Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ В ДОГОВОРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ В ДОГОВОРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНО -ПРАВОВОЙ НАДЗОР / ЧАСТНОПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ / PRIVATE-LEGAL CONTROL / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОДРЯД / CONSTRUCTION CONTRACT / ПРАВООТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONS / PUBLIC-LEGAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грабко О.В.

В статье рассмотрены особенности контроля и надзора заказчика за выполнением работ по до говору строительного подряда. Автором дана характеристика особенностей публично -правового надзора и частноправового контроля в рамках реализации до говора строительного подряда. Кроме того, рассмотрено соотношение договорного контроля в подрядных правоотношениях, с одной стороны, и требований не вмешательства в деятельность подрядчика, с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CIVIL CONTROL IN THE CONSTRUCTION CONTRACT

The paper discusses the features of control and supervision of the customer for the performance of work under the contract of construction. The author gives the characteristics of the public-legal supervision and private-legal control in the framework of the construction contract. In addition, the ratio of contractual control in the contract legal relations on the one hand and the requirements of non-interference in the activities of the contractor on the other.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ В ДОГОВОРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА»

О.В. Грабко, O.V. Grabko,

Судья Двенадцатого арбитражного Judge of the Twelfth arbitral Tribunal court апелляционного суда of appeal

Специальный гражданско-правовой контроль в договоре строительного подряда

Аннотация: в статье рассмотрены особенности контроля и надзора заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда. Автором дана характеристика особенностей публично-правового надзора и частноправового контроля в рамках реализации договора строительного подряда. Кроме того, рассмотрено соотношение договорного контроля в подрядных правоотношениях, с одной стороны, и требований невмешательства в деятельность подрядчика, с другой.

Ключевые слова: публично-правовой надзор, частноправовой контроль, строительный подряд, правоотношения.

Special civil control in the construction contract

Annotation: the paper discusses the features of control and supervision of the customerfor the performance of work under the contract of construction. The author gives the characteristics of the public-legal supervision and private-legal control in the framework of the construction contract. In addition, the ratio of contractual control in the contract legal relations on the one hand and the requirements of non-interference in the со activities of the contractor on the other.

o; <

42

Keyword: public-legal supervision, private-legal control, construction contract, legal relations.

о Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по догово-

ру строительного подряда. Осуществление заказчиком специального дого-|= ворного гражданско-правового контроля по договору строительного подряда <, следует признать неотъемлемым условием надлежащего исполнения обязательств по данному договору, т. к. согласно п. 1 ст. 748 ГК РФ законодатель ё определяет следующие направления контроля и надзора за выполнением 5 строительных работ: 1) за ходом и качеством выполняемых работ; 2) за сок блюдением сроков их выполнения (графика); 3) за качеством предоставляемых подрядчиком материалов; 4) за правильностью использования подряд-§ чиком материалов. Вследствие этого сущность контроля и надзора сводится к тому, что указанные функции заказчика позволяют ему оперативно, до сдачи всего объема строительных работ, проверить, соблюдены ли необходимые технологии производства, а также оценить качество выполнения работ.

В цивилистической литературе обращается особое внимание на наличие контрольно-надзорных функций у заказчика, что рассматривается в качестве ю безусловного преимущества договора строительного подряда перед, например, о договором участия в долевом строительстве [1, с. 151—180]. ^ Анализ судебно-арбитражной практики, а также цивилистической литературы по этому вопросу позволяет заключить, что, несмотря на довольно понятное изложение законодателем правила о контроле и надзоре заказчика за выполнением работ подрядчиком, хозяйствующие субъекты по-разному подходят к решению вопросов о возможности, условиях и правовых последствиях осуществления заказчиком гражданско-правового контроля. Так, остается остро дискуссионным вопрос о влиянии контроля и надзора заказчика на

решение вопроса о претензиях по качеству выполненных работ. Кроме того, вызывает многочисленные дискуссии и сложности практического плана проблема подписания акта о приемке заказчиком строительных работ, что квалифицируется правоприменителем как предпосылка потери права заказчика ссылаться в будущем на недостатки, которые могли быть выявлены в ходе осуществления контроля. Исследователи не пришли к единому мнению о том, является ли осуществление контроля и надзора правом заказчика или его обязанностью. Современная цивилистическая наука не разрешает в о полной мере названные проблемы. и

Прежде всего вызывает серьезные сомнения удачность соединения в л ст. 748 ГК РФ одновременно контрольной и надзорной функций заказчика Ы без соответствующего уточнения оснований и последствий применения Г каждой из них. В данном случае трудно не согласиться с утверждением, что 3 «надзор в большей степени связан с административными функциями органов а государственной власти, закрепленными в соответствующих правовых актах, К а не с конкретными обязательственными отношениями в области подрядных О работ» [2, с. 151]. В этом отношении мы разделяем мнение А.П. Сергеева В о том, что «использование в ст. 748 ГК РФ терминов "контроль" и "надзор" § является избыточным и не таит в себе никакого смысла, так как в рассматриваемой сфере ими обозначается одно и то же понятие» [3, с. 446]. § Поддержки заслуживает точка зрения О.Г. Ершова, которая заключа- § ется в том, что «на законодательном уровне не выдержан единый подход к ? терминологии, поскольку термины "контроль" и "надзор" в равной степени д применяют для оценки как публичных, так и частных отношений» [4, с. 35]. § Действительно, анализ научно-исследовательской литературы по этому § вопросу также позволяет прийти к выводу о смешении понятий «контроль» го и «надзор», в результате которого происходит подмена этих понятий и, как § следствие, отождествление частноправовых и публично-правовых начал в т регулировании договора строительного подряда [5, с. 15—24; 6, с. 17—41; 7, Ь с. 43-68; 8, с. 23-24]. § Для обеспечения терминологической чистоты, которая должна характе- о ризовать не только научное исследование, но текст нормативно-правового § акта, понятия «контроль» и «надзор» необходимо четко разграничивать 3 по сферам регулирования. Так, термин «надзор» следует применять исключительно к публичным отношениям, характеризуя им полномочия или функции государственных органов, а также методы регулирования градостроительной деятельности, в основе которых лежат властные полномочия уполномоченных органов по обеспечению всеми участниками строительства Р требований законов и иных нормативных актов, технических регламентов и актов технического нормирования. Что касается термина «контроль», то "§ им следует характеризовать частные правоотношения, имеющие в качестве ^ своего основания гражданско-правовой договор строительного подряда, представляющие собой координацию поведения должника со стороны кредитора в процессе выполнения строительных работ с целью надлежащего исполнения договорного обязательства.

43

Из сказанного следует, что публично-правовой «надзор» и частноправовой «контроль» могут быть дифференцированы по объектам, субъектам, а также содержанию правоотношений, возникающих в ходе их осуществления. Так, объектом строительного надзора следует признать действия всех субъектов строительства на предмет их соответствия обязательным строительным требованиям и нормативам, а объектом гражданско-правового контроля по договору строительного подряда — исключительно действия контрагента при исполнении им договорного обязательства на предмет его надлежащего исполнения.

В свою очередь субъектами публичного надзора в сфере строительного подряда являются уполномоченные органы государственной власти, а субъектом гражданско-правового контроля — сторона гражданско-правового обязательства, которая характеризуется наличием корреспондирующих другой стороне прав и обязанностей.

Наконец, в содержание надзора входит деятельность, связанная прежде всего с возможностью применения мер публичной ответственности в случае совершения правонарушения в процессе осуществления строительной деятельности. Содержанием же гражданско-правового контроля следует считать ^ возможность применения мер гражданско-правовой ответственности в случае ^ неисполнения или ненадлежащего обязательства, основанного на договоре к строительного подряда.

Таким образом, ст. 748 ГК РФ нуждается в корректировании, поскольку в ш частных отношениях речь может идти только о гражданско-правовом контроль ле заказчика за действиями подрядчика в ходе исполнения им обязательств ^ по договору строительного подряда.

< Соотношение договорного контроля в подрядных правоотношениях и ¡Е требование невмешательства в деятельность подрядчика. Условие договора ^ строительного подряда о возможности осуществлять контроль заказчиком ^ выполнения работ подрядчиком предназначено для согласования круга к вопросов, которые собственно и подлежат контролю, для решения такой т проблемы, как: является ли этот контроль обязательным либо осуществляло ется по усмотрению заказчика, а также для определения форм и порядка с осуществления контроля.

При этом согласно правилу п. 1 ст. 715 ГК РФ заказчик наделен правом 44 проверять ход и качество работы в любое время. Согласимся с утверждением — А.Е. Шерстобитова о том, что проверка хода и качества выполняемых подрядчиком работ является одной из форм контроля заказчика за процессом из? готовления, переработки (обработки) вещи или выполнения другой работы, т.е. ° за производственным процессом, поскольку это дает возможность определить со перспективы надлежащего исполнения договора подряда в целом [9, с. 241].

Важно отметить, что специальная регламентация такого условия непосредственно в договоре является неотъемлемой гарантией поддержания баланса интересов кредитора и должника по договору строительного подряда, поскольку позволяет избежать возможных в будущем разногласий при осуществлении со стороны подрядчика контрольных функций. При этом

го с

стороны при выборе данной договорной конструкции должны исходить из того, что ограничение или исключение права заказчика на контроль хода и качества работ является недопустимым. Кроме того, контрагентам рекомендуется, пользуясь диспозитивными нормами, самостоятельно определять в договоре конкретный перечень дополнительных вопросов, которые вправе или обязан контролировать заказчик, а также формы и порядок такого контроля. В противном случае между сторонами могут возникнуть разногласия относительно форм и порядка осуществления заказчиком гражданско-правового П контроля. Более того, контроль заказчиком дополнительных вопросов, кроме тех, которые перечислены в законе, может быть квалифицирован как вмешательство в самостоятельную деятельность подрядчика (п. 1 ст. 715, п. 3 ст. 703 ГК РФ).

Отмеченная сложность во многом детерминирована тем обстоятельством, что в гражданском законодательстве отсутствует как понятие «вмешательства в деятельность подрядчика», так и его критерии, что, на наш взгляд, следует признать упущением в правовом регулировании гражданско-правового контроля по договору строительного подряда. При этом в условиях отсутствия легальной дефиниции спектр мнений исследо- § вателей относительно понятия и содержания рассматриваемой категории, К чрезвычайно разнообразен. §

Так, А.Е. Шерстобитов утверждает, что понятие «вмешательство в деятель- о ность подрядчика» подразумевает, что «ни сам заказчик, ни третье лицо по его поручению не вправе выполнять всю работу или ее часть вместо подрядчика» д [9, с. 242]. Подобный взгляд находит подтверждение и в судебно-арбитражной § практике. Например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 21 р марта 2007 г. по делу № А14-5808/2006/258/12 указано: судами установлено, что заказчик без предварительного уведомления подрядчика, действуя самостоятельно, своими силами и в своем интересе, взял на себя обязанность подрядчика по выполнению определенного объема работ. Подрядчик в свою очередь от выполнения работ в данной части не отказывался. При этом судом принято во внимание уведомление, которым заказчик известил подрядчика о том, что довоз грунта производить не нужно. Своими действиями заказчик в нарушение п. 1 ст. 715 ГК РФ безосновательно вмешался в деятельность а подрядчика, в связи с чем требование заказчика о соразмерном уменьшении стоимости работ в указанном случае обоснованно признано судом неправо- 45 мерным [10]. -

Ранее к подобному выводу пришел и ФАС Поволжского округа, который в своем Постановлении от 5 июня 2008 г. по делу № А65-28047/07 отметил, ¡^

го

о д

3

что суд правомерно ссылается на п. 7.4 договора, согласно которому возмещение убытков поставлено в зависимость от расторжения договора, однако а договор сторонами формально не расторгнут. Действия ответчика по пору- § чению выполнения работ другому подрядчику обоснованно расценены судом как нарушение ст. 715 ГК РФ. Ответчик не представил суду достоверных доказательств того, что вновь привлеченный подрядчик выполнял работы по устранению недостатков в работах, выполненных истцом, следовательно, суд обоснованно отказал во взыскании убытков с истца [11].

На наш взгляд, запрет на вмешательство заказчика в деятельность подрядчика включает в себя в качестве составного элемента недопустимость выполнения заказчиком или третьим лицом, привлеченным заказчиком, всей или части работы вместо подрядчика. При этом рассматриваемый запрет носит более масштабный характер и включает в себя и иные элементы, а именно: недопустимость дачи указаний о последовательности выполнения подрядчиком работ, о способе выполнения работ, о порядке использования материала, о выполнении дополнительных работ, не содержащихся в условиях договора строительного подряда.

Таким образом, для устранения конкуренции таких признаков договора подряда, как осуществление гражданско-правового контроля со стороны заказчика и одновременная недопустимость вмешательства в самостоятельную деятельность подрядчика, необходимо внести дополнения в ст. 715 ГК РФ, указав, например, общие признаки действий, которые являются вмешательством заказчика в деятельность подрядчика.

Как правило, реализация контрольных функций заказчика осуществляется в следующих формах: либо в виде запроса у подрядчика сведений и документации, касающихся вопросов, подлежащих контролю, либо в виде непосредственного осмотра и проверки выполняемой работы, а также мате-^ риалов и оборудования, предоставленных подрядчику. Благодаря реализации д. контрольных функций в подобных формах заказчик своевременно получает необходимую информацию, например, о том, что подрядчик не присту-§ пил к работе или выполняет ее ненадлежащим образом, в ненадлежащий 2: срок, что дает основания для отказа от исполнения договора и возмещения убытков (п.п. 2, 3 ст. 715 ГК РФ). Таким образом, можно утверждать, что < гражданско-правовой контроль в рамках договора строительного подряда ^ может быть классифицирован по стадии проведения на предварительный, ^ текущий и последующий, а по объему проведения — на непосредственный о и опосредованный.

к Резюмируя вышеизложенное, скажем, что в правоотношениях строитель-аз ного подряда необходимо различать публично-правовой «надзор» и частного правовой «контроль» по следующим критериям: по объекту (действия всех субъектов строительства на предмет их соответствия обязательным строительным требованиям и нормативам и исключительно действия подрядчика 46 при исполнении им договорного обязательства на предмет его надлежащего — исполнения); субъектам (уполномоченные органы государственной власти и заказчик как сторона гражданско-правового обязательства); правовым последствиям (применение мер публично-правовой ответственности за совершение правонарушения в процессе осуществления строительной деятель-п ности и гражданско-правовых санкций за неисполнение или ненадлежащее договорное обязательства).

оо

о

сч

Список литературы:

1. Лавров, В.В. Природа прав дольщиков на объект долевого строительства // Опыты цивилистического исследования: сб. ст. / Д.В. Гудков, И.И. Зикун,

ментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. — М: Статут, 2011. — Т. 2. — 421 с.

10. Постановление ФАС Центрального округа от 21 марта 2007 г. по делу № А14-5808/2006/258/12 / Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2018).

11. Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июня 2008 г. по делу № А65-28047/07 / Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.03.2018).

А.А. Зябликов и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. А.М. Ширвиндт, Н.Б. Щербаков. — М.: Статут, 2016. — С. 151-180.

2. Куличев, Р.Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. — М.: Юстицинформ, 2016. — 192 с.

3. Сергеев, А.П. Комментарий к ст. 748 / Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практ. коммент. (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. — М.: Проспект, 2010. — 992 с.

4. Ершов, О.Г. Контроль и надзор заказчика за выполнением строительных работ п // Вестник арбитражной практики. — 2012. — № 5. — С. 32-37. и

5. Бутаева, Е.М. Организующие субъекты, взаимодействующие в сфере градо- § строительной деятельности // Правовые вопросы строительства. — 2009. — № 2. ы — С. 15-24. Г

6. Кайль, А.Н. Участник долевого строительства и застройщик: кто на что имеет а право и за что отвечает? // Жилищное право. — 2009. — № 11. — С. 17-41. д

7. Кайль, А.Н. Актуальные вопросы урегулирования споров в долевом строи- С тельстве // Жилищное право. — 2009. — № 10. — С. 43-68. °

8. Кузнецов, Д.В. Некоторые вопросы участия в долевом строительстве жилья р // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 6. — С. 23-24.

о

9. Шерстобитов, А.Е. Комментарий к статье 715 ГК РФ // Постатейный ком- о

о

о

го

о D "О

47

о О

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.