Научная статья на тему 'Специфические особенности восприятия феномена оккультизма в современном российском обществе'

Специфические особенности восприятия феномена оккультизма в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
835
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОККУЛЬТИЗМА / МАГИЯ / НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ / АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ / СПИРИТИЗМ / СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК / THE AVERAGE CONSUMER''S PORTRAIT OF SUPERNATURAL PRACTICES / PHENOMENON OF OCCULTISM / MAGIC / FOLK SIGNS / HOROSCOPES / SPIRITUALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарникова Ирина Станиславовна, Боровая Инна Алексеевна

В данной статье рассмотрены результаты социологического исследования, направленного на изучение отношения населения к феномену оккультизма. Выявлены гендерные особенности в восприятии и спросе на услуги гадалок, магов и иных носителей сверхъестественных практик. Отмечено, что феномен может быть рассмотрен с точки зрения нескольких подходов, основополагающим из которых является экзистенциальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бочарникова Ирина Станиславовна, Боровая Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of perception of the phenomenon of occultism in contemporary russian society

This article describes the results of a sociological survey to study the attitude of the population to the phenomenon of occultism. Identified gender differences in the perception of and demand for the services of fortunetellers, magicians and other supernatural media practices. It is noted that the phenomenon may be considered in terms of several approaches, the fundamental of which is existential.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности восприятия феномена оккультизма в современном российском обществе»

УДК 2 91.33

И. А. Боровая И. С. Бочарникова

Специфические особенности восприятия феномена оккультизма в современном российском обществе

В данной статье рассмотрены результаты социологического исследования, направленного на изучение отношения населения к феномену оккультизма. Выявлены гендерные особенности в восприятии и спросе на услуги гадалок, магов и иных носителей сверхъестественных практик. Отмечено что феномен может быть рассмотрен с точки зрения нескольких подходов, основополагающим из которых является экзистенциальный.

Ключевые слова: феномен оккультизма, магия, народные приметы, астрологические прогнозы, спиритизм, среднестатистический портрет потребителя сверхъестественных практик.

I. A. Bo rovaia I. S. Bocharnikova

Specific features of perception of the phenomenon of occultism in contemporary russian society

This article describes the results of a sociological survey to study the attitude of the population to the phenomenon of occultism. Identified gender differences in the perception of and demand for the services of fortunetellers, magicians and other supernatural media practices. It is noted that the phenomenon may be considered in terms of several approaches,the fundamental of which is existential.

Keywords: phenomenon of occultism, magic, folk signs, horoscopes, spiritualism, the average consumer s portrait of supernatural practices.

'ля первобытного человека окружающая его среда представлялась таящей опасность. По мере развития интеллектуальных способностей социума, происходили попытки не только познания сил природы, но и ее приручения. Одной из таких попыток являлось появление в социальной структуре первобытной общины индивидов, обладающих «сверхспособностями», которые по истечению некоторого времени стали именоваться магами, колдунами и т.д. По мере усложнения социальной структуры общества, они смогли не только сохранить свое влияние, но и занять определенную нишу, наполнив жизнедеятельность человека множеством всевозможных ритуалов, верований, обрядов, часть из которых свойственна и человеку XXI века, не смотря на то, что практически во всех сферах общества на первый план выходит рациональный компонент.

Существование в наши дни различных видов магии, в особенности бытовой / домашней магии (включая в эту категорию суеверия, народ-

ные приметы, сглаз, порчу, наговор, проклятья и т.д.), гаданий, астрологических прогнозов, сеансов спиритизма и мн. др. обусловлено в первую очередь их функциональной стороной. Это связано с тем, что человек попреж-нему стремится познать потустаронние миры, заглянуть в будуще, узнать судьбу, развить в себе способоности, котрые могут подчинить и изменить ход событий. Выше перечисленные практики вбирает в себя феномен оккультизма, отношение к котрому в современном обществе весьма неодназное.

Одной из попыток изучить отношение населения к феномену оккультизма, а именно к различным видам магии (домашней магии в особенности), гаданиям, спиритизму, астрологии на региональном уровне выступило социологические исследование, проведенное в апреле-мае 2013 года в Астраханской области. В качестве основополагающей выбрана количественная стратегия сбора первичной информации, которая заключается в использовании таких методов, как опрос (раздаточного анкети-

рования1) и контент-анализ. Сочетание данных методов позволило объективно сконструировать картину восприятия феномена.

Начать следует с того, что в целом феномен оккультизма (входящие в него гадания, различные виды магических практик, астрологию, спиритизм и мн.др.) 42,5% жителей Астраханской области воспринимают в первую очередь как «один из способов получения денег (для того, кто занимается данным видом деятельности и распространяет информацию)». В то же время 29% считают, что это «народная мудрость (наследство), которую нужно сохранять и передавать из поколения в поколение» и 28% респон-

1 Объем выборочной совокупности составил 253 респондента. Единицами выборочной совокупности выступили жители Астраханской области в возрасте от 18 до 55 лет и старше (58% женщин, 42% мужчин), проживающие в черте города (132 респондента) и в муниципальных образованиях Володарского, Енотаевского, Лиманского, Приволжского районов о

дентов относят приметы, гадания, различные виды магических практик исключительно к «сфере обмана».

Положительное отношение выявлено к народным приметам, суевериям (62,6% от общего числа опрошенных «верят, но не всегда придерживаются примет»), астрологическим прогнозам (46,8% респондентов склонны считать, что это скорее нужная информация, которую иногда просматривают). Скептически жители области относятся к спиритическим сеансам (52,8% считают данное занятие бесполезной тратой времени).

Вера в сглаз, порчу, наговоры, проклятья свойственна 48% (преимущественно женщинам; возрастной категории от 18 до 34 лет; территория проживания — г. Астрахань). Основными методами защиты у верящих респондентов в приметы являются:

бласти (121 респондент).

“Bcpinv.lll Вы 11 L'lVIBJ. порчу. 1фОК.1Я1ЪЯ?»

J jarpyjiUiHJCb ответить

—fr Способы защиты Н от выбранили ■ ■рііиііт стает* "зі"

при ПАМПЇЩІ owpproii тзіпнґмднон ямулртйв

£ ' 1 If 1111IL'] ft hi Ikl cJ шдиінмс анш;і £7,Н

пбряшяигії помашью к с'пещишькым ЯЮДІТМ В

ой лил mu t-’имСа і смлимкі иііосгий кым и ііритнкос IUH Ib МИТ НІ МК-НОҐІ НІГ Є

др\тое (.втішите СО-МОСТОЯТСЛІіИО ) 13,6

J3I ірУЛІІШОСЬ UTLHJ Е JLЕ Ь І із

Диаграмма 1

1. обереги, талисманы, амулеты (30,2%);

2. знание специальных защитных слов (заклинаний) или молитв (27,8 %) (см. диаграмма 1):

Не верят в сглаз, порчу, проклятья — 35,7% респондентов, затруднились ответить — 6,3%.

На данный промежуток времени в средствах массовой информации, будь то интернет, телевидение, печатная реклама существует множество объявлений с довольно многообещающими заголовками, к примеру «Сильнейшая практикующая колдунья высшей степени посвящения. Верну мужа. Избавлю даже о мысли, об измене. Сохраню вашу семью. Сниму родовую порчу, венец одиночества, кармическое проклятие. Владею старинным заговором от пьянства (обряд не имеет аналогов). Открытие денежных потоков, охранная грамота вашего бизнеса, индивидуальные талисманы» [2, 36]. Подобного рода информационные заметки / сообщения (обещания) привлекают внимание, а в некоторых случаях и побуждают к обращению к носителям сверхъестественных практик, формируя тем самым спрос на услуги данного вида деятельности.

В рамках исследования было установлено, что 45% из общего числа опрошенных приходилось лично, или кому-то из близкого социального окружения респондента, обращаться к услугам гадалок, магов и иных носителей сверхъестественных практик, из них:

- удовлетворены частично», полученными услугами — 3%;

- «не удовлетворены» — 21%;

- «абсолютно удовлетворены» результатом обращения — 15%.

В это же время 50% не имеют подобного опыта, тогда как 5% респондентов затруднились ответить на вопрос «Приходилось ли Вам лично или кому-то из Ваших близких, обращаться к услугам гадалок, магов, экстрасенсов и т.д.?».

Среднестатистический потребитель услуг (магов, гадалок, целителей и т.д.) рассматриваемый по двум аспектам: гендер и причины обращения, выглядит следующим образом:

- гендер: 71,3% опрошенных сошлись во мнении, что преимущественно к услугам носителей сверхъестественных практик прибегают женщины;

- причины обращения: «проблемы со здоровьем» (64,5% выбравших данный вариант ответа); «тяжелое душевное состояние, депрессия, другие психологические проблемы» (51,2%); «нормализация отношений с супругом/супругой, сохранение семейного благополучия» (45,6%); «безответная любовь, помощь в замужестве/женитьбе» (45,2%).

Стоит так же отметить, что 18,7% склонны полагать, что мужчины и женщины пользуют-

ся услугами в равной степени. Для мужчин из списка, состоящего из 14 причин, основной акцент был сделан на: «проблемы алкоголизма, наркомании» (60,8%); «проблемы со здоровьем» (55,3%); «достижение успеха в карьере, бизнесе» (30,4%); «материальные (денежные) и жилищные проблемы» (29%). Более подробно процентное распределение причин побуждающих мужчин и женщин обращаться к носителям практик демонстрирует таблица 1, расположенная ниже.

Таблица №1

Причины обращения к носителям практик

Варианты ответов: Мужчины(%) Женщины(%)

1 Проблемы со здоровьем 55,3 64,5

2 Проблемы алкоголизма, наркомании 60,8 19,4

3 При возникновении угрозы жизни 17,5 14,7

4 Тяжёлое душевное состояние, депрессия, другие психологические проблемы 26,7 51,2

5 Нормализация отношений с супругом/супругой, сохранение семейного благополучия 10,1 45,6

6 Безответная любовь, помощь в замужестве/женитьбе 9,7 45,2

7 Повышение собственной внешней, сексуальной привлекательности 11,1 7,4

8 Материальные (денежные) и жилищные проблемы 29 19,4

9 Жизненный успех и благополучие, возможность влиять на будущее 12 6

10 Для предсказания будущего 12 23,5

11 Для достижения успеха в карьере, бизнесе 30,4 6

12 Месть врагам, нейтрализация доброжелателей 12 7,4

13 Просто ради интереса 8,8 8,3

14 Для раскрытия в себе новых духовных, психических или физических возможностей 2,3 1,8

15 Иная причина (напишите какая именно) 3,2 1,8

В ходе анкетирования, при формировании среднестатистического портрета потребителя услуг, были выявлены гендерные различия в причинах, побуждающих мужчин и женщин прибегать к оккультным практикам.

Дополнить образ потребителя услуг позволило применение метода контен-анализа газеты «Магия и жизнь»2. В ходе анализа получены следующие данные. Во-первых, адресантами сообщений содержащих просьбы о помощи или совете, преимущественно являются женщины (72,7%), тогда как авторами 9,1% — мужчины и 18,2 % сообщений носит безличный характер. Во-вторых, было установлено, что в большинстве случаев люди просят помощи в отношении себя самих (59,7%), чуть реже в отношении своих детей (преимущественно женщины) — 14,3% и семьи в целом — 6,5%.

2 Выбор печатного издания (газета-календарь «Магия и жизнь») был не принципиален, основным критерием выбора служило наличие переписки, вопросно-ответной формы между населением и носителем сверхъестественной практики с целью формирования более чёткого образа потребителя оккультных практик. Временной интервал анализа печатного издания: январь-май 2013г. Частота выхода - раз в две недели. Анализируемый текст: рубрики «Слова мастера», «Вопрос ответ», и иные тексты, начинающиеся со слов «Из письма...», «Вопрос...».

Что касается причин обращения, то прежде чем перейти к констатации полученных данных следует обратиться к теории, которая была заложена в основу содержательной части кодификатора контен-анализа. В связи с тем, что сообщения имели обратную связь3, для классификации причин обращения были выделены пять блоков причин, аналогичные классификации видов магии предложенных отечественным антропологом С.А.Токаревым. В работе «Ранние формы религии» С.А Токарев утверждает, что «социальная направленность магических обрядов не сводится к одной лишь непосредственной цели, ради которой они совершаются» [5, 405] из чего следует, что различие коренится не только в целевой ориентации, но и в «материальном производстве и соответствующей ему формы общественной жизни» [5, 414]. Опираясь на данное умозаключение антрополог выделяет основные и второстепенные (прочие) виды магии.

В рамках контент-анализа акцент был сделан на основные виды магии, а именно:

- вредоносную (суть, которой состоит в упо-

3 Целительница, отвечающая на вопросы, даёт советы, приводя различного рода заговоры, средства народной медицины для решения проблем и мн.др.

треблении различных приемов, целью которых является причинение сверхъестественным способом какого-либо вреда определенному лицу или лицам, синонимами данного вида магии являются черная или злая магия — «порча»);

- военную (это система публичных обрядов, направленных на обеспечение победы над противником, включающая в себя приемы не только агрессивного, но и профилактического типа. Ииллюстрацией могут служить следующее виды воинских заговоров [1, 297-302]: «заговор от ратных орудий», «заговор от пуль свинцовых, медных, каменных», «заговор ратного человека идущего на войну» и мн.др.);

- половую или любовную (она имеет двоякую направленность: цель сводится к тому, чтобы либо вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, либо наоборот — ожить такое влечение; на бытовом уровне используются такие слова, как «привораживание» или «от-вораживание», «присушение» или «отсушение»; примерами могут служить заговоры любовные вида [1, 308-318]: «заговор на любовь девушки», «на присушение», «остудные слова», «наговор на разлучение» и т.п.);

- лечебную и предохранительную (суть первой сводится к тому, чтобы изгнать болезнь, а второй не допустить ее проникновения, сюда же относится вера в охранительную силу круга, защищающего от «нечистой силы» или других предметов);

- промысловую (эквивалентные названия: «хозяйственная», «экономическая», «производственная», та, которая связанная с различными видами промыслов: охотой, рыболовством и т.д., а так же различными видами хозяйственной деятельности);

- метеорологическую (единственный вид магии, который по своему происхождению не связан непосредственно ни с каким видом человеческой жизни, и содержит в себе попытки изменения погодных условий).

Гипотетически предположив, что в современной социокультурной среде в силу отсутствия открытых военных действий военная магия не является актуальной, в то время как вредоносную, половую (любовную), лечебную, промысловую, профессиональную магии можно проследить в различных вариациях. Так, к примеру, если обратится к Интернет ресурсам, то в большинстве случаев, на сайтах посвящянным магии можно обнаружить рубрики: «защита и избавление» [4] (защита от сглаза и порчи, снятие сглаза и порчи и т.д.), «любовная магия» [3] (приворот, талисманы любви и.т.д.) и т.п., в которых даются не только теоретические описания, но и практические рекомендации. Именно поэтому в кодификаторе контент-анализа было выделено пять блоков, каждый из которых включал в себя ряд более мелких причин, выступивших единицами наблюдения.

В итоге, установлено, что наиболее востребованной является лечебный или предохранительный вид магии, так как 52% сообщений, размещенных в выбранном печатном издании, содержали просьбы о помощи именного данного блока. На втором месте — промысловая магия (18,18%) и на третьем любовная (14,28%) (см. табл.2).

Таким образом, при сочетании информации полученной двумя методами, можно с уверенность утверждать, что в большинстве случаев потребителями услуг оккультных практик являются женщины, причиной обращения служат проблемы с личным здоровьем или здоровьем детей, членов семьи.

Постижение тайных сил природы, во все времена тревожило умы человечества, не исключен тот факт, что среди социального окружения каждого из нас есть люди проявляющие интерес, увлекающиеся астрологией, магией, гаданиями, спиритизмом и иными практиками, к тому же не исключена вероятность и того что мы сами можем проявлять интерес к подобным элементам. Данное предположение нашло объективное подтверждение в ходе исследования, данные таковы:

- 20% респондентов имеют в своем социальном окружение людей занимающихся/увлекающихся оккультными практиками;

- 13,3% респондентов проявляли или проявляют интерес лично.

Наиболее часто встречаемые практики, которыми занимаются, увлекаются или интересуются, в обоих случаях, являются виды гаданий, требующие применение доступных предметов и позволяющих быстро получить несложные предсказания (гадания; гадания на картах; на Крещение подружки гадают на женихов; гадание на кофейной гуще; гадания на картах и камнях и т.д.) — 48% в первом случае и 42,2% во втором случае (от числа ответивших утвердительно). Так же проявляют интерес к: астрологии, цели-тельству, хиромантии, шаманизму, кабалистике.

Основными причинами существования в современном обществе веры в сверхъестественные вещи, по мнению жителей Астраханской области являются:

1. влияние средств массовой информации на сознание людей (данного варианта ответа придерживается 60,4% от общего числа респондентов выбравших данный вариант ответа);

2. нестабильная обстановка в обществе, страх перед завтрашнем днем (33,6%).

3. соблазн изменить и подчинить себе ход событий (25,6%).

Анализ данных полученных в ходе исследования позволил прийти к выводу о том, что феномен оккультизма, так же как и отдельно взятая практика, входящая в него могут быть рассмотрены с точки зрения онтологического, аксиологического, социально-психологического, экзистенциального подходов. Основополага-

Таблица №2

Виды магий, наиболее востребованных респондентами

«Причины обращения» %

ЛЕЧЕБНАЯ и ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МАГИИ 52

1 снятие порчи (напущенной болезни), сглаза, проклятий, петель 27,5

2 лечение различного вида заболеваний/зависимостей/физических недугов 55

3 психологические проблемы (испуг, сны, депрессия, пессимист отн-е к жизни и др. виды расстройств) 15

4 потусторонние силы (бес, демоны и т.д.) 2,5

ПРОМЫСЛОВАЯ МАГИЯ 18,2

1 дом/квартира/машина (защита, продажа, ремонт т.д.) 35,7

2 защита домашних животных/скота 28,6

3 материальные (денежные) проблемы 7,1

4 карьера/бизнес/работа 14,3

5 виды промыслов (охота, рыболовство и т.д.) 7,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 нормализация отношений с соседями 7,1

7 досуг/увлечения 0

ПОЛОВАЯ или ЛЮБОВНАЯ МАГИЯ 14,3

1 вернуть мужа/жену в семью 18,2

2 подчинить под себя одного из супругов 18,2

3 вызвать влечение (к противоположному полу, жене/супруге)/разжечь страсть/приворожить 18,2

4 уничтожить влечение (к противоположному полу) 9,1

5 разлучить/рассорить пары, что бы муж/жена позабыли разлучницу 18,2

6 снять любовную порчу 9,1

7 примирить супругов 9,1

ющим подходом является именно последним, в силу того, что рассмотренные сверхъестественные практики не только имеют место быть в социальной среде, но и являются неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, продолжая нести свою функциональную нагрузку, удовлетворяя потребность населения не только в постижении тайных пластов и развития в себе новых способностей, но и выступая некото-

рой опором, а для некоторых и руководством к действию в период нестабильной обстановке в обществе, переломные, кризисные моменты жизни, преломляясь сквозь призму гендерного восприятия данного феномена.

В силу того, что изучаемый феномен многогранен в своем проявлении, он становится весьма перспективным полем для дальнейшего более углубленного изучения и осмысления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Издание книгопродавца М.Березина, 1880. - 632 с.

2. Оракул. Газета предсказаний. - М., 2012. - № 05(218). - С.36.

3. Сайт «Абсолютная магия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abcmag.ru/ (дата обращения: 04.02.2014).

4. Сайт о магии, гадании и предсказании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magicklavdia.ru/zagovor.php (дата обращения: 04.02.2014).

5. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А.Токарев. - М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

REFERENCES

1. Zabylin M. Russkii narod: Ego obychai, obriady, predaniia, sueveriia i poeziia [Russian people: Its customs, ceremonies, traditions, superstitions and poetry]. Moscow, Izdanie knigoprodavtsa M.Berezina, 1880. 632 p.

2. Orakul. Gazetapredskazanii [The Oracle. Newspaper predictions]. Moscow, 2012, no.5 (218), p.36.

3. Site «Absolute magic». Available at: http://abcmag.ru/ (accessed 4 February 2014).

4. Site about magic, divination and prediction. Available at: http://magicklavdia.ru/zagovor.php (accessed 4 February 2014).

5. Tokarev S.A. Rannieformy religii [Early religious forms]. Moscow, Politizdat, 1990. 622 p.

Информация об авторах Бочарникова Ирина Станиславовна

(Россия, Астрахань)

Кандидат социологических наук. Доцент кафедры социологии. Астраханский государственный университет. E-mail: [email protected] Боровая Инна Алексеевна (Россия, Астрахань)

Ведущий методист отдела по социологической работе и клубному менеджменту. Областной методический центр народной культуры. E-mail: [email protected]

Information about the authors Bocharnikova Irina Stanislavovna

(Russia, Astrakhan)

PhD in Sociology. Associate Professor of the Department of Sociology. Astrakhan State University.

E-mail: [email protected] Borovaia Inna Alekseevna (Russia, Astrakhan)

Leading Methodologist of the Department of Sociological Work and Club Management. The Regional Methodical Center of Folk Culture. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.