СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Бабаян А. Ф.
Новгородский государственный университет институт медицинского образования, кафедра нормальной физиологии, г.Великий Новгород
Неврозы - это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности в условиях незавершившихся психотравмирующих ситуаций. Если тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющиеся в ожидании неблагополучного развития событий, то тревожность - это склонность индивида к переживанию самой тревоги. Тревожность характерезуется низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность значительно повышается при нервно психических и тяжёлых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей переживающих последствия психологических травм. Измерение тревожности, как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Особого внимания требуют лица с высокой или очень высокой тревожностью. Подобная тревожность порождается либо реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. В исследовании участвовали 67 студентов ( юноши и девушки), в возрасте от 18 до 22 лет. С целью выявления и оценки невротических состояний использовали опросник КК Яхина, и определяли уровень тревожности с помощью опросника Спилбергера, психофизиологические показатели оценивали с применением компьютернодиагностического комплекса «Паспорт Здоровья». В результате опросника выявляли 6 типов невротических расстройств ( тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения), изучали физиологические, психофизиологические показатели и личностные характеристики в каждой из этих групп. ПО результатом обследования установлено, что большинство испытуемых не страдают невротическими расстройствами (45 человек), 8 испытуемых вошли в группу с обсессивно-фобическими нарушениями , 6 - с невротическми депрессиями, 4 - вегетативными нарушениями, 3 - с астениями, 1 - с тревогой и 1 - с истерией. Наряду с общими для всех тенденциями были определены индивидуальные различия различия в состоянии вегетативной регуляции физиологических функций и рисунке «вегетативного портрета». В группе с вегетативными нарушениями испытуемые находились в состоянии функционального напряжения, характеризующемся активацией механизмов адаптации ( коэффициент дисбаланса = 2, 10). Это были интроверты со средним уровнем личностной тревожности, показатели нейровегетативной регуляции у них расположились в пределах коридора нормы. В группе невротических нарушений по обсессивно-фобическому типу чаще оказывались пластичные экстраверты с высоким уровнем личностной тревожности, находящихся в состоянии функционального напряжения ( коэффициент дисбаланса = 1,59). Дисбаланс физиологических функций выражался значительным отклонением от нормы показателей ЧСС, Мо, Дх и ЧДД. В других группах наблюдались индивидуальные особенности вегетативного и психофизиологического статуса, что требует исследования большого количества испытуемых. Таким образом, эмоциональное напряжение выступает как фундаментальный фактор, способствующий развитию процессов психологической дезадаптации. Наиболее важными проявлениями социально-стрессовых нарушений оказались общие, неспецифические расстройства в виде разного рода невротических реакций и состояний, а также их определённое вегетативное сопровождение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва