DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_285
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 238.1 УК РФ, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОБРАЩЕНИЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ A special subject of a crime under Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, as an additional basis for differentiating criminal liability for the circulation of counterfeit medical products
ВИНОКУРОВ Максим Владимирович,
старший помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска, младший советник юстиции. Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 14. E-mail: vin.proc@mail.ru;
Vinokurov Maxim Vladimirovich,
Senior Assistant Prosecutor of the Kuibyshev district of Irkutsk, Junior Adviser of Justice. Irkutsk, Nizhnyaya Embankment str. 14. E-mail: vin.proc@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассмотрены вопросы уголовной ответственности за обращение некачественной медицинской продукции. Проанализирована практика совершения преступлений, предусмотренных ст. 238.1 УК РФ лицами, использующими служебное положение. В статье автор приходит к выводу о том, что рассматриваемые преступления, совершенные с использованием служебного положения, обладают повышенной степенью общественной опасности. Автором обращено внимание на отсутствие дифференциации ответственности в зависимости от роли субъекта и его служебных полномочий. Сделаны соответствующие предложения по изменению действующего законодательства.
Abstract: The article discusses the issues of criminal liability for the circulation of substandard medical products. The practice of committing crimes under Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation by persons using official position is analyzed. In the article, the author comes to the conclusion that the crimes in question, committed using official position, have an increased degree of public danger. The author draws attention to the lack of differentiation of responsibility depending on the role of the subject and his official powers. Relevant proposals have been made to amend the current legislation.
Ключевые слова: фальсифицированные лекарственные средства, некачественная медицинская продукция, ст. 238.1 УК РФ, специальный субъект преступления, использование служебного положения, должностные преступления.
Keywords: falsified medicines, low-quality medical products, Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, special subject of crime, use of official position, official crimes.
Для цитирования: Винокуров М.В. Специальный субъект преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ, как дополнительное основание дифференциации уголовной ответственности за обращение фальсифицированной медицинской продукции// Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 285-287. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_285.
For citation: Vinokurov M. V. A special subject of a crime under Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, as an additional basis for differentiating criminal liability for the circulation of counterfeit medical products // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 285287. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_285.
Статья поступила в редакцию: 30.04.2023
Понятие специального субъекта преступления сформировано доктриной уголовного права. В уголовно-правовой теории признаки специального субъекта преступления являются факультативными, то есть не обязательными для всех составов преступлений.
В тех случаях, когда специальный субъект прямо предусмотрен диспозицией статьи, он становится обязательным признаком преступления. Его отсутствие означает и отсутствие состава преступления.
В других случаях признаки специального субъекта используются для дифференциации уголовной ответственности и предусмотрены в отдельных частях или пунктах статьи. Такие составы выступают в качестве квалифицированного состава преступления. Также факультативные признаки специального субъекта могут быть не предусмотрены ни в основной диспозиции статьи, ни в квалифицированном составе. Однако такие признаки могут учитываться судом при назначении наказания и определения смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Понятие специального субъекта сформировано В.В. Устименко, который верно определил, что специальный субъект преступления -«это лицо, обладающее наравне с вменяемостью и возрастом еще и другими, дополнительными признаками, предусмотренными в уголовном законе либо прямо вытекающими из него, ограничивающими круг субъектов, обладающих ответственностью по данному закону» [1, с.130].
В свою очередь С.А. Семенов рассматривает специальный субъект как «лицо, которое помимо вменяемости и возраста обладает специальными признаками, детерминированным объектом преступления, либо обстоятельствами, имеющими отношение напрямую к личности виновного и зафиксированными в гипотезе статьи особенной части УК РФ, что несомненно позволяет привлечь конкретное лицо в роли исполнителя преступления [2, с. 205].
Соответственно, специальный субъект — это лицо, подлежащее уголовной ответственности и обладающее специальными признаками. Данные признаки в определенных случаях имеют значение для наличия или отсутствия состава преступления.
Анализируя ст. 238.1 УК РФ, возможно констатировать что специальный субъект преступления не предусмотрен, что является упущением законодателя.
Лица, использующие своё служебное положение, многократно усиливают признак общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ.
В своей научной статье Рясов А.В. обозначил, что «использовать свое служебное положение — значит использовать социально-правовой статус служащего, установленный в законодательстве. Положение служащего характеризуют не только полномочия, которыми он на-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)
делен для решения вопросов, входящих в служебную компетенцию, но и сама сфера деятельности этого лица, правила служебного этикета, порядок несения ответственности и т.д»[3, с. 23].
Преступления, включающие в себя данный квалифицирующий признак, имеют повышенную степень общественной опасности, поскольку причиняют ущерб более широкому кругу граждан. Кроме того, лица, использующие свое служебное положение, совершая преступление в сфере обращения фальсифицированной медицинской продукции, обладают высоким риском причинить больший вред жизни и здоровью граждан и даже общества в целом.
В современном мире система здравоохранения в развитых странах подвергается серьезным изменениям, и количество потребителей в сфере медицинских услуг постоянно возрастает. И лицо, имеющее возможности, властные полномочия и большой авторитет в указанной сфере, может совершить преступление по ст. 238.1 УК РФ не только в крупном, но и в особо крупных размерах.
Так, с участием экс-министра здравоохранения Иркутской области Натальи Ледяевой и её сына удалось организовать поставку некачественных медицинских масок и респираторов для нужд министерства здравоохранения на сумму более 25 миллионов рублей [4].
Обладая административном-хозяйственными функциями, Ледяевой удалось организовать закупку таким образом, чтоб победил конкретный участник. В свою очередь этим лицом, в целях экономии и увеличения прибыли были приобретены не сертифицированные дорогие маски, а дешевые китайские аналоги, которые по своей природе являются фальсифицированными медицинскими изделиями.
В дальнейшем, имея административно-хозяйственный и организационно-распорядительный ресурс Ледяевой удалось оказать влияние на подчиненных работников с целью принятия товара - фальсифицированных масок и его направлению в медицинские учреждения. Таким образом, огромная партия масок ненадлежащего качества, которые не способны в необходимой мере защитить граждан от инфекций, в том числе от СОУГО-19, должны были поступить в медицинские учреждения. Такое широкое распространение некачественных средств защиты могло бы спровоцировать вспышку заболеваемости и привести к чрезвычайным последствиям. Безусловно, общественная опасность преступлений, в которые принимают участие должностные лица, приобретает более широкий масштаб, следовательно, многократно возрастает степень общественной опасности.
Однако лицо, использующее свое служебное положение, следует понимать не только как должностное лицо, но и как лицо, чьи трудовые функции связаны с работой с медицинской продукцией. Указанные положения подтверждены сложившейся судебной практикой. В п. 23 пленума указано, что «под использующим свое служебное положение лицом (пункт «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ) следует понимать, как должностное лицо, так и лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества, либо их частями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества»[5]. Например, при изготовлении лекарственных средств таким лицом может быть фармацевт, лаборант, во время отпуска и использования - сотрудник аптеки, врач, медсестра, во время их охраны - охранник, экспедитор
Одновременно с этим полагаем, что, лицами, совершившими указанные преступления в различных формах соучастия, чаще являются субъекты с медицинским либо фармацевтическим образованием (врач, фармацевт, провизор), руководители соответствующих организаций и предприятий. Указанные лица имеют специальное образование (средне-специальное или медицинское), служебное положение или иные возможности для непосредственного «контакта» с лекарственными средствами, медицинскими изделиями, БАД и иной медицинской продукцией.
Перед тем как рассматривать влияние указанных специальных субъектов на обращение недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукции необходимо определить содержание понятий.
Понятие лечащего врача определено п.15 ч.1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан РФ и сформулировано следующим образом: «лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения» [6]. Участие врача в обороте некачественной медицинской продукции существенно увеличивает степень общественной опасности. К примеру, врач может рекомендовать своему пациенту определенное лекарственное средство, которое, по его мнению, является качественным. Одновременно с этим, врач может сообщить, где их можно приобрести дешевле и рекомендовать продавцов или иных лиц, которые незаконно производят, сбывают (и) или ввозят на территорию Российской Федерации некачественную медицинскую продукцию.
Таким образом, врач способствует формированию рынка сбыта для лиц, занимающихся оборотом фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий, то есть пособничает им. В свою очередь эти лица регулярно благодарят такого врача.
«Провизор - специалист с фармацевтическим образованием, который обладает системными знаниями химии, аптечной технологии лекарств, а также организации и экономики фармацевтической деятельности, фармакологии и фармакотерапии, фармацевтической экономики, менеджмента и маркетинга, организует соответствующую фармацевтическую заботу о больных при отпуске безрецептурных препаратов, создает и контролирует качество медикаментов и полуфабрикатов, занимается ведением и учетом хозяйственной деятельности, занимается руководством среднего фармацевтического персонала, а также успешно прошел аттестацию на подтверждение квалификации» [7]. Провизор, обладая своими полномочиями, может передать фальсифицированное ЛС (лекарственные средства) или МИ (медицинские изделия).
Фармацевтический работник (фармацевт) - «физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля ЛС, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка» [6].
Указанные лица имеют возможность произвести подмену дорогостоящих лекарств на фальсифицированные или недоброкачественные аналоги и дальнейшей продажи оригинала. Фармацевты, врачи и иной медицинский персонал, используя повышенное доверие покупателей или своих пациентов, могут умышленно рекомендовать фальсифицированный товар.
Вышеуказанная практика и примеры, безусловно, свидетельствуют о том, что общественная опасность преступления совершенного в сфере обращения фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий лицом с использованием своего служебного положения является более высокой по сравнению с рядовыми гражданами.
Дополнительного внимания следует уделить и руководителям фармацевтических организаций, занимающихся производством и продажей ЛС, МИ и БАД (биологически активные добавки). Указанные лица хоть и не обладают специальными познаниями в области фармацевтики, но в своей трудовой или коммерческой деятельности имеют доступ к вышеназванной медицинской продукции. Такие лица своей целью ставят получение прибыли, которая достигается увеличением оборота, то есть объемов продажи некачественной медицинской продукции. Указанные факты, несомненно, повышают общественную опасность исследуемого преступления. Так, 15.06.2017 г. Устиновским районным судом г. Ижевска рассмотрено уголовное дело в отношении ФИО1, являвшимся директором аптечной организации ООО «название». Будучи директором, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, на основании протокола заседания аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона заключил контракт №-А между ООО «название» и БУЗ УР «ГКБ № МЗ УР» на поставку наматрасников на сумму «данные изъяты» копеек. В целях исполнения контракта и извлечения прибыли, у ФИО1 возник умысел на производство и сбыт фальсифицированных МИ, что и было в дальнейшем осуществлено. Устиновским районным судом уголовное дело в отношении ФИО1 на основании ст. 25.1 УПК РФ, то есть в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа [8].
Другой пример, приговором Пятигорского городского суда (Ставропольский край) от 21.04.2020 г. по делу № 1-297/2020, ФИО9 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238.1 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных полномочий в коммерческих и иных организациях сроком на 1 год [9]. Так, ФИО9, являясь директором сети аптек, приобрел у неустановленного лица с целью последующего сбыта по более высокой цене ЛС различного наименования, заведомо зная, что они не зарегистрированы на территории РФ, в связи с чем их обращение запрещено. Затем, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения здоровья населения и желая их наступления, осуществлял реализацию незарегистрированных ЛС. В ходе проведения ОРМ был зафиксирован факт сбыта таких ЛС в ходе чего ФИО9 был задержан. Лица, наделенные специальными полномочиями и познаниями, при выполнении своих профессиональных обязанностей должны, в том числе, придерживаться принципов медицинской деонтологии, следовательно, за совершенное ими противоправное деяние предполагается необходимым установить повышенную уголовную ответственность для таких лиц. Предполагается, что факт наличия у данных лиц (управленцев) образования не имеет значения.
Вместе с тем, в настоящее время ответственность за преступление, предусмотренное ст. 238.1 УК РФ не дифференцирована. Однако анализ норм уголовного права свидетельствует о том, что такая практика существует применительно к другим составам преступлений. К примеру, в статьях 127.1, 128, 137, 138, 139, 159, 228.4 УК РФ и др. Такой квалифицирующий признак, как использование должностным лицом своего служебного положения, включен в нормы ч. 3 ст.141, ст. ч. 3 ст.194, ч.2 ст. 200.2, ч.2 ст. 226.1, ч.2 ст. 229.1, ч.2 ст. 243.3 УК РФ.
Исходя из всего вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что ст. 238.1 УК РФ нуждается в законодательном совершенствовании. А именно необходимо дополнить ч.2 ст. 238.1 УК РФ пунктом «в»: «совершено лицом с использованием своего служебного положения», а также дополнить ч.3 ст. 238.1 УК РФ словами: «а равно совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения».
При обращении некачественной медицинской продукции специальным субъектом может являться любое лицо, которое в силу служебных полномочий непосредственно участвует в цепи производство-реализация. В том числе, провизор, лаборант, при отпуске и применении -работник аптеки, врач, медицинская сестра, при их охране - охранник, экспедитор. Библиогра фия:
1. Устименко В.В. Субъективная сторона преступления // Преступность, статистика, закон / Под ред. А.И. Долговой. - С - ПБ.: Просвещение, 2018. - С. 120.
2. Семенов С.А. Уголовное право // Законность. М., 2018, № 9. С. 205.
3. Рясов А.В. Понятие и сущность признака «использование служебного положения» в российском уголовном праве // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 6. С. 23
4. Обвинение по делу о мошенничестве с закупкой масок в Иркутской области предъявили пятерым подозреваемым // I rk.ru URL: https://www.irk.ru/news/20201202/accusation/ (дата обращения: 10.04.2023)/
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от 16.05.2017) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323 -ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91 н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор», [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
8. Приговор по уголовному делу № 1-135/2017 от 25 февраля 2020 г. // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sud-praktika.ru/precedent/319887.html (дата обращения: 10.04.2023 г.).
9. Приговор по уголовному делу № 1-297/2020 от 21 апреля 2020 г. // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://clck.ru/T6MyR.html (дата обращения: 10.04.2023 г.). References:
1. Ustimenko V.V. The subjective side of the crime // Crime, statistics, law / Edited by A.I. Dolgova. - S - PB.: Enlightenment, 2018. - p. 120.
2. Semenov S.A. Criminal law // Legality. M., 2018, No. 9. P. 205.
3. Ryasov A.V. The concept and essence of the sign "use of official position" in Russian criminal law // Jurist-Pravoved. 2007. No. 6. p. 23
4. Five suspects were charged in the case of fraud with the purchase of masks in the Irkutsk region // Irk.ru URL: https://www.irk.ru/news/20201202/accusation / (accessed: 04/10/2023)/
5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 15.06.2006 N 14 (ed. of 16.05.2017) "On judicial practice in cases of crimes related to narcotic drugs, psychotropic, potent and poisonous substances" [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus".
6. Federal Law of the Russian Federation "On the basics of public health protection in the Russian Federation" dated 21.11.2011 No. 323-FZ (ed. dated 31.07.2020) [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus".
7. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 91n dated March 9, 2016 "On approval of the professional standard "Pharmacist", [Electronic resource] // SPS "ConsultantPlus".
8. Verdict in criminal case No. 1-135/2017 dated February 25, 2020 // Judicial and regulatory acts of the Russian Federation URL: https://sud-praktika.ru/precedent/319887.html (date of appeal: 10.04.2023).
9. Verdict in criminal case No. 1 -297/2020 of April 21, 2020 // Judicial and regulatory acts of the Russian Federation URL: https://clck.ru/T6MyR.html (accessed: 04/10/2023).