбу и предпринимают различные шаги чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей - т. е. определенную часть электората. Подобная деятельность участников - агентов избирательного процесса осуществляется для достижения предвыборных целей, с использованием имеющихся у них ресурсов, а так же элементов электоральной инфраструктуры.

Деятельность участников электорального процесса в рамках предвыборной борьбы формирует многоуровневую структуру социального взаимодействия: от целенаправленной государственной политики в области совершенствования избирательной системы в целом по стране до организации эффективной системы выборов в каждом конкретном российском регионе. При этом реализуется еще одно свойство избирательного пространства как системы - взаимодействие с внешней средой. Функционирование электорального пространства обусловлено наличием особенностей, свойственных как для социальной, так и для политической сферы жизни общества. Такая двойственность позволяет учитывать не только потребности политической системы в обновлении групп участников электорального процесса, но и потребности общества, через выборы реализующее право на участие в жизни государства и решение важнейших проблем. Исследование совокупности всех структурных элементов пространства, в котором протекает предвыборный процесс, необходимо для прогнозирования и коррекции развития избирательной компоненты в составе общественной системы.

Проведение каждой региональной избирательной кампании должно иметь в основе подробный анализ всех специфических черт электорального пространства, на котором предстоит работать субъектам предвыборного процесса. Аналитическая информация важна в данном случае для грамотного распределения усилий участников кампании и имеющихся у них ресурсов.

При этом все изменения в избирательной системе объективно должны быть тесно связаны с практическим опытом проведения предвыборных кампаний в субъектах федерации. В основных законодательных документах и мероприятиях, проводимых властными структурами должен найти отражение опыт развития регионального электорального пространства и перспективы развития избирательной системы в трансформационный период. Исследование феномена регионального электорального пространства необходимо не только для углубления научных представлений об электоральной проблематике, но и для дальнейшего совершенствования избирательного процесса в Российской Федерации.

В течение 2005-2006 года в ряд федеральных законов, и в частности в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, которые требовали приведения в соответствие региональных выборных законодательств. Необходимые положения

в качестве законодательной инициативы выносились на рассмотрение региональных законодательных органов власти по представлению областных, краевых или республиканских избирательных комиссий. Среди наиболее значимых изменений коснувшихся в первую очередь региональных выборов - отмена выборов глав регионов, введение единого дня голосования, отмена порога явки, запрет на создание избирательных блоков, ликвидация графы «Против всех кандидатов», запрет на выдвижение политическими партиями членов иных партий, ограничения на право быть избранными для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство либо вид на жительство иностранного государства.

Изменения в избирательном процессе в масштабах всей страны, типичны для любого региона Российской Федерации. Не стала исключением и Тверская область, гае помимо изменений, касающихся отмены выборов губернатора, отмены порога выборов и отмены графы «против всех» в избирательных бюллетенях, трансформации коснулись и схемы проведения выборов депутатов Законодательного собрания Тверской области. Введение нового порядка избрания в свою очередь потребовало изменения всего устоявшегося процесса выборов областного парламента. Основные процессы трансформации, таким образом, связаны с комплексной реструктуризацией всего электорального пространства Тверской области.

Новый порядок выборов глав регионов в Российской Федерации возлагает большую ответственность на депутатов областных законодательных органов власти, и за социально-экономическое развитие региона, и за выбор (в виде поддержки или недоверия кандидатуре, внесенной президентом) главы региона. Ответственность выбора можно представить в виде цепочки: избиратель более серьезно подходит к процессу выборов депутата, зная, что тот в свою очередь будет иметь право выразить доверие или недоверие кандидатуре губернатора. Отразятся ли изменения в полномочиях народных представителей на ответственности избирателей за свое решение на избирательном участке, покажет уже первый год работы региональных парламентов, избранных с учетом всех изменений в избирательном законодательстве.

Отмена порога явки, по мнению председателя ЦИК России А. Вешнякова, высказанного в интервью «Независимой газете» в ноябре 2006 г., на сегодняшний день преждевременна для реалий российского избирательного процесса и может привести к отторжению части россиян от избирательного процесса; она продиктована скорее «политической целесообразностью». Отсутствие порога явки лишает выборы статуса индикатора социального самочувствия, который позволял проследить связь между политической, социальной, экономической ситуацией в регионе и явкой избирателей. Кроме того, изменения коснутся направленности политической рекламы в регионе, которая в ходе последних избирательных кампаний большей частью была направлена на решение актуальной проблемы явки избирателей. Отмена графы «Против всех кандидатов» лишает избирателей права высказывать свое протестное мнение в отношении заявленных на выборах кандидатов и партий, а также свое неудовлетворение политической, социальной, экономической ситуации в стране, до этого времени выражавшейся в протестном голосовании.

Положительным моментом отмены порога явки избирателей и графы «Против всех кандидатов» является частичное решение проблемы избирательного абсентеизма, выражавшегося в ходе последних избирательных кампаний в уклонение населения от участия в выборах.

Анализ изменений в элементах региональной избирательной инфраструктуры позволяет выработать различные сценарии функционирования электорального пространства (табл. 1).

Таблица I

Сценарии функционирования регионального электорального пространства

Позитивный вариант сценария Негативный вариант сценария Стабилизационный вариант сценария

Сроки реализации сценария в рамках электорального пространства Первый электоральный цикл: выборы законодательных органов власти в регионе, либо местных органов самоуправления Цикл выборов, включающий в себя выборы депутатов законодательных органов власти, местных органов самоуправления, депутатов Государственной думы РФ, Президента РФ

Особенности электорального поведения населения Повышение уровня явки населения по отношению к среднему показателю уровня явки аналогичных выборов в прошлом Снижение уровня явки населения по отношению к среднему показателю уровня явки аналогичных выборов в прошлом Колебание уровня явки избирателей вокруг среднего показателя уровня явки прошлых выборов

Стабилизирующие факторы • усовершенствование законодательства; • повышение сознательности и ответственности электората; ■ повышение социальной ответственности избранных представителей властных структур • внесение поправок в законодательство; • проведение разъяснительной работы среди избирателей по повышению уровня электоральной культуры • формирование опыта выборов представителей власти в соответствии с обновленным законодательством; • совершенствование законодательства; • стабил-ция вертикали власти не только на региональном, но и на федеральном уровне; • адаптация новых схем проведения избирательных кампаний

Дестабилизирующие факторы • снижение уровня доверия населения к органам власти региона в результате неэффективной деятельности политических сил; ■ влияние группы причин случайного характера на ход избирательной кампании • ухудшение социально-экономического уровня жизни населения; • снижение уровня доверия населения к органам власти региона; • перераспределение баланса сил внутри региональной политической элиты; • конфликт между муниципальной и региональной администрациями • неопределенность в развитии социальной, экономической, политической сферах жизни общества; • усиление процесса отчуждения граждан от власти в регионе

Особенности функционирования электорального пространства в случае реализации сценария • перераспределение баланса сил участников электорального процесса; ■ формирование положительного имиджа избираемых народных представителей; • совершенствование электоральной инфраструктуры • усиление процесса отчуждения граждан от власти в регионе; ■ перераспределение баланса сил участников электорального процесса; • развитие «грязных» полит-технологий; • необходимость дальнейшей трансформации регионального электорального пространства; • возникновение конфликтной ситуации с властями федерального центра - усиление роли специалистов, обеспечивающих процесс стабилизации трансформационных процессов (социологическое обеспечение электоральной инфраструктуры)

При проведении кампаний по выборам законодательных органов власти в регионе, либо местных органов самоуправления возможна реализация двух из представленных сценариев: позитивного и негативного. Каждый вариант сценария предусматривает сроки реализации, что позволяет сделать краткосрочный или долгосрочный прогноз в развитии избирательного пространства региона. Так, например, для осуществления стабилизационного варианта необходимо провести выборы, которые затрагивали бы как минимум один электоральный цикл, включающий в себя выборы депутатов законодательных органов власти, местных органов самоуправления, депутатов Государственной думы РФ, Президента РФ. Таким образом, анализ стабилизационного варианта возможен не ранее 2008 г., когда произойдет обновление всей вертикали власти не только в регионах, но и в стране, затрагивая население не только в узком значении избирателей местного и регионального, но и уровня федеральных избирательных кампаний. На процессы, происходящие в электоральном пространстве региона, оказывают влияние как группа стабилизирующих, так и группа дестабилизирующих факторов, и они присущи для любого рассмотренного сценария. Также каждый тип сценария имеет ряд особенностей, которые характеризуют отдельные элементы электоральной инфраструктуры.

Каждый сценарий имеет свою специфику и представляет собой «идеальный» вариант развития избирательного пространства региона. Необходимо учитывать, что его реализация протекает в сложных и постоянно изменяющихся условиях региональной политической и социально-экономической действительности. Именно поэтому каждый сценарий может корректироваться под влиянием целого спектра самых разнообразных и подчас неожиданных факторов. В частности уровень явки при отмене порога, при котором выборы считаются состоявшимися, будет зависеть от той подготовительной и разъяснительной работы, которая будет проведена избирательными комиссиями всех уровней.

К сожалению, в электоральном пространстве Тверской области только избирательные комиссии уделяют этому наибольшее внимание, в то время как это является важным направлением в деятельности для всех субъектов избирательного процесса. Пренебрежение просветительской деятельностью лишает остальных участников избирательного процесса одного из перспективных направлений влияния на электорат. Для представителей действующей администрации это хорошая возможность усовершенствовать свой имидж в глазах Общества, донести до избирателей достоверную информацию о своей деятельности и тем самым заработать дополнительные очки в преддверии выборов.

Для кандидатов и сотрудников избирательных штабов работа с населением по разъяснению трансформаций в электоральном процессе в принципе не является первоочередной задачей. Однако специфика протекания региональных избирательных кампаний такова, что именно с этой группой электоральных агентов чаще всего за время кампании встречаются рядовые избиратели, и именно кандидаты и их помощники нередко устраняют недостаток информации, который вызывает непонимание происходящих процессов.

Нельзя не упомянуть, что в предстоящие кампании большая ответственность ложится на представителей средств массовой информации. Именно они должны в оставшееся до выборов время представить полную и подробную картину тех изменений, с,которыми столкнутся избиратели в ходе предстоящей кампании. Здесь нельзя требовать от журналистов и аналитиков беспристрастного и объективного изложения фактов - каждый имеет право на выражение собственного мнения о происходящих процессах. Пресса в данной ситуации должна в первую очередь обеспечивать аудиторию разносторонней

информацией, а об успехе или провале реформ будут свидетельствовать проценты явки на каждом избирательном участке.

В ходе подготовительной работы не следует забывать об адресном распределении информации, с учетом демографической ситуации, а также особенностями электоральной активности групп населения в Тверском регионе. Именно поэтому распределение электоральной активности каждой возрастной группы должно прогнозироваться специалистами. Явка пожилых людей в день голосования наиболее высокая, и именно на эту адресную группу рассчитывают субъекты электорального процесса каждую избирательную кампанию. Однако их количество с каждым годом сокращается и постоянно рассчитывать только на этот сегмент избирателей невозможно. В обновленных условиях проведения предвыборных кампаний приоритетным должно стать направление по привлечению на избирательные участки молодежи Тверской области. И здесь речь идет не только о разъяснении избирательных прав, но и о важности функционирования региональных выборных органов власти. Молодой электорат должен знать не только свои обязанности и ответственность в день голосования, но и обязанности и ответственность тех представителей власти, которые претендуют на посты в системе государственного управления. Очень важно создание новой системы стереотипов о народных избранниках, об их ответственности не только перед избирателями своего округа, но и всего региона в целом. У электората необходимо сформировать четкое представление об обязанностях и ответственности народных избранников. На этом направлении в первую очередь должны активизировать свою работу действующие представители выборных органов власти.

В данном случае речь идет о таком направлении в деятельности субъектов избирательного процесса как повышение уровня электоральной культуры населения. Не имея достаточного опыта по участию в предвыборных кампаниях, российский электорат нередко не осознает всей важности принятого на избирательном участке решения. А в свете преобразования избирательной системы этот выбор должен стать более осмысленным и социально ответственным.

Важным условием посттрансформационного функционирования выборного пространства будет согласованность в работе всех ветвей власти в регионе, а так же отсутствие явных противоречий и конфликтов разнообразных групп региональной политической элиты. И здесь речь идет не только об административной и экономической элите региона, но и о представителях различных политических партий и объединений, имеющих влияние на политически активных избирателей.

Современные трансформации регионального электорального пространства требуют подключения к процессу анализа его развития специалистов, способных представить весь комплекс информации о социальном, экономическом и политическом климате в регионе. Это связано с тем, что особенности функционирования пространства выборов в российских регионах тесно связаны со сложной демографической ситуацией, высоким уровнем электорального абсентеизма, частой несогласованностью работы исполнительной и законодательной ветвей власти в регионе, влиянием комплекса социально-экономических проблем на электоральное поведение избирателей, низким уровнем электоральной культуры, изменением направленности политической рекламы в регионе. В данном случае неоценимым может оказаться арсенал социологических методов, который позволяет существенно повысить эффективность принимаемых управленческих решений направленных на активизацию деятельности всех групп электоральных агентов в сложных условиях трансформации регионального пространства на всех этапах избирательного процесса

с учетом их функций, ресурсов и специфики. Социологическое сопровождение избирательного процесса позволит осуществить проектирование последовательности внедрения стратегических и тактических решений, принимаемых участниками предвыборной борьбы в ходе избирательной кампании. Кроме того, любые изменения в системе должны иметь в своей основе рассчитанные и спрогнозированные результаты возможных последствий. Прогнозирование так же должно опираться на информацию, разнообразие которой позволит минимизировать негативные последствия любых изменений в предвыборных процессах протекающих в регионе. В свою очередь это предупредит появления нежелательных результатов в социально-экономической системе жизнедеятельности общества. Кроме того, анализ позволит учитывать динамизм развития избирательной системы и комплекс факторов воздействия внешней среды. Анализ с учетом не только российской, но и региональной специфики позволит не только скорректировать деятельность агентов в ходе избирательного процесса, но и усовершенствовать структурные элементы электорального пространства любого российского региона.

Таким образом, исследование специфики регионального электорального пространства на сегодняшний день требует всестороннего изучения и контроля со стороны общественных и политических сил, что поможет не только сформировать эффективную избирательную систему в каждом субъекте федерации, но и укрепить важнейший демократический институт современной России - институт выборов.

Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.