Научная статья на тему 'Специфика диалога в практике региональных коммерческих радиостанций'

Специфика диалога в практике региональных коммерческих радиостанций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Певзнер Алина Сергеевна

Статья освещает проблему интерактивного общения на региональных коммерческих радиоканалах. В условиях современного радиовещания диалог утрачивает свою информативную насыщенность и перестает быть источником развития коммуникации, личности, а следовательно, становления культуры. В статье приводится классификация радиодиалогов по тематико-целевой направленности, по степени тематической разработанности, выявление их структурных особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика диалога в практике региональных коммерческих радиостанций»

СПЕЦИФИКА ДИАЛОГА В ПРАКТИКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ

Статья освещает проблему интерактивного общения на региональных коммерческих радиоканалах. В условиях современного радиовещания диалог утрачивает свою информативную насыщенность и перестает быть источником развития коммуникации, личности, а следовательно, становления культуры. В статье приводится классификация радиодиалогов по тематико-це-левой направленности, по степени тематической разработанности, выявление их структурных особенностей.

Сегодня радио становится частью повседневного культурно-риторического фона человека1. Фоновое существование радиостанции не может не отражаться на ее популярности, а следовательно, и на прибыльности. Следствием этого становится трансляция развлекательных передач, привлекающих слушателя, использование различных элементов интерактивности. Подобное радиообщение — это очень сложный и спорный вопрос: с одной стороны, подобный способ привлечения аудитории является самым простым и эффективным, значит, неизменно приводящим рекламодателей, но, с другой стороны, он порождает и большое количество проблем, связанных с поддержанием достойного культурного уровня интерактивного эфира.

Основной проблемой является то, что и слушатель, и ведущий как носители определенной культуры реализуют ее в процессе общения, потому и культура ведения диалога не всегда оказывается эталонной, что, в свою очередь, неизбежно отражается на формировании культурных ценностей аудитории (в большей степени языковых и социальных). Но именно СМИ (радиовещание в частности) способны влиять на настроения в обществе и даже, используя конвенциональные способы общения, влиять на социальные процессы, формировать толерантность в обществе за счет образцов правильного ведения конструктивных диалогов без манипуляции или подстраивания под собеседника. Конвенциональное общение естественным образом может влиять и на социальную модернизацию путем продуцирования новых идей: несовпадение точек зрения в диалоге является внутренним источником развития коммуникации, совершенствования личности, а также становления и развития культуры как таковой.

Несмотря на огромный социальный и культурный потенциал и возможное функциональное разнообразие в работе радиостанций, одной из преобладающих функций современной радиостанции является гедонистическая. Это во многом объясняет тот факт, что исследуемые интерактивные радиопередачи направлены не на формирование новых смыслов, а на создание определенного эмоционально-экспрессивного фона. Наиболее популярные радиостанции «Европа плюс», «Русское радио» и «Love радио» являются достаточно яркими представителями того ряда коммерческих станций, для которых приоритетным является именно развлекательные форматы.

Постановка вопроса о влиянии радиообщения на социально-культурные процессы в обществе предполагает и выявление особенностей этого общения, что и задает возможные направления анализа радиодиалогов в передачах коммерческих радиостанций.

Основными целями нашего исследования являются: а) выявление типологии радиодиалогов по их тематико-целевой направленности; б) разработка классификации радиодиалогов по степени тематической разработанности; в) рассмотрение радиодиалогов с точки зрения полноты коммуникативного акта; г) описание структуры радиодиалогов различного типа. Такая классификация может служить структурно-типологическим основанием и для определения основных тенденций в развитии подобных способов общения.

Проведенный нами анализ радиодиалогов (и региональных, и федеральных коммерческих радиостанций) позволил осуществить классификацию материала по тематико-целевой направленности и по степени тематической разработанности. Тематико-целевая направленность радиодиалога определяется мотивацией радиослушателя — желанием обсудить заданную тему, передать «приветы», выиграть приз или осуществить несколько целей одновременно.

Степень тематической разработанности радиодиалога определяется путем подсчета микротем в диалоге (под микротемой понимается вопросно-ответный комплекс, обладающий смысловой целостностью и тематической обособленностью), причем этикетные формулы (приветствие, знакомство, прощание) не являются микротемами диалога, так как представляют собой стандартные клишированные оборотьг, не несущие специальной смысловой нагрузки и используемые для оформления диалога. Классификация по степени тематической разработанности радиодиалога позволяет пронаблюдать и проработку каждой отдельной микротемы, и общую информативную насыщенность диалога.

Анализ радиоэфира показал, что по тематико-целевой направленности радиодиалоги можно разделить следующим образом:

- «Приветы» —характеризуются тем, что дозвонившийся слушатель реализует в диалоге элементарные коммуникативные потребности, заявляя о своем существовании и существовании своих друзей.

Прим.: — Здравствуйте./ — Здравствуйте./— Что будем слушать?/—Песню Наташи Королевой./ — С чего вдруг? /— По многим причинам./ — Перечисляйте./

— Приветы хочу передать Димону, своим друзьям, армейским друзьям, другим из этой серии./— Сейчас они все будут расшифровывать ваше тайное послание. Хорошо, слушаем песню./ — Спасибо./ — Спасибо Вам, Михаил. До свидания («Русское радио», 24.07.2002 г. 14.55).

- Радиодиалоги на заданную тему. Особенностью данных радиодиалогов является то, что слушатель звонит в студию с целью обсуждения заданной.темы. Тематико-целевая направленность диалогов на заданную тему определяется еще до начала интерактивной передачи — объявляется тема, которая потом развивается каждым дозвонившимся радиослушателем. В региональном эфире диалоги на заданную тему не представлены, а существуют как элементы только в синкретичных формах.

Прим.: — Здравствуйте. Я хочу попросить прощения от имени своей эюены./

— Ну да. Она сейчас дома. Начинайте./ — Прости, что я думаю о тебе гадкие вещи. Л если серьезно, то я хочу у нее за все попросить прощения./—Не надо, Александр. Я уже плачу./—Хорошо./—Звоните еще («Европа плюс», 09.03.2003 г. 13.49, федеральный эфир).

-Игровые диалоги, целью которых является получение какого-либо приза в радиоигре. Как правило, тематико-целевая направленность игровых диалогов анон-

сируется еще до их начала — при объявлении игровой передачи. Внутри игровых диалогов можно выделить следующие подгруппы: 1) собственно игровые диалоги с прагматической функцией; 2) диалоги-»розыгрыши» с рекреативной функцией. Такие диалоги рассчитаны на развлечение аудитории: ведущий, выстраивающий коммуникацию на основе придуманной истории, дозванивается ничего не подозревающему человеку и пытается вести с ним диалог.

Прим.: —Алло. Здравствуйте!/ — Здравствуйте! Как Ваше самочувствие?/— Замечательно?/ — Любите играть, в карты?/—Да./—Значит, сегодня, наверное, Вам повезет. Вы выбираете одну из карт, под которыми — призы. Необходимо одну из них выбрать. Назовите цифру./—Девять./—Вы уверены, что она не играла сегодня?/ -— Нет./— Вы выиграли поездку в Лондон!.. Это Вы орете или я ору?/

— Мы оба орем! Спасибо большое!/ — Этот день запомнится надолго! («Европа плюс», 23.04.2003 г., 16.07 (федеральный эфир)).

- Синкретичный тип радиодиалога — представляет собой сочетание любых представленных ранее разновидностей радиодиалога. К синкретичным формам относится и диалог-»розыгрыш» с рекреативной и условно-прагматической функцией, так как в данной разновидности диалога наблюдается совмещение целевых установок радиоведущего — развлечь аудиторию розыгрышем и провести игровой диалог со слушателем (слушатель, участвуя в розыгрыше, выполняет какое-либо условие, заявленное ведущими, и получает приз). Прагматическая функция определятся нами в качестве условной потому, что слушатель — участник диалога не знает о розыгрыше и возможном получении приза.

Прим.: — Здравствуйте!/— Здравствуйте!/— Вас зовут Юля?/—Да, меня зовут Юля./—Давно Вас так зовут?/—Да, с рождения./— Имя нравится?/—Да./ —А Вы знаете песню про весну?/—Да./—А спеть могете?/—Попробую./ — Споете четыре строчки —я Вам дам два.пригласителъных билета. Главное — старайтесь!/ — Это песня из кинофильма «Весна на Заречной улице». (Поет)/ — Божественно! Ну, несколько слов в адрес друзей./ — Ну, «привет» всем моим знакомым девчонкам: Валентине, Наталье, пед. колледжу./ — Слушаем группу «Смысловые галлюцинации» («Хит РМ», 15.03.2003 г., 13.23).

Классификация радйодиалогов подходит как для региональных радиостанций, так и для федеральных. Региональные станции, как правило, копируют способы общения на центральных каналах. Исключением является диалог-розыгрыш, довольно сложный для воспроизведения непрофессионалом. В региональном эфире диалоги-»розыгрыши» отсутствуют. Причина, возможно, в провинциальном менталитете слушателей, в боязни негативного восприятия и ответа, в грубости, насмешках, коммуникативной скованности, отсутствии профессиональных данных у ведущих для проведения такого диалога.

Отметим также, что в региональном радиоэфире отсутствуют диалоги на заданную тему в чистом виде, хотя зачастую ведущие предлагают слушателям тему для общения во время интерактива, но, определяя тему, ведущий не ставит своей задачей развить ее и обобщить мнения слушателей — она является лишь дополнительной темой и используется в качестве заполнения паузы в разговоре. Радиодиалоги чаще всего ведутся с опорой на социальную характеристику радиослушателя — эта тема является основным способом разнообразить коммуникацию.

Таким образом, с точки зрения тематической и целевой направленности диалогов в современном радиоэфире наблюдается выработка стандартных приемов общения, обусловленная определенными коммуникативными интересами и потребностями аудитории, с одной стороны, а с другой — удобством данных стереотипных форм для ведущих.

Степень тематической разработанности разделяет радиодиалоги на две группы —монотематические (содержащие не более одной микротемы) и политемати-ческие (от двух микротем и более).

Расцвет монотематических форм общения в радиоэфире приходится на период с 2000 по 2002 г. До этого, в 90-х гг., радиодиалоги были, как правило, политемати-ческими, что связано, вероятно, с осознанием ведущими необходимости сохранять эталонный характер общения в СМИ и одновременно с недостаточным практическим опытом разработки радиодиалогов. Начиная с 2005-2006 гг. снова наметилась тенденция к развитию политематичности диалогов в радиоэфире.

Радиодиалоги монотематической группы характеризуются нулевой степенью тематической разработанности (радиодиалоги с одной микротемой).

Прим.: —Анюта, Вы здесь?/—Да./ —Здравствуйте. Как дела?/—Нормально./

— «Приветы» будете передавать?/—Да. Лене в Веселую Лопань —у ее мамы сегодня день рождения; маме, папе, брату Юре./ — Спасибо Вам. Песню специально для Вас подобрала: саундтрек из «Ромео и Джульетты». Что ж, слушаем./—До свидания ( «Хит FM>>, 16.01.2003 г. 18.07).

В группе политематических радиодиалогов можно выделить диалоги с первой степенью тематической разработанности (2—3 микротемы):

Прим.: — Ира, день добрый!/ — Здравствуйте!/ — Ну что ж, рассказывайте про Ваши подвиги сегодняшние./ — Сегодня подвигов никаких не было. Мы сегодня не учимся. Я сижу у подруги./-— Когда Вы учитесь, у Вас все-таки бывают подвиги?/— Может быть, какие-нибудь да бывают./— Типа.../— Ну не знаю./— Что ж, первый «привет», наверное, будет подруге./ — Да. Жанночка, выздоравливай. Привет «Европе» и технологу./ — Вот так вот. Ладно, слушаем песню буквально через минуту («Европа плюс», 06.02.2001 г. 13.14).

В данной группе таклсе выделяются и диалоги второй степени тематической разработанности — включающие от четырех микротем и более’.

Прим.: —День добрый!/—Добрый день!/■— Вы женаты или еще нет?/ — Еще нет./—Ну что ж. А как думаете, после нескольких лет совместной эюизни будет такое, чтоб посвятить жене композицию, под которую вы когда-то познакомились?/— Конечно, можно./— Можно или нужно?/—Даже нуэюно./ — Есть какие-нибудь кандидатуры?/ — Есть. Выбор велик./- Вот так вот. Дон Жуан в эфире./

— Ну, так, скромно./—ДонЖуаник. Хорошо. Слушаем «приветы»./—Привет сестренке, Наташе, Кате, Лене, Сереге, Вадику./—Для Вас песня. Счастливо!/—До свидания («Европа плюс», 20.03.2001 г. 13.55).

В региональном радиоэфире «Европы плюс» преобладают радиодиалоги с первой степенью тематической разработанности (52,9 %), по тематико-целевой направленности — «приветы» (72,7 %); в радиоэфире «Русского радио» наиболее частотны диалоги с нулевой степенью тематической разработанности (51,3 %), по тематикоцелевой направленности — «приветы» (84,6 %); в эфире «Love радио» также преобладают диалоги с нулевой степенью тематической разработанности (60 %), по тема-

тико-целевой направленности — «приветы» (65 %). Такие диалоги призваны быть рамкой для музыкального эфира, а также средством поддержания демократичного имиджа радиостанции, именно поэтому они не обладают ни проблемностью, ни объемностью. Диалоги со второй степенью тематической разработанности крайне редки, хотя можно отметить, что в региональных включениях «Европы плюс» таких диалогов встречается больше (52,9 %), чем в эфире «Русского радио» (5Д %) и «Love радио» (5,1 %). Сравнительно невелика доля игровых включений от общего числа радиодиалогов («Европа плюс» — 2 %, «Русское радио» — 7,7 %, «Love радио» —15 %), а игровые диалоги со второй степенью тематической разработанности в региональном эфире отмечены не были.-Синкретичные формы представлены в основном на «Европе плюс» (25,3 %), на «Love радио» они составляют 20 %, а на «Русском радио» их довольно немного (7,7 %).

Рассмотрение радиодиалогов с точки зрения полноты коммуникативного акта, его информационной наполненности и композиционной стройности показывает, что существующие образцы региональных радиодиалогов далеко не всегда демонстрируют возможный в СМИ более высокий уровень коммуникации. Неуспешность подобных форм общения предопределяется законами коммуникации: участники коммуникативного акта должны обладать общими фоновыми знаниями, что весьма проблематично для радиодиалога при общении людей с разными когнитивными базами. Единственное, что может сделать радиоведущий в такой коммуникативно нестабильной ситуации — это спрогнозировать общение, предопределить ход беседы, а значит, сделать общение однотипным и стандартным.

Именно такой стандартной формой общения в региональном радиоэфире стал радиодиалог-«привет». Этот жанр радиодиалога удобен как для ведущего, так и для слушателя: ведущий волен предопределять ход беседы при помощи уже отработанных (не спонтанных) манипулятивных приемов, а слушателю, будучи ведомым, не приходится самому заботиться о развитии беседы и проявлять креативность. Возможность классификации и типизации радиодиалогов ярко демонстрирует то, что наряду с «приветом» на радио уже обретают свои типичные, устоявшиеся признаки и другие формы общения. Подтверждает это и структурная характеристика радиодиалогов.

К структурным признакам раднодиалогов-«приветов» можно отнести: 1) этикетные формулы; 2) вопрос ведущего о цели звонка; 3) передача «приветов» слушателем; 4) выбор музыки (данный элемент структуры диалога призван устранять «обез-личенность» диалога, создавать иллюзию случайности и индивидуализированности выбора, завуалировать приемы манипулятивного общения); 5) этикетные формулы.

Часто такие диалоги несут дополнительную информативную нагрузку: ведущий стремится включить дозвонившегося в беседу, не касающуюся цели его звонка, в чем проявляется, на наш взгляд, сближение с жанром светской беседы2. Диалоги с дополнительной информативной нагрузкой отличаются от синкретичных форм диалогов тем, что в последних тема 'задается заранее, прослеживается в предыдущих примерах и подразумевается ее повторение в последующих. Дополнительная же информационная нагрузка возникает спонтанно в ходе общения и часто основывается на социальных характеристиках слушателя-участника коммуникации.

Говоря о структуре .радиодиалогов, следует отметить, что для каждого вида диалога в радиоэфире сформировалась типичная структура. Так, например, типич-

ная структура игрового диалога включает 1) этикетные формулы; 2) объяснение правил игры; 3) игровой вопрос; 4) ответ слушателя; 5) сообщение ведущего о правильности ответа и выигрыше; 6) этикетные формулы.

Естественно, что некоторые аспекты общения в игровом радиодиалоге могут изменяться в зависимости от правил и целей: может отсутствовать объяснение правил, если, например, игра проходит в быстром ритме.

Типичная структура синкретичного диалога включает 1) этикетные формулы; 2) вопрос ведущего по поводу предложенной темы; 3) обсуждение предложенной темы слушателем и ведущим; 4) предложение передать «приветы» / игровой вопрос; 5) передача «приветов» слушателем (+ структура диалога-«привета») // участие в конкурсе или игре (+ структура игрового диалога); 6) этикетные формулы.

В типичной структуре диалога на заданную тему выделяются 1) этикетные формулы; 2) вопрос ведущего по поводу предложенной темы; 3) обсуждение предложенной темы слушателем и ведущим; 4) этикетные формулы.

Типичная структура диалога-розыгрыша: 1) этикетные формулы; 2) изложение ведущим какой-либо выдуманной ситуации с целью запутать слушателя; 3) реакция слушателя; 4) сообщение ведущего об участии в диалоге-розыгрыше; 5) этикетные формулы.

Понятно, что при наличии однотипной структуры, схожей тематики и целевых установок интерактива на радио однотипным будет и набор коммуникативных стратегий и тактик. Так, например, стандартный набор коммуникативных тактик для диалога-«привета» включает в себя: контактоустанавливающую тактику (для ведущего и для слушателя), тактику самопрезентации (для слушателя), эмоционально настраивающую тактику (для ведущего), тактики контроля над темой (для ведущего), блокирующую контакт тактику (для ведущего)3.

Анализ диалогов регионального эфира выявляет их формальное сближение и качественное расхождение с диалогами федерального радио. С одной стороны, они имеют довольно много сходных черт, проявляющихся в тематико-целевая направленности, степени тематической разработанности, коммуникативно-структурных характеристиках. Однако это не отменяет существенные различия между ними: в сопоставлении с федеральными программами региональный радиоэфир отличается более низкой коммуникативной компетенцией как радиоведущих, так и радиослушателей, вызванной отсутствием соответствующих навыков у одних и недостаточным опытом публичного общения на социально значимые темы у других. Демократизация и коммерциализация радиоэфира в последние десятилетия привела к ослаблению требований к ведущим. На региональных каналах это привело к приходу «людей с улицы» и копированию успешных федеральных проектов. Заимствование некоторых образцов из федерального интерактива становится все более явным, но по качеству исполнения проигрывает по сравнению с ним.

Итак, проведенный анализ радиодиалогов позволил классифицировать способы радиообщения по тематико-целевой направленности («приветы», диалоги на заданную тему, игровые, диалоги-«розыгрыши» и синкретичные формы) и по степени тематической разработанности (с нулевой степенью тематической разработанности, с первой и со второй степенью), а также выявить структурные особенности радиодиалогов различных типов. Данная классификация позволила установить некоторые тенденции развития диалога в практике региональных коммерческих

радиостанций. По сравнению с коммерческим радиовещанием 90-х годов наметилась тенденция к увеличению доли диалогической речи в радиоэфире как средства привлечения слушателей. Вместе с тем наблюдается и сокращение временной протяженности каждого отдельного диалога в рамках интерактивной передачи, что влечет за собой редукцию содержания, выражающуюся в тематико-целевой однотипности, содержательной неразработанности примеров, стандартных коммуникативно-структурных аспектах диалога и в формировании определенного набора коммуникативных тактик, не предполагающих развернутого диалога.

Следует отметить тенденцию к сохранению и упрочению позиций самых востребованных и удобных для ведущего типов диалога («приветов», игровых диалогов), а также стремление радиодиалога к стандартизированности и упрощенности, использованию отработанных, «узнаваемых» формул общения в эфире. Именно поэтому все чаще в региональном эфире отмечается копирование способов общения, выработанных на федеральных радиостанциях (тенденция формального сближения и качественного расхождения региональных и федеральных радиодиалогов).

Примечания

1 Исследования, проведенные ROMIR Monitoring (Две трети слушателей лояльно относятся к рекламе на радио // http://www.rmh.ru/news/res_results/295.html) показывают, что для большинства россиян только телевидение является источником информации, а слушание радио происходит в фоновом режиме — радиослушатели даже не переключают станцию при появлении определенных раздражающих факторов (например, реклама), хотя при появлении телевизионной рекламы такое случается (следовательно — на телерекламу обращают внимание, к радиорекламе же слушатели даже не прислушиваются). Это обусловлено тем, что и радиореклама, и практически все эфирное вещание проходит в фоновом режиме.

2 См.: Дементьев В. В. Лингвистический аспект светскости // http://www. omsu.omskreg.ru/ vestnik/articles/yl999-i4/a085/article.html.

3 См.: Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.