Научная статья на тему 'Специфика адаптации студентов к условиям образовательного процесса в зависимости от состояния физиологических функций и личностных особенностей'

Специфика адаптации студентов к условиям образовательного процесса в зависимости от состояния физиологических функций и личностных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабаян А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика адаптации студентов к условиям образовательного процесса в зависимости от состояния физиологических функций и личностных особенностей»

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Бабаян А. Ф.

Новгородский государственный университет институт медицинского образования, кафедра нормальной физиологии, г.Великий Новгород

Неврозы - это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности в условиях незавершившихся психотравмирующих ситуаций. Если тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющиеся в ожидании неблагополучного развития событий, то тревожность - это склонность индивида к переживанию самой тревоги. Тревожность характерезуется низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность значительно повышается при нервно психических и тяжёлых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей переживающих последствия психологических травм. Измерение тревожности, как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Особого внимания требуют лица с высокой или очень высокой тревожностью. Подобная тревожность порождается либо реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. В исследовании участвовали 67 студентов ( юноши и девушки), в возрасте от 18 до 22 лет. С целью выявления и оценки невротических состояний использовали опросник КК Яхина, и определяли уровень тревожности с помощью опросника Спилбергера, психофизиологические показатели оценивали с применением компьютернодиагностического комплекса «Паспорт Здоровья». В результате опросника выявляли 6 типов невротических расстройств ( тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения), изучали физиологические, психофизиологические показатели и личностные характеристики в каждой из этих групп. ПО результатом обследования установлено, что большинство испытуемых не страдают невротическими расстройствами (45 человек), 8 испытуемых вошли в группу с обсессивно-фобическими нарушениями , 6 - с невротическми депрессиями, 4 - вегетативными нарушениями, 3 - с астениями, 1 - с тревогой и 1 - с истерией. Наряду с общими для всех тенденциями были определены индивидуальные различия различия в состоянии вегетативной регуляции физиологических функций и рисунке «вегетативного портрета». В группе с вегетативными нарушениями испытуемые находились в состоянии функционального напряжения, характеризующемся активацией механизмов адаптации ( коэффициент дисбаланса = 2, 10). Это были интроверты со средним уровнем личностной тревожности, показатели нейровегетативной регуляции у них расположились в пределах коридора нормы. В группе невротических нарушений по обсессивно-фобическому типу чаще оказывались пластичные экстраверты с высоким уровнем личностной тревожности, находящихся в состоянии функционального напряжения ( коэффициент дисбаланса = 1,59). Дисбаланс физиологических функций выражался значительным отклонением от нормы показателей ЧСС, Мо, Дх и ЧДД. В других группах наблюдались индивидуальные особенности вегетативного и психофизиологического статуса, что требует исследования большого количества испытуемых. Таким образом, эмоциональное напряжение выступает как фундаментальный фактор, способствующий развитию процессов психологической дезадаптации. Наиболее важными проявлениями социально-стрессовых нарушений оказались общие, неспецифические расстройства в виде разного рода невротических реакций и состояний, а также их определённое вегетативное сопровождение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.