Научная статья на тему 'Специфика детской субкультуры'

Специфика детской субкультуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2271
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ДЕТСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ДИАЛОГ / РЕБЕНОК / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Анастасия Андреевна

В статье затрагиваются вопросы, касающиеся детской субкультуры как одного из факторов социального развития ребенка. По мнению автора, научные поиски должны быть направлены на выявление, осмысление и изучение механизмов, участвующих в социально-личностном становлении и развитии ребенка в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on the issue of children's subculture as an important step in the process of self-identification. The author considers subculture is one of the factors of child socio-cultural development.

Текст научной работы на тему «Специфика детской субкультуры»

ШУМИЛОВА А. А.

СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы, касающиеся детской субкультуры как одного из факторов социального развития ребенка. По мнению автора, научные поиски должны быть направлены на выявление, осмысление и изучение механизмов, участвующих в социально-личностном становлении и развитии ребенка в условиях современного общества.

Ключевые слова: субкультура, детская субкультура, ребенок, самоопределение, детское восприятие, диалог.

SHUMILOVA A. A. THE SPECIFICS OF CHILDREN'S SUBCULTURE

Abstract. The paper focuses on the issue of children's subculture as an important step in the process of self-identification. The author considers subculture is one of the factors of child socio-cultural development.

Key words: subculture, children's subculture, child, self-identification, children's perception, dialogue.

Многие ученые говорят о детстве как о периоде активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений, периоде «самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах». Известный российский педагог и психолог Д. И. Фельдштейн, рассматривая данный социально-психологический феномен как особое состояние развития, указывает, что в современном обществе на данный момент «прослеживается тенденция к искажению взаимоотношений взрослых и детей». С одной стороны, «отношение взрослого сообщества к ребенку характеризуется гуманностью, детоцентризмом, стремлением закрепить за ребенком определенный социальный статус...», в то же время, сетует ученый, «происходит нарушение глубинных связей взрослого сообщества и детей, растет духовная пропасть между ними, теряется целостное социально-психологическое отношение общества к детству, что приводит к тому, что дети начинают находиться рядом, а не внутри взрослого мира» [1, с. 3].

Добавим, что ребенок - не просто растущий организм, это уникальная и творческая личность, которая только начинает открывать окружающий мир и самого себя, учится общаться, задавая бесконечные вопросы. Здесь уместно вспомнить предупреждение видного американского психолога А. Маслоу о «существенной разнице между тем, что было вчера, и тем, что есть сегодня». Естественно, что в такой ситуации изменяется не только восприятие

человека, но и сознание, мышление, потребности. Поэтому, на наш взгляд, очень важно выявить, осмыслить и изучить механизмы, участвующие в социально-личностном становлении и развитии ребенка в условиях фрагментарности, плюрализации и социальной неопределенности современного общества.

Нельзя не отметить, что современная наука находится в постоянном поиске новых идей и подходов, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка. Так, А. В. Мудрик, автор оригинальных педагогических концепций личности и общения, социализации и социального воспитания, считает, что определение пространства, содержания и способов взаимодействия детей и взрослых начинать необходимо с разработки педагогических основ конструирования мира детей, «позволяющих выстраивать целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к индивидуальным потребностям подрастающего поколения» [2]. Большинство исследователей (Г. С. Абрамова, А. А. Бодалев, А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, О. А. Шангареева и др.) пишут о необходимости организации развивающей среды, в центре которой находится личность ребенка, использующая для самоактуализации различные виды деятельности (игровую, творческую и т.д.).

В. Т. Кудрявцев уверен, что «ведущая цель развивающего дошкольного образования состоит в создании условий творческого развития детей дошкольного возраста, как основы их личностного роста, определяющего содержание психического развития в целом, через реализацию следующих задач:

- инициирование процессов творческого освоения культуры детьми средствами различных видов их деятельности (игры, художественно-эстетической деятельности, познания и др.);

- развитие продуктивного воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (постигающего мышления, рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;

- развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

- расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

- культивирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью» [3, с. 160-163].

Соглашаясь с ученым, добавим, что особая роль в данном процессе принадлежит

взрослому, призванному помочь ребенку в удовлетворении потребностей, которые

2

сформулированы в пирамидах А. Маслоу (мотивов роста) - потребность в самовыражении; потребность в уважении и признании; потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке; потребность в безопасности и защите.

Одним из источников существования и развития мира детства является детская субкультура, сохраняющая и передающая из поколения в поколение нормы и ценности мировосприятия, особенности общения и своеобразие взаимоотношений ребенка со всем, что его окружает. В Новейшем философском словаре субкультура (лат. sub - под и cultura -культура; подкультура) предстает как «система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества» [4]. В. В. Абраменкова, посвятившая детской субкультуре специальное исследование, рассматривает ее в широком (все, что создано человеческим сообществом для детей) и более узком (смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития) значениях [5]. С. Н. Майорова-Щеглова под детской субкультурой понимает «совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре» [6]. Детская субкультура, признает Е. П. Чеснокова, представляет собой «подсистему культуры того общества, к которому принадлежат дети, но при этом обладает относительной автономией» [7]. Соглашаясь с учеными, считаем, что детская субкультура, являясь определенной ступенью автономизации личности, влияет на самосознание и самоуважение. Не последнюю роль в процессе идентификации личности играют взаимоотношения со взрослыми, которые призваны помогать ребенку. Нужно осознавать, что мир детства -особая реальность со своим языком, функциями, традициями, нормами и т.д. Думаем, именно этим объясняется стремление современных учёных рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.

Для выявления как позитивного, так и негативного влияния конкретной субкультуры на ребенка необходим анализ особенностей детской, подростковой и юношеской субкультур. Результаты таких исследований особенно необходимы педагогам для налаживания диалога с ребятами, которые пользуются собственным языком общения, отличающимся особой выразительностью, образностью, лексикой, грамматическим строем. Так, например, адаптируясь в мире людей, подростки зачастую «шифруются», изобретая собственный язык, используют в устной и письменной речи сленг, понятный лишь посвященным в это дело. В этом проявляется стремление подрастающего поколения к автономизации в культуре

взрослых. Надо суметь помочь ребенку почувствовать себя уверенным, счастливым, а самое главное нужным в этом мире, т.е. помочь ему в социальной адаптации.

С. Н. Майорова-Щеглова настаивает на относительной автономии детской субкультуры, признавая, что по отношению к общечеловеческой культуре она занимает подчиненное место. Именно детское сообщество, справедливо утверждает она, является носителем основных культурных ценностей, которые передаются из поколения в поколение сверстников. Детская субкультура влияет на «конструирование индивидуального детства, становление личности, формирование ценностей и норм», т.е. является «одним из механизмов поддержания конструктов детства» [6]. Соглашаемся с тем, что через приобщение к традиционной культуре детей «ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир и окружающих людей». Очень важно, что посредством детской субкультуры «удовлетворяются важнейшие потребности ребенка: в близости с другими людьми за пределами семьи; в самостоятельности и участии в социальных изменениях и др.» [8].

Таким образом, мир детства - субъективная реальность, помогающая ребенку создавать и конструировать собственный мир, это «скрытое диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем» [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Фельдштейн Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 3-19.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

3. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К., Кириллов И. Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 390 с.

4. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy.

5. Абраменкова В. В. Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/ detskaya_subkultura_soderzhanie_funktsii_znachenie_v_kulture_2.html.

6. Майорова-Щеглова С. Н. Детская субкультура - неиституционализированный сектор детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childsoc.ru/ doc/child_sub_kult .pdf.

7. Чеснокова Е. П. О детской субкультуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/articles/o-detskoj-subkulture.html.

8. Иванова Н. В. Особенности и значение детской субкультуры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?archive= 1194448667&id=1193918819&start_from=&subaction=showfull&ucat.

9. Микурова Е. Г. Сохранить мир детства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://podosinovets.info/publ/pedagog_goda_2010/sokhranit_mir_detstva/26-1-0-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.