СПЕЦИФИЧНОСТЬ АКТИВОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Сысоев Сергей Александрович
соискатель степени кандидата экономических наук. Белорусский государственный университет, кафедра теоретической и институциональной экономики г. Минск, Беларусь. E-mail: а[email protected]
Аннотация. В статье рассматривается роль социального капитала в обеспечении эффективности инвестиций в малоспециализированые и высокоспециализированные активы. При этом социальный капитал формализуется в контрактах неоклассического и «отношенческого» типа, а институциональный механизм принуждения к исполнению контрактов такого типа не может полностью заместить социальный капитал.
Ключевые слова: социальный капитал; контракт; актив; инвестиции; компания; человеческий капитал
Код УДК: 330.142
Annotation. The article discusses the role of social capital in ensuring the effectiveness of investments in low-specialized and highly-specialized assets. At the same time, social capital is formalized in contracts of neoclassical and «relational» type, and the institutional enforcement mechanisms of contracts of this type can not completely replace social capital.
Keywords: social capital; contract; asset; investments; company; human capital
В экономике сферы деятельности компаний разнообразны. Одна небольшая частная компания может производить пиломатериалы, другая, более крупная - работать в пищевой отрасли, выпуская мясные продукты, третья, транснациональная корпорация - заниматься спутниковой связью. Предположим, что каждая из компаний решила расширить производство или увеличить объем предоставляемых услуг. Для этого первой компании потребуется закупить несколько новых деревообрабатывающих станков, второй компании - приобрести новую технологическую линию, третьей - создать более совершенные алгоритмы обработки данных или запустить новый спутник.
Наименьшие издержки при реализации своего инвестиционного проекта будет нести первая компания. Это связано с тем, что на локальном рынке, как правило, существует несколько производителей технологически простого оборудования для деревообработки. Обратившись к любому из них, она приобретет необходимое оборудование. Расширяя производство, вторая компания столкнется с тем, что на локальном рынке, как и в первом случае, может существовать несколько производителей необходимого оборудования. Однако такое оборудование изготавливается под заказ с учетом потребностей заказчика исходя из качества поступающего сырья, объемов производства и ассортимента готовой продукции. Поэтому для его изготовления потребуются дополнительные инженерные расчеты, а само изготовление займет время. В случае с третьей компанией на всем мировом рынке может существовать только две-три компании, которые могут помочь ей в осуществлении инвестиционного проекта.
38
С.А. Сысоев
С позиции институциональной экономики каждая из трех компаний при реализации своих инвестиционных проектов осуществляет инвестиции в различные типы активов: неспециализированные, малоспециализированные и высокоспециализированные [1, с. 133]. К неспециализированным активам относится стандартизированное оборудование, технические характеристики которого покупатель может сравнить за короткое время и выбрать наиболее подходящее [1, с. 135]. При этом поставка, как правило, будет осуществляться со склада производителя. Если покупатель по каким-либо причинам откажется от приобретения оборудования, компания-производитель без существенных затрат найдет на рынке другого покупателя. В свою очередь, сложное технологическое оборудование, которое изготавливается с учетом требований заказчика, относится к малоспециализированным активам. При инвестициях в такие активы заказчику требуются время и компетентные специалисты, чтобы сравнить предлагаемые варианты. Кроме того, при изготовлении оборудования, относящегося к малоспециализированным активам, заказчик и изготовитель должны будут координировать свои действия, чтобы при необходимости своевременно внести изменения в проектную документацию, ход монтажа и т. д. Если заказчик откажется от приобретения изготовленного по его заказу оборудования, производителю будет сложно продать его другому покупателю без существенных доработок [1, с. 139]. При инвестициях в высокоспециализированные активы может потребоваться проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), предсказать успешность которых заранее нельзя. Если компания, занятая в сфере космической связи, планирует запуск нового спутника, то полностью проверить его работоспособность можно будет только на космической орбите, когда исправить допущенные ошибки будет невозможно. Поэтому при осуществлении инвестиций в высокоспециализированные активы и заказчик, и изготовитель оборудования несут серьезные риски и должны тесно координировать свою работу. Другими словами, успешность инвестиций в малоспециализированные и высокоспециализированные активы будет зависеть от способности компании-заказчика и компании -производителя формировать в своих отношениях социальный капитал, т.е. идти на взаимные уступки, принимать взаимовыгодные решения, доверять друг другу и т. д.
Отношения между компаниями-заказчиками и компаниями-изготовителями оборудования, которое относится к активам различной специфичности, регулируются контрактами нескольких типов. Институционалист О. Уильямсон отмечает, что при сделках с неспециализированными активами компания может использовать контракты классического типа. В таких контрактах учитываются все обстоятельства будущей сделки [1, с. 128]. В свою очередь, при сделках с малоспециализироваными и высокоспециализированными активами из-за сложности изготовления оборудования, не все ситуации могут быть заранее прописаны в контракте. Возникает необходимость в более гибких типах контрактации - неоклассической и «отношенческой» [1, с. 129 -132]. Контракты такого типа могут дополняться различными пунктами по мере реализации проекта, что требует от сторон взаимопонимания и сотрудничества. Таким образом, социальный капитал формализуется в контрактах неоклассического и «отношенческого» типа.
Социальный капитал является важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инвестиций в малоспециализированные и высокоспециализированные активы. Однако, из-за разных ценностных установок, деловой культуры и других особенностей заказчика и компании-изготовителя социальный капитал при их взаимодействии может не формироваться. В этом случае компании могут использовать «дублирующий» социальный капитал институциональный механизм гарантий и принуждения к исполнению заключенных контрактов. Компонентами такого механизма являются: аккредитивная форма расчетов, страхование рисков, связанных с НИОКР и производством сложного технологического оборудования, защита прав в суде. Но если аккредитивная форма расчетов и страхование рисков в целом могут существенно снизить потери от невыполнения контракта, то защита прав в суде будет сопровождаться значительными
материальными издержками и потерями времени (суд будет привлекать различных специалистов для проведения экспертизы, стороны могут затягивать разбирательство, оспаривать вынесенные судом решения и т.д.). Поэтому институциональный механизм принуждения к исполнению контрактов неоклассического и «отношенческого» типа не может полностью заместить социальный капитал.
Большинство белорусских частных компаний при инвестициях в малоспециализированные и высокоспециализированные активы всесторонне анализируют информацию о контрагентах, включая информацию о наличии у них необходимой технологической базы и квалифицированного персонала, учитывающих их репутацию, которая выступает одной из форм социального капитала, страхуют возможные риски.
Противоположная ситуация в ряде случаев складывается, когда инвестиции осуществляют государственные предприятия или компании с долей государства в уставном фонде. Такие инвестиции регулируются законодательством о государственных закупках. С одной стороны, при выборе того или иного производителя оборудования оно позволяет учитывать не только цену, но и его репутацию, наличие технологической базы и другие характеристики контрагентов. Также законодательство при заключении контракта позволяет учитывать возможное увеличение цены и сроков поставки оборудования, если это вызвано объективными факторами, которые нельзя было предвидеть заранее. Кроме того, компания-изготовитель или поставщик оборудования при нарушении условий договора, поставке некачественной продукции по заявлению заказчика попадают в список недобросовестных поставщиков и на 12 месяцев лишаются права на участие в госзакупках. Таким образом, компании, плохо зарекомендовавшие себя на рынке, исключаются из участия в госзакупках [2]. Другими словами, белорусское законодательство в области госзакупок в целом позволяет сторонам защищать свои интересы и формировать социальный капитал при инвестициях в малоспециализированные и высокоспециализированные активы.
Однако, существующие процедуры госзакупок не являются универсальными для всех ситуаций. Например, если модернизация производства проводится в несколько этапов, то заказчик на каждом этапе обязан проводить новую процедуру госзакупки, а значит, в ряде случаев приобретать технологические линии у различных производителей. В такой ситуации компании-производители не имеют полного представления о ходе модернизации и могут принимать неверные технические решения. Кроме того, в законодательстве не закреплена степень влияния репутации компании-изготовлителя оборудования на решение заказчика [2]. Это позволяет недобросовестным членам тендерных комиссий проводить различные манипуляции данными. Также не на всех госпредприятиях есть квалифицированные специалисты, которые могут грамотно составить техническое задание для закупки оборудования и оценить поступившие предложения1.
Для решения существующих проблем при инвестициях госпредприятий в малоспециализированные и высокоспециализированные активы, необходимо, во-первых, чтобы локальные документы, регламентирующие государственные закупки на уровне предприятия, учитывали репутацию компании-производителя, как одну из форм социального капитала. Во-вторых, для защиты своих интересов госпредприятиям необходимо более активно применять аккредитивную форму расчетов и различные виды страхования технологических рисков, а в некоторых случаях - сделать такие процедуры обязательными. В-третьих, на уровне вышестоящих органов, например, концернов, необходимо сформировать специальные отделы по долгосрочным инвестициям, специалисты которых будут оказывать консультации заинтересованным государственным предприятиям по поиску производителей того или иного оборудования, а также
1 Подобные нарушения на практике приводят к значительным потерям государственных средств. Например, после проведения процедуры госзакупки на поставку станции обезжелезивания для одного из водозаборов г. Минска, победителем было признано предприятие, не имеющее опыта в реализации подобных проектов. В результате 9,2 млрд. белорусских рублей было потрачено на оборудование, не отвечающее необходимым техническим характеристикам [3].
40
С. А. Сысоев
анализировать поступающие от них предложения. В-четвертых, в перспективе возможна разработка специальных нормативных актов, регламентирующих закупку госпредприятиями малоспециализированных и высокоспециализированных активов.
Различная степень специфичности активов обуславливает и требования к уровню квалификации персонала. Например, компании, выпускающей пиломатериалы, для работы на закупленных деревообрабатывающих станках потребуется персонал с невысокой квалификацией, обучение которого простейшим операциям может быть организовано на рабочем месте. При увольнении кого-либо из таких работников, компания без существенных затрат времени и ресурсов найдет им замену на рынке труда. Компании, функционирующей в пищевой отрасли, для организации работы новой линии потребуется квалифицированная рабочая сила - инженеры, технологи и т. д. В этом случае предприятие не только организует обучение персонала в компании-изготовителе оборудования, но и инвестирует средства в постоянное повышение его квалификации. Постепенно у работников формируются специфические знания, касающиеся работы на том или ином оборудовании. Формирование у сотрудников специфических знаний и инвестиции в них со стороны компании приводят к тому, что для компании каждый квалифицированный сотрудник представляет существенную ценность. В свою очередь, для работы с высокоспециализированными активами, например, технологиями спутниковой связи, требуются специалисты высшей квалификации, которые, как правило, в дефиците на рынке труда. Если компания лишается хотя бы нескольких ведущих специалистов, то это может поставить осуществляемые проекты под угрозу срыва.
Компании заинтересованы в эффективной работе персонала. При этом собственники капитала не могут заставить трудиться высококвалифицированный персонал с отдачей административными мерами. Прежде всего, это связано с асимметрией информации - сотрудник может знать несколько вариантов решения поставленной задачи, однако из-за неудовлетворительных, по его мнению, условий труда, он способен выбрать заведомо неоптимальный вариант. Только рассматривая высококвалифицированный персонал в качестве партнера, строя отношения с ним на основе доверия и учета взаимных интересов, т.е. активно формируя социальный капитал, собственники капитала могут стимулировать персонал проявлять инициативу, решать нестандартные задачи.
Важную роль в этом процессе играют материальные денежные и неденежные стимулы (в их состав включают, например, базовую и переменную части заработной платы, которые зависят от результатов трудовой деятельности, оплату питания и т.д.), моральные поощрения (благодарность, знаки отличия), организационные стимулы (например, максимальную автономию в работе), участие в управлении (участие наемного персонала в принятии решений, прибыли, капитале) [4, с. 185].
Выбор того или иного стимула зависит от задач и финансовых возможностей компании или бюджетной организации. Например, в Беларуси в 2013 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, занятых в сфере науки и обслуживания, т.е. в сфере, требующей специалистов высокой квалификации, была на 35% выше, чем в среднем по экономике, и составила 6 830,7 тыс. белорусских рублей [5, с. 13; 6, с. 14]. Более значительными возможностями при поощрении квалифицированных сотрудников в Беларуси располагают компании, работающие в сфере информационных технологий. Например, белорусская компания «ОшЛат», осуществляющая свою деятельность в сфере спутникового мониторинга транспорта, приглашая на работу высококвалифицированных программистов, гарантирует им не только высокую заработную плату на уровне 2 500 - 3 000 долл. США, но и профессиональное обучение за счет компании, медицинскую страховку, курсы английского языка [7]. В свою очередь, белорусский офис компании «Сбербанк-Технологии» предлагает своим сотрудникам возможность сертификации за счет компании, оплату комплексного медицинского обследования и добровольного медицинского страхования [8].
Другими словами, между собственниками капитала и наемным высококвалифицированным персоналом происходит трансформация отношений. Если в концепции К. Маркса собственники капитала были заинтересованы в максимальном присвоении доходов, в том числе, в ущерб заработной плате работников, то в настоящее время особенности работы с малоспециализированными и высокоспециализированными активами толкают собственников капитала к установлению партнерских долгосрочных отношений с высококвалифицированным персоналом и повышению уровня оплаты труда.
Ряд компаний стремится формировать социальный капитал не только в отношениях с высококвалифицированным персоналом, но и со всеми работниками, независимо от их квалификации. Например, в 2012 г. ООО «Белорусский металлургический завод» направило 38% полученной прибыли на социальную сферу и нужды коллектива [9, с. 62]. При аттестации на соответствие занимаемой должности на предприятии широко применяется метод «360 градусов», который среди прочих параметров учитывает оценку сотрудника руководителем и клиентами. [9, с. 93].
Таким образом, социальный капитал, содействуя перераспределению части доходов компаний в пользу наемного персонала (финансирование расходов на социальную политику компании, участие работников в прибыли), позволяет преодолевать основные противоречия между «трудом» и «капиталом». Следствием этого является повышение производительности труда, выручки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уильямсон, О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактации : [пер. с англ.] / Оливер И. Уильямсон ; науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало ; пер. с англ. Ю. Е. Благова [и др.]. - СПб. : Лениздат : CEV Press, 1996. - 702 с.
2. О государственных закупках товаров (работ, услуг) [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 419-З - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx? guid=3871&p0=H11200419. - Дата доступа: 03.04.2014.
3. Гладкая Л. Упрощенная процедура сложного результата [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sb.by/obshchestvo/article/uproshchennaya-protsedura-slozhnogo-rezultata.html - Дата доступа: 03.04.2014
4. Лобанова Т. Н. Мотивационные стратегии в управлении персоналом / Т. Н. Лобанова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 1 - С. 179-200.
5. Труд и занятость в Республике Беларусь, [2009-2013] : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; [редкол.: В. И. Зиновский (пред.) и др.]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2014. - 320 с.
6. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь : стат. сб., [2009-2013] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; [редкол.: В. И. Зиновский (пред.) и др.]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2014. - 120 с.
7. JavaScript Developer (Front-end) Вакансия. Gurtam. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jobs.tut.by/vacancy/8198681?query= - Дата доступа: 02.08.2013
8. Ведущий Java программист. Вакансия. Сбербанк-Технологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jobs.tut.by/vacancy/8160322?query= - Дата доступа: 02.08.2013
9. Отчет в области социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «БМЗ за 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.belsteel.com - Дата доступа: 05.04.2014