УДК 37.01+377+378
Л. А. Китаева, В. М. Мурзин, П. Н. Осипов СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРОВ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: магистры, проектно-технологический профиль, специальные компетенции, нефтегазохимический комплекс.
На основе анализа ФГОС ВПО, стратегии развития топливно-энергетического комплекса, изучения мнений руководителей и специалистов нефтехимических предприятий выявлены и определены специальные компетенции, которыми должны обладать магистры проектно - технологического профиля.
Keywords: masters, the design-technological profile, special the competence, petrochemical complex.
On the basis of the analysis of the federal state educational standard, strategy of development of a fuel and energy complex, studying of opinions of heads and experts of the petrochemical enterprises are revealed and defined special the competence which masters design - a technological profile should possess.
Стремительное развитие предприятий нефтепереработки, нефтехимии, добычи, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов выдвинуло на первый план необходимость проведения изменений в национальной системе образования [4]. Стратегия этих изменений предусматривает существенное обновление содержания и структуры профессионального образования.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» отмечается, что «в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности, такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений» [3, с. 42].
Согласуясь с приоритетными направлениями развития системы образования, требования к общекультурным компетенциям магистров, определенные в ФГОС ВПО, в числе прочих предполагают наличие способностей к использованию на практике умений и навыков организации исследовательских и проектных работ, владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности. Таким образом, способность выполнять на высоком уровне проектные работы является неотъемлемым компонентом общекультурной компетентности магистра [1].
Анализ обязательных видов профессиональной деятельности, которыми должен овладеть выпускник магистратуры согласно ФГОС ВПО, также содержит проектную деятельность. Содержательная характеристика проектной деятельности, представленная в стандартах, предполагает разработку стратегических концепций и бизнес проектов, заданий по их реализации, руководство проектной деятельностью, оценку качества и эффективности проектов. Таким образом, выпускник магистратуры должен овладеть проектной деятельностью на профессиональном
уровне. Следовательно, проектной деятельности необходимо обучать. Обучение проектной деятельности на этапе магистерской подготовки целесообразно осуществлять посредством интеграции теории и практики. Нужен специальный дидактически проработанный учебный курс по основам проектирования и практике выполнения проектов. Учебный курс по основам проектирования может быть включен в вариативную часть учебного плана, но так как овладеть навыками проектирования возможно лишь в практической деятельности, в системе методов обучения магистров проектный метод обучения становится действенным инструментом.
Интенсивное развитие нефтехимического сектора и анализ ФГОС ВПО способствовали созданию в Казанском национальном исследовательском технологическом университете проектно-
технологической магистратуры, которая позволит готовить проектировщиков и разработчиков высокотехнологичных наукоемких производств, компетентных в новых технологиях проектирования. Это, в свою очередь, обеспечит мировой уровень качества продукции нефтехимического комплекса, способных к оценке инновационного потенциала проекта и разработке нормативной и технической документации по реализации разработанных проектов.
На факультете нефти и нефтехимии КНИТУ разработан и утвержден руководством Института нефти, химии и нанотехнологий «План организационно-методических мероприятий по внедрению в учебный процесс методов 3-D проектирования на основе комплекса программ CADWorx, CAESAR II, PVElite, TANK» [2].
Проектно-технологическая подготовка магистров подразумевает способность выпускников владеть навыками свободного обращения с технической документацией, созданной иностранными фирмами по собственным корпоративным стандартам. Навыки свободного обращения подразумевают не только умение читать импортную техническую документацию, но и способность выдавать задания на разработку аналогичной технической документации, контролировать качество и объем ее выполнения, способность на равных общаться с иностранными специалистами,
используя международный нормативно-понятийный аппарат.
Сложившиеся стереотипы рассматривают проектно-технологическую деятельность как выполнение различных чертежей, а также заполнение различного вида спецификаций, экспликаций или ведомостей в соответствии с различными видами нормативной документации. Автоматизация подобного рода деятельности представляется, как освоение различного рода компьютерных программ позволяющих интенсифицировать текущие проектные операции. Так действительно было, пока компьютеризация заключалась в переходе от выполнения графической части на бумаге к графическому редактору, набора текста на пишущей машинке к набору в текстовом редакторе Word, а заполнение таблиц в табличном редакторе Excel. Переход построения графической части проекта на AutoCAD или выполнение расчетов на MathCAD часто рассматривался как событие. Поскольку подобного рода автоматизацию давно прошли все организации, то сейчас идет переход к 3-D проектированию. По утверждению руководителей организаций, прошедших этот путь, трехмерное проектирование - это качественно новый уровень выполнения проектных работ. Меняется не только технология, меняются люди. Трехмерное моделирование проектируемого объекта позволяет работать над объектом сразу группе специалистов. Каждый участник процесса обязан выполнять предписанные ему операции, поскольку от его действий зависят смежные участники процесса проектирования.
Требования, предъявляемые элитным специалистам, различны по уровню и профилю, поэтому появляется проблема разработки эффективных технологий обучения. Проектно-технологическая подготовка магистров обеспечит формирование общих, профессиональных, специальных компетенций магистров в соответствии с современными требованиями к их профессиональной деятельности на нефтегазохи-мических предприятиях. Учебный процесс и реализация проектно-технологической подготовки проектировался с учетом требований представителей отраслевых предприятий, что позволит повысить процент трудоустройства выпускников и достойное конкурирование их на рынке труда.
Особенностью развития нефтегазохимиче-ской отрасли России является дефицит в конкурентоспособных специалистах одновременно с тем, что многие выпускники всех уровней профессионального образования не могут устроиться на работу. Основная причина несоответствие между потребностями нефтехимической отрасли и не способностью учебного заведения технологического профиля обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям предприятий нефтехимии.
С целью выявления компетенций, предъявляемых выпускнику при устройстве на работу, определения требований, которым должен отвечать высококвалифицированный специалист после окончания магистратуры, а также разработки основной образовательной программы по подготовке магистров нами
было изучено мнение работодателей. В опросе участвовало 70 руководителей и специалистов восьми крупных предприятий нефтегазохимического комплекса: НИИ нефтепромхим, ОАО «НКНХ», ОАО «Казаньоргсинтез», ООО «ЛукойлНижегороднефте-оргсинтез», Марийский НПЗ, ОАО Татнефтехимин-вест - Холдинг», ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», ОАО «Саматлорнефтегаз».
Работодателям предлагалось оценить значимость представленных им специальных компетенций, определенных нами на основе анализа стратегии развития топливно-энергетического комплекса России до 2020 года:
1) владение современными методами геологоразведочных работ для освоения и разработки новых месторождений нефти и газа;
2) способность к подбору современных элементов оборудования для реконструкции и модернизации технологических установок;
3) способность применять современные автоматизированные системы управления и телемеханики на технологических установках для наращивания производственных мощностей;
4) способность к участию в разработке и проектировании современных принципиально новых импортозамещающих технологий и новых технологий при переходе на альтернативные источники сырья;
5) способность к управленческой деятельности;
6) способность работать на современном рынке реализации перспективной продукции;
7) способность проводить маркетинговые исследования;
8) способность готовить бизнес-планы выпуска конкурентоспособной продукции.
Оценка значимости специальных компетенций руководителями и специалистами предприятий нефтегазохимического комплекса показана на рисунке. Как видим, они считают, что современный магистр должен быть творческой личностью, умеющей в сложных ситуациях принимать правильные, часто нестандартные решения, быть готовым к самообразованию и саморазвитию. Качество подготовки магистра определяется тем, в какой мере он подготовлен к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Однако при этом из предложенных общих специальных компетенций руководители и специалисты предприятий нефтехимических предприятий выдели три наиболее значимых: способность к подбору современных элементов оборудования для реконструкции и модернизации технологических установок; способность применять современные автоматизированные системы управления и телемеханики на технологических установках для наращивания производственных мощностей; способность к участию в разработке и проектировании современных принципиально новых импортозамещающих технологий и новых технологий при переходе на альтернативные источники сырья.
> ц 1, 2, 3. 4. 5. 6. 7. 8.
0 с владе сгюсо сгюсо спосо спосо спосо спосо спосо
0 нием бност бност бност бност бност бност бност
1-и совре ью к ыо ью к ью к ыо ыо ыо
ш т мен н подбо приме участи управ работ Прово готови
ыми РУ нять 10 6 ленче атьна цшь ть
0 X метод совре совре разра свой совре марке 6.13МС
ами... мен... мен... бот... деят... мен... тинг... с...
В Обязательно должны обладать 12 45 43 44 19 6 8 4
Рис. 1 - Компетенции, которыми должны обязательно обладать магистры
Каждый четвертый эксперт дополнил перечень представленных компетенций еще одной немаловажной, на его взгляд, - это владение различными подходами к решению экологических проблем.
Проанализировав полученные данные, рабочая группа факультета нефти и нефтехимии по разработке образовательной программы, в состав которой входили декан ФННХ профессор Башкирцева Н.Ю., доцент кафедры ХТ ПНГ Мурзин В.М., доцент кафедры ТООНС Гариева Ф.Р., специалист УМР ФННХ Китаева Л.А., специалист УМР ФННХ Котова Н.В., из общих специальных компетенций, выделенных руководителями и специалистами нефтегазохимиче-ских предприятий, определила узкоспециализированные компетенции:
> Способность к постановке и формулированию задач научно-прикладных исследований на основе предполагаемых траекторий разработки, в том числе для принятия обоснованных проектных решений в условиях нечеткой постановки задачи и компенсирования недостатка исходной информации;
> Умение разрабатывать программу предпро-ектной подготовки; проводить предпроектную подготовку; обрабатывать и анализировать ее результаты; формулировать выводы и рекомендации; разрабатывать задания на выполнение проектов новых технологических процессов, реконструкции и технического перевооружения объектов нефтедобычи, транспорта, подготовки и глубокой переработки нефти, объектов хранения, транспорта и распределения нефтепродуктов и газа различного технологического назначения с учетом требований качества, себестоимости конечной продукции;
> Умение разрабатывать программу предпро-ектной подготовки; проводить предпроектную подготовку; обрабатывать и анализировать ее результаты; формулировать выводы и рекомендации; разрабатывать задания на выполнение проектов новых технологических процессов, реконструкции и технического перевооружения объектов нефтедобычи, транспорта, подготовки и глубокой переработки нефти, объектов хранения, транспорта и распределения нефтепродуктов и газа различного технологического назначения с
учетом надежности, удобства эксплуатации технологического оборудования;
> Умение разрабатывать программу пред-проектной подготовки; проводить предпроектную подготовку; обрабатывать и анализировать ее результаты; формулировать выводы и рекомендации; разрабатывать задания на выполнение проектов новых технологических процессов, реконструкции и технического перевооружения объектов нефтедобычи, транспорта, подготовки и глубокой переработки нефти, объектов хранения, транспорта и распределения нефтепродуктов и газа различного технологического назначения с учетом требований промышленной безопасности к технологическому процессу;
> Умение разрабатывать программу пред-проектной подготовки; проводить предпроектную подготовку; обрабатывать и анализировать ее результаты; формулировать выводы и рекомендации; разрабатывать задания на выполнение проектов новых технологических процессов, реконструкции и технического перевооружения объектов нефтедобычи, транспорта, подготовки и глубокой переработки нефти, объектов хранения, транспорта и распределения нефтепродуктов и газа различного технологического назначения с учетом имеющихся ресурсов организации-заказчика проектной документации;
> Умение разрабатывать виртуальные модели единичного оборудования и технологических установок; используя цифровые модели оборудования, технологических установок и производств, проводить виртуальные общетехнологические и эксплуатационные испытания для проверки надежности и технологической целесообразности принятых решений;
> Способность к разработке различных вариантов технологического процесса, анализу предложенных вариантов, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности, готовностью к прогнозированию последствий принятых решений в процессе их реализации на различных стадиях проведения работ;
> Знания и умения, позволяющие анализировать технические и технологические решения, реализованные на технологических установках или иных производствах с целью внесения изменений в соответствии с требованиями правил и норм промышленной безопасности, а также приведение указанных выше технологических объектов в соответствие с требованиями иной проектной и эксплуатационной документацией;
> Умение оценивать экономическую эффективность различных вариантов проектируемых технологических процессов, инновационных и технологических рисков при разработке, проектировании и реализации новых технологических решений;
> Готовность к выбору основного и вспомогательного технологического, оборудования; выбору оборудования для транспортных коммуникаций технологических, энергетических и вспомогательных потоков;
> Умения и навыки разработки проектов нового строительства, реконструкции и технического
перевооружения технологических установок нефтедобычи, транспорта и подготовки и глубокой переработки нефти, объектов хранения, транспорта и распределения нефтепродуктов и газа различного технологического назначения; реализации технологической цепочки выпуска проектной документации с применением CAD/CAM/CAE технологий; разрабатывать и проводить комплексы мероприятий и работ по авторскому надзору при реализации проектных решений;
> Умение разрабатывать комплекты проектной и технико-технологической документации, обеспечивающей строительство новых или реконструкцию действующих технологических установок, проведение пусконаладочных работ и последующую эксплуатацию технологического объекта с использованием PDM и CALS технологий;
> Умение разрабатывать PFD и P&ID схемы технологических процессов, включающие разработку комплексных систем управления технологическими процессами и подбор основного оборудования систем управления, как соответствующие отечественной нормативной документации, так и в соответствии с требования ANSI/ISA-S5.1-1984 "Instrumentation Symbols and Identification" и "Instrumentation, Systems and Automation Society";
> Способность к организации коллективов исполнителей различной профессиональной направленности и координации их совместной работы; принятие управленческих решений в условиях различных предложений решения спорных ситуаций и методов реализации принятых управленческих решений; ко-
ординировать взаимоотношения с генподрядными, смежными и субподрядными организациями;
> Умение разрабатывать структуру интеллектуальной информации, алгоритмы наполнения и обработки интеллектуальной информации при компоновке 3-D моделей оборудования, технологических узлов и площадок, инженерных сооружений.
На основании вышеизложенных специальных компетенций выделенных факультетом с учетом требований работодателей, общекультурных и профессиональных компетенций, прописанных в ФГОС ВПО, разработана основная образовательная программа проектно-технологической магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
Литература
1. Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы / А.В.Антюхов // Высшее образование в России. - 2010. - №10. - С.26-29.
2. Внукова Л.А. Использование программного комплекса CADWORX 3D при подготовке специалистов для нефтехимической отрасли /Л.А. Внукова, В.М. Мурзин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С. 520-522.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662 - р.). URL: www.mon.gov.ru
4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Приложение к журналу «Энергетическая политика». - 2003. - 136 с.
© Л. А. Китаева - асп. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; В. М. Мурзин - канд. техн. наук, доцент каф. ХТПНГ, [email protected]; П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].