УДК 159.9.072
Берлюбская Дарья Валерьевна,
Социальный педагог МК ПГУ, г. Пенза e-mail: dary21 north@gmail. com Першина Кристина Вячеславовна,
Студентка 1 курса магистратуры ПГУ, г. Пенза e-mail: Kosmos.Crist@yandex.ru
СПЕЦИФИКА ДОБРАЧНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПАР
В статье описываются результаты исследования по изучению специфики добрачного консультирования студенческих пар: даются общие представления о добрачном консультировании, поведении молодых пар в добрачный период и рассматриваются характеристики психологической готовности студенческих пар к созданию семьи. Представлены результаты эмпирического исследования после воздействия авторской программы, направленной на формирование и улучшение представлений о брачно-семейная отношениях молодых пар.
Ключевые слова: добрачное консультирование, добрачный период, психологическая готовность к созданию семьи, студенчество.
Berlyubskaya Darya Valeryevna,
Social teacher of MC PSU, Penza e-mail: dary21north@gmail.com Pershina Kristina Vyacheslavovna,
1 Master's course student of PSU, Penza e-mail: Kosmos.Crist@yandex.ru
SPECIFICS OF PREMARITAL COUNSELING FOR STUDENT COUPLES
The article describes the results of a study on the specifics of premarital counseling of student couples: it gives general ideas about premarital counseling, the behavior of young couples in the premarital period, and examines the characteristics of the psychological readiness of student couples to start a family. The article presents the results of an empirical study after the influence of the author's program aimed at the formation and improvement of ideas about marriage and family relations in young couples.
Keywords: premarital counseling, premarital period, psychological readiness to start a family.
В настоящее время тема подготовки молодёжи к браку и семейной жизни весьма актуальной, так как касается каждого гражданина и является неотъемлемой частью общей системы воспитания подрастающего поколения.
Многочисленные изменения и конфигурации в современном мире, затронувшие различные сферы человеческой жизни, привели к модификации существовавших ранее традиций и ценностей, а также взглядов и образа жизни людей, в том числе студенческой молодёжи, - семья «вчера и сегодня» - это две разные системы. В этой связи обостренно встаёт проблема формирования и сохранения института семьи с её классическими ценностями и учётом наметившихся изменений во взаимодействии партнёров и их готовности к формированию семьи.
В большинстве случаев браки заключаются в студенческом возрасте, который является ответственным с точки зрения и социальной адаптации, и социально-психологической зрелости личности.
Проблема исследования состоит в существующем запросе общества в становлении крепкой и стабильной семьи. Молодым людям, в виду их возраста, нестабильности характера, юношеского максимализма, неполной осведомлённости о брачно-семейных отношений, сложно прийти к пониманию устойчивости брака и становления супружеских взаимоотношений.
Одним из основных способов для студенческих пар в определении партнёра, прорабатывание осознанности выбора и готовности к созданию семьи в последующем является добрачное консультирование, сессия которого необходима для обсуждения всех тем, проблем и интересов. На добрачной консультации при решении задач у молодых людей могут возникнуть трудности, «фиксированные» возрастом, или моделями поведения родителей. Также, пара, которая планирует сочетаться браком, должна уделить время и физической стороне брака, а именно, до свадьбы должна проверить правильность своих представлений о сексуальных отношениях [5].
Консультирование пары проводится в безопасной и спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете, чтобы помочь сконцентрироваться
паре и предотвратить проблемы, которые в дальнейшем могут ухудшить отношения [3].
Добрачное консультирование осуществляется в разных формах. Консультирование, как форма информирования, проводится в форме беседы, лекции, дискуссии, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц.
Консультирование по телефону доверия, актуальным становится, когда молодая пара не желает обращаться к психологу - консультанту. Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, психологическую поддержку.
Индивидуальное психологическое консультирование, связано c возможностью психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента, в том числе и в добрачный период.
Период добрачного ухаживания является самым сложным в психолого-педагогическом плане из всех этапов супружеской жизни. Сложность определяется двумя причинами: предбрачное ухаживание и нетерпение любви, гипертрофирование роли этого чувства в браке приводит к тому, что молодые люди не воспринимают предбрачное ухаживание как один из важнейших моментов, определяющих последующее благополучие семейного союза.
Характер добрачных отношений переносится в семейную жизнь, поэтому к задачам добрачного периода относят:
A) накопление общих впечатлений и переживаний у пары;
Б) проверка функционально-ролевого соответствия партнёров;
B) проектирование совместной жизни;
Г) определение серьёзности намерения официально узаконить отношения партнёров.
Рассматривая специфику добрачного периода, стоит обратить внимание на феномен идеализации партнера. Молодые пары, решившие узаконить отношения должны понимать, что брак - это ритуал, знаменующий конец
беззаботного существования и вступление в силу определенных ограничений. В браке придется идти на приятные и неприятные компромиссы. Но самая большая потеря, которая ждет в браке каждого, - это потеря идеализированного образа возлюбленного или возлюбленной [4].
В настоящее время студенческая семья - особый тип современной молодой семьи, создание которой предполагает определенную социальную готовность к семейной жизни.
«Готовность к семейной жизни» можно рассматривать как готовность молодых людей к выполнению определенных функций. То есть готовность к вступлению в брак - это установка, направленная на выполнение определенных действий, приводящих к созданию семьи и установлению брачно-семейных отношений. Данная установка предполагает осознание молодым человеком последствий после заключения брака, придание данному событию личностной значимости; также наличие у него комплекса определенных знаний, умений, навыков и готовности преодолевать препятствия, возникающие в ходе реализации новой социальной роли [2].
Составляющие готовности к семейной жизни:
1. Готовность, которая учитывает знание основ законодательства о браке и семье, важнейших положений семейного права и супружеских обязанностей по отношению друг к другу, к детям, социуму в целом.
2. Педагогическая готовность. Подразумевает сформированность представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания и воспитательных функций родителей.
3. Психологическая готовность. Она включает наличие зрелой мотивации заключения брака и представление о психологических основах семейной жизни, то есть факторах семейного благополучия, жизненном цикле семьи, семейных кризисов, также коммуникативную компетентность, сформированную культуру чувств и эмоций, умение предупреждать и верно разрешать конфликты.
4. Репродуктивная готовность. Определяется наличием установки на продолжении рода, половой зрелостью организма, знаниями физиологических особенностей мужского и женского организмов, особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены.
5. Социально-нравственная готовность. Она подразумевает понимание ценности семьи и желание создать собственную; сформированность нравственных качеств личности: обязанность, самостоятельность, преданность, честность и другие; а также культуры поведения, ролевой гибкости, то есть умение брать на себя различные роли, согласовывать функционально-ролевые представления с партнером.
6. Хозяйственно-бытовая готовность включает навыки ведения домашнего хозяйства и выполнения основных работ по дому.
7. Экономическая готовность учитывает умение рационально планировать и осуществлять расходы, соизмеряя их с доходами, способность самостоятельно обеспечивать себя и нужды семьи [1].
Эмпирическую базу исследования составили 40 студентов, то есть 20 пар: 20 девушек и 20 юношей в возрасте от 20 до 24 лет.
С помощью анкеты «Отношение студентов к браку и созданию семьи» мы выявили социально-психологические особенности вступления в брак. Все респонденты контрольной и экспериментальных групп на момент опроса не состояли в официальном браке, но оценили его как более надёжный и длительный.
Половина опрошенных 50% в обеих группах в ближайшем будущем хотят создать семью и на данный момент считают себя готовыми к семейной жизни. Не готовыми в ближайшее время к созданию семьи оказались 27% опрошенных в первой группе и 23% во второй, а 15% и 35% молодых людей в двух группах, соответственно, не считают себя готовыми к семейной жизни. 25% респондентов в первой группе и 30% во второй ещё не задумывались о создании семьи в ближайшем будущем, а о своей готовности к семей-
ной жизни 30% респондентов контрольной группы и 20% экспериментальной.
Продолжительность знакомства с партнёром до 2-х лет для создания семьи большинство респондентов из обеих групп считают наиболее подходящей - 75% и 80%. К периоду до 1-ого года склоняются 15% и 10%, а оставшиеся респонденты двух групп отмечают период 3-х лет и более.
Наиболее подходящим для рождения ребёнка большинство в группах (65% и 68% опрошенных) отмечают возраст от 21 года до 25 лет. Возраст 2630 лет «оптимален» для 15% респондентов контрольной и 12% экспериментальной групп. Равное процентное соотношение в двух группах - 20% респондентов, - отметили возраст после 30 лет.
Ведущим мотивом вступления в брак для большинства является любовь (45% и 55%). Общие интересы указали, соответственно 10% и 15%, а продолжение рода 10% и 5% респондентов. Оставшиеся в двух группах 35% опрошенных и 25% предпочли все перечисленные мотивы в анкете.
Материальное положение будущего партнёра важно почти для равного соотношения опрошенных в двух группах (63% и 58%), причём для всех девушек этот критерий стал значимым. Одинаковое соотношение респондентов (62%) прислушиваются к мнению своих родителей к их браку, а 71% в контрольной группе и 54% в экспериментальной так же и к мнению родителей партнёра. Социальный статус, образование и культура будущего спутника, в большинстве случаев, не играют роли, особенно в экспериментальной группе.
Большинство опрошенных в группах (74% и 66%) требуют компромиссов в браке от себя и от партнёров, 20% опрошенных и 15% склоняются к тому, что в браке они не нужны. Оставшаяся часть респондентов не задумывались об уступках со стороны себя и партнёра в будущем браке. Стоит отметить в большинстве случаев пары прибегают к совместному обсуждению ситуации и принятию общего решения (60% и 70%), прибегают к естествен-
ному затуханию конфликта и примирению, обращаются за помощью к другим при конфликте малое число респондентов.
Затем на протяжении трёх месяцев мы воздействовали на экспериментальную группу с помощью нашей программы, которая включала в себя различные тренинговых занятия и беседы.
Результаты опросника «Шкалы любви и симпатии» (З.Рубина) говорят о том, что после воздействия программой на экспериментальную группу изменения в общем уровень эмоциональных отношений у пар не было, но в проведённом итоговом тестировании статистически значимые различия в общем уровне эмоциональных отношений пар контрольной и экспериментальной групп (Шэмп=583, p<0,05) наблюдаются, то есть уровень признака в одной группе стал ниже, чем в другой. Стоит отметить, что данные показатели попали в зону неопределённости, поэтому различия весьма вероятны.
Анализ результатов «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнды». После воздействия программы на экспериментальную группу произошли статистически выраженные сдвиги в парах (Тэмп=3, p<0,01). Таким образом, данные после воздействия на экспериментальную группу значительно превзошли результаты до воздействия. Полученные данные указывают на то, что после воздействия программы все пары экспериментальной группы вошли в категорию «удовлетворительная подготовленность». Но статистически значимые различия в уровнях подготовленности к семейной жизни у пар в контрольной и экспериментальной группах оказались не существенными. Уровень признака в одной группе не ниже, чем в другой.
Результаты опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой говорят нам о том, что статистически значимые различия у пар контрольной группы и экспериментальной в итоговом тестировании, наблюдаются по шкалам: «Хозяйственно - бытовая сфера» (ожидания и притязания) (^Зэмп2 =128,5, р < 0,05и^3эмп1 =135, p<0,05) и «Эмоционально - психотерапевтическая сфера» (ожидания и притяза-ния)(^3эмп2=125,5,р < 0,05и^3эмп1=142,5 p<0,05).
Данные показывают, что у пар наблюдается сближение показателей ролевых ожиданий и притязаний. Испытуемые пар в экспериментальной группе после воздействия в большей мере ожидают от партнера активного решения бытовых вопросов и сами стремятся к своему активному участию в ведении домашнего хозяйства, помощи партнеру. Возрос показатель значимости для пар взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
Представленные результаты эмпирического исследования после воздействия авторской программой, свидетельствуют об улучшенных представлениях о брачно- семейных отношений у молодых пар.
Список литературы
1. Волченкова Е.В. Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы / Е.В. Волченкова // Вестник Вятского государственного университета. - 2010, С.103-104.
2. Мещеряков Г.Б. Большой психологический словарь / Г.Б. Мещеряков, В.П. Зинченко - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 409 с.
3. Минуллина А.Ф. Основы психологического консультирования: Методическое пособие / А.Ф. Минулина, М.М. Солобутина - Казань: ТГГПУ, 2007. - С. 13-14
4. Перрот Л. Мифы о браке, которые лучше развеять ещё до свадьбы: Пер. с англ. // Лэс Перрот, Лесли Перрот. - 2-е изд. - М.: Триада, 2014. -С. 23-24.
5. Чемпен, Г. Путь к счастливому браку. Как создать семью, о которой ты мечтал. Перевод: О.Рыбакова / Г. Чемпен - М.: Библия для всех -2010. - 232 с.
References
1. Volchenkova E. V. Personal readiness for family life: theoretical and methodological approaches / E. V. Volchenkova // Bulletin of the Vyatka State University. - 2010, P. 103-104.
2. Meshcheryakov G. B. Great psychological dictionary / G. B. Mesh-cheryakov, V. P. Zinchenko-M.: Prime-Euroznak, 2008. - 409 p.
3. Minnullina A. F. Fundamentals of psychological counseling: A methodological guide / A. F. Minnullina, M. M. Solobutina-Kazan: TGGPU, 2007. - P. 1314
4. Perrot L. Myths about marriage, which are better to dispel even before the wedding: Trans. from English / / Les Perrot, Leslie Perrot. - 2nd ed. - Moscow: Triad, 2014. - P. 23-24.
5. Chapman, G. The path to a happy marriage. How to create the family you dreamed of. Translated by O. Rybakova / G. Champen-M.: The Bible for All-2010. - 232 p.